Конституционно - правовой статус человека и гражданина Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 23:54, курсовая работа

Краткое описание

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Осуществление прав и свобод не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………..5
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН…………………………………9
ГЛАВА 3 РЕАЛИЗАЦИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В ПРАКТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ…………………….………………………………12
3.1 Ограничения общего характера в сфере личных, политических, социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина………………………...12
3.2 Ограничение прав и свобод в условиях особых государственно-правовых режимов……………………………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_2_1.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

Статья 22 Закона Республики Беларусь  «О государственной службе в Республике Беларусь» устанавливает следующие ограничения для государственного служащего, он не вправе:

  • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;
  • принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
  • занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;
  • заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемых по согласованию с руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом;
  • выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде [20].

Государство гарантирует каждому право собственности. Право собственности бессрочно. Принудительное отчуждение имущества допускается лишь в двух случаях:

  • по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества (снос домов, находящихся в собственности граждан, для строительства объектов общего пользования);
  • согласно постановлению суда (конфискация).

Согласно ст. 61 УК конфискация имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями УК.

В целях обеспечения возмещения ущерба (вреда), причиненного преступлением, уплаты дохода, полученного преступным путем, гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества орган дознания, следователь, прокурор и суд вправе наложить арест на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. Наложение ареста на имущество, находящееся в жилище и ином законном владении, производится только с согласия собственника или проживающих в них совершеннолетних лиц либо с санкции прокурора, его заместителя либо по постановлению Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности, или по постановлению суда.

Наложение ареста на имущество заключается в объявлении собственнику или владельцу запрета на распоряжение, а в необходимых случаях и пользование этим имуществом либо в изъятии имущества и передаче его на хранение [15].

Таким образом, ограничения общего характера в сфере личных, политических, социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь включают в себя, прежде всего, ограничение таких прав как:

  • право на жизнь;
  • свобода, неприкосновенность и достоинство личности;
  • право на личную жизнь:
  • неприкосновенность жилища;
  • свобода передвижения и выбор места жительства:
  • свобода мнений и убеждений;
  • права на управление делами государства;
  • право избирать и быть избранным; право на обращение в государственные органы;
  • свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования;
  • право на равный доступ к любым должностям в государственных органах.
  • права собственности.

Ограничения должны быть соразмерны демократической природе соответствующего права, его конституционному содержанию в том числе и обусловленные спецификой статуса некоторых категорий лиц, например, государственных служащих, выборных работников и др.

 

 

3.2 Ограничение  прав и свобод в условиях  особых государственно-правовых  режимов 

 

 

Осуществление предусмотренных Конституцией Республики Беларусь прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом.

Вместе с тем, ст. 63 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что отдельные права не могут ограничиваться даже при осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения:

  • право на жизнь;
  • никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам;
  • никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
  • каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом [18].

Президент Республики Беларусь, согласно п. 22 ст. 84 Конституции Республики Беларусь в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики [10].

Важно, что законом Республики Беларусь «О чрезвычайном положении» закреплены гарантии прав граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения, в том числе определены пределы применения чрезвычайных мер и временных ограничений в условиях чрезвычайного положения, гарантии имущественных и социальных прав, порядок задержания граждан, нарушивших правила комендантского часа, ответственность лиц, участвующих в обеспечении режима чрезвычайного положения, предусмотрено функционирование судебной системы в обычном режиме и недопустимость создания чрезвычайных судов [23].

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «О военном положении» военное положение на территории Республики Беларусь либо в отдельных ее районах вводится в случае военной угрозы или нападения. Президент Республики Беларусь вводит на территории Республики Беларусь военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики [24].

Законодательством определяются временные ограничения, которые применяются во всех случаях независимо от оснований введения чрезвычайного или военного положения, а именно:

  • полное  или частичное приостановление полномочий государственных органов;
  • установление ограничений на свободу передвижения по территории, на  которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима  въезда  на  указанную  территорию  и  выезда  с нее;
  • установление  ограничений  на  осуществление  отдельных   видов финансово-экономической  деятельности,  включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • запрещение  или  ограничение  проведения  собраний,   митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования со стороны групп лиц и организаций,  в  результате  действий  которых  введено чрезвычайное положение;
  • отложение    проведения   забастовок  или  приостановление   их на территории,  на  которой  введено  чрезвычайное  положение, но не более чем на трехмесячный срок;
  • ограничение  движения  транспортных  средств и осуществление их досмотра;
  • временное  отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им временных жилых помещений;
  • организует  в  период  действия  военного  или чрезвычайного положения  работу по обеспечению    потребностей  государства   материально-техническими, трудовыми и другими ресурсами;
  • введение  комендантского  часа, то есть запрета в установленное время  суток  находиться  на улицах и в иных общественных местах без специально  выданных  пропусков  и  (или) документов, удостоверяющих личность граждан;
  • ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее  осуществления,  а  также  временное  изъятие  или арест печатной продукции,  радиопередающих,  звукоусиливающих  технических средств, множительной  техники,  установление  особого  порядка  аккредитации журналистов;
  • приостановление    деятельности  политических  партий  и   иных общественных  объединений,  преследующих  политические цели, которые препятствуют  устранению  обстоятельств,  послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
  • проверка  документов,  удостоверяющих  личность граждан, личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств граждан [11, с. 58].

С момента отмены чрезвычайного или военного положения нормативные правовые акты Республики Беларусь, принятые (изданные) для обеспечения режима чрезвычайного или военного положения, не применяются и подлежат отмене государственными органами (должностными лицами), их принявшими (издавшими), если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

Таким образом, определенные особенности реализации прав и свобод, установление ограничений могут иметь место в условиях чрезвычайного или военного положения. Меры,  применяемые  в  условиях особых государственно-правовых режимов и влекущие за собой ограничение (приостановление) установленных Конституцией Республики Беларусь, иным законодательством  Республики  Беларусь  полномочий  государственных органов, прав и  свобод  граждан,  прав  организаций, должны осуществляться    в тех пределах, которых требует создавшееся положение.

Ограничение прав и свобод граждан предусмотрены в Конституции Республики Беларусь и в ряде законов. Эти ограничения чаще всего выступают как необходимые условия для деятельности правоохранительных органов, признанных охранять права и свободы всех граждан.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Ограничения обуславливаются интересами развития демократического государства, где обеспечиваются не только интересы общества, но и отдельного человека и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других.

Под конституционными ограничениями прав и свобод следует понимать определение пределов свободы личности в обществе и государстве.

Основными чертами правовых ограничений, характеризующими их место в механизме конституционно-правового регулирования, являются следующие:

  • ограничения выполняют охранительно-обеспечительную функции;
  • ограничения имеют внешнее выражение в виде обязанностей, установленных императивными нормами;
  • ограничения определяют модели поведения, выраженные в форме запретов  и обязываний;
  • ограничения обеспечиваются силой государства путем применения к нарушителю разнообразных неблагоприятных последствий.

Информация о работе Конституционно - правовой статус человека и гражданина Республики Беларусь