Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 23:54, курсовая работа
Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Осуществление прав и свобод не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………..5
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН…………………………………9
ГЛАВА 3 РЕАЛИЗАЦИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В ПРАКТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ…………………….………………………………12
3.1 Ограничения общего характера в сфере личных, политических, социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина………………………...12
3.2 Ограничение прав и свобод в условиях особых государственно-правовых режимов……………………………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………28
Статья 22 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» устанавливает следующие ограничения для государственного служащего, он не вправе:
Государство гарантирует каждому право собственности. Право собственности бессрочно. Принудительное отчуждение имущества допускается лишь в двух случаях:
Согласно ст. 61 УК конфискация имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями УК.
В целях обеспечения возмещения ущерба (вреда), причиненного преступлением, уплаты дохода, полученного преступным путем, гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества орган дознания, следователь, прокурор и суд вправе наложить арест на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. Наложение ареста на имущество, находящееся в жилище и ином законном владении, производится только с согласия собственника или проживающих в них совершеннолетних лиц либо с санкции прокурора, его заместителя либо по постановлению Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности, или по постановлению суда.
Наложение ареста на имущество заключается в объявлении собственнику или владельцу запрета на распоряжение, а в необходимых случаях и пользование этим имуществом либо в изъятии имущества и передаче его на хранение [15].
Таким образом, ограничения общего характера в сфере личных, политических, социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь включают в себя, прежде всего, ограничение таких прав как:
Ограничения должны быть соразмерны демократической природе соответствующего права, его конституционному содержанию в том числе и обусловленные спецификой статуса некоторых категорий лиц, например, государственных служащих, выборных работников и др.
3.2 Ограничение
прав и свобод в условиях
особых государственно-
Осуществление предусмотренных Конституцией Республики Беларусь прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом.
Вместе с тем, ст. 63 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что отдельные права не могут ограничиваться даже при осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения:
Президент Республики Беларусь, согласно п. 22 ст. 84 Конституции Республики Беларусь в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики [10].
Важно, что законом Республики Беларусь «О чрезвычайном положении» закреплены гарантии прав граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения, в том числе определены пределы применения чрезвычайных мер и временных ограничений в условиях чрезвычайного положения, гарантии имущественных и социальных прав, порядок задержания граждан, нарушивших правила комендантского часа, ответственность лиц, участвующих в обеспечении режима чрезвычайного положения, предусмотрено функционирование судебной системы в обычном режиме и недопустимость создания чрезвычайных судов [23].
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «О военном положении» военное положение на территории Республики Беларусь либо в отдельных ее районах вводится в случае военной угрозы или нападения. Президент Республики Беларусь вводит на территории Республики Беларусь военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики [24].
Законодательством определяются временные ограничения, которые применяются во всех случаях независимо от оснований введения чрезвычайного или военного положения, а именно:
С момента отмены чрезвычайного или военного положения нормативные правовые акты Республики Беларусь, принятые (изданные) для обеспечения режима чрезвычайного или военного положения, не применяются и подлежат отмене государственными органами (должностными лицами), их принявшими (издавшими), если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.
Таким образом, определенные особенности реализации прав и свобод, установление ограничений могут иметь место в условиях чрезвычайного или военного положения. Меры, применяемые в условиях особых государственно-правовых режимов и влекущие за собой ограничение (приостановление) установленных Конституцией Республики Беларусь, иным законодательством Республики Беларусь полномочий государственных органов, прав и свобод граждан, прав организаций, должны осуществляться в тех пределах, которых требует создавшееся положение.
Ограничение прав и свобод граждан предусмотрены в Конституции Республики Беларусь и в ряде законов. Эти ограничения чаще всего выступают как необходимые условия для деятельности правоохранительных органов, признанных охранять права и свободы всех граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
Ограничения обуславливаются интересами развития демократического государства, где обеспечиваются не только интересы общества, но и отдельного человека и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других.
Под конституционными ограничениями прав и свобод следует понимать определение пределов свободы личности в обществе и государстве.
Основными чертами правовых ограничений, характеризующими их место в механизме конституционно-правового регулирования, являются следующие:
Информация о работе Конституционно - правовой статус человека и гражданина Республики Беларусь