Международные стандарты в сфере наказаний без лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность избранной темы исследования обуславливается теоретическими и прикладными аспектами рассматриваемой проблемы. Применение наказания в виде лишения свободы, безусловно, необходимо при совершении тяжких и особо тяжких преступных деяний, однако оно имеет определенные издержки для общества. Эти издержки выражаются в объеме финансовых, материально-технических ресурсов, которые государство должно направлять на содержание пенитенциарных учреждений. Наряду с этим имеют место трудности с решением задач социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Подобная ситуация не способствует оздоровлению нравственного климата в обществе и снижению уровня преступности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ НАКАЗАНИЙ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 4
1.1.Минимальные стандартные Правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением. 4
1.2 .Иные международные стандарты в сфере наказаний без лишения свободы. 9
2ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 13
2.1.Уголовно-исполнительное законодательство РБ о наказаниях без изоляции от общества. 13
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
4.Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 54.71 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ  

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                   2

1.МЕЖДУНАРОДНЫЕ  СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ НАКАЗАНИЙ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ                                                                             4     

1.1.Минимальные стандартные Правила ООН в отношении мер, не  связанных с тюремным заключением.                                                             4

1.2 .Иные международные стандарты в сфере наказаний без лишения   свободы.                                                                                                             9

2ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ  ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ                                                                                          13          

2.1.Уголовно-исполнительное законодательство РБ о наказаниях без изоляции от общества.                                                                                         13

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                         21

4.Список использованной литературы                          24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

                                               

 

 

                                                  ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность избранной темы исследования обуславливается теоретическими и прикладными аспектами рассматриваемой проблемы. Применение наказания в виде лишения свободы, безусловно, необходимо при совершении тяжких и особо тяжких преступных деяний, однако оно имеет определенные издержки для общества. Эти издержки выражаются в объеме финансовых, материально-технических ресурсов, которые государство должно направлять на содержание пенитенциарных учреждений. Наряду с этим имеют место трудности с решением задач социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Подобная ситуация не способствует оздоровлению нравственного климата в обществе и снижению уровня преступности. В связи с этим представляется, что высокую социальную ценность имеет обоснованное использование в уголовной политике Республики Беларусь наказаний исполняемых без направления преступников в пенитенциарные учреждения. Таким образом, весьма важным является исследование наукой уголовного и уголовно-исполнительного права таких вопросов, как юридическая природа новых видов наказаний, предусмотренных УК РБ, имплементация международных стандартов ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением; особенности правового режима наказаний без лишения свободы. Заслуживает внимания то обстоятельство, в содержании традиционных для отечественного уголовного права видов наказаний, в современных условиях произошли существенные изменения, обусловленные переменами в политических, социально-экономических, идеологических отношениях в стране.

      Целью настоящей курсовой работы является исследование юридической природы, сущности и социальной ценности наказаний без изоляции осужденных от общества. Указанная цель обуславливает постановку следующих логически взаимосвязанных задач:

Во-первых, обращение к конкретным нормам уголовного и уголовно исполнительного законодательства Республики Беларусь, регламентирующих наказания без лишения свободы. Во-вторых, изучение специальной монографической литературы и материалов периодических изданий, посвященных различным аспектам применения наказаний. В-третьих, обращение к рекомендательным положениям Стандартных минимальных Правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением и других документов ООН, содержащие материал об альтернативных уголовно-правовых санкциях. В-четвертых, общая характеристика института наказания, его целей, признаков и механизма. В-пятых, сравнительный анализ законодательной конструкции и порядка исполнения наказаний без лишения свободы. В-шестых, изучение деятельности уголовно-исполнительных инспекций как субъектов посткриминального контроля, осуществляемого в отношении определенных категорий осужденных.

     Объектом являются правовые нормы и отношения международного и внутригосударственного характера в сфере регулирования мер воздействия в отношении преступников. Предметом исследования стала совокупность норм уголовного и уголовно-исполнительного права Республики Беларусь, моделирующих наказания без лишения свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ НАКАЗАНИЙ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

1.1 МИНИМАЛЬНЫЕ СТАНДАРТНЫЕ  ПРАВИЛА ООН В ОТНОШЕНИИ МЕР, НЕ СВЯЗАННЫХ С ТЮРЕМНЫМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ  

В соответствии со ст.4 Конституции Республики Казахстан общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики Казахстан являются составной частью ее правовой системы. Принятые на международном уровне нормы, принципы и рекомендации в области исполнения уголовных наказаний и деятельности уголовно-исполнительных учреждений и органов получили наименование международных стандартов обращения с осужденными. Появившиеся в разное время и неравнозначные по их юридическому статусу, они отражают стремление международного сообщества максимально скоординировать политику, средства и методы обращения с осужденными в духе общепризнанных норм, провозглашенных  Всеобщей декларацией прав человека.1

Международные стандарты классифицируют на универсальные  и специальные. Первые относятся  к правам человека в целом и  лишь в отдельных их частях определяют специфическое положение личности в системе исполнения уголовного наказания. К ним относятся:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948г.);

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.);

  • Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.);

  • Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1988г.);

  • Декларация прав ребенка (1959г.);

  • Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971г.);

  • Декларация о правах инвалидов (1975г.);

К специальным  актам относятся:

  • Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955г.);

  • Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975г.);

  • Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г.);

  • Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979г.);

  • Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982г.);

  • Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984г.);

  • Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985г.);

  • Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989г.);

  • Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990г.);

  • Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних лишенных свободы (1990г.);

  • Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр Риядкие руководящие принципы) (1990г.);

Проблемы  нравственного содержания наказания  остаются актуальными и сегодня. Это подтверждает принятая ООН в 1984 г. «Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания», в которой содержится указание на обязанность каждого государства «…предотвращать акты жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания». Этот документ ООН не только закрепляет правовые, гуманистические принципы осуществления уголовных наказаний, но и отражает печальные факты применения пыток, бесчеловечного обращения с правонарушителями, известные во многих странах.

       Вторая  группа стандартов применяется специально для отношений по исполнению наказаний. Так,  по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией осужденного отобществаприняты Стандартные минимальные  Правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением. Эти правила одобрил У111 Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в августе 1990г. Они были разработаны Институтом Азии и Дальнего Востока при ООН в Токио, поэтому получили название «Токийские правила», которые были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1990г. «Токийские правила» распространяются на всю сферу уголовной юстиции и содержат свод основных принципов для содействия использованию мер, не связанных с лишением свободы, а также минимальные гарантии для лиц, в отношении которых применяются уголовно-правовые меры, не связанные с реальным лишением свободы.

       В соответствии со ст.ст.1-2 «Токийские правила» носят рекомендательный характер и  должны применяться с учетом политических, экономических, социальных и культурных условий каждого государства, а также целей и задач ее системы уголовного правосудия.

Согласно  ст.8.2 «Токийские правила» включают целый  набора мер, альтернативных тюремному  заключению:

  • устные санкции (замечание, порицание, предупреждение;

  • условное освобождение от ответственности;

  • поражение в гражданских правах;

  • экономические санкции и денежные наказания;

  • конфискация или постановление об экспроприации;

  • возвращение имущества жертве;

  • условное наказание или наказание с отсрочкой;

  • условное освобождение и судебный надзор;

  • выполнение общественно-полезных работ;

  • направление в исправительное учреждение с обязательным дневным присутствием;

  • домашний арест;

  • любой другой вид обращения, не связанный с тюремным заключением;

  • сочетание перечисленных выше мер.

        Далее, после вступительной части, содержащей общие положения «Токийские правила» останавливаются на предсудебной стадии, где можно применить альтернативные лишению свободы меры для избежания  тюремного заключения, и на стадии вынесения приговора. А также рассматривают период после вынесения приговора и возможность замены лишения свободы альтернативными мерами на каком-либо этапе.

 «Токийские правила» определяют требования, которые должны предъявляться к обращению с правонарушителями.

       В них подчеркивается, что на всех стадиях должно обеспечиваться уважение человеческого достоинства  правонарушителя. Во время исполнения мер, не связанных с лишением свободы  права правонарушителя не должны ограничиваться в большом объеме, чем это санкционировано компетентным органом, вынесшим первоначальное решение. Соблюдается право правонарушителя на личную жизнь, а также на личную жизнь его семьи. Проведение медицинских или психологических экспериментов над правонарушителями или неоправданный риск причинения им физической или душевной травмы запрещается.

       Личное дело (досье) правонарушителя должно вестись  строго конфиденциально. Доступ имеют  лица, кто непосредственно занимается рассмотрением дела правонарушителя  или должным образом уполномоченные на это. В процессе назначения и исполнения мер, не связанных с лишением свободы, правонарушитель имеет возможность подавать запросы или жалобы в независимые органы.

       В «Токийских правилах»  уделяется большое внимание надзору  за правонарушителями, для уменьшения рецидива правонарушений. Должны осуществляться индивидуальная, групповая работа, программы по месту жительства правонарушителей.

       При нарушении условий  отбывания мер, не связанных с  тюремным заключением предусматривают  изменения или отмену меры. Однако такое решение должно применяться лишь после тщательного исследования обстоятельств дела и с учетом принципа экономии принудительных средств.

Информация о работе Международные стандарты в сфере наказаний без лишения свободы