Конфискация имущества (ст.61
УК РБ) применяется в соответствии с прямым
указыванием закона только за тяжкие или особо тяжкие
преступления из корыстных побуждений,
и только в случаях, специально предусмотренных
нормами Особенной части УК РБ.
Конфискация имущества есть
принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства
всего или части имущества являющегося собственностью
осужденного. В уголовно-исполнительном
законодательстве дан перечень имущества,
не подлежащего конфискации по приговору
суда. Конфискация имущества, являющаяся
дополнительной мерой наказания может быть
полной или частичной. Органом, приводящим
в исполнение конфискацию имущества, является
суд. Исполнение данного наказания производится
судебными исполнителями. Обращение приговора
о конфискации имущества к исполнению производится
судом, который по вступлении приговора в законную
силу направляет исполнительный лист,
копию описи имущества и копию приговора
для исполнения судебному исполнителю,
о чем извещают соответствующий финансовый
орган. Если опись имущества не производилась,
то судебному исполнителю направляются
справки о том, что опись имущества не
производилась. Конфискации подлежит
имущество, являющееся личной собственностью
осужденного, в том числе его доля в общей собственности.
Споры о принадлежности имущества, подлежащего конфискации
по приговору суда, разрешаются в порядке гражданского
судопроизводства. Заинтересованное лицо
имеет право предъявить в суд заявление
об исключении имущества из описи.
По получении исполнительного
листа судебный исполнитель немедленно
проверяет наличие имущества, указанного
в описи, выявляет другое имущество, подлежащее
конфискации, и включает его в опись.
Если опись имущества не производилась,
судебный исполнитель принимает меры к выявлению имущества
осужденного, подлежащего конфискации,и при его обнаружении составляет
опись этого имущества.
Судебный исполнитель принимает
меры к сохранению имущества подвергнутого
описи. Доля осужденного в общей собственности
определяется судом по представлению судебного исполнителя,
в порядке гражданского судопроизводства.
Конфискованное имущество передается
финансовым органам. Передача имущества
производится после удовлетворения в
соответствии с законодательством всех
предъявляемых к нему требований. В отношении
претензий, подлежащих удовлетворению
за счет конфискованного имущества, государство
отвечает в пределах актива. За сокрытие
или присвоение конфискованного имущества виновные
в соответствии с законом привлекаются
ответственности. Предусмотрена уголовная ответственность
за растрату или сокрытие имущества, подверженного
описи или аресту, совершенные лицом, которому
это имущество вверено. После передачи
конфискованного имущества финансовым
органам исполнительный лист с отметкой
об исполнении приговора о конфискации имущества возвращается
суду, постановившему приговор. Финансовые
органы сообщают суду, постановившему
приговор, сведения,подтверждающие исполнение
приговора в части конфискации имущества.
К разделу наказаний, не связанных с изоляцией осужденных
от общества относится также ограничение
свободы (ст.55 УК РК), а применительно к
военнослужащим – ограничение по военной
службе.
Ограничение свободы заключается в содержании
осужденного в специальном учреждении
без изоляции от общества в условиях осуществления
за ним надзора. Этот вид наказания применяется
к лицам, достигшим на момент вынесения
приговора 18 лет, трудоспособным и только
в качестве основного наказания. Предназначено
ограничение свободы для наказания лиц,
не представляющих большой общественной
опасности. Оно назначается сроком от
одного года до пяти лет. В случае замены
общественных работ или исправительных
работ ограничением свободы оно может
быть назначено на срок менее одного года.
Осужденные к ограничению свободы отбывают
наказание в исправительных учреждениях
открытого типа находящихся, как правило,
в пределах области, по месту постоянного
проживания или осуждения. В настоящее
время из-за отсутствия таких центров
этот вид наказания отбывается по месту
жительства. Закон предусматривает недопустимость
назначать рассматриваемую меру некоторым
категориям осужденных, выделенных по
возрасту, трудоспособности, состоянию
здоровья, семейному положению и т.д. Вместе
с тем, при назначении этой меры она может
быть заменена в случае злостного уклонения
от отбывания наказания более строгой.
Вопрос о применении видов наказаний в
виде ограничения свободы, ареста и общественных
работ постоянно прорабатывается. Ситуация
здесь неоднозначная. Военные суды интенсивно
применяют арест в отношении военнослужащих.
Для создания необходимого количества
арестных домов требуются огромные затраты
ресурсов. То же самое требуется и для
общественных работ. Также необходимо
увеличение численности персонала уголовно-исполнительных
инспекций. В условиях безработицы организовать
привлечение больших масс осужденных
к ограничению свободы представляется
проблематичным. В качестве варианта решения проблемы
альтернативных решению свободы наказаний возможен
перевод института колоний-поселений, в такой вид
наказаний как ограничение свободы, который возможно
осуществить без особых затрат.
Общественные работы и арест как вид наказания
ввести поэтапно, одновременно рассматривания
вопрос о слиянии таких видов наказаний,
как общественные работы и исправительные
работы.
В настоящее время в основном
используются такие виды наказания, как
лишение свободы и условное осуждение
(особенно в отношении несовершеннолетних),
а наказания, как исправительные работы
и штраф из-за безработицы и обнищания
большой массы населения слабо используются.
В этой связи огромное значение
приобретает изучение опыта коллег из
других стран. Таким образом, исполнение
наказаний без изоляции от общества, имеет свои
проблемы. В частности, такие наказания,
как штраф, лишение права занимать определенную
должность или заниматься определенной
деятельностью, исправительные работы
остаются неисполненными по разным причинам:
нестабильности экономического положения
в государстве, текучести кадров и просто
их недостаточностью, отсутствия заинтересованности
в подобной работе и др. Ненадлежащее исполнение
наказаний, не связанных с изоляцией осужденных
от общества, приводит к тому, что такие лица
не только не чувствуют ухудшение своего
положения после осуждения, оставаясь на
прежних местах, но и в ряде случаев продвигаются
по службе либо, лишившись мест в государственных
структурах, создают собственные предприятия,
становятся хозяйствующими субъектами
и зачастую совершают преступления в сфере
экономики, пользуясь своей безнаказанностью.
В этой связи назрела необходимость в совершенствовании
системы банка данных о лицах, которым назначено наказание
без изоляции от общества с тем, чтобы судимость в течение ее
срока являлась препятствием выдачи лицензий
на право занятия тем или иным видом деятельности.
В современный период штраф как
мера уголовного наказания не воспринимается
ни самим осужденным, так как в большинстве случаев назначается лицам,способным заплатить штраф
и воспринимающим данную меру наказания
как обычную гражданско-правовую санкцию;
ни обществом, оценивающим его как откуп.
Кроме того, часто со времени назначения
штрафа до его реального исполнения проходят
сроки, которые в силу инфляции и по другим
причинам делают данное наказание несоразмерным
с преступлением, за которое оно назначено.
В отдельных ситуациях виновному нечем
уплатить штраф по причине утраты им источника
дохода. Однако первые два вида наказания
не должны назначаться до создания условий
для их исполнения, а последний не может
быть исполнен в силу утраты виновным
места работы, т.е. по той же причине, по
которой он не мог выплатить штраф. Подобная
ситуация нуждается в пересмотре на законодательном
уровне. Исполнение штрафа в развитых зарубежных
странах более эффективно в связи со сложившейся
там многолетней практикой применения данного вида
наказания, его ощутимостью для материального положения
виновного, прочностью института собственности,
устоявшейся рыночной экономикой и пр.
Представляется, что в Казахстане на данном
этапе их развития штраф должен быть только
дополнительным видом наказания и назначаться
ограниченному кругу лиц.Обеспечение
должного исполнения всех видов наказаний,
установленных УК РБ, возможно в условиях
относительной экономической и политической
стабильности государства. Таким образом,
современное уголовное и уголовно-исполнительное
законодательство нацеливает суды на
преимущественное применение менее строгих
наказаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наказания без лишения свободы представляют
собой совокупность мер уголовно-правового
воздействия, занимающих видное место
в законодательстве и в правоприменительной
практике Республики Беларусь и других
стран СНГ. Данные наказания представляются
весьма перспективными, способствующими
предупреждению отдельных категорий преступлений
с наименьшими для общества потерями.
Это выражается в их меньшей обременительности
для государственного бюджета по сравнению
с наказанием в виде лишения свободы. Наряду
с этим, альтернативные санкции свидетельствуют
о гуманизме уголовного права, избавляя
значительный контингент преступников
от нахождения в пенитенциарных учреждениях.
Это свою очередь, позволяет осужденным
сохранить имеющиеся социально-полезные
связи и снижает вероятность рецидива
преступлений. Совершенствование наказаний
без лишения свободы одобряется международным
стандартами, установленными в отношении
уголовной юстиции.
Среди наказаний без изоляции осужденных
от общества в уголовном законодательстве
РБ представлены как традиционные, так и новые
разновидности санкций. К первым относятся
штраф , лишения права занимать определенную
должность или заниматься определенной
деятельностью , исправительные работы,
конфискация имущества. Ко вторым примыкают
общественные работы, ограничение по военной
службе , ограничения свободы. Необходимо
отметить, что по сравнению с уголовным
законодательством советского периода,
в нормативную модель сохранившихся видов
наказаний и режим их исполнения были
внесены существенные изменения. Данные
наказания, преследуют цели общего и специального
предупреждения, исправления преступников,
восстановления социальной справедливости.
Отсутствует цель «перевоспитания преступников»,
так как она служила своеобразной «данью»
представлениям о всемогуществе уголовного
права в деле борьбы с преступностью. Изменился
порядок исполнения отдельных видов наказаний.
Так, например, штраф должен взыскиваться
в соотношении к минимальной заработной
плате, а конкретный размер его в санкции
являющейся относительно определенной,
не установлен. Действующее законодательство
не предусматривает два вида исправительных
работ, сохранив лишь исправительные работы
по месту основной трудовой деятельности
осужденного. Представляется, что изменения
в правовом режиме применения наказаний
без лишения свободы обусловлены радикальными
переменами социально-экономического,
политического, правового характера на
пост советском пространстве. В то же время
вызывает сожаление, что новое уголовное
и уголовно-исполнительное законодательство
Беларусь практически не содержит юридических
основ для привлечения общественности
к контролю и воспитательному воздействию
на осужденных. Привлечение субъектов
гражданского общества к данной работе,
несомненно, могло бы способствовать достижению
большей эффективности наказаний, исполняющихся
без направления преступников в пенитенциарные
учреждения.
Заслуживает внимания то обстоятельство,
что ряд наказаний без лишения свободы осуществляется
под контролем уголовно-исполнительных
инспекций. В связи с этим следует отметить,
что без решения таких проблем, как увеличение
штатной численности персонала уголовно-исполнительных
инспекций, привлечения в его состав добровольных
помощников, надлежащее организационное
и материально-техническое обеспечение,
трудно ожидать ощутимых успехов в предупреждении
соответствующих категорий преступлений.
Подводя итог изложенному, возможно предположить,
что пристальное внимание законодательной
и правоприменительной практики к наказаниям
без лишения свободы и использование лучших
традиций отечественного и зарубежного
опыта уголовной юстиции, будет содействовать
преодолению многих коллизий в борьбе
с преступностью.
Список используемой источников
1.Конституция Республики
Беларусь
2. Уголовный Кодекс Республики
Беларусь
3. Уголовно-исполнительный
кодекс Республики Беларусь
4,Всеобщая декларация прав
человека (1948г.);
5. Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах (1966г.);
6. Международный пакт о гражданских
и политических правах (1966г.);
7.Декларация о ликвидации всех
форм нетерпимости и дискриминации на
основе религии или убеждений (1988г.);
8.Декларация прав ребенка (1959г.);
9. Декларация о правах умственно
отсталых лиц (1971г.);
10. Декларация о правах инвалидов
(1975г.);
11.Минимальные стандартные
правила обращения с заключенными (1955г.);
12. Декларация о защите всех
лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных
или унижающих достоинство видов обращения
и наказания (1975г.);
13. Конвенция против пыток и
других жестоких, бесчеловечных или унижающих
достоинство видов обращения и наказания
(1984г.);
14.Кодекс поведения должностных
лиц по поддержанию правопорядка (1979г.);
15. Принципы медицинской этики,
относящиеся к роли работников здравоохранения,
в особенности врачей, в защите заключенных
или задержанных лиц от пыток и других
жестоких, бесчеловечных или унижающих
достоинство видов обращения и наказания
(1982г.);
16. Меры, гарантирующие защиту
прав тех, кто приговорен к смертной казни
(1984г.);
17. Минимальные стандартные
правила ООН, касающиеся отправления правосудия
в отношении несовершеннолетних (Пекинские
правила) (1985г.);
18. Свод принципов защиты всех
лиц, подверженных задержанию или заключению
в какой бы то ни было форме (1989г.);
19. Минимальные стандартные
правила ООН в отношении мер, не связанных
с тюремным заключением (Токийские правила)
(1990г.);