Международные стандарты в сфере наказаний без лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность избранной темы исследования обуславливается теоретическими и прикладными аспектами рассматриваемой проблемы. Применение наказания в виде лишения свободы, безусловно, необходимо при совершении тяжких и особо тяжких преступных деяний, однако оно имеет определенные издержки для общества. Эти издержки выражаются в объеме финансовых, материально-технических ресурсов, которые государство должно направлять на содержание пенитенциарных учреждений. Наряду с этим имеют место трудности с решением задач социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Подобная ситуация не способствует оздоровлению нравственного климата в обществе и снижению уровня преступности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ НАКАЗАНИЙ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 4
1.1.Минимальные стандартные Правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением. 4
1.2 .Иные международные стандарты в сфере наказаний без лишения свободы. 9
2ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 13
2.1.Уголовно-исполнительное законодательство РБ о наказаниях без изоляции от общества. 13
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
4.Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 54.71 Кб (Скачать файл)

Большое значение придается квалификации персонала, ведущего работу с осужденными без  лишения свободы. Отмечается необходимость обеспечить его профессиональную подготовку, соответствующее служебное положение, надлежащие оклады и льготы и предоставлять широкие возможности для продвижения по службе.

       Минимальные стандартные правила ООН в  отношении мер, не связанных с тюремным заключением, базируются на принципе широкого участия представителей гражданского общества в процессе воспитательного воздействия на преступников.

       Вместе  с тем, необходимо поощрять участие  общественности, которое следует  рассматривать, как «предоставляемую членам общества возможность внести свой вклад в дело защиты интересов общества». Добровольцы, участвующие в работе с осужденными, должны пройти необходимую подготовку, страховаться от несчастного случая, телесного повреждения при выполнении своих обязанностей.

В отличие от международных договоров  правила не нуждаются в ратификации, не обладают столь обязательной юридической  силой и тем более «самоисполнительностью»

«Токийские  правила» широко признаны международным  сообществом в качестве правил, отражающих фактически существующее положение в наиболее прогрессивных системах обращения с осужденными. 

1.2 ИНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ  СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ НАКАЗАНИЙ  БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

       К иным международным  стандартам в сфере наказаний, не связанных с лишением свободы относятся Европейские правила общественных (альтернативных) санкций и мер, принятые в октябре 1992г. Комитетом Министров Совета Европы в качестве рекомендации. С одной стороны, правила выступают аналогом Европейских тюремных правил, относящихся к мерам, не связанным с тюремным заключением и лишением свободы вообще. С другой стороны, это региональный вариант «Токийских правил».

        Правила альтернативных санкций нацелены на максимально  возможное сокращение реального  лишения свободы на всех стадиях уголовной ответственности. Вместе с тем установлено, что никакие альтернативные санкции не могут применяться, если они противоречат общепризнанным международным нормам в сфере прав человека. Содержание таких мер должно исключать чрезмерный риск причинения физического или психического вреда правонарушителю, уделяя значительное внимание персоналу органов, исполняющих  наказания без лишения свободы, Европейские правила одновременно указывают, что деятельность этих органов  «должна дополняться использованием всех подходящих ресурсов, существующих в обществе (ст.45)». В этом плане большое значение отводится участию общественности (организации и отдельных лиц).Итак, в резолюциях ООН и Европейского Совета предусмотрен контроль за реализацией международных стандартов с тем, чтобы сохранить в международном масштабе их высокий моральный политический статус.

       Для дополнения альтернатив тюремному  заключению необходимо использовать традиционные альтернативы лишению свободы для  того, чтобы бороться, с чрезмерным применением тюремного заключения, которое приводит к широкому распространению явления перенаселенности тюрем.

Законодателям, исполнительной судебной власти и общественности необходимо применять наказания  альтернативные лишению свободы.

Предварительное заключение и краткосрочное наказание лишением свободы должны, где это, возможно, заменятся на меры, не связанные с лишением свободы. Права жертв должны всегда приниматься  во внимание, когда рассматривается  возможность применения альтернативных санкций.

Каждому, который участвует в процессе вынесения или исполнения судебных приговоров без лишения свободы, а также тех, которые работают в системе уголовного правосудия и общественным деятелям, неправительственным организациям, должно быть предложено соответствующее обучение. Гражданское общество должно быть информировано  о той роли, которое оно играет в развитии исполнении альтернативных лишению свободы наказаний.

     Лица, которые несут ответственность  в гражданско-процессуальном порядке  ответственность за долги и неуплату штрафов, не должны лишаться свободы, но в отношении их должны быть приняты альтернативные санкции. С 13 по 17 апреля 1999 года в Великобритании прошла Международная конференция  по реформе уголовных наказаний, которая выработала новую программу  реформ в области исполнения наказаний на следующее десятилетие. Участники данной конференции признали, что  системы уголовного правосудия требуют  реформирования, и что тюремные системы  всего мира находятся в состоянии  кризиса. Всего в мире в местах лишения свободы содержатся более 8 миллионов мужчин, женщин и детей. Тюрьмы приносят мало пользы обществу, разрушают семьи заключенных. Во многих странах на практике условия в тюрьмах часто бесчеловечны и далеки от стандартов ООН и минимальных региональных стандартов, под которыми подписались большинство государств.

Переполненность тюрем, отсутствие гигиены, нехватка продуктов  питания, плохое медицинское обслуживание, высокий уровень инфекционных заболеваний  и смертность в местах заключения, насилие и коррупция, получили широкое распространение.

      Во  многом росту численности заключенных  способствовало применение тюремного  заключения при попытках решить проблему употребления наркотиков  в обществе. В некоторых странах до 50 процентов  всех заключенных попадают в тюрьмы за ненасильственные преступления, связанные с наркотиками. По иронии судьбы, примерно такой же процент заключенных продолжают нелегально употреблять наркотики, находясь в заключении. Многие  существующие и успешно действующие  альтернативы тюремному заключению в целом не находят понимания в обществе или не достаточно используются судами и другими органами уголовного правосудия. Тюремное  заключение часто применяется даже за малозначительные преступления, как  главное наказание, а не как средство, применяемое в исключительных случаях.

       Участники конференции определили девять стратегических направлений новой программы  реформ систем исполнения наказаний:

  1. Восстановительное правосудие – восстановление взаимопонимания между жертвой, преступником и обществом.

  1. Альтернативные способы разрешения конфликтов – выведение конфликтов из уголовно-процессуальной сферы и помогают сторонам разрешить их с помощью нейтрального лица, посредника.

  1. Неформальное правосудие – улучшает доступ к правосудию, основано на принципе примирения сторон, предполагает активное участие сторон, принимал во внимание язык и ценность, распространения в местном обществе.

  1. Альтернативы тюремному заключению.

Для дополнения альтернатив тюремному  заключению необходимо использовать традиционные альтернативы лишению свободы.

  1. Альтернативные методы обращения с несовершеннолетними. Международные инструменты, в частности, Конвенция о правах ребенка, требует, чтобы несовершеннолетние подвергались тюремному заключению в исключительных случаях.

  1. Специальные стратегии для предотвращения насильственных преступлений.

  1. Сокращение численности тюремного населения. Международные документы, касающиеся обращения с правонарушителями, требуют минимального применения тюремного заключения.

  1. Правильное управление тюремными заведениями. Управление тюрьмами всегда должно осуществляться в соответствии с соответствующими международными стандартами.

  1. Роль гражданского общества в реформе уголовно-исполнительной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

2.1. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РК О НАКАЗАНИЯХ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА  

Действующее уголовное  и уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь  значительно  увеличивает количество наказаний, не связанных с лишением свободы. К наказаниям без изоляции от общества относятся:

       Штраф – денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных Уголовным Кодексом, в размере, соответствующем определенному количеству месячных расчетных показателей, установленных законодательством и действующих на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период на момент совершения им преступления. В Уголовно-исполнительном кодексе РБ штрафу посвящены ст. 29-30.

       Закон устанавливает  размер штрафа от двадцати пяти до двадцати тысяч месячных расчетных показателей, установленных законодательством РК, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года. Размер штрафа определяется судом не только тяжести содеянного, но и имущественного положения осужденного, а также в соответствии с ч.3 ст.52 УК РК – и условий жизни его семьи. Здесь следует отметить, что штраф – это не форма возмещения причиненного ущерба, а вид наказания. В случае злостного уклонения от его уплаты он заменяется общественными работами.

      В перечне видов  наказаний за штрафом в качестве более строгого следует лишение права занимать определенную должность  или заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью – это наказание, назначаемое в соответствии со ст.51 УК РК в качестве основного на срок от одного года до пяти лет и применяется данный вид наказания не часто.              В последнем случае суд может назначать его и тогда, когда оно не указано в санкции статьи, если будет признано, что с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного нельзя сохранять за ним право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Срок лишения права  занимать определенную должность, заниматься определенной деятельностью, назначаемое  в качестве основного или дополнительного  вида наказания к штрафу, общественным работам, а также при условном осуждении, если в этом случае исполнение дополнительного наказания не отсрочено, исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. При назначении наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания к ограничению свободы, аресту, лишению свободы или содержанию в дисциплинарной воинской части оно распространяется на все время отбывания этих основных видов наказания, при этом, его срок исчисляется с момента их отбытия (ч.4 ст.51 УК РБ). Данный вид наказания  может применяться к лицам, находящимся  на государственной службе, в органах  местного самоуправления либо занимающимся определенной профессиональной или иной деятельностью. Этот запрет может касаться как сферы трудовой деятельности осужденного, так и досуга (например, запрещения управлять транспортными средствами).

         Привлечение к общественным работам (ст. 49 УК РБ) состоит в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется местными, исполнительными органами или органами местного самоуправления. Общественные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Особенностью данного вида наказание является то, что оно отбывается осужденным в свободное от работы учебы время и в выходные дни. Осужденный выполняет определенный для него вид работ на безвозмездной основе, однако для приятия-работодателя эти работы не являются бесплатными. Администрация организаций, использующих труд осужденных к наказанию в виде привлечения к общественным работам, ежемесячно перечисляет в соответствующий бюджет финансовые средства за выполненные осужденными работы. Кроме того, на нее возлагается контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительной инспекции о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. В условиях рыночной экономики местные органы исполнительной власти имеют очень мало возможностей, чтобы обязать предприятия принимать на работу данную категорию осужденных, а у тех в  свою очередь, нет стимулов к этому. Видимо, именно этим объясняется, что привлечение к общественным работам не нашло в правоприменительной практике широкого распространения. По итогам 2005 г. назначение этого вида наказания составило всего 3,7%, это притом, что наказание в виде привлечения к общественным работам предусмотрено санкциями 67 составов преступлений  Особенной части Уголовного Кодекса.

    Следующим видом наказания, на котором следует  остановиться поподробнее, являются исправительные работы (ст.52 УК РБ). Исправительные работы состоят в том, что из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов. Этот вид наказания устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет, и отбывается по месту работы осужденного. Исправительные работы не могут быть назначены лицам, признанным нетрудоспособными, не имеющим постоянной работы или обучающимся в учебных заведениях с отрывом от производства. В течение срока отбывания наказания осужденным запрещается увольнение по собственному желанию, без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции. На него возлагаются обязанности два раза в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации, сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и жительства в десятидневный срок, ежегодный отпуск, а также дополнительные отпуска на десять и более дней предоставляются администрацией организации, где работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Ранее данный вид наказания имел иное содержание. Исправительные работы назначались  не только по основному месту работы, но и в иных местах, по назначению органов, ведающих исполнением исправительных работ. Для этого решением органов исполнительной власти в каждом районе определялись базовые предприятия для трудоустройства данной категории осужденных.

Информация о работе Международные стандарты в сфере наказаний без лишения свободы