Надругательство над телами умерших и местами их захоронения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Одним из наиболее циничных и горестных проявлений современного периода развития российского общества, свидетельствующим о падении уровня его нравственных, духовных основ, являются участившиеся в последние годы случаи разрушения, уничтожения и осквернение мест захоронения и надругательства над телами умерших.Наше отношение к захоронениям - к скромным городским кладбищам, к сельским погостам есть отражение нашего сознания, освещенного духовной культурой или усеченного, воинственно-варварского, а в конечном итоге нашего отношения к жизни и смерти, того или иного понимания конечности бытия и бессмертия.

Содержание

В в е д е н и е............................................................................................................5-7
1. Уголовно-правовая характеристика надругательств над телами умер-ших и местами их захоронения.……………………………………………….8-27
1.1 К историографии вопроса о правовом регулировании ответственности за надругательство над телами умерших и местами их захоронения….8-11
1.2Характеристика состава надругательства над телами умерших и местами их захоронения……………………………………….………………...12-21
1.3 Отличие состава надругательства над телами умерших и местами их захоронения от смежных составов преступлений. Некоторые спорные вопросы квалификации надругательств над телами умерших и местами их захоронения……………………………………………………………….22-27
2. Криминологические проблемы надругательства над телами умерших и местами их захоронения……………………………………………………...28-35
2.1 Криминологическая характеристика надругательства над телами умерших и местами их захоронения: причины, условия, мотивы…………28-30
2.2 Криминологическая характеристика и типология личности преступника, совершившего надругательство над телами умерших и местами их за-хоронения…………………………………………………………………31-35
3. Проблемы предупреждения надругательств над телами умерших и местами их захоронения…………………………………………………………36-42
3.1 Общесоциальные меры предупреждения надругательств над телами умерших и местами их захоронения……………………………………..36-38
3.2 Специально-криминологические меры предупреждения надругательств над телами умерших и местами их захоронения………………………39-42
З а к л ю ч е н и е……………………………………………..…………..…....43-44
Список использованной литературы……………………………..………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 211.76 Кб (Скачать файл)

Экономические меры могут быть отнесены к предупредительным  мерам общесоциального уровня, которые  нацелены на решение основной задачи по

снижению  уровня безработицы, достигшей по оценкам  специалистов, 6,4 % экономически активного  населения, сокращению социального  расслоения населения. Разрыв в доходах самых бедных и самых богатых граждан Российской Федерации по расчетам специалистов достиг соотношения 1:25. Имущественное расслоение общества породило значительный слой лиц, не имеющих постоянного источника дохода, - потенциальных правонарушителей. Следовательно, повышение жизненного уровня этой категории людей - первостепенная задача стабилизации общества и создания на этой основе предпосылок для экономического роста. Исследования ученых свидетельствуют о высоком уровне корреляции между состоянием безработицы и негативными тенденциями преступности, в том числе надругательствами над телами умерших и местами их захоронения. В предыдущей главе нашей работы, характеризуя личность преступников-надругателей, мы отмечали, что среди них по социальному положению и роду занятий большой удельный вес лиц без определенных занятий. Среди всех преступников 67,7 % из них на момент совершения надругательства нигде не работали. Словом, между безработицей и фактами надругательств над телами умерших и местами их захоронения существует прямая зависимость.

С уверенностью можно предположить, что ухудшение  состояния экономики в стране может привести к росту числа случаев совершения рассматриваемого преступления. Особенно заметно указанные факторы могут сказаться на количестве надругательств над телами умерших и местами их захоронения, совершаемых преступниками на почве корыстной мотивации. Уже сегодня 50 % всех совершаемых надругательств своими побудительными причинами имеют корысть. Поэтому использование имеющегося в мировой практике опыта борьбы с безработицей представляется весьма перспективной идеей71. Однако помимо реализации указанных мер в борьбе с безработицей, на наш взгляд, необходимо также обеспечить организацию своевременной профессиональной подготовки и переподготовки работников по специальностям, пользующимся спросом в различных отраслях хозяйства. При этом необходимо обеспечить полноту информации о вакантных рабочих местах и должностях. Самое серьезное внимание требует к себе проблема обеспечения выживаемости крупных промышленных предприятий. Её следует рассматривать в аспекте решения проблемы сохранения высококвалифицированной части их коллективов, способной обеспечить научно-технический прорыв на стадии стабилизации экономики. Среди мер общесоциального предупреждения надругательств над телами умерших и местами их захоронения важное значение, на наш взгляд, имеет обеспечение надлежащего государственного учета, содержания и благоустройства мест захоронений. Места захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет должны вести местные органы власти и управления, а на территориях других государств - представительства Российской Федерации. На каждое захоронение необходимо устанавливать мемориальный знак и составлять паспорт. Однако на практике далеко не всегда эти требования выполняются. Указанные органы, не зная круг своих обязанностей, а в отдельных случаях, действуя умышленно, забывают о необходимости проведения соответствующих работ с захоронениями. И вместо них эти работы, как правило, проводят общественные объединения. Примером тому служит работа, проводимая Народным союзом Германии в России. Этой организации уже более 80 лет. Союз возник после первой мировой войны, и был создан для ухода за захоронениями немецких воинов повсюду, где бы они ни были. Сегодня он опекает около 650 военных кладбищ на территории 40 государств мира. Не являются исключением и военные кладбища, находящиеся на территории России. Важным шагом на пути решения вопроса их содержания и учета являются положения Женевской конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятые нормы международного права72. Решение данного вопроса, кроме прочего, во многом зависит от того, кто несет ответственность за содержание мест захоронений на территории Российской Федерации. Российские правовые акты ответственность за это возлагают на местные органы власти и управления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями, как правило, межправительственными соглашениями. В целях обеспечения сохранности захоронений в местах, где они расположены, местными органами власти и управления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Очень важным аспектом в реализации общесоциальных предупредительных мер является и то обстоятельство, что проекты планировки, застройки и

реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов должны разрабатываться  с учетом необходимости обеспечения  сохранности захоронений. Ни для кого не секрет, что зачастую такие проекты разрабатываются и реализуются именно на местах воинских захоронений. В соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», перед любыми работами на подобного рода землях она должна быть в обязательном порядке обследована специальной командой на предмет отсутствия ранее не известных захоронений советских солдат. Если же работы уже начаты, они должны быть остановлены до полного обследования. В случае обнаружения могил прах из них должен быть перезахоронен с воинскими почестями. Общесоциальные предупредительные меры борьбы с надругательствами над телами умерших и местами их захоронения, кроме государства, должны также приниматься и предприятиями, организациями, учреждениями и, конечно же, самими гражданами, несущими ответственность за сохранность мест захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в местные органы власти и управления. Отдельно, как на одной из разновидностей общесоциальных предупредительных мер борьбы с рассматриваемыми преступлениями, следует остановиться на восстановлении мест захоронений. Пришедшие в негодность места захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению местными органами власти и управления. Предприятия, учреждения, организации или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений, обязаны их восстановить. С сожалением приходится констатировать тот факт, что не везде, не всегда и не всеми указанная обязанность выполняется одинаково хорошо, как бы этого хотелось.

 

3.2 Специально-криминологические меры предупреждения надругательств над телами умерших и местами их захоронения

 

Специальное предупреждение преступности, в отличие от общего, имеет четко  выраженную целевую установку и  ее реализация возлагается на специализированные органы и учреждения. Специальная предназначенность для выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин, условий, иных детерминант преступности - его профилирующий, конституирующий признак, главная особенность. Наряду с этим специально-криминологическое предупреждение включает: предотвращение замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений.

Специально-криминологические мероприятия  должны разрабатываться и осуществляться применительно к различным видам  преступлений и типам преступного поведения, к различным сферам общественной жизни, различным группам, отраслям хозяйства, ибо они характеризуются особенностями процессов детерминации.

Специальное предупреждение органично  дополняет и конкретизирует общее, но меры специального предупреждения принимаются в разрезе отдельных его составляющих и имеют временные границы. Они строго целенаправленны, специализированы и, так или иначе, локализованы во времени и пространстве применительно к определенным срокам проведения, к различным отраслям хозяйства и т. д.

Одним из важных направлений специально-криминологических  мер предупреждения надругательств над телами умерших и местами их захоронения, на наш взгляд, является необходимость усиления профилактической работы со стороны участковых уполномоченных полиции, которые на своих участках должны знать все происходящее непосредственно от близких родственников, друзей, знакомых лиц, над чьими телами совершено надругательство или чьи могилы, надгробные памятники подвергались разрушению, уничтожению либо осквернению. Это обусловлено тем, что они находятся в гуще населения микрорайона, трудовых коллективов, общественных организаций и добровольных формирований. Участковые уполномоченные полиции обязаны владеть оперативной обстановкой на своем участке. Они должны выявлять лиц, занимающихся совершением надругательств над телами умерших и местами их захоронения, вовлекающих несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, в том числе и в совершение рассматриваемого нами преступления, склонных к совершению данных преступлений. Участковые уполномоченные полиции обязаны знать неблагополучные семьи, участников и лидеров преступных групп, специализирующихся на надругательствах над телами умерших и местами их захоронения. Участковые уполномоченные полиции должны проводить обследование мест возможного совершения надругательств, выявлять условия, способствующие их совершению, разрабатывать и принимать меры к их устранению. Информация о неблагополучных семьях, гражданах, склонных к совершению надругательств над телами умерших и местами их захоронения, местах концентрации маргинальных лиц, возможных местах совершения ими преступлений должна постоянно накапливаться и пополняться в паспорте на административный участок, чтобы затем на ее базе разрабатывать и осуществлять профилактические мероприятия. Они же в целях осуществления непосредственного воспитательно-предупредительного воздействия на неустойчивых граждан, проведения индивидуальной профилактики должны посещать лиц, от которых можно ожидать совершение надругательств над телами умерших и местами их захоронения, проводить с ними профилактические беседы, оказывать содействие в урегулировании конфликтов и ссор, оказывать необходимую практическую помощь в решении житейских проблем, контролировать места концентрации этих лиц, принимать меры к разобщению преступных групп, способных совершить надругательства, консультировать население по правовым и иным вопросам73. К числу важных мер74 по специальной профилактике рассматриваемого вида преступления следует отнести деятельность по лицензированию отдельных видов услуг по погребению и осуществлению контроля за работой индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, оказывающих такого рода услуги на основании лицензий. На наш взгляд, нельзя исключать того, что отдельные предприниматели и юридические лица, официально получив специальное разрешение на тот или иной вид деятельности в сфере оказания услуг по погребению, не станут злоупотреблять этим правом, в том числе и путем совершения разного рода надругательств над телами умерших и местами их захоронения или похищением предметов, находящихся на умерших. Органам внутренних дел совместно с регистрационными и лицензионными палатами и префектурами административных округов (органами местного самоуправления), как это имеет место в Москве, требуется осуществлять необходимые меры по выявлению и прекращению деятельности незаконно функционирующих структур, осуществляющих похоронные услуги без наличия соответствующей лицензии. Кроме того, следует периодически проверять и деятельность тех юридических и физических лиц, которые оказывают ритуальные услуги на законных основаниях. Одним из эффективных мер выявления уже совершенных надругательств над телами умерших и местами их захоронений и предупреждения новых преступлений подобного рода должно стать систематическое проведение проверок в пунктах приема цветных металлов с целью определения происхождения отдельных предметов, могущих составлять части надгробных памятников, надмогильных сооружений или иной предмет преступления, предусмотренный статьей 244 УК РФ75. Более того, сотрудники оперативных подразделений правоохранительных органов должны таким образом строить свою работу, чтобы работники приемных пунктов своевременно оповещали их о лицах, сдающих цветные металлы, которые могут оказаться предметами (фрагментами, частями) надмогильных сооружений. Об основных направлениях и сектах в исламе, некоторые из которых, в частности, ваххабизм, занимаются уничтожением надгробных памятников, считая, что их установление на могилах противоречит постулатам ислама. Учитывая участившиеся случаи надругательств над телами умерших и местами их захоронений со стороны разного рода религиозных сект (общин) и экстремистски настроенной части населения, актуальное значение среди мер специально-криминологической профилактики приобретает сбор и анализ сотрудниками правоохранительных органов информации о существовании в районе их деятельности сект и общин, обряды которых связаны с раскапыванием могил. В последние годы в России совершение надругательств над телами умерших и местами их захоронения все чаще происходит именно лицами, состоящими в разного рода сектах и общинах. В связи с изложенным следует отметить также необходимость сбора и обобщения правоохранительными органами банка данных, сведений и о лицах, привлекавшихся к ответственности за надругательство над телами умерших и местами их захоронения, полноты ведения подобного учета. Эти учетные данные должны содержать и сведения о бомжах, которые нашли свой приют на кладбищах, кормятся на похоронах; о людях, оказывающих ритуальные услуги; о лицах, страдающих некрофилией, то есть о всех тех лицах, кто больше чем остальные может быть причастен к надругательству над телами умерших и местами их захоронения. Повышению эффективности специально-криминологических мер предупреждения надругательств над телами умерших и местами их захоронения способствовало бы создание в субъектах Российской Федерации мобильных групп для обеспечения охраны общественного порядка и безопасности, в том числе и нравственности, на кладбищах, местах захоронений и прилегающей к ним территории из числа сотрудников служб полиции общественной безопасности, патрульно-постовых нарядов, задействованных в системе единой дислокации. Анализ практики свидетельствует, что по-прежнему остается эффективным такая мера предупреждения надругательств над телами умерших и местами их захоронения, как охрана кладбищ, особенно, когда речь идет о случаях совершения ритуалов прощания и захоронения умерших граждан, имеющих заслуги перед страной, городом, удостоенных наград, почетных званий Российской Федерации, путем организации пропускных режимов на кладбищах, обеспечения безопасности мест прощания и захоронения, недопущения посторонних лиц во время захоронения на территории кладбищ. В отдельных субъектах Российской Федерации эти меры уже принимаются. К примеру, в Москве для организации прощания и похорон умерших граждан, имеющих особые заслуги перед Москвой и в целях увековечения памяти, издается распоряжение Премьера (первого заместителя Премьера) Правительства Москвы и создается специальная комиссия. В ее состав входят, как правило, представители Московской городской Думы, Правительства Москвы, Управления делами Мэрии Москвы, Департамента потребительского рынка и услуг, отраслевого Департамента (Комитета), в системе которого работал покойный, Финансово-хозяйственного управления Мэрии Москвы, Департамента финансов, Управления транспорта и связи, Комитета здравоохранения, ГУВД г. Москвы, Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы и других организаций. Ответственный от ГУВД г. Москвы определяет режим работы и расстановку привлеченных сотрудников ГУВД г. Москвы, организует пропускной режим на кладбище и к месту захоронения, обеспечивает контроль за его соблюдением и безопасностью места прощания и захоронения. Принимает меры по недопущению посторонних лиц во время захоронения на территорию кладбища и к месту захоронения. Кроме всего сказанного, необходима также активизация воспитательной, культурно-массовой и организационной работы в молодежных группах, особенно среди тех из них, которые подвержены экстремистским настроениям; организация надлежащей охраны моргов, где, как показывает практика, участились случаи надругательств над телами умерших. Активизация работы на этих направлениях, думается, поможет стабилизировать, а затем и сократить число надругательств над телами умерших и местами их захоронения. На это следует ориентировать целевые программы, а также документы межведомственного и ведомственно-отраслевого комплексного планирования борьбы с преступностью и другими правонарушениями76.

 

Заключение

 

 

Глубокие социально-экономические  преобразования, происходящие в последние годы в целом по стране и в каждом субъекте Российской Федерации, сопровождаются рядом негативных последствий.

Среди них - политическая нестабильность, резкое имущественное расслоение общества, рост безработицы, обнищание основной части населения, падение нравов, неорганизованность досуга детей и молодежи, утверждение в обществе культа насилия и распущенности, разжигание локальных войн, навязывание идей фундаментализма и разжигание экстремистских идей и т.д.

Как закономерный результат  всего этого отмечается рост преступности и иных правонарушений.

При этом основные государственные  механизмы сдерживания роста  преступности оказались бездействующими или разрушенными.

К числу преступлений, уровень  которого за последние годы возрос почти в три раза, относится  надругательство над телами умерших  и местами их захоронения.

Необходимо принять во внимание и тот факт, что данное преступление распространено во многих регионах нашей страны, что лишний раз свидетельствует о том, что основные его причины все же заключены не в «злом духе» определенных наций и народностей, отдельных лиц, а в тех пороках современного социального бытия, которые, как нам представляется, в конечном счете и определяют характер и масштабы преступных проявлений.

Этот тезис в полной мере подтверждается анализом социальных факторов, детерминирующих рассматриваемое преступление, в связи с чем, мы считаем, что наиболее перспективным и главным направлением его профилактики должно явиться устранение или хотя бы снижение безработицы, повышение социального уровня жизни людей, приобщение их к общечеловеческим духовным ценностям.

Одновременно с мерами общесоциальной профилактики надругательства  над телами умерших и местами  их захоронений должны быть предприняты  и ряд специальных мер предупредительно-профилактической деятельности.

Одним из важных направлений  в этой области, на наш взгляд, является обеспечение в полной мере принципа неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении данного преступления, качественное проведение дознания и оперативно-розыскных мероприятий по данной категории дел.

Обусловлено это тем, что  безответственность и безнаказанность  преступников-надругателей способствуют самовоспроизводству этих преступлений, выступая в качестве одной из важных предпосылок к расширению данного преступного бизнеса, а в целом - к расширенному самовоспроизводству преступности.

То обстоятельство, что  надругательство над телами умерших  и местами их захоронения нередко  совершают организованные преступные группировки, обусловливает принятие адекватных мер, направленных, прежде всего, на умелую организацию и осуществление борьбы с этими преступлениями, в том числе и в первую очередь - предупреждение, пресечение подобных акций.

Однако действенность  борьбы с надругательствами над  телами умерших и местами их захоронения  связана не только с эффективной  работой дознавателей, но и зависит от умелой координации их действий с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, в частности с оперативно-розыскными, криминалистическими, службой регистрации и учета преступлений, а также с органами прокуратуры.

Важным обстоятельством  в борьбе с рассматриваемым преступлением  следует признать и такой фактор, как желание и умение самих  граждан оказать должный отпор  преступникам-надругателям, а в тех  случаях, когда это не удалось - активная помощь правоохранительным органам в деле изобличения виновных лиц.

Резюмируя все изложенное, можно констатировать, что успех  борьбы с надругательством над телами умерших и местами их захоронения, как, впрочем, и с другими преступными проявлениями в конечном счете зависит от двух факторов: качеством правоохранительной деятельности, помноженной на политическую волю руководства страны, и нетерпимостью значительного большинства рядовых граждан, их желанием бороться с преступностью. Достижение этой взаимосогласованности факторов, думается, выступает решающим условием успеха в борьбе с преступностью, в том числе и в борьбе с надругательствами над телами умерших и местами их захоронений.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ

 

Нормативные правовые акты и другие официальные материалы

 

1.Конституция Российской  Федерации (принята 12 дек. 1993 г.) (с  учѐтом поправок, внесённых Законами Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г. от № 7-ФКЗ // Российская газета. - 1993. - 25 дек.

2.Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята поста-новлением ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-I) // // Ведомости РСФСР. - 1991. - № 52. - Ст. 1865.

3. Всеобщая декларация прав человека, принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.

4. Часть первая Гражданского  кодекса от 30 ноября 1994 г. N 51-Ф3 (в ред. от 30 декабря 2012 № 302-ФЗ) //Российская газета от 8 декабря 1994 г. N 238-239.

5.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. от 05 апреля 2013 г. N 59-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.

Информация о работе Надругательство над телами умерших и местами их захоронения