Некоторые особенности и виды легализации денежных средств и другого имущества, приобретенных незаконным путем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 06:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является непосредственный анализ статей связанных с легализацией денежных средств или иного имущества приобретённых незаконным путём, а также проблемы борьбы с данным видом преступлений.
Задачами настоящей работы ставятся: обобщение следственной и судебной практики, проведение анализа применения статей 174 и 174.1 УК РФ.
Предметом исследования были в основном особенности нормативной конструкции ст.ст. 174 и 174.1 УК РФ.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся по поводу предупреждения, пресечения, профилактики деятельности по легализации преступных доходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Уголовно–правовая характеристика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём………………………………………………………………………………5
1.1. Объективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём……………………7
1.2. Субъективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества приобретённых незаконным путём……………………………………………………………………………...15
2. Отграничение преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ, от смежных составов преступлений……………………………………………….22
2.1. Предупреждение легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список использованных источников…………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

Уголовное право обрезки.docx

— 65.83 Кб (Скачать файл)

В то же время понятие  сделки в соответствии со ст. 153 ГК РФ определяется как действия граждан  и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение  гражданских прав и обязанностей. Сделки с имуществом, отличные от финансовых операций - это действия граждан  и юридических лиц с имуществом, отличным от денег, совершаемые с  целями, определенными в ст. 153 ГК РФ. К таким сделкам следует  относить: 1) банковские операции (например, привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов); 2) сделки кредитных  организаций (например, доверительное  управление имуществом по договору с  физическими и юридическими лицами); 3) все виды гражданско-правовых сделок; 4) перемещение через таможенную границу товаров.

Очевидно, что понятие  «сделка» значительно шире понятия  «сбыт» и, таким образом, охватывает все его формы. Поэтому практическое разграничение анализируемых деяний при их квалификации представляет определенную сложность уже потому, что и совершаемые виновными действия с имуществом по объективным признакам могут совпадать.

Как известно, преступления, предусмотренные и ст. 174, и ст. 175 УК РФ, характеризуются с субъективной стороны прямым умыслом. При этом законодатель не придает квалифицирующего значения мотивам и целям действий виновных лиц. В то же время анализ их составов позволяет выделить цели действий виновных в каждом составе. Так, суть легализации заключается  в придании правомерного вида владению, пользованию, распоряжению денежными  средствами и иным имуществом, заведомо добытыми незаконным путем. Желая придать  правомерный вид владению, пользованию, распоряжению какой-либо вещью, лицо должно, прежде всего, убедить в этом государство  и общество. Приобретая имущество, заведомо добытое преступным путем, лицо может  всячески скрывать его наличие у  себя, а может, наоборот, вводя окружающих в заблуждение, говорить о том, что  приобрело его на законном основании  в результате совершения различных  сделок. Если это необходимо, данное лицо может подготовить и поддельные документы, удостоверяющие законность приобретения имущества. В связи  с этим возникает необходимость  в квалификации действий лица, которое  сначала приобретает имущество, заведомо добытое преступным путем, а затем в результате определенных действий уже от своего имени легализует их в процессе реализации. В данном случае лицо придает правомерный  вид владению, пользованию, распоряжению имуществом в результате того, что  иные лица воспринимают его как законного  продавца. С одной стороны, в данном случае усматриваются признаки совокупности преступлений, предусмотренных ст. 174 и 175 УК РФ: приобретение будет выступать  как первоначальная стадия процесса при условии, что лицо имеет заранее  определенный умысел на легализацию  имущества, заведомо добытого преступным путем. А с другой - указанные действия составляют признаки только одного преступления, предусмотренного ст. 175 УК РФ, поскольку  сбыт имущества законодателем определен в качестве альтернативного наказуемого поведения. Кроме того, данные составы различаются по механизму совершения преступления и их субъектам. При легализации денежные средства и имущество «отмываются» лично, через посредников, а также через различные банковские и иные кредитные организации, которые в некоторых случаях не имеют представления о происхождении этих средств или имущества. Субъектом данного деяния является как лицо, непосредственно приобретшее преступным путем имущество, так и иное лицо, осуществляющее его легализацию. Таким образом, субъектом сделки может быть и лицо, которое само не добывало имущества и заранее не обещало его легализовать. Уголовная ответственность по ст. 175 УК РФ наступает только за заранее не обещанный сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем. Это означает, что субъектом данного преступления является не лицо, непосредственно добывшее имущество в результате совершения того или иного преступления, а иное лицо. Причем между лицом, отчуждающим преступно добытое имущество, и лицом, совершающим преступление, в процессе которого это имущество было получено, до совершения данного преступления отсутствует предварительная договоренность о сбыте имущества. Лицо соглашается на сбыт после совершения преступления, в процессе которого получено данное имущество. В противном случае действия сбывающего имущество лица будут рассматриваться как пособничество. Необходимо обратить внимание на то, что в процессе действий, составляющих объективные стороны данных составов преступлений, лица обладают, хотя и незаконно, определенными правами в отношении денежных средств и имущества, а также изменяют или прекращают свои права на них. По данному основанию, то есть по моменту возникновения, изменения, прекращения «права собственности», данные составы также различны. При легализации лицо уже до совершения данного преступления имеет «право собственности» на денежные средства или имущество. Оно приобретает это право в результате совершения преступления или иного правонарушения. Если данное лицо легализует денежные средства или имущество не само, а через посредников, то оно делегирует, то есть передает, им определенные правомочия, вытекающие из «права собственности» на эти денежные средства или имущество для того, чтобы последние могли совершить с ними необходимые операции и «отмыть». При этом виновный остается «собственником» денежных средств или имущества, как в процессе их отмывания, так и после этого, хотя естественно, что это право незаконно. С этой же точки зрения при заранее не обещанных сбыте или приобретении имущества, заведомо добытого преступным путем, лицо, занимающееся сбытом, определенный промежуток времени имеет на него «право собственности». В момент сбыта оно отчуждает имущество в пользу другого лица и передает ему это право. Таким образом, момент прекращения права собственности на имущество совпадает с моментом совершения преступления (в данном случае имеется в виду сбыт). При приобретении лицо становится фактическим владельцем имущества в момент совершения преступления, то есть этот момент совпадает с моментом возникновения права собственности. Следовательно, можно сделать вывод о том, что «право собственности» на имущество прекращается или возникает в результате совершения преступлений, предусмотренных ст. 175 УК РФ, тогда как при легализации лицо владеет, пользуется, распоряжается денежными средствами или имуществом до начала совершения преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, и не перестает оставаться их владельцем после легализации.

 

2.1. Предупреждение легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём

Законодательство Российской Федерации о противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, формировалось под  влиянием международных стандартов в области деятельности по выявлению, изъятию и конфискации денежных средств, иного имущества преступного происхождения, предусмотренных такими международными соглашениями, как Конвенция СЕ об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1998 г. № 141 (Страсбургская конвенция), Сорок рекомендаций FATF (Международная комиссия по финансовым мерам борьбы с отмыванием денег), Директива ЕЭС от 10 июня 1991 г. № 91/308/ЕЭС и др. На их основе был разработан и принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее Закон № 115-ФЗ), в который федеральными законами от 25 июля, 30 октября 2002 г., 28 июля 2004 г., 27 июля 2006 г. внесены изменения и дополнения, направленные на дальнейшее его приведение в соответствие с указанной Конвенцией СЕ, дополнениями к Сорока рекомендациями FATF, решениями ООН о противодействии финансированию терроризма [32]. В Уголовный кодекс РФ (ст. 174, 174.1) внесены нормы об уголовной ответственности за действия, связанные с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма.

Говоря о конфискации  имущества как о мере наказания  необходимо отметить, что данная мера в сочетании с лишением права  занимать определенные должности или  заниматься определенными видами деятельности представляется наиболее перспективной. В конечном итоге наказание должно лишать преступника добытых преступлением  имущества, льгот и преимуществ [14]. Под лицами, использующими свое служебное положение, следует понимать должностных лиц, служащих, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Так же реконструирован основной состав легализации преступных доходов путем устранения признака крупного размера совершенных финансовых операций и других сделок. Крупный размер с увеличением минимального количественного показателя до шести миллионов стал квалифицирующим обстоятельством. Для эффективной борьбы с легализацией (отмыванием) преступно полученных доходов недостаточно одних лишь уголовных мер, и их наличие не решает всех проблем предупреждения и пресечения такой деятельности. Международный опыт показывает, что для этого необходима система нормативно-правовых и превентивных мер, носящих разноотраслевой и комплексный характер. В Российской Федерации существует система законодательных и иных нормативных положений по недопущению доходов от преступной деятельности в легальный оборот. Стержнем системы и фундаментальной основой совершенствования норм об уголовной ответственности выступил Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Однако, нормативно-правовая основа борьбы с легализацией преступных доходов им не исчерпывается. В числе нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты противодействия отмыванию преступных доходов, можно назвать, в частности, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и другие законодательные акты, затрудняющие легальный оборот преступно полученных доходов.

 Налоговый кодекс РФ. Согласно ст. 86.1 НК РФ налоговому  контролю подлежат расходы физического  лица, являющегося налоговым резидентом  Российской Федерации, приобретающего  в собственность следующее имущество:  недвижимое имущество, за исключением  многолетних насаждений; механические  транспортные средства, не относящиеся  к недвижимому имуществу; акции  открытых акционерных обществ,  государственные и муниципальные  ценные бумаги, а также сберегательные  сертификаты; культурные ценности; золото в слитках.

Целью налогового контроля за расходами физического лица является установление соответствия крупных  расходов физического лица его доходам.

Постановление Правительства  от 23 июня 2004 г. № 307 утвердило Положение  о Федеральной службе по финансовому  мониторингу, в котором конкретизированы ее основные полномочия. Данная служба не координирует деятельность силовых  структур в части проведения следственных мероприятий, но она разрабатывает  стратегию координационного межведомственного  плана всех министерств и ведомств, которые участвуют сегодня в  реализации выполнения Закона о противодействии  легализации доходов, полученных преступным путем. По сути, Федеральная служба по финансовому мониторингу - это  аналитический орган, занимающийся сбором, обработкой и анализом информации о движении денежных средств, относящихся  к определенному виду операций, указанных  в ст. 6 Закона. Вся поступившая  информация анализируется, и на основе анализа делаются выводы, а далее, если имеются подозрения на то, что  эти деньги связаны с отмыванием и легализацией, соответствующая  информация передается в правоохранительные органы. Положение о представлении  информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными  средствами или иным имуществом, регулирующее порядок представления в Комитет  Российской Федерации по финансовому  мониторингу информации, предусмотренной  Федеральным законом "О противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог, целесообразно  обратить внимание на следующее.

Несмотря на то обстоятельство, что при совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 174, 174.1 УК РФ, нарушается либо создается угроза нарушения  достаточно широкого круга общественных отношений, тщательное сравнение содержания уголовно-правовых норм, выраженных в  данных статьях, приводит к выводу о  том, что для рассмотренных преступлений основной непосредственный объект является тождественным. В силу посягательства исследуемых преступлений на один и  тот же основной непосредственный объект ст. ст. 174, 174.1 УК РФ посвящены уголовно-правовой охране сходных общественных отношений. Учитывая изложенное и соглашаясь с  отнесением ст. ст. 174, 174.1 УК РФ к главе 22, наиболее верным считаем определение  основного непосредственного объекта  указанных преступлений как общественных отношений, связанных с осуществлением легальной предпринимательской  и иной экономической деятельности. Указание ряда ученых о необходимости  выделения в качестве дополнительного  объекта преступлений, предусмотренных  статьями 174, 174.1 УК РФ, интересов правосудия, приводит к выводу о том, что здесь  вполне можно поставить под вопрос факт включения данных норм в УК РФ.

Относительно установления ответственности за отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ), помимо изложенного ранее, необходимо отметить, что обозначенное мнение оправдывается положениями Конвенции  об отмывании, выявлении, изъятии и  конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 г.), ETS N 141. Согласно пункту 2 (b) статьи 6 Конвенции  внутренним законодательством может  быть предусмотрено, что правонарушения, приведенные в этом пункте, не применяются  к лицам, совершившим основное правонарушение. То есть лицо, совершившее основное преступление, может не признаваться субъектом отмывания. На отсутствие необходимости в норме об ответственности за отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ), указывают следующие обстоятельства. Во-первых, при заранее не обещанном укрывательстве особо тяжких преступлений наступает ответственность по ст. 316 УК РФ (глава 31 "Преступления против правосудия"); во-вторых, при заранее обещанном укрывательстве образуется соучастие в преступлении, за которое также УК РФ предусмотрена ответственность. В то же время исключение ст. 174 УК РФ видится фактически невозможным по причине принятия государством перед мировым сообществом обязательств по криминализации отмывания преступных доходов. Хотя, с другой стороны, в Конвенции прописано лишь то, что каждая Сторона принимает законодательные и другие необходимые меры с целью квалифицировать отмывание в качестве преступления, а не предусматривать отдельную уголовно-правовую норму об ответственности за его совершение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

1. Парижская декларация против отмывания денег (Итоговая декларация Парламентской конференции Евросоюза по борьбе с отмыванием денег от 8 февраля 2002 г.) // в кн.: Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов. М.: ИНФРА – М. 2004.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.2007 № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 07.04.2010 № 60-ФЗ) // Российская газета от 18.06.2006

3. Федеральный закон от 07.08.2001. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 28.07.2004. №88-ФЗ) // Российская газета от 09.08.2001

4.  Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 22.07.2008 № 150-ФЗ) // Российская газета от 25.07.2008.

5. Федеральный закон от 12.01.1996. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 17.07.2009 № 170-ФЗ) // Российская газета от 24.01.1996

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" (п. 23) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005

7. Алиев В.М. Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем. Уголовно-правовое и криминологическое исследование: Монография.- М, 2001

8. Алиев В.М., Третьяков И.Л. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Российский следователь. 2002

9.  Белай М.Е. Некоторые проблемы противодействия легализации денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём, в кредитно – банковской сфере. М., 2006

10.  Васильев А. Уголовная ответственность за отмывание грязных денег: проблемы правоприменения. М., 2006

11.  Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов / Ветров Н.И. М., ЮНИТИ-ДАНА. 2006

12.  Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления). СПб., 2008

13.  Гармаев Ю.П. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. М., Изд-во Юрлитинформ, 2007

14.  Данилова Н. А. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем // Юридический консультант, 2008

15.  Дракина М.Н. Роль кредитных организаций в обеспечении функционирования механизма противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Банковское право. 2005 год.

 


Информация о работе Некоторые особенности и виды легализации денежных средств и другого имущества, приобретенных незаконным путем