Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:57, курсовая работа
Актуальность темы. В целях создания эффективной системы гарантий деятельности некоторых категорий выборных и должностных лиц законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации в их отношении предусмотрены специальные правила производства по уголовным делам. Эти правила призваны обеспечить дополнительные меры защиты от возможного использования репрессивных методов для воспрепятствования законной деятельности указанных лиц, расправы над ними за законную профессиональную деятельность.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
ГЛАВА I. Особый порядок производства в отношении отдельных категорий лиц. Понятие и категории лиц.
1.1. Понятие и назначение производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц……………………………...................
1.2. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам………………………………….
ГЛАВА II. Общие правила и порядок производства по делам в отношении отдельных категорий лиц.
2.1. Общие правила производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц………………………………………………………..
2.2. Порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
ГЛАВА III. Особенности, коллизии и проблемы применения на практике
3.1. Проблемы при возбуждении уголовных дел в отношении некоторых лиц с особым правовым статусом………………………..
3.2. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц в РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Положения главы 52 УПК надлежит рассматривать как специальные. Поэтому даже в тех случаях, когда законодатель не оговаривает исключительность этих правил, подлежать применению должны именно они. Так, в УПК не акцентируется внимание на использование иммунитетов лицами, перечисленными в ч. 1 ст. 447, при производстве по делам частного обвинения. Согласно общим правилам такие уголовные дела возбуждаются путем подачи в суд заявления потерпевшим или его законным представителем (ст. 318 УПК), а в ряде случаев прокурором, когда потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и интересы. Однако, такой порядок, на наш взгляд, не приемлем в отношении лица, обладающего иммунитетом. Во-первых, решение о возбуждении уголовного дела в отношении этого субъекта в соответствие с ч. 1 ст. 448 УПК принимается уполномоченным на то должностным лицом и в рамках особой процедуры, включающей в себя рассмотрения вопроса о лишении (или приостановлении) его неприкосновенности. Во-вторых, по уголовным делам в отношении рассматриваемой категории лиц обязательно предварительное следствие (п.п. "б" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК). В-третьих, существуют особенности применения к таким лицам мер уголовно-процессуального принуждения, которые могут быть использованы и по делам частного обвинения.
В связи со спецификой рассматриваемого вопроса считаем необходимым подробнее осветить такую меру процессуального принуждения, как временное отстранение от должности. В чч. 1, 2 ст. 114 УПК указывается, что в случае привлечения должностного лица в качестве обвиняемого и при необходимости его временного отстранения от должности дознаватель, следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении обвиняемого от должности или об отказе в этом.
Значение данной меры процессуального принуждения состоит в том, что ее применение позволяет устранить противодействие должностного лица осуществлению производства по делу. При ее применении необходимо учитывать следующее:
В законе речь идет об уголовно-процессуальном отстранении, что не исключает возможности отстранить от должности лицо в дисциплинарном или административном порядке, где предусмотрена собственная процедура (например, выведение следователя МВД "за штаты", изъятие дел и др.).
Законодатель не указывает на то, что отстранение возможно только после предъявления обвинения. Привлечение в качестве обвиняемого начинается с вынесения постановления об этом. Именно с этого момента лицо получает процессуальный статус обвиняемого (ч. 1 ст. 47 УПК). Таким образом, является допустимым отстранение лица от должности и до ознакомления его с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого, например, когда обвиняемый находится в длительной командировке.
Нуждается в уточнении использованное
законодателем понятие "должностное
лицо". Согласно примечания 1 к ст.
285 УК РФ таковыми признаются лица,
постоянно, временно или по специальному
полномочию осуществляющие функции представителя
власти либо выполняющие организационно-ра
Системный анализ законодательства позволяет утверждать, что эта мера процессуального принуждения не должна применяться в отношении судей. Согласно ст.ст. 12 и 14 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" для таких субъектов существует особый порядок приостановления и прекращения полномочий, который в случае необходимости и будет применяться. Представляется проблематичным и временное отстранение от должности выборных должностных лиц органов государственной власти.
На субъектов, указанных в законе категорий, распространяется большинство общих правил рассмотрения и разрешения уголовных дел в судебных стадиях, в том числе, процедура проведения предварительного слушания, общие условия судебного разбирательства, порядок пересмотра судебных решений. К ним в равной степени могут быть применены особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением, особенности производства у мирового судьи или в суде с участием присяжных заседателей.
Во избежание формирования у обучаемых и практикующих юристов мнения о том, что использование в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК, большинства общих правил производства по уголовному делу - явление достаточно обыденное, обозначим некоторые ситуации, которые могут вызывать на практике проблемы, требующие разрешения, в том числе и на законодательном уровне.
Закон устанавливает усложненный порядок принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судей и некоторых других должностных лиц (ч. 1 ст. 448 УПК). В качестве субъекта принятия такого решения определен Генеральный прокурор Российской Федерации, а обязательным условием (предпосылками) является получение различного рода согласий, заключений, разрешений. Так, в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации вопрос о возбуждении уголовного дела решается Генеральным прокурором на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного суда Российской Федерации, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда. Реализация таких процедурных правил будет иметь достаточную протяженность во времени. А если учесть, что до этого еще должны быть получены данные, указывающие на наличие в действиях лица признаков преступления, то временные рамки первоначального этапа уголовного судопроизводства представляются весьма значительными. Однако уголовно-процессуальное законодательство устанавливает единый порядок исчисления сроков разрешения сообщений о преступлении (чч. 1, 3 ст. 144 УПК) и не учитывает указанных особенностей.
Согласно федеральным законам, определяющим предназначение, полномочия и иные вопросы, связанные с деятельностью лиц, обладающих иммунитетами, в ряде случаев установлены иные правила участия их в уголовном судопроизводстве, чем те, которые прописаны в главе 52 УПК. Например, по ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" он не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Государственной Думы. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 448 УПК вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении данного лица или о привлечении его в качестве обвиняемого решается единолично Генеральным прокурором. Какому правилу следует отдать предпочтение? С одной стороны, УПК определяет, что "порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1), "суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий настоящему Кодексу" (ч. 1 ст. 7). С другой - положения ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека" предоставляют этому должностному лицу большую степень защищенности от необоснованного уголовного преследования. И настолько ли они противоречат УПК, чтобы от них отказаться? Несомненно, процедурное противоречие налицо, но если рассматривать его с позиции обеспечения прав личности, то можно прийти к выводу о ничтожности таких разногласий. Отдать предпочтение Федеральному конституционному закону? Но, чтобы быть последовательным, необходимо будет исполнять и предписания, не согласованные с УПК, содержащиеся в других законах. В частности, о том, что экс-президент не может быть подвергнут допросу, если указанное действие осуществляется в ходе производства по делу, связанному с исполнением им полномочий Президента Российской Федерации (ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, членам его семьи"), а также о том, что судья не может быть подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (ч. 4 ст. 16 Закона "О статусе судей в Российской Федерации") и др. Но тогда теряет значение содержание главы 52 УПК. Выход из этого положения, очевидно, подскажут официальные толкования права или правоприменительная практика.
Другая группа ситуаций, которые могут вызывать сложности в реализации права, связана с субъектами, оставшимися не упомянутыми законодателем в ч. 1 ст. 447 УПК. Ранее мы отмечали, что законодатель не предусмотрел (и даже не применил бланкетных норм) в УПК процедуры привлечения к ответственности Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты Государственной Думы и иных законодательных (представительных) органов власти и др. Кроме того, некоторые категории лиц обладают так называемым ограниченным иммунитетом. В частности, согласно ст. 29 Федерального закона "О счетной палате", инспектор Счетной палаты при выполнении им служебных обязанностей не мог быть привлечен к уголовной ответственности без согласия коллегии Счетной палаты. В период проведения выборов не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия соответствующего прокурора члены избирательных комиссий с правом решающего голоса (ч.7 ст. 19 Федерального закона РФ "О выборах Президента Российской Федерации"). Таким же уголовно-процессуальным иммунитетом наделены члены комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса в период подготовки и проведения референдума (ч.7 ст. 20 Федерального Конституционного закона РФ от 3 октября 1995 г. "О референдуме Российской Федерации"). В УПК об этом ничего не сказано. Между тем указанные должностные лица обладают иммунитетами, в том числе и от привлечения к уголовной ответственности. Буквальное толкование общих положений уголовно-процессуального закона, особенно содержащихся в ст. 1 УПК, позволяет прийти к выводу, что при производстве расследования в отношении таких субъектов не должны применяться какие-либо исключения.
О причинах не внесения (равно как и внесения) отдельных категорий лиц в перечень, обозначенный в ч. 1 ст. 447 УПК можно только догадываться. Но законодателя нельзя упрекнуть в том, что он поступил неконституционно. По Основному закону страны неприкосновенностью обладают лишь Президент Российской Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, а также судьи. Объем и сферу неприкосновенности иных лиц законодатель волен определять по своему усмотрению. Поэтому, не исключено, что в связи с принятием УПК осуществлялась попытка упорядочения отношений, связанных с реализацией иммунитетов.
Относительно общих правил второго уровня следует еще раз подчеркнуть, что не все правовые предписания, содержащиеся в главе 52 УПК, в равной степени применяются ко всем категориям должностных лиц, обозначенным здесь же законодателем. Однако и внутри исследуемого правового института можно выделить то общее, что присуще производству по каждому уголовному делу.
Во-первых, законодатель не оговаривает ситуаций, когда в отношении перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК лиц могут применяться особенности в порядке производства по уголовному делу. Исходя из этого, можно предположить, что указанные субъекты обладают иммунитетом в течение всего времени нахождения в соответствующем правовом статусе (депутата, судьи, следователя и др.). Причем не имеют значения время совершения преступления и связь преступного события с выполнением служебных обязанностей. Такой вывод подтверждается и анализом большинства федеральных законов, регулирующих полномочия, в том числе неприкосновенность, указанных должностных лиц. На это, хотя и косвенно, указывает законодатель, определяя, что иммунитет распространяется на присяжного или арбитражного заседателя только в период его участия в осуществлении правосудия (п. 2 ч. 1 ст. 447 УПК).
Во-вторых, в отношении большинства лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК, решение о возбуждении уголовного дела или привлечении их в качестве обвиняемого требует различного рода согласований с судебными и иными органами власти.
Суд может разрешать вопрос о даче заключения о наличии или отсутствии в действиях лица признаков преступления. Решение его осуществляется по представлению прокурора, рассмотрение которого проводится с его участием, а также с участием лица, в отношении которого внесено представление, и его защитника в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления представления прокурора в суд (ч. 2 ст. 448 УПК). По результатам рассмотрения суд дает заключение о наличии или отсутствии в действиях лица признаков преступления (ч. 3 ст. 448 УПК). Последнее из казанных решений суда, равно как и отказ органа государственной власти в даче согласия на привлечение лица к уголовной ответственности, влечет за собой прекращение уголовно-процессуального производства (отказ в возбуждении уголовного дела или его прекращение) либо прекращение уголовного преследования (п. 6 ч. 1 ст. 24, п. 7 ч. 1 ст. 27 УПК).
В-третьих, по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, указанными в ч. 1 ст. 447 УПК, обязательно предварительное следствие, которое осуществляют следователи прокуратуры (п/п. "б" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК). Это необходимо учитывать и при осуществлении проверки сообщений о рассматриваемой категории преступлений. Вместе с тем законодатель обязывает дознавателя, орган дознания, следователя и прокурора принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК). Поэтому сообщение о преступлении, совершенном лицом, указанном в ч. 1 ст. 447 УПК, должно быть принято на общих основаниях, в том числе заявителю выдан документ, подтверждающий это (ч. 4 ст. 144 УПК). В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК такое сообщение о преступлении передается по подследственности. Одновременно государственный орган, получивший информацию о преступном деянии, должен принять меры по сохранению следов преступления для чего может выполнить отдельные процессуальные действия (получить объяснения, осмотреть место происшествия и т.п.). Хотя дела рассматриваемой категории подследственны следователям органов прокуратуры, решение о их возбуждении в соответствии с ч. 1 ст. 448 УПК принимают только прокуроры, но различных уровней (кроме возбуждения уголовного дела в отношении Генерального прокурора Российской Федерации). Это необходимо учитывать при направлении сообщения о преступлении по подследственности. Представляется, что не только вопрос о возбуждении уголовного дела, но и об отказе в таковом (не зависимо от оснований отказа) должен разрешаться уполномоченным на то должностным лицом.
Информация о работе Особенности, коллизии и проблемы применения на практике