Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:57, курсовая работа
Актуальность темы. В целях создания эффективной системы гарантий деятельности некоторых категорий выборных и должностных лиц законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации в их отношении предусмотрены специальные правила производства по уголовным делам. Эти правила призваны обеспечить дополнительные меры защиты от возможного использования репрессивных методов для воспрепятствования законной деятельности указанных лиц, расправы над ними за законную профессиональную деятельность.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
ГЛАВА I. Особый порядок производства в отношении отдельных категорий лиц. Понятие и категории лиц.
1.1. Понятие и назначение производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц……………………………...................
1.2. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам………………………………….
ГЛАВА II. Общие правила и порядок производства по делам в отношении отдельных категорий лиц.
2.1. Общие правила производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц………………………………………………………..
2.2. Порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
ГЛАВА III. Особенности, коллизии и проблемы применения на практике
3.1. Проблемы при возбуждении уголовных дел в отношении некоторых лиц с особым правовым статусом………………………..
3.2. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц в РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Следует признать, что выполнение действовавших еще несколько лет назад требований ст. 448 УПК РФ при решении вопроса о возбуждении уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц зачастую занимало у следственных органов довольно продолжительное время, однако ст. 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ в ст. 448 УПК РФ были внесены изменения, в результате которых возбуждение в отношении большинства лиц особого правового статуса уголовных дел стало возможным без получения заключения суда о наличии в действиях таких лиц признаков преступления. Между тем, многие авторы до сих пор считают особые нормы главы 52 слишком сильным иммунитетом для специальных субъектов производства и настаивают на дальнейшем упрощении процедуры уголовного судопроизводства в их отношении.
К примеру, специалистами Управления процессуального контроля бывшего Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации неоднократно отмечалось, что лица особого правового статуса "обладают достаточно высокой юридической и профессиональной подготовкой, обладают определенным авторитетом и связями в своей среде". При этом в рамках подготовки к судебному рассмотрению внесенных представлений спецсубъектами "скрупулезно изучаются собранные материалы, заявляются многочисленные ходатайства, требующие детального и тщательного исполнения, а принимаемые по ним решения зачастую обжалуются и опротестовываются во всех эшелонах судебной власти".
Несмотря на то, что данные мнения следует так же считать разумными, специфика профессиональной деятельности данных субъектов требует особых мер защиты, ибо может пострадать функционирование государственных органов власти. «Однако, несмотря на предпринимаемые законодателем меры по совершенствованию особого порядка производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц как в практической деятельности органов предварительного следствия, так и в науке уголовно процессуального права возникает немало вопросов, связанных с применением гл. 52 УПК РФ.
Некоторые авторы, исследующие особенности производства по уголовным делам в отношении спецсубъектов, отмечают, что в соответствующих положениях гл. 52 УПК РФ не установлена связь между порядком их применения и характером и периодом публичной деятельности лиц особого правового статуса. По мнению ученых, в законодательстве не дано четкого ответа на вопрос: ограничено ли действие особого порядка производства по уголовным делам сроком исполнения должностных обязанностей отдельными категориями лиц ?»24 Анализируя следственно-судебную практику, Н.А. Колоколов, И.А. Давыдов и другие исследователи пришли к выводу, что нормы гл. 52 УПК РФ применяются нередко без выяснения, в какое время совершено деяние, содержащее признаки преступления, и имеется ли связь между этим деянием и исполнением служебных обязанностей. В качестве примера авторы приводят заключение Московского районного суда г. Н. Новгорода.
Согласно заключению указанного суда
от 23 июля 2003 г. было установлено, что
С. являлся следователем прокуратуры
Московского района г. Н. Новгорода.
В производстве С. имелось уголовное дело,
по которому в качестве вещественного
доказательства была изъята золотая
цепочка. В нарушение норм УПК РФ следователь
С. не обеспечил надлежащее хранение
вещественного доказательства, в
результате чего оно было утрачено.
Прокурор Московского района г. Н. Новгорода
обратился в суд с представлением о
необходимости вынесения заключения
о наличии в действиях С. признаков
состава преступления, предусмотренного
ст. 292 УК РФ. В обоснование своего решения
прокурор указал, что, поскольку С.
на момент внесения представления
работает адвокатом Нижегородской
коллегии адвокатов, необходимо получение
заключения в порядке ст. 447, 448 УПК РФ.
Суд согласился с доводами прокурора
и по итогам судебного заседания
удовлетворил ходатайство, признав
в действиях С. наличие признаков указанного
преступления.25 Рассматривая
итоговое судебное решение, ученые отметили,
что в данном случае деяние и особый
процессуальный статус уголовно-преследуемого
лица находятся в неразрывной связи.
Соответственно, обоснование представления
прокурора тем, что С. имеет статус
адвоката, является ошибочным, ведь
действия С. находились в причинной связи
с занимаемой им должностью следователя.
Похожего мнения относительно сроков
действия неприкосновенности придерживается
К.А. Григоров. Он полагает, что после
увольнения сотрудника из органов
прокуратуры уголовное дело в отношении
указанного лица может возбуждаться
и расследоваться в обычном порядке,
за исключением случаев, когда речь
идет о преступлениях, совершенных им
в период прокурорской деятельности. Основанием
для такого вывода является аналогичный
подход к определению неприкосновенности
судей, установленный ст. 16 Закона
РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей
в Российской Федерации"26
«Однако, с этим мнением нельзя согласится, поскольку ч. 1 ст. 448 УПК РФ напрямую связывает возможность применения специального порядка возбуждения уголовного дела с наличием у привлекаемого к ответственности лица особого правового статуса. Возбуждение уголовного дела по правилам гл. 52 УПК РФ будет незаконным в том случае, если лицо в период своей публичной деятельности являлось спецсубъектом и совершило деяние, содержащее признаки преступления, но на момент принятия данного процессуального решения утратило свой особый статус».27
Так, прокурор Самарской области обратился в областной суд с представлением о даче заключения о наличии признаков преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 285 УК РФ, в действиях бывшего депутата Самарской губернской Думы У. Определением коллегии судей от 16 августа 2007 г. представление прокурора было удовлетворено и дано заключение о наличии в действиях У. признаков данного преступления. В кассационной жалобе У. просил заключение суда отменить, так как с марта 2007 г. он уже не является депутатом.
Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ, проверив материал и обсудив доводы жалоб и возражения прокурора, нашла заключение коллегии судей подлежащим отмене по следующим основаниям.
Главой 52 УПК РФ предусмотрены особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, и согласно п. 1 ч. 1 ст. 447 УПК требования указанной главы применяются в отношении депутата законодательного органа государственной власти субъекта РФ. Как видно из материалов дела, У. с марта 2007 г. не является депутатом Самарской губернской Думы, следовательно, на него не распространяются особенности производства по уголовным делам, как и гарантии его правового и социального статуса, которым он обладал в бытность депутатом Самарской губернской Думы.
В связи с этим в отношении
У. действует общий порядок
Кассационным Определением Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 31 октября 2007 г. N 46-О07-80 заключение коллегии судей Самарского областного суда от 16 августа 2007 г. в отношении У. отменено, производство по представлению прокурора Самарской области в отношении его прекращено.28
Хотелось бы сказать о неприкосновенности судьи после прекращения им своих полномочий. Согласно п. 2 ст. 16 Закона о статусе судей судья после прекращения его полномочий не может быть привлечен к уголовной ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение.
Однако в том случае, если вступившим в законную силу приговором суда будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо в вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта, бывший судья подлежит привлечению к ответственности на общих основаниях. К тому же ст. 447 УПК РФ не относит судью, прекратившего исполнение своих полномочий, к отдельным категориям лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.
Думается, что неприкосновенность бывшего судьи ограничена лишь высказанным мнением или иным решением, принятым им в период отправления правосудия. После оставления судьей своей должности возбуждение уголовного дела и иные процессуальные действия в отношении его должны проводиться в общем порядке. Следует также иметь в виду, что в период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься (работа в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях и т.д.), на него не распространяются гарантии неприкосновенности (п. 4 ст. 3 Закона о статусе судей).
«Так, Ш. 3 января 2001 г. был зачислен на должность директора Казанского филиала Российской академии правосудия. С января 2003 г. по совместительству он был оформлен доцентом кафедры. Заместитель прокурора Республики Татарстан 4 февраля 2003 г. возбудил в отношении Ш. уголовное дело по ч. 4 ст. 33 и ч. 2 ст. 291 УК РФ.
Постановлением Вахитовского районного суда г. Казани постановление о возбуждении уголовного дела признано незаконным.
Суд посчитал, что на Ш. распространяются гарантии неприкосновенности судьи, поскольку с 2 июля 1973 г. по 1 июня 1978 г. он работал в должности судьи Верховного суда Республики Татарстан. Затем в связи с истечением срока полномочий Ш. удален в отставку, после чего он стал заниматься преподавательской деятельностью. Следовательно, в отношении Ш. как судьи в отставке уголовное дело может быть возбуждено только на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей ВС РФ, и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Однако такой порядок, предусмотренный ст. 448 УПК РФ, при возбуждении уголовного дела в отношении его не соблюден. В надзорном представлении заместитель Генерального прокурора РФ поставил вопрос об отмене судебного решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия по уголовным делам ВС
РФ, изучив материалы дела, установила,
что преподавательской деятельностью
Ш. занимался лишь по совместительству.
Основная же его работа, запись
о которой имеется в трудовой книжке, -
руководство Казанским филиалом
Российской академии правосудия.
Как директор государственного учреждения
Ш. являлся должностным лицом, осуществлявшим
организационно-ра
Теперь оставим ненадолго судий и поговорим про решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата «Государственной Думы. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы принимается Председателем СК РФ с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок получения такого согласия регламентирован Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Согласно ч. 6 ст. 19 данного Закона в том случае, если членами палат парламента при осуществлении ими своих полномочий допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела осуществляется только при условии лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
Вместе с тем вызывает вопросы редакция ч. 4 ст. 19 названного Закона N 3-ФЗ, обязывающая орган дознания или следователя в трехдневный срок сообщить Генеральному прокурору РФ о факте возбуждения такого уголовного дела, который в недельный срок после получения сообщения должен внести в соответствующую палату Федерального собрания РФ представление о лишении парламентария неприкосновенности. Получается, что процедура лишения указанных лиц неприкосновенности следует за возбуждением уголовного дела, тогда как из смысла п. 1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ и ч. 6 ст. 19 названного Закона N 3-ФЗ следует, что согласие Совета Федерации или Государственной Думы должно предшествовать вынесению постановления о возбуждении уголовного дела. То есть, нормы одной и той же статьи закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» противоречат друг другу.»30
Вопрос о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора соответствующей палатой Федерального Собрания РФ (ч. 1 ст. 20 названного Закона N 3-ФЗ). Совет Федерации, Государственная Дума рассматривают представление Генерального прокурора в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания РФ, принимают по данному представлению мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора (ч. 2 ст. 20 названного Закона N 3-ФЗ).
Информация о работе Особенности, коллизии и проблемы применения на практике