Ответстенность за банкротство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 04:36, дипломная работа

Краткое описание

Банкротство - неизбежное следствие и необходимое условие развития современных экономических отношений. Принимая это экономическое явление как объективную реальность, государство обязано упорядочить общественные отношения, складывающиеся по поводу несостоятельности (банкротства), создать правовой режим, способный обеспечить баланс частных и публичных интересов различных субъектов права, вовлеченных в процедуры банкротства.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ БАНКРОДСТВО ПРЕДПР..doc

— 660.50 Кб (Скачать файл)

Не позднее  одного месяца с момента назначения такой управляющий разрабатывает  план внешнего управления, предусматривающий восстановление платежеспособности к определенному сроку, затем этот документ утверждается собранием кредиторов.

Внешнее управление - это, как правило, оттяжка конкурсного  производства. На этой стадии часто  появляется покупатель, который выражает желание купить предприятие.

Функции внешнего управляющего заключаются в восстановлении платежеспособности должника путем  различных операций, главным образом  за счет продажи неосновного имущества: объектов социальной сферы (профилактории и т.д.), отдаленных от основного имущественного комплекса строительных баз, либо за счет сдачи в аренду наиболее пригодных площадей. При этом управляющий вправе самостоятельно распоряжаться имуществом должника, совершая сделки как предусмотренные, так и не предусмотренные планом внешнего управления, с установленными Законом ограничениями. Они касаются заключения крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность, - их допустимо заключать только с согласия собрания кредиторов.

Внешний управляющий имеет право на заключение мирового соглашения, а также на отказ от исполнения влекущих убытки для должника договоров, если они заключены на срок более одного года либо рассчитаны на получение положительных результатов для должника лишь в долгосрочной перспективе. Основной же его обязанностью является проведение инвентаризации имущества - как принадлежащего должнику, так и не принадлежащего, вне зависимости от учета в бухгалтерских документах (поскольку нередко оказывается, что зафиксированный в документах объект давно разрушен и заменен другим). Внешний управляющий ведет бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность (обычно этим занимаются его заместители - специалисты), рассматривает требования кредиторов и ведет их реестр, принимает меры по взысканию задолженности, заявляет возражения против предъявленных должнику требований кредиторов, осуществляет некоторые иные полномочия.

По итогам реализации плана внешнего управления собранию кредиторов представляется отчет и, если платежеспособность должника восстановлена, проводится расчет с кредиторами в соответствии с реестром.

Внешний управляющий  действует до избрания (назначения) нового руководителя предприятия в  случае заключения мирового соглашения или погашения требований кредиторов либо до назначения конкурсного управляющего в случае открытия конкурсного производства. Это означает отстранение руководителей должника от исполняемых ими функций (если ранее такого отстранения не было) и назначение конкурсного управляющего в том же порядке, что и внешнего управляющего.

Функции конкурсного  управляющего состоят в следующем: принятие мер по обеспечению сохранности  имущества должника и по поиску, выявлению и возврату имущества, находящегося у третьих лиц, проведение расчетов с кредиторами, а также осуществление иных полномочий (п. 3 ст. 101 Закона).

Как видим, функции  связаны в основном с распоряжением  имуществом, находящимся у должника, и имуществом должника, находящимся у третьих лиц, и ограничены они лишь п. 1 ст. 112 Закона, в котором предусмотрено, что порядок и сроки продажи имущества должны быть одобрены собранием кредиторов. Исходя из этого управляющий часто стремится подстраховаться и утвердить на собрании операции с имуществом должника до их совершения.

Банкротство кредитных  организаций регулируется Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" в части, не урегулированной Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - Закон). Здесь наиболее существенная особенность - подконтрольность всех процессов Центральному банку РФ, начиная от назначения управляющего до ликвидации кредитной организации.

Предусматриваются две процедуры банкротства кредитной  организации: наблюдение и конкурсное производство, когда действуют соответственно временная администрация и арбитражный  управляющий.

Временную администрацию  возглавляет ее руководитель, который  так же, как и арбитражный управляющий, должен иметь аттестат, выдаваемый в соответствии с Положением о порядке выдачи и аннулирования Банком России аттестатов руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации, изданным Центральным банком РФ 25 марта 1999 г. Аттестат выдается уполномоченным органом Центрального банка - временной аттестационной комиссией (и ее территориальными подразделениями), если кандидат прошел обучение в учебно - методическом центре Банка и имеет лицензию арбитражного управляющего Федеральной службы (эти Положения вступили в силу с 1 сентября 1999 г.). Кроме этого, к кандидату предъявляется еще целый ряд требований (п. 3 Положения).

Временная администрация  назначается Банком России, чье решение  исполняется немедленно, но может  быть обжаловано кредитной организацией (ст. 25 Закона), и объем ее функций зависит от того, ограничены или приостановлены полномочия исполнительных органов кредитной организации. В первом случае разрабатываются и проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению (например, изменяется структура активов и пассивов), а также контролируется распоряжение имуществом со стороны исполнительных органов (в части отчуждения недвижимого имущества и совершения иных сделок, предусмотренных п. 3 ст. 21 Закона). При этом временная администрация вправе получать от исполнительных органов всю необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации.

Если функции  исполнительных органов кредитной  организации приостановлены, то временная  администрация, помимо проведения мероприятий  по финансовому оздоровлению, реализует  полномочия этих органов. Она вправе отчуждать недвижимое имущество  кредитной организации и осуществлять иные действия, предусмотренные п. 3 ст. 22 Закона, только с согласия совета директоров кредитной организации или общего собрания ее учредителей. Среди других функций - принятие мер по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации, взысканию задолженности перед ней, установление ее кредиторов.

Временная администрация  вправе: предъявлять в суды от имени кредитной организации иски о признании недействительными сделок, а также и другие иски, отказываться от исполнения договоров кредитной организации в порядке, предусмотренном Законом "О несостоятельности (банкротстве)".

На практике все меры по финансовому оздоровлению нередко сводятся к тому, что временная  администрация добивается возбуждения  уголовных дел в отношении  должников организации с тем, чтобы таким образом попытаться вернуть невозвращенные кредиты.

Смета расходов временной администрации утверждается Банком РФ, перед ним она и отчитывается, прекращая свою деятельность при  восстановлении платежеспособности кредитной  организации либо открытии конкурсного производства. Порядок назначения конкурсного управляющего регулируется нормативными актами Банка России (п. 2 ст. 31 Закона), которые к настоящему времени еще не приняты.

Права и обязанности  конкурсного управляющего регулируются Законом "О несостоятельности (банкротстве)". Особенностью конкурсного производства в данном случае является опять же жесткий контроль Банка России.

Конкурсный  управляющий действует под контролем  Банка России, ежемесячно представляя  ему бухгалтерскую и статистическую отчетность ликвидируемой организации, и обязан использовать в ходе конкурсного производства только корреспондентский счет кредитной организации, признанной банкротом, открытый в учреждении Банка России.

После составления  реестра требований кредиторов в  срок не позднее шести месяцев после открытия конкурсного производства составляется промежуточный ликвидационный баланс, который направляется в Банк России.

На практике стадия конкурсного производства заключается  в том, что фонд обязательного  резервирования кредитной организации  депонируется в каком-либо надежном банке, а проценты с депозита идут на содержание конкурсного управляющего и его команды, распродающей имущество ликвидируемой кредитной организации.(Статья: Статус арбитражного управляющего (Баренбойм П., Копман А.) ("Российская юстиция", N 12, 1999))

 

 

8.2.4.Арбитражный  управляющий("Российское предпринимательское право: Учебник" (отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова) ("Проспект", 2011,Гава 8)

В Законе о банкротстве 2002 г. статус арбитражного управляющего подвергся существенным изменениям. Так, арбитражный управляющий (в зависимости от процедуры банкротства он может именоваться временным, административным, внешним или конкурсным) - это гражданин РФ, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства, осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

К кандидатуре  арбитражного управляющего предъявляются  два вида требований: обязательные, несоответствие которым влечет для лица невозможность заниматься арбитражным управлением, и факультативные, выдвигаемые конкурсными кредиторами, уполномоченными госорганами или собранием кредиторов и предусматривающие дополнительные, более жесткие требования к претендентам.

Итак, арбитражным  управляющим может быть гражданин  РФ, который соответствует следующим требованиям:

- зарегистрирован  в качестве индивидуального предпринимателя;

- имеет высшее  образование;

- имеет стаж  руководящей работы не менее  чем два года в совокупности (руководящей признается работа  в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением отсутствующего должника);

- сдал теоретический  экзамен по программе подготовки  арбитражных управляющих <1>;

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 28 мая 2003 г. N 308 "Об утверждении Правил проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих" // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2169 (с изм. от 11 февраля 2005 г.). Единая программа подготовки арбитражных управляющих утверждена Приказом Минюста РФ от 5 мая 2003 г. N 108 // Вестник ФСФО России. 2003. N 8. Приказом Минюста РФ от 6 августа 2003 г. N 189 утвержден Порядок работы комиссий по организации теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих // РГ. 2003. 13 авг. N 160 (с изм. от 8 сентября 2003 г.).

 

- прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего <1>;

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 9 июля 2003 г. N 414 "Об утверждении Правил проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего" // СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2939 (с изм. от 25 сентября 2003 г.).

 

- не имеет  судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

- является членом  одной из саморегулируемых организаций.

Перечень дополнительных требований является исчерпывающим. Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) могут заявить о наличии у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника, а также определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в конкретной отрасли экономики и установить количество проведенных им процедур банкротства.

Арбитражный суд  не может утвердить в качестве арбитражного управляющего лицо:

- которое является  заинтересованным по отношению  к должнику, кредиторам (понятие  заинтересованного лица дано в Законе о банкротстве);

- в отношении  которого введена процедура банкротства;

- которое не  возместило убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;

- которое дисквалифицировано  или лишено в порядке, установленном  федеральным законом, права занимать  руководящие должности и (или)  осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц;

- которое не  имеет заключенных в соответствии  с требованиями Закона о банкротстве договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Указанный договор  признается формой финансового обеспечения ответственности управляющего и должен быть заключен на срок не менее года с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок. Минимальная страховая сумма не может быть менее чем 3 млн. рублей. Кроме того, уже назначенный управляющий в течение десяти дней с момента его утверждения судом должен дополнительно застраховать свою ответственность в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника.

Если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, арбитражный управляющий должен иметь соответствующий допуск <1>. В этом случае лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, будет представитель Федеральной службы безопасности РФ <2>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 24 октября 2005 г. N 133-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 2005. N 44. Ст. 4471.

<2> Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 33. Ст. 3254 (с изм. от 11 июля 2004 г., 31 августа 2005 г.).

Информация о работе Ответстенность за банкротство