Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 04:36, дипломная работа
Банкротство - неизбежное следствие и необходимое условие развития современных экономических отношений. Принимая это экономическое явление как объективную реальность, государство обязано упорядочить общественные отношения, складывающиеся по поводу несостоятельности (банкротства), создать правовой режим, способный обеспечить баланс частных и публичных интересов различных субъектов права, вовлеченных в процедуры банкротства.
------------------------------
<*> Например, в случае признания одного из участников полного товарищества несостоятельным (банкротом) товарищество может продолжить свою деятельность, если это предусмотрено учредительным договором товарищества или соглашением остающихся участников (п. 1 ст. 76 ГК РФ). В ином случае деятельность товарищества должна быть прекращена.
<**> Так, при
банкротстве одного из
Введение в отношении должника процедур банкротства не изменяет существа правоотношения, из которого возникло право требования кредитора к должнику: кредитор в конкурсном процессе сохраняет право требования к должнику, а последний не освобождается от обязанности совершить в пользу кредитора определенное действие. Но, безусловно, осуществление гражданских прав при банкротстве связано с определенными ограничениями, обусловленными природой конкурсных отношений.
Задачу обеспечения баланса интересов различных субъектов права, вовлеченных в процедуры банкротства, законодатель решает различными правовыми средствами, в том числе путем публично-правового воздействия в процессе осуществления гражданских прав. В связи с этим правовой режим банкротства имеет в своем арсенале нормы публичного права.
Конституционный Суд РФ, рассматривая вопрос о конституционности положений Закона о банкротстве 1998 г. об установлении порядка, не допускающего удовлетворения этих требований в индивидуальном порядке, сделал вывод о том, что ограничения, связанные с особым порядком предъявления и удовлетворения требований кредиторов, установлены законодателем в рамках комплекса мер, направленных на предотвращение банкротства и восстановление платежеспособности должника, а также на создание условий для справедливого обеспечения экономических и юридических интересов всех кредиторов, включая лиц, в отношении которых необходимо введение дополнительных гарантий социальной защиты <*>.
------------------------------
<*> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 12 марта 2001 г. N 4-П (п. 3 мотивировочной части) // СЗ РФ. 2001. 19 марта. N 12. Ст. 1138.
Правовая позиция Конституционного Суда РФ состоит в том, что установление особого режима имущественных требований к должнику, не допускающего удовлетворения этих требований в индивидуальном порядке, позволяет обеспечивать определенность объема его имущества в течение всей процедуры банкротства, создавая необходимые условия как для принятия мер к преодолению неплатежеспособности должника, так и для возможно более полного удовлетворения требований всех кредиторов, что, по существу, направлено на предоставление им равных правовых возможностей при реализации экономических интересов, в том числе когда имущества должника недостаточно для справедливого его распределения между кредиторами. При столкновении законных интересов кредиторов в процессе конкурсного производства решается задача пропорционального распределения конкурсной массы среди кредиторов.
Таким образом, исходя из правовых позиций Конституционного Суда РФ, можно сделать вывод, что установление комплекса правовых ограничений, связанных с особым порядком предъявления и удовлетворения требований кредиторов, не допускающим удовлетворения этих требований в индивидуальном порядке, составляет публично-правовое вмешательство в частные отношения, направленное на предоставление всем кредиторам равных правовых возможностей при реализации экономических интересов в условиях несостоятельности должника.
("Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве)" (Химичев В.А.) ("Волтерс Клувер", 2006))
Наблюдение нельзя считать основной процедурой банкротства, так как оно не преследует конечных целей конкурсного процесса, а является лишь его промежуточной стадией. Назначение процедуры наблюдения позволяет выделить в ней две функции: обеспечительную и подготовительную. Первая функция состоит в том, что она позволяет создать условия для сохранения имущества должника, вторая - в содействии организации подготовки дела к судебному разбирательству <*>.
------------------------------
<*> См.: Белых
В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский
М.Л. Правовые основы
В том случае, когда наблюдение выполнило свое предназначение, необходимо как можно быстрее перейти к следующей процедуре банкротства, будь это финансовое оздоровление, внешнее управление или конкурсное производство. В ином случае эффективность конкурсного процесса, безусловно, снижается: если предприятие имело шансы на восстановление платежеспособности, при условии принятия срочных и безотлагательных мер, то такие возможности будут утрачены или будут минимальны в том случае, когда должник длительное время находился в наблюдении в связи с приостановлением производства по делу; если кредиторы имели реальные шансы на удовлетворение своих требований при немедленной ликвидации, то процент удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве, открытом с большим опозданием, снизится в связи с увеличением издержек по реализации процедур банкротства.
("Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве)" (Химичев В.А.) ("Волтерс Клувер", 2006))
Наблюдение - процедура
банкротства, применяемая к должнику
в целях обеспечения
Порядок введения данной процедуры зависит от того, кто является заявителем. При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника по общему правилу наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Когда заявление подается конкурсным кредитором и уполномоченным госорганом, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона. Информация о введении наблюдения подлежит обязательному опубликованию в "Российской газете" <1>.
------------------------------
<1> Согласно п. 6 ст. 231 Закона о банкротстве до определения Правительством РФ официального издания, в котором в соответствии со ст. 28 настоящего Закона подлежат опубликованию сведения по вопросам, связанным с банкротством, указанные сведения подлежат опубликованию в "Российской газете". Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2005 г. N 510 (СЗ РФ. 2005. N 34. Ст. 3504) установлено, что официальное издание, в котором осуществляется опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве, определяется по результатам конкурса между редакциями печатных СМИ. В названном Постановлении закреплены требования к официальному изданию. Организация и проведение конкурса возложены на Федеральную регистрационную службу. Конкурс должен быть проведен в 4-месячный срок с даты утверждения Минэкономразвития России правил его организации и проведения, но не ранее 1 января 2006 г.
Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, т.е. в течение не более 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд (ст. 51).
С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают, в частности, следующие последствия:
- требования
кредиторов по денежным
- по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств.
Кредитор вправе предъявить свои требования к должнику в рамках процесса по банкротству;
- приостанавливается
исполнение исполнительных
- запрещаются
удовлетворение требований
- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам и др.
В целях обеспечения
наступления перечисленных
В период проведения наблюдения ограничивается правосубъектность должника. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления. Однако они осуществляют свои полномочия с определенными ограничениями. Так, органы управления должника могут совершать только с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом о банкротстве, сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения; связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.
Органы управления должника не вправе принимать решения: о реорганизации и ликвидации, о создании филиалов и представительств, о выплате дивидендов, о выходе из состава учредителей (участников) должника, об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и др.
Процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий. В числе его основных обязанностей: принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника, выявление кредиторов должника; ведение реестра требований кредиторов, уведомление кредиторов о введении наблюдения, созыв и проведение первого собрания кредиторов.
По ходатайству временного управляющего арбитражный суд может отстранить руководителя должника от должности в случае нарушения им требований Закона о банкротстве. В этом случае исполнение обязанностей руководителя возлагается на лицо, предложенное представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом либо на одного из заместителей руководителя должника, а в случае их отсутствия - на одного из работников должника.
Как уже было сказано, одна из целей наблюдения - анализ финансового состояния должника <1>. Он проводится для того, чтобы определить стоимость принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможность или невозможность восстановления платежеспособности должника. Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.
------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа" // СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2664.
Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. В названный срок включаются нерабочие дни, возможность его восстановления Законом о банкротстве не предусмотрена <1>. Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих их обоснованность. Требования включаются в реестр на основании определения арбитражного суда, которое может быть обжаловано.
------------------------------
<1> См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. N 93 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве" // СПС "Гарант".
Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Первое собрание должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения.
К компетенции первого собрания кредиторов относятся, в частности, принятие решения о введении финансового оздоровления, внешнего управления; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; образование комитета кредиторов, определение его количественного состава и полномочий, избрание членов комитета кредиторов; определение требований к кандидатурам административного, внешнего и конкурсного управляющих; определение саморегулируемой организации, которая должна представить кандидатуры управляющих.
По общему правилу арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. С момента принятия судом какого-либо из указанных решений процедура наблюдения прекращается.
8.3.2. Финансовое оздоровление
В Законе 2002 г. наряду с привычным внешним управлением предусмотрена еще одна новая процедура, направленная на восстановление платежеспособности должника, а также на погашение его задолженности в соответствии со специальным графиком, - финансовое оздоровление. Инициатива по его проведению может исходить от участников (учредителей), собственника имущества должника - унитарного предприятия, третьего лица (третьих лиц). Названные субъекты на стадии наблюдения вправе обратиться к первому собранию кредиторов с соответствующим ходатайством.