Понятие и виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение отдельных положений теории уголовного исполнительного права России.
В частности задачами курсовой работы выступают следующие моменты: система учреждений и органов , исполняющих наказание; понятие и виды контроля за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказание; актуальные вопросы развития уголовно-исполнительной системы РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Система учреждений и органов, исполняющих наказание……………….4
1.1. Понятие, цели и задачи учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание………………………………………………………………………..4
1.2 Назначение и виды исправительных учреждений……………………….7
2. Понятие и виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание………………………………………………………17
2.1. Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание………………………………………………………18
2.2. Государственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание……………………………………………………….20
2.3. Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание…………………………………………………….....27
3. Актуальные вопросы развития уголовно-исполнительной системы РФ………………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………...36
Список использованной литературы…………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

передкурсовая.docx

— 68.70 Кб (Скачать файл)

В воспитательные колонии направляются лица, которым к моменту вынесения приговора не исполнилось 18 лет. В этих колониях они могут находиться, как правило, до достижения 19 лет, но при отрицательном поведении переводятся судом по представлению администрации воспитательной колонии в изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет, или в исправительные колонии общего режима по достижении 18-летнего возраста.

Лечебные исправительные учреждения предназначены для содержания и амбулаторного лечения больных открытой формой туберкулеза (в том числе и в случаях назначения обязательного лечения от этого заболевания), а также обязательного лечения от алкоголизма и наркомании. В лечебно-профилактических учреждениях (больницах, специальных психиатрических и туберкулезных больницах) содержатся и проходят лечение осужденные, нуждающиеся в лечении в условиях стационара.

В соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» решения о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимаются Правительством России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Штатная численность персонала сохраняется неизменной в течение двух лет при уменьшении численности осужденных в случаях проведения амнистии, изменения законодательства Российской Федерации, условий исполнения наказаний и в других случаях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания. Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном статьей 11 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом. В интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы, а также привлечения осужденных к труду территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими. Как известно, УК РФ4 выделил пожизненное лишение свободы в самостоятельный вид наказания (п. «м» ст.44). Однако по своей правовой природе и иным юридическим признакам оно не отличается от лишения свободы на определенный срок (п. «л» ст.44). Данная категория осужденных отбывает наказание в колониях особого режима, хотя и отдельно от лиц, совершивших преступления при особо опасном рецидиве. В этой связи в УИК РФ не выделена специальная глава, регулирующая порядок и условия исполнения пожизненного лишения свободы. Статьи 126, 127 УИК РФ регламентируют отдельные особенности отбывания наказания в колониях особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы. Указанная категория осужденных содержится в камерах численностью, как правило, не более двух человек, первоначально все осужденные, прибывшие в колонию, содержатся на строгих условиях. По истечении 10 лет осужденные могут быть переведены на обычные условия содержания, а затем, опять-таки по истечении 10 лет, - на облегченные.

Дифференциация условий отбывания наказания в отношении несовершеннолетних более глубокая. Она предусматривает разделение осужденных на четыре категории, каждая из которых находится в соответствующих условиях отбывания наказания: обычные, облегченные, льготные и строгие (ст.132 УИК РФ). При этом условия отбывания в зависимости от вида режима воспитательной колонии не дифференцируются: они одинаковы для осужденных, находящихся в воспитательной колонии как общего, так и усиленного режимов. В исправительном учреждении строгого режима осужденные отбывают наказание в обычных, облегченных и строгих условиях (ст. 122 УИК РФ). Часть 3 статьи 124 УИК РФ регламентирует перевод осужденных, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, из обычных условий отбывания наказания в строгие. В строгие условия помещают лиц, прибывших в исправительные учреждения особого режима за совершение умышленных преступлений в местах лишения свободы. По вопросу о переводе в тюрьму из исправительной колонии осужденных, нарушающих установленный порядок отбывания наказания, законодатель занимает противоречивую позицию. Так, в п. 7 ст. 74 УИК РФ речь идет о таких переводах в общей форме: в тюрьму могут быть переведены из исправительной колонии (без указания вида режима) осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. В п. »в» ч. 4 ст. 78 УИК РФ речь идет уже об осужденных, переведенных только из исправительной колонии общего и строгого режимов. В ч. 1 статьи 130 УИК РФ перечень видов исправительных колоний расширен и уточнен: в тюрьме содержатся осужденные, переведенные из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов. Конечно, подобная коллизия правовых норм в одном законе должна быть устранена, тем более что особой необходимости перевода в тюрьмы осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии особого режима, нет, поскольку отбывание наказания в этих колониях в строгих условиях практически не отличается от условий отбывания наказания на строгом режиме в тюрьмах (за исключением размера расходования денежных средств и продолжительности времени прогулки). В тюрьмах отбывают наказание только мужчины. В настоящее время в тюрьмах не могут содержаться осужденные женщины, как по приговору суда, так и в порядке изменения вида исправительного учреждения. В целях хозяйственного обслуживания тюрем в них содержатся также осужденные, которым суд определил отбывание наказания в исправительной колонии общего режима. Эти осужденные содержатся отдельно от «тюремных сидельцев» и в условиях общего режима исправительной колонии. Срок, назначенный по приговору суда для отбывания наказания в тюрьме, исчисляется со дня прибытия осужденного в тюрьму. Если в период пребывания в следственный изолятор к осужденному не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения на строгом режиме исчисляется со дня заключения под стражу. В тюрьмах устанавливаются два вида режима: общий и строгий. Облегченных условий отбывания наказания в силу специфики данного вида исправительного учреждения не предусмотрено, так как в тюрьмах должна обеспечиваться максимальная степень изоляции осужденных. Именно этим тюрьмы отличаются от исправительной колонии, в том числе исправительные колонии особого режима. В строгих условиях в соответствии со статьей 131 УИК РФ должны отбывать наказание осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, и ранее отбывавшие лишение свободы. В этих условиях отбывают также наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. В срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в строгих условиях зачитываются срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения и он не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер. Для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания.

В УИК РФ для осужденных предусмотрена трехступенчатая система: обычные, облегченные и строгие условия отбывания наказания в виде лишения свободы (ст.87). Условия эти предусмотрены для осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях общего режима (ст.ст.120, 121), строгого (ст.ст.122, 123), особого (ст.ст.124, 125 УИК РФ). В тюрьмах УИК РФ установлены два вида режима: общий и строгий (ст.ст.130, 131). Ступенчатая система условий отбывания наказаний призвана стимулировать положительное поведение осужденных основаниями для перевода из более строгих условий содержания в менее строгие служат: отбытие определенного срока наказания на более строгих условиях; добросовестное отношение к труду и отсутствие взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания. Основанием, для перевода осужденного из менее строгих условий, в более строгие служит признание осужденного злостным нарушителем. Конкретные основания переводов осужденного из одних условий в другие регулируются ст. 120, 122, 124, 127, 130, 132 УИК РФ. Правовое регулирование материально-бытового обеспечения осужденных в исправительном учреждении осуществляется УИК РФ, нормативными актами Правительства РФ и иных государственных органов. Материально-бытовое обеспечение осужденных реализуется по следующим направлениям: 1) создание необходимых жилищных и коммунально-бытовых условий; 2) обеспечение питанием; 3) вещевое обеспечение; 4) организация торговой сети и иных источников дополнительного материально-бытового обеспечения осужденных. В соответствии со ст. 99 УИК РФ устанавливается минимальная норма жилой площади: от 2 до 5 кв. м в расчете на одного осужденного. Такой разброс в нормах метража обусловлен главным образом медицинскими требованиями и половозрастными особенностями осужденных5. Нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством РФ. На сегодняшний момент они урегулированы Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время»6. Норм питания существует несколько и они варьируются в зависимости от состояния здоровья осужденных, возраста, состояния беременности и т.п. Данным Постановлением РФ утверждены минимальные нормы питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время. Также статья 99 УИК РФ содержит весьма специфическую норму, относящуюся к отказникам от работы. Так, с осужденных, уклоняющихся от работы, расходы на питание, вещевое довольствие и коммунально-бытовые услуги удерживают из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Определенную специфику имеет материально-бытовое обеспечение осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей. В соответствии со ст. 100 УИК РФ, в исправительной колонии, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, образуются дома ребенка, которые представляют собой своеобразные детские учреждения со своим специальным штатом, включающим кухню, готовящую питание для детей. Дома ребенка выгораживаются в отдельную зону на территории исправительного учреждения, соответствующим образом оборудуются, вплоть до создания игровых комнат, комплектуются музыкальными инструментами, детской одеждой, игрушками и всем необходимым для детей младшего возраста. Еще одним дополнительным источником удовлетворения материально-бытовых потребностей осужденных служат поступающие им денежные переводы, посылки, передачи, бандероли. Количество, содержание и порядок их получения определяются уголовно-исполнительным законодательством и Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения. В соответствии со ст. 101 УИК РФ, администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. Медико-санитарное обеспечение осужденных включает в себя: амбулаторное, стационарное и специализированное лечение, санитарный надзор и аптечное обеспечение, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий; определение трудоспособности осужденных и их правильное трудоустройство; выявление и принудительное лечение алкоголиков, наркоманов и лиц, страдающих венерическими заболеваниями, организацию работы по пропаганде медицинских и гигиенических знаний и др. Проведя статистическое исследование контингента осужденных, находящихся в местах лишения свободы, мы получим информацию об условиях их содержания и состоянии здоровья.

 

 

 

2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ.

 

Контроль представляет собой систему деятельности уполномоченных органов международного сообщества, государства и общества по установлению соответствия функционирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, нормативно-правовым стандартам и корректированию выявленных отклонений.

Объектом контроля в указанной сфере являются общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе служебной деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Предмет контроля – это состояние объекта контроля, его соответствие Конституции РФ, международным правовым актам, законодательству о федеральной государственной службе, уголовно-исполнительному законодательству и иным нормативным правовым актам.

Субъекты контроля за исполнением уголовных наказаний установлены в уголовно-исполнительном законодательстве. В соответствии со ст. 24 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, а соответственно и осуществлять контроль, без специального на то разрешения имеют право: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также президенты и главы правительств субъектов РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, главы органов местного самоуправления – в пределах соответствующих территорий; Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях; должностные лица вышестоящих органов; судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания; депутаты и члены общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, – в пределах соответствующих территорий.

Кроме того, согласно ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правом контроля этих учреждений наделены представители международных организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека.

В зависимости от субъектов контроля различаются международный, государственный и общественный контроль.

 

2.1. Международный контроль

Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотрен международными пактами о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г.). Существуют четыре формы международного контроля.

Первая – периодическое представление государством докладов о соблюдении прав человека (в том числе и при исполнении наказания).

Вторая – сообщения иностранных государств о нарушениях гражданских и политических прав, применении пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Третья – индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией России, по указанным выше случаям.

Четвертая – посещения членами Европейского комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы государства-члена Совета Европы.

Вторая и третья формы международного контроля появились в 1991 году в результате признания нашим государством компетенции Комитета ООН по правам человека и Комитета ООН против пыток принимать и рассматривать сообщения других государств и жалобы физических лип о нарушениях прав человека на территории России. Эта форма международного контроля была прямо предусмотрена в ч. 4 ст. 12 УИК РФ, в которой установлено право осужденных обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства их правовой защиты.

Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, находится под пристальным вниманием международного сообщества. Такое положение сложилось в силу того, что в 1996 г. Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.). Кроме того, международный контроль предусмотрен Пактами о правах человека, принятыми в рамках ООН и Совета Европы. В частности: Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.)  и рядом других важных документов международно-правового характера.7 Исходя из закрепленных в этих документах положений, контрольными органами соответственно являются: Комитет по правам человека ООН, Комитет ООН против пыток, Европейский суд по правам человека, Европейский комитет по предупреждению пыток и другие.

Представители Европейского комитета имеют право посещать любые места, где содержатся лица, лишенные свободы, беседовать с ними наедине, а также вступать в контакт с любым лицом, которое может представить соответствующую информацию, доводить до сведения компетентных органов посещаемого государства свои замечания и предложения. По итогам посещения Комитет разрабатывает рекомендации по улучшению защиты лишенных свободы лиц. В случае если эта страна отказывается исправить ситуацию, контролирующий орган может представить соответствующие факты в письменной форме Комитету министров Совета Европы8.  

Информация о работе Понятие и виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание