Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 19:44, курсовая работа
Целью данной работы является изучение отдельных положений теории уголовного исполнительного права России.
В частности задачами курсовой работы выступают следующие моменты: система учреждений и органов , исполняющих наказание; понятие и виды контроля за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказание; актуальные вопросы развития уголовно-исполнительной системы РФ.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Система учреждений и органов, исполняющих наказание……………….4
1.1. Понятие, цели и задачи учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание………………………………………………………………………..4
1.2 Назначение и виды исправительных учреждений……………………….7
2. Понятие и виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание………………………………………………………17
2.1. Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание………………………………………………………18
2.2. Государственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание……………………………………………………….20
2.3. Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание…………………………………………………….....27
3. Актуальные вопросы развития уголовно-исполнительной системы РФ………………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………...36
Список использованной литературы…………………………………………..38
В УИК РФ для осужденных предусмотрена трехступенчатая система: обычные, облегченные и строгие условия отбывания наказания в виде лишения свободы (ст.87). Условия эти предусмотрены для осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях общего режима (ст.ст.120, 121), строгого (ст.ст.122, 123), особого (ст.ст.124, 125 УИК РФ). В тюрьмах УИК РФ установлены два вида режима: общий и строгий (ст.ст.130, 131). Ступенчатая система условий отбывания наказаний призвана стимулировать положительное поведение осужденных основаниями для перевода из более строгих условий содержания в менее строгие служат: отбытие определенного срока наказания на более строгих условиях; добросовестное отношение к труду и отсутствие взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания. Основанием, для перевода осужденного из менее строгих условий, в более строгие служит признание осужденного злостным нарушителем. Конкретные основания переводов осужденного из одних условий в другие регулируются ст. 120, 122, 124, 127, 130, 132 УИК РФ. Правовое регулирование материально-бытового обеспечения осужденных в исправительном учреждении осуществляется УИК РФ, нормативными актами Правительства РФ и иных государственных органов. Материально-бытовое обеспечение осужденных реализуется по следующим направлениям: 1) создание необходимых жилищных и коммунально-бытовых условий; 2) обеспечение питанием; 3) вещевое обеспечение; 4) организация торговой сети и иных источников дополнительного материально-бытового обеспечения осужденных. В соответствии со ст. 99 УИК РФ устанавливается минимальная норма жилой площади: от 2 до 5 кв. м в расчете на одного осужденного. Такой разброс в нормах метража обусловлен главным образом медицинскими требованиями и половозрастными особенностями осужденных5. Нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством РФ. На сегодняшний момент они урегулированы Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время»6. Норм питания существует несколько и они варьируются в зависимости от состояния здоровья осужденных, возраста, состояния беременности и т.п. Данным Постановлением РФ утверждены минимальные нормы питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время. Также статья 99 УИК РФ содержит весьма специфическую норму, относящуюся к отказникам от работы. Так, с осужденных, уклоняющихся от работы, расходы на питание, вещевое довольствие и коммунально-бытовые услуги удерживают из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Определенную специфику имеет материально-бытовое обеспечение осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей. В соответствии со ст. 100 УИК РФ, в исправительной колонии, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, образуются дома ребенка, которые представляют собой своеобразные детские учреждения со своим специальным штатом, включающим кухню, готовящую питание для детей. Дома ребенка выгораживаются в отдельную зону на территории исправительного учреждения, соответствующим образом оборудуются, вплоть до создания игровых комнат, комплектуются музыкальными инструментами, детской одеждой, игрушками и всем необходимым для детей младшего возраста. Еще одним дополнительным источником удовлетворения материально-бытовых потребностей осужденных служат поступающие им денежные переводы, посылки, передачи, бандероли. Количество, содержание и порядок их получения определяются уголовно-исполнительным законодательством и Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения. В соответствии со ст. 101 УИК РФ, администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. Медико-санитарное обеспечение осужденных включает в себя: амбулаторное, стационарное и специализированное лечение, санитарный надзор и аптечное обеспечение, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий; определение трудоспособности осужденных и их правильное трудоустройство; выявление и принудительное лечение алкоголиков, наркоманов и лиц, страдающих венерическими заболеваниями, организацию работы по пропаганде медицинских и гигиенических знаний и др. Проведя статистическое исследование контингента осужденных, находящихся в местах лишения свободы, мы получим информацию об условиях их содержания и состоянии здоровья.
2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ.
Контроль представляет собой систему деятельности уполномоченных органов международного сообщества, государства и общества по установлению соответствия функционирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, нормативно-правовым стандартам и корректированию выявленных отклонений.
Объектом контроля в указанной сфере являются общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе служебной деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Предмет контроля – это состояние объекта контроля, его соответствие Конституции РФ, международным правовым актам, законодательству о федеральной государственной службе, уголовно-исполнительному законодательству и иным нормативным правовым актам.
Субъекты контроля за исполнением уголовных наказаний установлены в уголовно-исполнительном законодательстве. В соответствии со ст. 24 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, а соответственно и осуществлять контроль, без специального на то разрешения имеют право: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также президенты и главы правительств субъектов РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, главы органов местного самоуправления – в пределах соответствующих территорий; Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях; должностные лица вышестоящих органов; судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания; депутаты и члены общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, – в пределах соответствующих территорий.
Кроме того, согласно ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правом контроля этих учреждений наделены представители международных организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека.
В зависимости от субъектов контроля различаются международный, государственный и общественный контроль.
2.1. Международный контроль
Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотрен международными пактами о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г.). Существуют четыре формы международного контроля.
Первая – периодическое представление государством докладов о соблюдении прав человека (в том числе и при исполнении наказания).
Вторая – сообщения иностранных государств о нарушениях гражданских и политических прав, применении пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Третья – индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией России, по указанным выше случаям.
Четвертая – посещения членами Европейского комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы государства-члена Совета Европы.
Вторая и третья формы международного контроля появились в 1991 году в результате признания нашим государством компетенции Комитета ООН по правам человека и Комитета ООН против пыток принимать и рассматривать сообщения других государств и жалобы физических лип о нарушениях прав человека на территории России. Эта форма международного контроля была прямо предусмотрена в ч. 4 ст. 12 УИК РФ, в которой установлено право осужденных обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства их правовой защиты.
Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, находится под пристальным вниманием международного сообщества. Такое положение сложилось в силу того, что в 1996 г. Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.). Кроме того, международный контроль предусмотрен Пактами о правах человека, принятыми в рамках ООН и Совета Европы. В частности: Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.) и рядом других важных документов международно-правового характера.7 Исходя из закрепленных в этих документах положений, контрольными органами соответственно являются: Комитет по правам человека ООН, Комитет ООН против пыток, Европейский суд по правам человека, Европейский комитет по предупреждению пыток и другие.