Понятие и виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение отдельных положений теории уголовного исполнительного права России.
В частности задачами курсовой работы выступают следующие моменты: система учреждений и органов , исполняющих наказание; понятие и виды контроля за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказание; актуальные вопросы развития уголовно-исполнительной системы РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Система учреждений и органов, исполняющих наказание……………….4
1.1. Понятие, цели и задачи учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание………………………………………………………………………..4
1.2 Назначение и виды исправительных учреждений……………………….7
2. Понятие и виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание………………………………………………………17
2.1. Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание………………………………………………………18
2.2. Государственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание……………………………………………………….20
2.3. Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание…………………………………………………….....27
3. Актуальные вопросы развития уголовно-исполнительной системы РФ………………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………...36
Список использованной литературы…………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

передкурсовая.docx

— 68.70 Кб (Скачать файл)

Помимо содействия работе учреждений и органов, исполняющих наказания, общественные объединения, благотворительные организации вправе осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации9.Формами контроля, предусмотренными законодательством, являются:

- разрешительное посещение  мест отбывания наказания в  целях проверки жалоб, законности  применения к осужденным мер  воздействия, удовлетворения положенными  видами снабжения (включая оказание  медицинской помощи), организации  труда, воспитательной работы и отдыха осужденных;

- публикации по результатам  вышеуказанных проверок соответствующих  материалов в средствах массовой информации.

Действующим законодательством средствам массовой информации предоставлены все условия для получения информации о деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Представителям средствам массовой информации, с разрешения администрации органов и учреждений, исполняющих наказания, либо вышестоящих органов, разрешается посещать данные учреждения, производить кино-, фото- и видеосъемку, интервьюирование осужденных с их письменного согласия, а с письменного разрешения администрации осуществлять кино-, фото- и видеосъемку объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных.

Контроль за деятельностью военных органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих, проходящих военную службу, осуществляется военным судом, военной прокуратурой, вышестоящим военным командованием. Положение ст. 24 УИК РФ, относящееся к контролю за исполнением наказаний вышестоящими должностными лицами государственной власти и управления, средств массовой информации и общественности, в полной мере распространяется и на военные органы, исполняющие уголовные наказания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РФ.

 

Развитие уголовно-исполнительной системы должно происходить вместе с развитием всей политической составляющей, всей политической системы страны для целей демократического и прогрессивного развития государства на основе положений Конституции, на основе положений, которые гарантируют важнейшие права и свободы человека и гражданина.

В течение очень значительного периода времени, многих десятилетий ХХ века, работа нашей уголовно-исполнительной системы, как и в целом уголовная политика в России, носила преимущественно репрессивный характер. И это, наверное, такая фундаментальная причина того, что состояние самой уголовно-исполнительной системы очень сложное, тяжёлое.

За последний период система начала меняться, в ней произошли достаточно существенные изменения. Принят набор нормативных актов, в том числе и законодательство об общественном контроле за обеспечением прав осуждённых. Отдельные категории осуждённых получили возможность самостоятельно следовать к местам лишения свободы. Что, на мой взгляд, сказалось, вне всякого сомнения, положительно, так это увеличение финансирования системы. За последние годы объём финансирования вырос существенно – за 10 лет более чем в 12 раз.

Руководством системы исполнения наказаний проводится работа по улучшению питания осуждённых, их медицинского обеспечения, образования, условий содержания, что в целом признаётся всеми, в том числе и экспертным сообществом. Вместе с тем состав контингента исправительных учреждений стал более тяжёлым. За последние годы вдвое выросло количество осуждённых за тяжкие и особо тяжкие преступления. Число лиц, страдающих от наркозависимости, алкогольной зависимости, людей с психическими отклонениями также увеличилось в системе в разы. Всё это, безусловно, осложняет нелёгкую работу в учреждениях уголовно-исполнительной системы государства.

Возросший уровень признания и утверждения прав лиц, находящихся в местах лишения свободы. В основе такого положения лежат преобразования, нашедшие свое закрепление в принятых нормативных актах, регулирующих данные общественные отношения.

Это, в первую очередь, относится к Федеральному закону «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Уголовно-исполнительному кодексу РФ. Указанные правовые акты отчетливо обозначили намерение России действовать в рамках правового поля, придерживаясь при этом приоритета и ценности прав и свобод человека и гражданина.

Изменения законодательной базы и реформирование ведомственной подчиненности уголовно-исполнительной системы в русле обеспечения ее большему соответствию международным стандартам в области обращения с заключенными. Предпринятые шаги в рассматриваемой области значительно оживили правовые и научные разработки данного правового института. Тем самым была продемонстрирована попытка правовыми и организационными средствами изменить сложившееся положение в местах предварительного заключения под стражу.

В настоящий период времени вопрос о месте, занимаемом профессиональной служебной деятельностью сотрудников уголовно-исполнительной системы в общей системе государственно-служебных отношений в теории административного права, остается открытым и полностью не исследованным, а в законодательстве до конца не регламентированным.

В связи с этим видится важным определить место, которое в настоящее время занимает или может занять служба в уголовно-исполнительной системы в системе государственной службы РФ.

Рассмотрение указанного вопроса возможно с теоретической и правовой точек зрения.

Российская Федерация, стремясь стать полноправным членом международного сообщества, реализуя мероприятия по гуманизации пенитенциарной системы, приведению российского пенитенциарного законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, в 1996 г. присоединилась к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и Протоколам к нему.

Затем на основании Указов Президента РФ, в целях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний, в соответствии с рекомендациями Комитета министров Совета Европы о единых европейских пенитенциарных правилах, уголовно-исполнительная сиистема с 1 сентября 1998 г. переведена под юрисдикцию Министерства юстиции Российской Федерации.

Важно отметить, что до перехода учреждения и органы уголовно-исполнительной системы являлись составной частью системы МВД России, а ее сотрудники проходили службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

В связи с передачей и переводом возникли следующие потребности:

- в формировании в ведении  Минюста России уголовно-исполнительной системы как совокупности органов исполнительной власти, выполняющих правоохранительные функции;

- в юридической регламентации  возникших новых государственно-служебных  отношений в ФСИН России, ее  учреждениях и органах.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р, предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.

Основными целями Концепции являются не только повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития, сокращение рецидива преступлений, совершенных бывшими заключенными, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам, но и гуманизация условий содержания заключенных под стражу и отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.

Для реализации поставленных целей необходимо совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных. Кроме того, нужно изменить структуру уголовно-исполнительной системы. Предполагается создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы и отказ от коллективной формы содержания осужденных.

Важным является положение Концепции о необходимости раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного.

Для того чтобы процесс отбывания наказания не был столь мучительным и достиг своей цели, а последующая адаптация в обществе бывшего заключенного прошла легко, необходимы изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью, разработка новых форм проведения воспитательной работы, организация образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в условиях отбывания наказания, а также дополнение системы поощрений осужденных различными стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации. Планируется расширение форм организации культурного досуга осужденных, клубной и кружковой работы, привлечение к этой работе деятелей искусства, культуры и спорта, в том числе имеющих широкую известность и позитивный авторитет, пополнение библиотечных фондов.

Для сохранения социально полезных связей осужденных, доступности места отбывания наказания для их родственников, за исключением случаев, требующих изоляции членов организованного преступного сообщества, а также обеспечения безопасности самого осужденного предлагается оптимизировать размещение мест отбывания наказания на территории России.

Наряду с модернизацией и оптимизацией системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также укрепления материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений и уголовно-исполнительных инспекций требуется формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение должного уровня соцзащиты работников уголовно-исполнительной системы, внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний.

Немаловажным направлением развития уголовно-исполнительной системы является расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы. В этой связи предлагается внести в законодательство РФ изменения, предусматривающие применение электронных средств контроля по месту жительства подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений в качестве альтернативы содержанию под стражей.

Приоритетным является приведение материально-технического оснащения медицинских частей, лечебно-профилактических учреждений, учреждений, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах уголовно-исполнительной системы, в соответствие с условиями и требованиями, установленными в сфере здравоохранения, укрепление и развитие сети санитарно-гигиенических и бактериологических лабораторий.

В рамках дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы предполагается совершенствование научно-технического обеспечения деятельности психолога, оптимизация его диагностического инструментария за счет внедрения автоматизированных диагностических программ и формирования единого банка экспериментальных данных, позволяющего выделять ведущие криминогенные качества у осужденных за различные виды преступлений, оказывать индивидуальное и дифференцированное психологическое воздействие. В этой связи для лиц, осужденных за различные виды преступлений (преступления экстремистской и террористической направленности, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, корыстные преступления и др.), будут внедрены базовые (обязательные) программы психологической коррекции личности для формирования социальной направленности осужденных, профилактики деструктивных проявлений, их ресоциализации и дальнейшей интеграции в общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема уголовно-исполнительной системы современной России, безусловно, займет особое место в истории развития пенитенциарной системы. Выражается это не только в радикализме и сложности проводимых преобразований, но и в том, что данные преобразования оказались достаточно продолжительными во времени, связаны с модернизацией российского общества и проводимой судебно-правовой реформой.

Исполнение уголовного наказания – важная функция государства, обеспечивающая реализацию уголовно-исполнительной политики. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (ст. 43 УК РФ).

 Система государственных органов  и учреждений, исполняющих уголовные  наказания включает в себя: судебные  приставы исполнители, уголовно-исполнительной  инспекции, исправительные центры, суд, арестный дом, органы, исполняющие  наказания в отношении военнослужащих, исправительные учреждения. Среди  исправительных учреждений выделяют: исправительные колонии, тюрьмы, воспитательные  колонии, лечебные исправляющие  учреждения, следственные изоляторы.

Информация о работе Понятие и виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание