Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 00:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является – рассмотрение актов амнистии и помилования, а также различий между ними.
в) лиц, совершивших преступления по неосторожности, за которые предусмотрено наказание не свыше трех лет лишения свободы;
г) лиц, совершивших преступления,
за которые предусмотрены
Таким образом, можно охарактеризовать эту амнистию, как амнистию преследующую принципы гуманизма, направленную на исправление «случайных и не особо опасных» преступников [5 – Стр. 381].
Обычно амнистия не распространяется на лиц, совершивших государственные и иные особо опасные преступления, лиц признанных особо опасными рецидивистами, лиц, ранее освобождавшихся от наказания в силу акта амнистии или помилования, злостных нарушителей режима отбывания наказания. В соответствии с постановлением Государственной Думы от 18 июня 1999 г. «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии» злостными нарушителями режима следует считать лиц:
а) осужденных, в отношении
которых принято
б) осужденных, содержавшихся в колониях - поселениях и направленных в исправительные колонии других видов, если после вынесения постановления судьи о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они находились под стражей менее одного года на день принятия решения о применении акта об амнистии. Срок наказания исчисляется со дня заключения осужденного под стражу;
в) осужденных к исправительным работам, которым за злостное уклонение от отбывания наказания неотбытый срок исправительных работ был заменен судом наказанием в виде лишения свободы, если они находились под стражей менее шести месяцев на день принятия решения о применении акта об амнистии; осужденных к исправительным работам без лишения свободы и исправительным работам, совершивших новое преступление до постановки на учет в уголовно - исполнительных инспекциях;
г) осужденных, совершивших умышленные преступления до вступления приговора в законную силу, а также совершивших умышленные преступления во время отбывания наказания, в течение установленного судом испытательного срока или в период отсрочки отбывания наказания либо исполнения приговора;
д) осужденных, которым судом отменены условное осуждение или отсрочка отбывания наказания, если после вынесения постановления судьи о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они находились под стражей менее одного года на день вступления в силу Постановления об амнистии;
е) осужденных, не уплативших
без уважительных причин штраф в
установленные законом или
1.3. Амнистия как государственно-правовой акт
Теперь охарактеризуем амнистию как государственно-правовой акт.
Во-первых, она при всех
обстоятельствах носит
Во-вторых, инициатива их издания всегда исходит от государственного органа.
В-третьих, акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые попадают под амнистию. Единственное исключение - лица, признающие себя невиновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивающие на судебном разбирательстве. Поэтому в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством лицу предоставлено право возражения против применения к нему акта амнистии, если лицо не считает, что оно совершило преступление. В таком случае уголовный процесс продолжается обычным порядком и заканчивается вынесением оправдательного или обвинительного приговора.
Наконец, в-четвёртых, акт амнистии лишь создаёт нормативное основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия её применения.
Юридическим же основанием освобождения от уголовной ответственности (наказания) служит индивидуально определённый акт применения норм права:
- постановление об отказе
в возбуждении уголовного дела,
определение суда о
- обвинительный приговор
суда с освобождением от
- постановление начальника
исправительно-трудового
Глава 2. Помилование
2.1. Понятие помилования
В соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции РФ помилование осуществляется Президентом Российской Федерации.
Помилование представляет собой индивидуально-определенный акт Президента РФ как высшего должностного лица Российской Федерации.
В нем содержится предписание
об устранении или смягчении уголовно-
Если по амнистии лица, виновные в совершении преступлений, могут освобождаться как от уголовной ответственности, так и от наказания, то помилование является только основанием освобождения от наказания. Причем в соответствии с актом о помиловании осужденные могут освобождаться либо от всего срока наказания, либо только от неотбытой части срока наказания, или же назначенное наказание может заменяться более мягким видом наказания (ст. 85 УК). Например, вместо смертной казни может быть определено пожизненное лишение свободы или лишение свободы на срок 25 лет (ст. 59 УК).
Актом о помиловании может быть снята и судимость.
Ходатайство о помиловании
может исходить как от осужденного,
его близких родственников, так
и от администрации органа или
учреждения, исполняющего наказание. Материалы
о помиловании предварительно рассматриваются
Комиссией по вопросам помилования
соответствующего субъекта РФ, а затем
Комиссией по вопросам помилования
при Президенте РФ. При этом учитываются
характер и степень общественной
опасности совершенного преступления,
личность осужденного, его поведение,
состояние здоровья, семейное положение,
возраст, срок отбытого наказания, прежние
судимости, другие существенные для
решения вопроса
Окончательное же решение
о помиловании принимается
В соответствии с уголовным законом - право помилования принадлежит только Президенту РФ (ст. 89 Конституции РФ). Решение Президента оформляется указом, направленным в адрес соответствующего осужденного, в отношении которого поступило ходатайство.
Актом помилования Президент РФ может:
а) освободить лицо от отбывания оставшейся не отбытой части наказания;
б) сократить не отбытое наказание на определенную часть;
в) заменить назначенное наказание или не отбытую часть наказания более мягкой мерой наказания (например, заменить смертную казнь лишением свободы на определенный срок);
г) снять судимость [1].
В отличие от других видов освобождения от наказания, помилование не ограничивается ни категорией преступления, ни размером, сроком и видом наказания.
При помиловании акцент делается
на обстоятельствах, характеризующих
личность осужденного и его поведение.
В то же время акт о помиловании
не ставит под сомнение законность
и обоснованность приговора суда.
Это шаг навстречу осужденному,
аванс на будущее, основывающийся не
только на формально-юридических
В соответствии с п. 4 ст. 6 Международного Пакта о гражданских и политических правах, каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях [6 – Стр. 188].
Институт помилования
действует у нас еще со времен
СССР. В отличие от некоторых других
стран, где помилования вовсе
не существует. В Англии его заменяет
условно–досрочное
Помилование — несомненное
проявление гуманности. Но, конечно, далеко
не на всех эта гуманность распространяется.
Приведем такой пример. К 30 годам конюх
Владимир Булах уже имел 5 судимостей.
Накануне нового, 1998 года хотел украсть
у односельчанина выпивку, но на шум разбитого
оконного стекла ему навстречу вышел хозяин
дома с топором в руке. Булах отобрал у
него топор и... зарубил хозяина дома на
месте. Из хаты конюх вынес 17 бутылок водки
и нехитрый скарб односельчанина. За убийство
с разбоем суд приговорил Булаха к 15 годам
лишения свободы. Преступник отсидел чуть
более семи лет и, наверное, посчитал этот
срок достаточным. Думается, нетрудно
догадаться, что в помиловании ему было
отказано. Не помогли даже «смягчающие»
обстоятельства — 16 поощрений «за примерное
поведение, добросовестное отношение
к труду» и заболевание туберкулезом [9
– Стр. 227].
А вот еще один пример из жизни. Свою первую жену Юрий Оводов убил в 1984 году. Причем знал, что убивает не ее одну: супруга была беременна. Убийца получил максимальный срок — 15 лет лишения свободы. Уже в колонии Оводов умудрился жениться вторично. Получив краткосрочный отпуск с 14 по 22 апреля 1995 года, он уехал к своей суженой в Минск. Из отпуска в положенный срок заключенный не вернулся...
24 апреля во дворе частного дома после очередной пьянки Юрий Оводов ударил свою жену ножом в грудь и нанес несколько порезов. Как потом установило следствие, поводом послужил отказ женщины переехать на жительство к месту отсидки мужа. Чудом потерпевшей удалось вырваться и убежать. Вовремя подоспевшие врачи спасли гражданку Оводову.
Юрию Оводову покушение на повторное убийство стоило 14 дополнительных лет колонии. Даже несмотря на то, что человек уже более двадцати лет за решеткой, вряд ли у кого–то поднялась бы рука помиловать душегуба [6 – Стр. 189].
В соответствии со ст. 50 Конституции РФ о помиловании может просить каждый осужденный, то есть лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор суда. С таким ходатайством может обратиться сам осужденный, его родственники или близкие, общественные организации или администрация соответствующего учреждения, где лицо отбывает назначенную ему судом меру наказания. Отказ в помиловании обжалованию в судебном порядке не подлежит.
Однако ч.2 ст. 85 УК РФ предпринимает попытку сузить круг: «Актом помилования лицо, осуждённое за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость».
Тем самым устанавливается, что с помощью акта помилования лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности. Невозможно освободить от наказания и в момент вынесения приговора. Таким образом, помилование трансформируется из смешанного вида в разновидность освобождения от дальнейшего отбытия наказания. Действительно, чаще всего помилование применяется к лицам, уже осуждённым и отбывающим наказание, в большинстве случаев - при замене смертной казни пожизненным заключением.
Актом помилования лицо может
быть также освобождено от дополнительного
наказания, но при условии, что оно
еще не исполнено. Поэтому нельзя,
например, актом помилования вернуть
воинское или почетное звание, которых
лицо было лишено по приговору суда,
поскольку помилование не является
реабилитацией лица, оно не устраняет
факта совершенного преступления, а
представляет собой лишь проявление
гуманизма в отношении
В соответствии с Договором Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ», органы государственной власти РТ осуществляют помилование лиц, осужденных судами Республики Татарстан. Конституция Республики Татарстан относит «помилование лиц, осужденных судами РТ» к полномочиям президента [9 – Стр. 206]. Таким образом, помимо президента Российской Федерации, полномочиями в области помилования, с ограничениями обладает и президент Республики Татарстан.
Таким образом, амнистия и помилование выступают одним из ярких проявлений гуманизма и великодушия со стороны российского государства к лицам, совершившим преступление. Их применение не колеблет обоснованность приговоров судов.
Амнистия и помилование, в отличие от других видов освобождения от наказания, должны рассматриваться в качестве исключительных оснований освобождения лиц, совершивших преступления, от уголовно-правовых обременений. Необоснованно широкое их применение может подорвать стабильность приговоров судов и войти в противоречие с требованиями неотвратимости ответственности и наказания и восстановления социальной справедливости.
2.2. Рассмотрение ходатайств о помиловании
Согласно Указу Президента
Российской Федерации от 28 декабря
2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам
помилования на территориях субъектов
Российской Федерации», на территориях
субъектов Российской Федерации
образованы комиссии по вопросам помилования
[4]. Состав комиссии по вопросам помилования
на территории субъекта Российской Федерации
и председатель комиссии утверждаются
высшим должностным лицом субъекта
Российской Федерации. В состав комиссии
входят не менее 11 человек. Членами
комиссии могут быть граждане российской
Федерации, имеющие высшее образование,
пользующиеся уважением у граждан
и имеющие безупречную