Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 00:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является – рассмотрение актов амнистии и помилования, а также различий между ними.
Ходатайство о помиловании направляется Президенту Российской Федерации в письменной форме. Оно регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи.
Ходатайство о помиловании
направляется администрацией учреждения
в территориальный орган
Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган юстиции под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.
Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства заявителя.
Территориальный орган юстиции
не позднее чем через 7 дней со дня
получения ходатайства о
Министерство юстиции Российской Федерации ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца, представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения по ходатайствам о помиловании, поступившим в территориальные органы юстиции и направленным в соответствующие комиссии.
Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) [7 – Стр. 276].
Высшее должностное лицо
субъекта Российской Федерации не позднее
чем через 15 дней со дня получения
ходатайства о помиловании и
заключения комиссии вносит Президенту
Российской Федерации представление
о целесообразности применения акта
помилования в отношении
Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Следует сказать, что опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.
При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:
1. характер и степень
общественной опасности
2. поведение осужденного
во время отбывания или
3. срок отбытого (исполненного) наказания;
4. совершение осужденным
преступления в период
5. применение ранее в
отношении осужденного акта
6. возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
7. данные о личности
осужденного: состояние
8. другие обстоятельства,
если комиссия сочтет их
Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение 2 дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган Министерства юстиции, администрацию учреждения.
Об отклонении Президентом
Российской Федерации ходатайства
о помиловании осужденный уведомляется
письменно высшим должностным лицом
субъекта Российской Федерации либо
по его поручению председателем
комиссии. При отклонении ходатайства
о помиловании повторное
Глава 3. Различия помилования и амнистии
Амнистия и помилование имею между собой некие сходства и различия. В связи с рассмотрением понятия и признаков амнистии и помилования, можно обозначить как сходства, так различия между ними.
Общим между амнистией и помилованием являются следующие аспекты:
Во-первых, оба этих института применяются с целью смягчения участи лиц совершивших преступления. А во-вторых, и помилование, и амнистия являются актами разового характера. Они касаются лиц совершивших преступления до издания актов помилования или амнистии.
Различиями между амнистией и помилованием являются:
1.Помилование не носит
нормативного характера, а
2.Помилование осуществляется
в отношении определённого
3.Акт о помиловании
является юридическим
4.Ходатайство о помиловании
всегда исходит от самого
5.Помилование носит единичный,
6.Реализуя амнистию, соответствующие
органы лишь в некоторой
Заключение
Итак, в данной работе были рассмотрены институт амнистии и помилования. Какие же можно сделать выводы? Среди актуальных проблем, возникающих в процессе борьбы с преступностью, первостепенное значение имеет решение вопроса об эффективности уголовно-правовых мер борьбы с преступностью и мер общественного воздействия к лицам, совершившим преступления. Эффективность указанные мер является мерами правильности уголовной практики, а следовательно, и основой для дальнейшего совершенствования законодательства и практики его применения.
В какой же мере может и должен использоваться этот критерий для суждения об эффективности мер общественного воздействия, применяемых взамен уголовной ответственности и наказания?
Необходимо подчеркнуть, что ответ на этот вопрос непосредственно связан с уяснением целей мер общественного воздействия, ибо в любом случае «правильное определение цели - важнейшие условия обеспечения эффективности правового регулирования».
В отличие от наказания цели применения мер общественного действия, в том числе амнистии и помилования законом не установлены. Эти цели должны определяться исхода из основания применения мер общественного воздействия, которое сформулировано законом.
В случае освобождения лица от уголовной ответственности в связи с применением к нему мер общественного воздействия совершенное им деяния признается преступлением, а лицо - виновным в его совершении. Поэтому применение меры общественного воздействия должно прежде всего привести к тому результату, который ожидается от частно-предупредительного воздействия наказания. Иначе говоря, поскольку меры общественного воздействия применяются взамен уголовной ответственности и наказания за совершенные преступления, и эти меры являются, таким образом, формами борьбы с преступностью.
Уголовная ответственность может не наступить при условии, что достижение цели исправления того или иного конкретного лица можно добиться не наказанием, а мерами общественного воздействия.
В настоящий период, когда малозначительные и не представляющие общественной опасности преступления составляют около 1/5 всех совершаемых в государстве преступления, практика освобождения от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия, в том числе амнистии и помилования или принудительных мер воспитательного характера получила широкое распространение и ей отводится значительная роль в борьбе с преступностью.
Свыше 1/3 всех несовершеннолетних, изобличенные в совершения преступлении, освобождаются от уголовной ответственности в связи с применением принудительных мер воспитательного характера (т.е. дела или материалы на них передаются на рассмотрения комиссий по делам несовершеннолетних).
Согласно результатам выборочных исследований, проводившихся Всесоюзным институтом по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности и другими научными учреждениями страны подавляющее большинство лиц, освобождаемых от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия или принудительных мер воспитательного характера, не совершают впоследствии новых преступлений или иных антиобщественных проступков.
Список использованной литературы
І. Нормативно-правовые материалы:
ІІ. Специальная литература: