Понятие коррупции. Правовое регулирование коррупции в государственной службе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение направлений совершенствования механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления.
Задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты борьбы с коррупцией и её правового регулирования в Российской Федерации.
Проанализировать механизм борьбы с коррупцией в системе государственного управления.
Предложить основные направления совершенствования механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления.

Содержание

Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты борьбы с коррупцией и её правового регулирования в Российской Федерации 6
1.1 Понятие коррупции. Правовое регулирование коррупции в государственной службе Российской Федерации 6
1.2 Коррупция и взяточничество: российская и международная практика 14
Глава 2. Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации 21
2.1 Причины и условия коррупции 21
2.2 Проблемы борьбы с коррупцией в системе государственной службы 22
Глава 3. Основные направления совершенствования механизма борьбы с коррупцией в системе государственной власти 36
3.1. Совершенствование механизма борьбы с коррупцией в системе государственной службы 36
3.2. Совершенствование механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления на государственном уровне 42
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

1.Борьба с коррупцией в системе государственного управления - правка.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

                                                          

Оглавление 

 

 

 

Введение

Актуальность  данного исследования заключается  в том, что коррупция государственного аппарата у нас в стране занимает достаточно большую часть экономики в России, и поэтому люди очень часто сталкиваются в жизни с этими проблемами.

Формируя принципиальные начала антикоррупционной кадровой политики, Платон идеалистически полагал, что из стражей в правители  «надо выбирать таких людей, которые … «целью всей своей жизни поставили самое ревностное служение государственной пользе и ни в коем случае не согласились бы действовать вопреки ей». Он считал опасным появление у стражей и правителей земли, домов, денег, поскольку это обстоятельство повлечёт их перерождение в землевладельцев и собственников.1 Аристотель борьбу с коррупцией рассматривал как основу обеспечения политической стабильности: «Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального порядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться».

Проблема борьбы с коррупцией неизменно остается актуальной, поскольку человеческие слабости мало зависят от эпохи или  места жительства людей. Не случайно первыми попытками подкупа считаются ритуалы жертвоприношения богам.

Кстати, по российской Конституции права потерпевших  от злоупотреблений властью охраняются законом, но, как показывает практика, наше законодательство далеко от совершенства. Порой должностные полномочия беззастенчиво эксплуатируются исключительно в корыстных целях, а покарать это зло не в силах не только простые граждане, но и компетентные ведомства.

Дело в том, что правоохранительные структуры  России противодействуют коррупции  на основе действующего законодательства, которое пока далеко от совершенства. Народная мудрость донесла до наших времен меткое сравнение: «Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло».2 Сохраняя верность этой печальной традиции, отечественные законы формулируются так, что могут быть истолкованы произвольно, а в такой ситуации вряд ли стоит ждать положительных результатов от работы наших спецслужб. К разрешению проблемы надо подходить комплексно, т.е. одновременно бороться с последствиями (раскрытие и расследование коррупционных преступлений, а также принятие мер по возмещению причиненного ими ущерба) и устранять причины этого уродливого явления.

В связи со сказанным  хотелось бы в очередной раз напомнить, что правоохранительная деятельность – не единственный элемент в системе  мер противодействия распространению коррупции. Здесь немаловажная роль отведена профилактике преступности, в том числе на стадии разработки законов и подзаконных нормативных актов, а также на этапах их совершенствования.

Но, в то же время  ссылками на несовершенство существующей правовой базы спецслужбы нередко прикрывают собственную бездеятельность. Во всяком случае, Уголовный кодекс Российской Федерации содержит предостаточно норм, посредством которых ряды коррупционеров можно «проредить». Он, в частности, позволяет карать за должностные преступления, а также за такие проявления коррупции, как мошенничество, присвоение и растрату, совершаемые с использованием служебного положения (подп. «в» ч.2 ст.159, подп. «в» ч. 2 ст.160 УК РФ), и иные злоупотребления. Вместе с тем, уголовный закон, как и все наше законодательство, не свободен от пробелов и нуждается в коррективах. В частности, целесообразно конкретизировать юридические признаки организованной группы, преступного сообщества.

Целью данной работы является определение направлений совершенствования механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления.

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты борьбы с коррупцией и её правового регулирования в Российской Федерации.
  2. Проанализировать механизм борьбы с коррупцией в системе государственного управления.
  3. Предложить основные направления совершенствования механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления.

Объектом исследования является коррупция в системе  государственной службы.

Предметом исследования является коррупция в государственной гражданской службе, особенности, формы, пути преодоления.

Глава 1. Теоретические аспекты борьбы с коррупцией и её правового регулирования в Российской Федерации

  • 1.1 Понятие коррупции. Правовое регулирование коррупции в государственной службе Российской Федерации

  • Коррупция происходит от латинского слова «corrupsio», что  означает подкуп, порча. В соответствии с этимологическим значением  под коррупцией следует понимать подкуп должностных лиц, их продажность, что находит свое отражение в уголовно-правовом понятии взяточничества. И действительно, большинство юристов, и практически все лица, не обладающие специальными юридическими познаниями, сводят коррупцию к получению должностными лицами взяток. Безусловно, взяточничество - это из наиболее типичных коррупционных преступлений, но оно по нашему мнению далеко не исчерпывает всех аспектов коррупции, поэтому такое понимание коррупции вряд ли может быть принято за основу.

    В более широком  плане истолкована коррупция  в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ОНН 17 декабря 1979 г.: «Хотя понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным правом, но следует понимать, что оно охватывает совершение или не совершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов, или их незаконное получение всяких раз, когда имеет место такое действие или бездействие. Акт коррупции охватывает также попытку коррумпирования».

    Следует отметить, что в этом международном правовом акте в понятие коррупции включено не только получение вознаграждения, подарков, но и служебное поведение  должностного лица, осуществляемое в  связи с получением таких подарков. Если исходить из такого определения коррупции, то перечень коррупционных преступлений расширяется, кроме взяток в него должны быть включены злоупотребления по службе, превышение должностных полномочий. Что очень важно, по мнению автора, данное определение позволяет включить в состав коррупции и законное, правомерное служебное поведение должностного лица, если оно было обусловлено полученными или обещанными подарками.

    Наконец, в проекте  Федерального закона «О борьбе с коррупцией»  под коррупцией понимается использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего статуса и связанных с ним возможностей для непредусмотренного законом получение материальных или иных благ и преимуществ , а равно противоправное предоставление им этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам. В данном определении, прежде всего, хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что, по мнению разработчиков данного законопроекта, коррупция предполагает получение не только материальных, но и иных (стало быть - нематериальных) благ и преимуществ, что представляется нам достаточно важным.

    Проведенный мной анализ международного и национального  законодательства в сфере борьбы с коррупцией, а также изучение научных работ, посвященных проблемам коррупции, позволяет выделить следующие основные, обязательные признаки коррупции и коррумпированного поведения.

    1. Специфическая  сфера существования данного  явления - государственное и муниципальное  управление. Данный признак признается  или отмечается практическими всеми. Правда эксперты многодисциплинарной группы Совета Европы по проблемам коррупции (Страсбург, 1995 г.) рассматривали проблему коррупции не только в государственном, но и в частном секторе, а в качестве субъектов коррупционных правонарушений рассматривали даже независимых агентов. Представляется, однако, что сфера коррупции должна ограничиваться лишь рамками государственного и муниципального сектора управленческой деятельности. В этой связи я исключаю из группа коррупционных преступлений коммерческий подкуп (ст. 204 УК), злоупотребление полномочиями лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях (ст. 201 УК), и в целом все преступления, предусмотренные главой 23УК.

    2.     Наиболее важным, определяющим признаком коррупции является субъект. Субъект коррупции понимается весьма неоднозначно. Чаще всего субъектами коррупции именуют должностных лиц. Однако, должностное лицо - это уголовно-правовая категория и должностные лица могут быть признаны субъектами, в крайнем случае, только коррупционных преступлений. Использовать данный термин для определения субъекта коррупционных правонарушений не совсем верно. Более того, даже в УК перечень субъектов должностных преступлений расширен за счет государственных и муниципальных служащих. В этой связи определение субъекта коррупции как должностного лица весьма существенно сузит сферу применения данного явления, что было бы неправильно.

    3. Третий признак  коррупции заключается в использовании  субъектом коррупции своего служебного положения, своих служебных полномочий. Использование служебных полномочий может пониматься как в узком смысле _ совершение действий, входящих в круг его служебных обязанностей, так и в широком - использование авторитета занимаемой должности, возможностей, предоставляемых служебным положением.

    4.     Коррупцией следует признавать деятельность, осуществляемую вопреки интересам государства, общества, государственного и муниципального органа, в котором работает субъект.

    5.     Практически все авторы, исследующих проблему коррупции, в качестве обязательного признака данного явления считают корыстную или иную личную заинтересованность. При этом под корыстной заинтересованностью понимается стремление получить тем или иным образом материальную выгоду , выгоду имущественного характера. Под личной заинтересованностью понимается карьеризм, родственные отношения, кумовство и т.п. Мне данный признак не кажется обязательным для коррупции. Более того, я возражаю против включения корыстной или иной цели в число обязательных признаков коррупции. В настоящее время коррупция не сводиться к банальной взятке в виде конверта с деньгами, получаемой должностным лицом лично или через посредника. Появляются новые изощренные коррупционные технологии, при которых далеко не всегда субъект коррупции руководствуется корыстными мотивами или действует из иных личных побуждений. Следственная, судебная и особенной практика оперативно-розыскных органов свидетельствуют о том, что нередко деньги, имущество, ценные бумаги вымогаются и получаются не в пользу должностных лиц, а в пользу того органа, в котором работает данное лицо.

    Взамен корыстной  или иной личной заинтересованности я предлагаю в качестве обязательного  признака коррупции предусмотреть  специальную цель - получения выгод  и преимуществ материального и нематериального характера.

    6.     Наконец, последний признак коррупции - кому, для кого предоставляются выгоды и преимущества. Думается, что коррумпированное должностное лицо может предоставлять выгоды и преимущества не только для себя, не только в пользу тех лиц, в судьбе которых оно материально заинтересовано, но в пользу любых иных физических и юридических лиц, в пользу государственных органов.

    Обобщая все  сказанное выше можно определить коррупцию как умышленные использование  лицом, уполномоченным на выполнение управленческих функций в сфере государственного или муниципального управления, своего служебного положения в целях получения выгод и преимуществ материального и нематериального характера, либо в целях предоставления таковых физическим и юридическим лицам.

    В целях обеспечения  единообразного применения законодательства, предусматривающего ответственность  за взяточничество и коммерческий подкуп, существует действующее Постановление  Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 года № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти и служебных полномочий, халатности и должностном подлоге».3

    Мало уделяется  внимания различными издательствами Постановлению  Пленума Верховного Суда от 10 февраля 2000 года «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»4, в котором подробно рассматривается субъект уголовного преступления, представители власти, должностное положение, покровительство на службе, попустительство, состав преступления и т.д.

    Федеральным законом  от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ «О ратификации  Конвенции Организации объединённых Наций против коррупции», Российская Федерация присоединилась к Конвенции  ООН против коррупции.5 Основные цели данной Конвенции заключаются в следующем:

    a) содействие принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней;

    b) поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе принятии мер по возвращению активов;

    c) поощрение честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом.

    25 июля 2006 года, Федеральным законом № 125-ФЗ  «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию», Российская Федерация присоединилась еще к одной Конвенции ООН об уголовной ответственности за коррупцию.6 Данная Конвенция устанавливает основные меры, которые должны быть приняты на национальном уровне государств-участников; контроль за выполнением данной Конвенции государствами-участниками; общие принципы и меры в области международного сотрудничества.

    Среди международных  документов следует также выделить Резолюцию Генеральной Ассамблеи  ООН № 51/59 «Борьба с коррупцией».7 Приложение к данной Резолюции содержит Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, который, как ясно из названия содержит основные правила поведения государственных должностных лиц.

    Среди российского  законодательства можно выделить Уголовный кодекс Российской Федерации. Это один из основных документов Российской Федерации, который устанавливает уголовную ответственность за коррупционные преступления (и не только коррупционные). Среди статей Уголовного кодекса, в качестве основных по рассматриваемому вопросу можно выделить:

    Информация о работе Понятие коррупции. Правовое регулирование коррупции в государственной службе Российской Федерации