Понятие коррупции. Правовое регулирование коррупции в государственной службе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение направлений совершенствования механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления.
Задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты борьбы с коррупцией и её правового регулирования в Российской Федерации.
Проанализировать механизм борьбы с коррупцией в системе государственного управления.
Предложить основные направления совершенствования механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления.

Содержание

Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты борьбы с коррупцией и её правового регулирования в Российской Федерации 6
1.1 Понятие коррупции. Правовое регулирование коррупции в государственной службе Российской Федерации 6
1.2 Коррупция и взяточничество: российская и международная практика 14
Глава 2. Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации 21
2.1 Причины и условия коррупции 21
2.2 Проблемы борьбы с коррупцией в системе государственной службы 22
Глава 3. Основные направления совершенствования механизма борьбы с коррупцией в системе государственной власти 36
3.1. Совершенствование механизма борьбы с коррупцией в системе государственной службы 36
3.2. Совершенствование механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления на государственном уровне 42
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

1.Борьба с коррупцией в системе государственного управления - правка.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

а) статья 204. Коммерческий подкуп;

б) статья 285. Злоупотребление  должностными полномочиями;

в) статья 290. Получение  взятки;

г) статья 291. Дача взятки;

д) статья 292. Служебный  подлог.

Весьма широкие  рамки уголовного закона отчётливо  проявляются в альтернативных санкциях статей Уголовного кодекса, а также  в относительно определённых санкциях ряда статей.

Необходимо  также отметить, что помимо Уголовного кодекса ещё ряд законов и  нормативных актов прямо или косвенно закрепляют меры антикоррупционной направленности. Прежде всего, это Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»8, который закрепляет основные права и обязанности гражданского служащего, устанавливает ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы, требования к служебному поведению государственных служащих и ряд других основополагающих моментов, связанных с поступлением на службу, прохождением и прекращением государственной гражданской службы.

Указ Президента «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации».9 Данным Указам было утверждено Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации в экономической и социальной сфере. Межведомственная комиссия была образована в целях реализации возложенных на Совет Безопасности Российской Федерации задач по обеспечению безопасности общества и государства в сфере экономики, в том числе во внешнеэкономической, финансовой, банковской, технологической и продовольственной областях, в области промышленности и транспорта, а также в сфере социального развития.

Уже упомянутый Указ Президента «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности  Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе».10 Данный Указ определяет порядок предоставления сведений о доходах и имуществе лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления. Утверждены форма декларации о доходах гражданина и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, форма справки о соблюдении гражданином ограничений, связанных с замещением государственной должности Российской Федерации, государственной должности федеральной государственной службы, а также Порядок предоставления сведений о доходах и имуществе лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, общероссийским средствам массовой информации.

Указ Президента «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации».11 Концепция национальной безопасности Российской Федерации – система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Указ Президента «О дополнительных мерах по обеспечению эффективной работы Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией».12 Межведомственная комиссия обеспечивает деятельность Совета безопасности Российской Федерации по разработке федеральных программ и иных решений, направленных на предупреждение и пресечение противоправной деятельности в обществе и структурах власти, по координации деятельности и взаимодействию министерств и ведомств, органов исполнительной власти Российской Федерации, принимающих участие в правоохранительной деятельности и защите экономических интересов Российской Федерации.

Указ Президента «О мерах по противодействию коррупции»,13 на основании которого образовался Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Совет занимается подготовкой предложений по реализации государственной политики в области противодействия коррупции, контролирует реализацию мероприятий, предусмотренных Национальным Планом противодействия коррупции, координирует деятельность органов власти в указанной сфере.

Ещё одним важным документом является Национальный план противодействия коррупции.14 Национальный план противодействия коррупции разработан в целях устранения коренных причин коррупции и содержит следующие:

1) изменение  законодательства для борьбы  с коррупцией;

2) совершенствования  государственного управления;

3) повышения  профессионального уровня юристов  и правовое просвещение.

Одна из мер  предупреждения коррупции, по Национальному  плану, - анти - коррупционная экспертиза правовых актов.

  • 1.2 Коррупция и взяточничество: российская и международная практика

  •  

    В нормативных  документах, определяющих статус государственных  служащих в США, Великобритании, Франции, ФРГ, ряде других стран, выработаны и закреплены такие обязательства и ограничения, определены органы контроля за их соблюдением. В Российской Федерации в настоящее время требования, предъявляемые к лицам, состоящим на государственной службе, и налагаемые на них в связи с этим ограничения наиболее полно сформулированы в Федеральных законах о видах государственной службы. Так, для государственных гражданских служащих эти ограничения отражены в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации»15 и включают случаи:

    1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

    2) осуждения  его к наказанию, исключающему  возможность исполнения должностных  обязанностей по должности государственной  службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

    3) отказа от  прохождения процедуры оформления  допуска к сведениям, составляющим  государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

    4) наличия заболевания,  препятствующего поступлению на  гражданскую службу или ее  прохождению и подтвержденного  заключением медицинского учреждения;

    5) близкого родства  или свойства (родители, супруги,  дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

    6) выхода из  гражданства Российской Федерации  или приобретения гражданства  другого государства;

    7) наличия гражданства  другого государства (других государств), если иное не предусмотрено  международным договором Российской  Федерации;

    8) представления  подложных документов или заведомо  ложных сведений при поступлении  на гражданскую службу;

    9) непредставления  установленных Федеральным законом  «О государственной гражданской  службе Российской Федерации»  сведений или представления заведомо  ложных сведений о доходах,  об имуществе и обязательствах  имущественного характера.

    Помимо ограничений  связанных с прохождением гражданской службы существует и ряд запретов. Так, в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:16

    1) участвовать  на платной основе в деятельности  органа управления коммерческой  организацией;

    2) замещать должность гражданской службы в случае:

    а) избрания или  назначения на государственную должность;

    б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

    в) избрания на оплачиваемую выборную должность в  органе профессионального союза, в  том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

    3) осуществлять  предпринимательскую деятельность;

    4) приобретать  ценные бумаги, по которым может  быть получен доход;

    5) быть поверенным  или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы;

    6) получать в  связи с исполнением должностных  обязанностей вознаграждения от  физических и юридических лиц  (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы;

    7) выезжать в  связи с исполнением должностных  обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц;

    8) использовать  в целях, не связанных с исполнением  должностных обязанностей, средства  материально-технического и иного  обеспечения, другое государственное  имущество, а также передавать  их другим лицам;

    9) разглашать  или использовать в целях, не  связанных с гражданской службой,  сведения, отнесенные в соответствии  с федеральным законом к сведениям  конфиденциального характера, или  служебную информацию, ставшие ему  известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

    10) допускать  публичные высказывания, суждения  и оценки, в том числе в средствах  массовой информации, в отношении  деятельности государственных органов,  их руководителей, включая решения  вышестоящего государственного  органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

    11) принимать  без письменного разрешения представителя  нанимателя награды, почетные  и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

    12) использовать  преимущества должностного положения  для предвыборной агитации, а  также для агитации по вопросам  референдума;

    13) использовать  должностные полномочия в интересах  политических партий, других общественных  объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

    14) создавать  в государственных органах структуры  политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

    15) прекращать  исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

    16) входить в  состав органов управления, попечительских  или наблюдательных советов, иных  органов иностранных некоммерческих  неправительственных организаций  и действующих на территории  Российской Федерации их структурных подразделений;

    17) заниматься  без письменного разрешения представителя  нанимателя оплачиваемой деятельностью,  финансируемой исключительно за  счет средств иностранных государств, международных и иностранных  организаций, иностранных граждан  и лиц без гражданства.

    Всемирная коалиция по противодействию коррупции «Транспаренси  Интернэшнл» обнародовала результаты ежегодного исследования уровня восприятия коррупции в различных странах  мира. Ситуация в России набравшей  всего лишь 2,3 балла ухудшилась: страна опустилась в рейтинге на 16 позиций и заняла 143 место из 180. На вершине хит-парада оказались наиболее благополучные (как в социальном, так и в экономическом плане) страны – Дания, Финляндия и Новая Зеландия – получившие по шкале ИВК 9,4 баллов каждая. За ними следуют Сингапур и Швеция с уровнем восприятия 9,3. На шестом месте – Исландия (9,2). Далее по списку – Нидерланды, Швейцария, Канада и Норвегия.

    Результаты получены на основании 14 различных опросов, проводимых среди экспертов по соответствующим  странам. Участники ранжировались по шкале Индекса Восприятия Коррупции: причем ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять – наименьший.

    Стоит отметить, что коррупция  наиболее глубоко пустила свои корни  в беднейших государствах мира. Так, 40% участников рейтинга, набравших менее 3 баллов, входят по версии Мирового Банка в группу стран с низким доходом. По мнению Председателя Правления «Транспаренси Интернэшнл» Угетт Лабелль, несмотря на определенный прогресс, коррупция по-прежнему остается бездонной дырой, в которой исчезают ресурсы, жизненно необходимые для сфер образования, здравоохранения и развития инфраструктуры.

    В России проблема коррупции  остается самым острым вопросом и, по мнению экспертов, продолжается ухудшаться: годом раннее Россия занимала 127 место с показателем 2,5 баллов. Согласно данным исследования, проведенного двумя экономистами – Андреем Яковлевым из Высшей школы экономики и Тимоти Фраем из Колумбийского Университета, 32,8% российских компаний назвали проблему коррупции «серьезной» и «очень серьезной». Всего эксперты опросили 500 руководителей и владельцев компаний выясняя, что мешает им развивать свой бизнес и как складываются их отношения с чиновниками.

    Информация о работе Понятие коррупции. Правовое регулирование коррупции в государственной службе Российской Федерации