Понятие коррупции. Правовое регулирование коррупции в государственной службе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение направлений совершенствования механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления.
Задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты борьбы с коррупцией и её правового регулирования в Российской Федерации.
Проанализировать механизм борьбы с коррупцией в системе государственного управления.
Предложить основные направления совершенствования механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления.

Содержание

Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты борьбы с коррупцией и её правового регулирования в Российской Федерации 6
1.1 Понятие коррупции. Правовое регулирование коррупции в государственной службе Российской Федерации 6
1.2 Коррупция и взяточничество: российская и международная практика 14
Глава 2. Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации 21
2.1 Причины и условия коррупции 21
2.2 Проблемы борьбы с коррупцией в системе государственной службы 22
Глава 3. Основные направления совершенствования механизма борьбы с коррупцией в системе государственной власти 36
3.1. Совершенствование механизма борьбы с коррупцией в системе государственной службы 36
3.2. Совершенствование механизма борьбы с коррупцией в системе государственного управления на государственном уровне 42
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

1.Борьба с коррупцией в системе государственного управления - правка.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Ближайшими соседями Российской Федерации по «табличной сетке» стали Гамбия (2,3 балла), Индонезия (2,3 балла), Того (2,3 балла) и Ангола (2,2 балла). Аутсайдерами топ-листа стали Мьянма и Сомали: по экспертным оценкам, Индекс Восприятия Коррупции в этих странах находится на уровне 1,4 баллов. Также высокий уровень восприятие коррупции в Ираке и Гаити, получившие соответственно 1,6 и 1,5. Из стран бывшего Советского Союза хуже всего обстоят дела в Узбекистане (175 место, 1,7 баллов).

К счастью, в некоторых  государствах ситуация улучшается, так  в 2007 г. был отмечен значительный рост показателей в некоторых странах Африки (Намибия, Сейшельские Острова, Южная Африка и Свазиленд). По мнению экспертов, такие результаты отражают прогресс, достигнутый благодаря усилиям по противостоянию коррупции в Африке, и являются свидетельством того, что искренняя политическая воля и соответствующие реформы могут приводить к снижению коррумпированности государственных структур.

Выводы по главе:

На Международном  межрегиональном семинаре по проблемам  коррупции (Гавана 1990 г.) коррупция была определена как злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственным служащим выгоды в связи с занимаемой должностью и служебным положением.

Такое понимание  коррупции позволяет включать в число коррупционных правонарушений получение выгоды в связи с занимаемой должностью не только в результате получения взяток, но и хищения с использованием служебного положения, незаконного участия в предпринимательской деятельности, от занятия контрабандой с использованием служебного положения и иных злоупотреблений служебными полномочиями.

Коррупция, угнездившаяся  во внутрислужебных отношениях, в  работе с персоналом, является мощнейшим  катализатором злоупотреблений  для всех государственных служащих, средством активизации корыстной эксплуатации ими своих должностных и иных служебных возможностей. Вымогательство с граждан приобретает видимость вынужденности, и определяет формирование рационализованного (оправдательного) мотива, поскольку решение многочисленных вопросов построения служебной карьеры, уклонения от дисциплинарной ответственности либо её смягчения, а также социально-правовой защиты сотрудников осуществляется в процессе «монетарных» отношений, требующих постоянных материальных расходов. Многочисленные взятки превращаются в условия принятия административно-юрисдикционных, оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, а также кадровых и других управленческих решений, а это свидетельствует, что в отдельных органах государственной власти коррупция приобретает системный характер.

Глава 2. Борьба с коррупцией в системе государственной  службы в Российской Федерации

  • 2.1 Причины и условия коррупции

  • Социологические исследования позволяют глубже проанализировать коррупцию как социальное явление. Один из важнейших выводов таких исследований заключается в том, что самые крупные коррупционные сделки, самые большие потери от коррупции связаны отнюдь не со взятками, хотя и их общая сумма высока. Но самые крупные объемы коррупционных сделок производят так называемые коррупционные сети, действующие, как правило, практически без нарушений законодательства, а чаще всего с соблюдением его норм. Чтобы понять причины и процедуры деятельности коррупционных сетей, необходимо изучать реальные экономические и социальные факторы, вследствие которых такая деятельность становится возможной. Осознание ситуации, конечно, не означает, что сразу удастся их нейтрализовать, а вскрытие противоречий не ведет немедленно к их разрушению. Но без этого противодействие коррупции никогда не будет эффективным.

    Как социальное явление коррупции возникает  и поддерживается на уровне неформальных социальных связей, составляющих основу общества, она может быть обнаружена на всех уровнях управления им, а  также в системах, обеспечивающих его саморегулирование.

    Расширяющееся политическое и экономическое сотрудничество превращает коррупцию в интернациональную  проблему. Тенденции развития в мировой  политике и экономике способствуют возникновению и быстрому развитию транснациональной преступности, одной из наиболее опасных форм которой является транснациональная коррупция, проявляющаяся в виде подкупа иностранных должностных лиц с целью получения возможности начать или продолжить экономическую деятельность в какой-нибудь стране, либо обеспечить себя каким-то несоответствующим преимуществом при создании предприятий с иностранными инвестициями, либо незаконно реализовать экономические проекты, приватизировать государственную собственность и т.д.

    Что же порождает  коррупцию и питает эту коррозию общества?

    К основным причинам коррупции можно отнести:

    - отсутствие оптимальной системы антикоррупционных законов и подзаконных актов;

    - существенные  недостатки и грубые ошибки  в проведении экономических и  социальных реформ;

    - слабость и  нерешительность государственной власти;

    - кадровую, техническую  и оперативно-тактическую неподготовленность  правоохранительных органов к  противодействию организованной  преступности, в том числе коррумпированным  структурам;

    - минимальный  риск разоблачения коррупционеров  и отсутствие жестких по отношению к ним мер ответственности;

    - привилегии  на распоряжение собственностью  и услугами, которые находятся  в руках ограниченного числа  чиновников.

  • 2.2 Проблемы борьбы с коррупцией в системе государственной службы

  •  

    Выявление факторов, влияющих на коррупционное поведение государственных служащих, а также изучение личности данной категории преступников выступает необходимым условием целенаправленной борьбы с опасными, подрывающими авторитет власти преступлениями. Борьба с коррупцией государственных служащих не может быть сведена только к выявлению и наказанию виновных. Акцент, прежде всего, должен быть сделан на разработке и осуществлении системы мер упреждающего характера.

    Борьба с  коррупцией должна отвечать всем требованиям  борьбы с преступностью. Общую организацию борьбы с коррупционной преступностью следует базировать на:17

    а) постоянном анализе  изменений коррупции и её причин;

    б) определении  стратегии и тактике борьбы с  ней с учётом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;

    в) основе федерального закона, а не подзаконных актов, так  как, во-первых, неизбежные ограничения  ряда прав служащих (при предоставлении декларации о доходах, ограничении  совместительства и т.п.) могут в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации осуществляться только на основе федерального закона; во-вторых, доказательствами в уголовном судопроизводстве признаются только данные, полученные в предусмотренном законом порядке. При этом необходимо обеспечивать развитие антикоррупционного законодательства с использованием средств разных отраслей права, комплексного подхода;

    г) разработке целевых  взаимоувязанных программ борьбы с  коррупцией в Российской Федерации  и её субъектах, причём реально обеспеченных в материальном, кадровом, правовом отношениях;

    д) координации  деятельности всех органов государственной  власти Президентом России (через  Совет Безопасности) и координации  деятельности правоохранительных органов  по борьбе с преступными проявлениями коррупции Генеральным прокурором России;

    е) специализированной подготовке кадров и выделении в  правоохранительных органах специализированных подразделений;

    ж) использовании  помощи разных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц (включая сотрудничество банков);

    з) систематической  оценке результатов работы и корректировки  мер.

    Немаловажную  роль в противодействии коррупции  играет предупреждение. В плане общего предупреждения необходимо исключать  использование коррупции как  средства становления и укрепления новых общественных отношений, создания социальной опоры новых отношений, а также пресекать отмывание, приумножение криминальных капиталов.

    Иллюзорным  и не основанным на мировой практике является расчёт на самодостаточность  рыночных механизмов в борьбе с коррупцией и организованной преступностью, ослабление регулирующей роли государства.

    Существенны следующие  принципиальные положения.

    1. Граждане имеют  право рассчитывать на честное  исполнение своих обязанностей  государственными служащими и другими лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, а также приравненными к таким лицам (частные нотариусы), на неподкупность таких лиц. Одной из важнейших гарантий реализации данного права является соблюдение правила, в соответствии с которым указанные лица не вправе принимать материальные, любые иные блага и преимущества помимо предусмотренных законом и вне установленного законом порядка.

    2. Поскольку  коррупция, как правило, заключается  во взаимовыгодной сделке, в её  разоблачении не заинтересована ни одна, ни другая стороны, и раскрытие соответствующих преступлений затруднено. Главное в их предупреждении и обнаружении – контроль за доходами и расходами различных категорий лиц, выполняющих государственные функции и приравненных к ним, предотвращение и пресечение различных злоупотреблений по службе. Акцент должен делаться на предупреждении коррупции.

    3. Широкая распространённость  коррупции и многообразие её  проявлений являются основанием  для использования системы разнообразных  правовых средств борьбы с проявлениями коррупции разной степени общественной опасности. При этом решалась задача применения мер уголовно-правового характера по фактам наиболее опасных проявлений коррупции. В иных случаях предусматривается применение дисциплинарных, административных, гражданско-правовых мер.

    4. Законодательства  о борьбе с коррупцией и  о государственной службе рассматриваются  не как дублирующие, а как  взаимодополняющие друг друга  акты.

    5. Предусматривается  ответственность и тех, кто  подкупается, и тех, кто подкупает. При этом субъектами подкупа признаются как физические, так и юридические лица.

    При специальном  предупреждении коррупции важны:18

    а) установление такого содержания служащим, которое  способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни;

    б) повышенный контроль за доходами и расходами государственных  и ряда иных категорий служащих; аспектами поведения, взаимосвязанного с коррупцией (выдача информации, не подлежащей официальному распространению, и т.п.), кадровой политикой, использованием, в том числе ротации кадров;

    в) режим обеспечения  безопасности лиц, участвующих в  борьбе с коррупцией, организованной преступностью, а также членов их семей и других близких людей;

    г) устранение фактов расхождения закреплённых законом  задач, полномочий разных субъектов и правовых средств их обеспечения (например, когда негосударственным службам безопасности государственные правоохранительные органы не обязаны предоставлять необходимую информацию);

    д) введение режима исключительно служебного использования дорогостоящих государственных квартир, особняков, льгот, предоставляемых в связи с занятием государственной должности, при гарантированности частного жилья на общих, предусмотренных законом условиях;

    е) производство всех выплат из бюджетной системы  Российской Федерации только на основе закона.

    Статья 7 Конвенции  ООН против коррупции от 31 октября 2003 года19 предусматривает необходимость в публичном секторе создавать, поддерживать и укреплять такие системы приёма на работу, набора, прохождения службы, продвижения по службе и выхода в отставку гражданских служащих и, в надлежащих случаях, других неизбираемых публичных должностных лиц, которые:

    a) основываются на принципах эффективности и прозрачности и на таких объективных критериях, как безупречность работы, справедливость и способности;

    b) включают надлежащие процедуры отбора и подготовки кадров для занятия публичных должностей, которые считаются особенно уязвимыми с точки зрения коррупции, и ротации, в надлежащих случаях, таких кадров на таких должностях;

    c) способствуют выплате надлежащего вознаграждения и установлению справедливых окладов с учётом уровня экономического развития Государства-участника;

    d) способствуют осуществлению образовательных и учебных программ, с тем чтобы такие лица могли удовлетворять требованиям в отношении правильного, добросовестного и надлежащего выполнения публичных функций, а также обеспечивают им специализированную и надлежащую подготовку, с тем чтобы углубить осознание ими рисков, которые сопряжены с коррупцией и связаны с выполнением ими своих функций. Такие программы могут содержать ссылки на кодексы или стандарты поведения в применимых областях.

    Предупреждение коррупции в частном секторе, как это предусмотрено той же Конвенцией ООН20 включает меры, к которым относится:

    a) содействие сотрудничеству между правоохранительными органами и соответствующими частными организациями;

    b) содействие разработке стандартов и процедур, предназначенных для обеспечения добросовестности в работе соответствующих частных организаций, включая кодексы поведения для правильного, добросовестного и надлежащего осуществления деятельности предпринимателями и представителями всех соответствующих профессий и предупреждения возникновения коллизии интересов, а также для поощрения использования добросовестной коммерческой практики в отношениях между коммерческими предприятиями и в договорных отношениях между ними и государством;

    Информация о работе Понятие коррупции. Правовое регулирование коррупции в государственной службе Российской Федерации