Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 00:00, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение системы правоохранительных органов в РФ и США как неотъемлемой части государственной структуры. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- описать понятие, основные признаки и классификацию правоохранительной деятельности РФ и США;
- изучить понятие и основные признаки правоохранительных органов в РФ и США;
- более развернуто рассмотреть структуру правоохранительных органов РФ и США.

Вложенные файлы: 1 файл

Введени1.docx

— 52.12 Кб (Скачать файл)

б) правосудие. Цель - вынесение  решений по гражданским и уголовным  делам. Органы - суды всех уровней;

в) прокурорский надзор. Цель - выявление и устранение нарушений  законов и Конституции РФ средствами прокурорского реагирования. Орган  – прокуратура;

г) выявление и расследование  преступлений. Цель - раскрытие преступлений, изобличение виновных. Органы - органы, наделенные правом осуществлять оперативно - розыскную деятельность (ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"), органы дознания и предварительного следствия (УПК РСФСР);

д) оказание юридической помощи и защита по уголовным делам. Цель - предоставление нуждающимся квалифицированной  юридической помощи. Орган – адвокатура;

е) обеспечение деятельности судов. Орган - Минюст РФ и иные органы, входящие в его систему.[24, стр. 22-24]

Рассмотрев возможные  классификации правоохранительной деятельности, нам необходимо дать определение термина «правоохранительные  органы», обозначить их основные признаки и для полного раскрытия нашей  темы рассмотреть каждый из них в  отдельности.

Систему правоохранительных органов можно подразделить на:

• органы суда (суды),

• иные правоохранительные органы.

Суды в свою очередь  состоят из конституционных судов, судов общей юрисдикции, арбитражных  судов.

Система конституционных  судов РФ включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. В этой системе Конституционный Суд РФ занимает особое положение. Он является вышестоящим судом не только по отношению к местным конституционным судам, но в определенной мере по отношению ко всем прочим судебным органам. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ моделируют деятельность Конституционного суда РФ применительно к подведомственным территориям, а также опираются в своей деятельности на схожие принципы функционирования и формирования судейского корпуса.

Система судов  общей юрисдикции своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под его юрисдикцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

В системе судов общей  юрисдикции в свою очередь могут  быть выделены: система общих судов и системавоенных судов. Последние обособились в силу исторической традиции. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган — Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно). Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды, мировых судей. Система военных судов состоит из судов округов (флотов) и гарнизонных судов.

Система арбитражных  судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.[13, стр. 25-28]

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

• органов прокуратуры;

• органов внутренних дел;

• федеральной службы безопасности;

• органов государственной охраны;

• органов государственной налоговой службы;

• таможенных органов;

• органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

• органов предварительного расследования;

• органов юстиции.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие  важнейшие функции, как:

• конституционный контроль;

• отправление правосудия;

• прокурорский надзор;

• расследование преступлений;

• оперативно-розыскная функция;

• исполнение судебных решений;

• оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

• предупреждение преступлений и иных правонарушений.

Все эти функции взаимосвязаны  и дополняют друг друга. Подробно их характеристика будет даваться по мере описания конкретных правоохранительных органов.[1, стр. 29]

Взаимодействие  правоохранительных органов с другими  органами. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при и взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами.

Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее  и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им критическую  оценку, они обязаны исполнять  законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной  инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный  Суд РФ и Высшим Арбитражный Суд  РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными  органами — обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура  не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние  осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также  принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие  договоры. Указанная деятельность нашла  отражение 11 и новом УПК (ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). [9, стр. 56-57]

1.2.1 Судебная власть  в РФ

Статья 10 Конституции закрепляет положение, согласно которому государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны.

Термин «судебная власть»  употребляется в разных значениях. В зависимости от контекста он может обозначать: суд (абстрактный  или конкретный); систему органов  государства, осуществляющих правосудие; средство защиты интересов граждан  и способ разрешения споров; компетенцию  судов и судей. Есть и другие варианты употребления данного термина. Многозначность термина «судебная власть» подчеркивает, что институт, который он обозначает, также можно понимать по-разному. Мы выделяем две стороны понимания  судебной власти: структурное и функциональное. Структурное понимание подразумевает  под судебной властью систему  специальных государственных органов  — судов; функциональное — специфическую  функцию суда.[37, стр. 23]

Судебную власть можно  охарактеризовать по ряду признаков.

Первый признак — судебная власть принадлежит только им. О судах как специальных органах будет сказано ниже.

Второй признак судебной власти — исключительность. Полномочия предоставленные судебной власти, предоставляются только ей. Никакие другие органы не могут дублировать судебную власть ни при каких обстоятельствах.

К исключительным полномочиям  судебной власти относится: осуществление  правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью  решений и действий государственных  органов и должностных лиц:

• в участие, если эти действия обжалованы в судебном порядке;

• функционирование следственных действий и оперативно-розыскных  мероприятий, которые ущемляют конституционные  права граждан; контроль за законностью  и обоснованностью;

• ростов и задержаний, произведенных  органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса  судей; и др.

Третий признак судебной власти представляет собой триединство таких свойств, как независимость, самостоятельность, обособленность.[36, стр. 104]

Независимость означает, что  суд при принятии решений, но делу не связан чьей-либо волей. Решение  суд принимает самостоятельно. Судья  зависит только от закона, правосознания  и совести. Независимость — это  не только право суда, но и его  обязанность. Судьи обязаны противостоять  любым попыткам, посягнуть на свою независимость, опираясь на закон, который предусматривает целый набор гарантий независимости судей — материальных, социальных, гарантий безопасности и т.д.

Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное  принятие решений судом. Суд не обязан (да и не вправе) советоваться с кем-либо по поводу принятия промежуточных и  тем более итоговых решений по делу. Решения суда не нуждаются  ни в чьем санкционировании и утверждении.

Обособленность судебной власти вытекает из ее независимости  и самостоятельности. Это означает, что суды образуют достаточно автономную систему, включающую не только суды (в  узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Различные  ветви власти взаимосвязаны. Судебная власть, в частности, немыслима без  власти законодательной, поскольку  может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная  власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т.п. Кроме того, исполнение решений  невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.[20, стр. 53]

Четвертый признак — особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Судопроизводство — специфическая  деятельность органов судебной власти. Оно начинается в предусмотренных  законом случаях и протекает  в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов  судопроизводства — конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Пятый признак — подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус судебной власти, она не может действовать по собственным правилам. Выше уже отмечалось, что суд зависит только от закона.[36, стр. 105-106]

На основании приведенных  признаков сформулируем определение  судебной власти: судебная власть — это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам — судам — для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе судопроизводства.

Определение судебной власти как суда или системы судов  также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную характеристику понятия  «судебная власть».[см. Приложение 3]

Характеристика судебной власти была бы неполной без рассмотрения судебной системы.

Судебная система устанавливается  Конституцией (гл. 7) и Законом о  судебной системе.

Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов  РФ, суды общей юрисдикции (в том  числе военные суды), арбитражные  суды.[13, стр. 45]

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции.

К судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела, как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.

Военные суды также относятся  к судам общей юрисдикции. Они  создаются по территориальному принципу по мере дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в  войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена  военная служба. К ним относится  военные суды округов (флотов) и военные  суды гарнизонов. Военные суды в  пределах своей компетенции рассматривают  дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные гражданские суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям. Членом судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:

1)мировые судьи;

2)районные суды (основное  звено);

3) краевые (областные) и  приравненные к ним суды (среднее  звено);

4) Верховный Суд РФ (высшее  звено).

Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых  судей, по-прежнему рассматривают большинство  дел. Поэтому это звено и именуется  основным.

Информация о работе Правоохранительные органы