Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 15:46, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – комплексное исследование вопросов, касающихся темы «Транспортные преступления». В связи с этим можно обозначить основные задачи данного исследования:
1) дать общую характеристику и определить виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
2) показать преступления, связанные с обеспечением безопасных условий
функционирования транспорта;
3) показать нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ
БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА……….9
Глава 2. ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С
НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ……………………………………………………..21
2.1. Транспортные преступления, связанные с нарушением правил
безопасности и эксплуатации железнодорожного, воздушного или
водного транспор-та………………………………………………………….21
2.2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств………………………………………………………31
2.3. Иные преступления в сфере функционирования транспор-та……....40
2.4 Сложные вопросы квалификации транспортных преступлений……43
Глава 3. ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА…….55
3.1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их
в эксплуатацию с техническими неисправностями……………………….55
3.2. Приведение в негодность транспортных средств или путей
сообщения…………………………………………………………………... 60
3.3. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации
или ремонте магистральных трубопроводов……………………………. ..64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………71
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерами блокирования железной дороги могут служить акции шахтеров Кемеровской области и других регионов страны в 1998 г. в порядке протеста против задержки выдачи зарплаты, перекрытие железнодорожных подъездов к теплоэлектростанции на Сахалине, взлетной полосы женами военнослужащих на одном из военных аэродромов.
Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления является наступление по неосторожности общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба государству, иному собственнику или владельцу. За рассматриваемые действия уголовная ответственность наступает при условии, если наступившие по неосторожности последствия находятся в причинной связи с разрушением, повреждением или приведением иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно в связи с блокированием транспортных коммуникаций.
Под крупным ущербом следует понимать материальный вред, превышающий 500 тыс. рублей.
С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожностью по отношению к последствиям. Вина может быть в виде легкомыслия или небрежности. Если лицо указанные выше действия совершило умышленно, имея цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, содеянное квалифицируется как диверсия (ст. 281).
Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста. Это деяние при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 267) относится к категории преступлений средней тяжести.
Специфика субъекта преступного посягательства определяется характером объективной стороны. Субъект может быть как общий, так и специальный. УО физического вменяемого лица, достигшего 16-летнего возраста (общий субъект), может наступать в случаях, когда такое лицо фактически осуществляет ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, в тех случаях, когда приемщик (старший смены, мастер и т.п.) непосредственно сам проверил качество ремонта транспортного средства и положительно его оценил (речь идет только о выпуске транспортного средства в эксплуатацию с техническими неисправностями). Обязательное наличие специального субъекта имеет место при выпуске в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства. Лицами, ответственными за техническое состояние транспортных средств, в частности, являются ответственные по службе лица автопредприятий, аэропорта, дока, железнодорожного депо, а равно владельцы личного транспорта, предоставившие свое технически неисправное транспортное средство третьим лицам. Вместе с тем лица, которым предоставлен служебный транспорт (автомобиль, самолет и т.п.), не несут ответственности за его техническое состояние81.
Квалифицирующим признаком рассматриваемого деяния (ч. 2 ст. 267) является причинение по неосторожности смерти человеку. Как и применительно к ч. 1 ст. 267, наступление смерти должно быть причинно обусловлено действиями виновного, связанными с приведением в непригодность транспортных средств или путей сообщения. При наличии этого квалифицирующего признака содеянное расценивается как тяжкое преступление.
Особо квалифицирующим признаком состава приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения (ч. 3 ст. 267) является причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. В этом случае содеянное считается тяжким преступлением.
Таким образом, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения представляет общественную опасность. Таким образом создается угроза безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, ставится под угрозу жизнь и здоровье людей, а также причиняется имущественный вред государственным, муниципальным и коммерческим организациям либо иным собственникам, дезорганизуют нормальное функционирование транспорта. Квалифицирует данные преступления ст. 267 УК РФ.
3.3. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов
В современных условиях трубопроводный транспорт приобретает все большее экономическое и политическое значение, являясь одним из наиболее дешевых и экологически безопасных видов транспортировки на большие расстояния жидкого и газового топлива, а также питьевой и технической воды, пара либо горячей воды для отопления или других целей.
В настоящее время эксплуатируется около 51 тыс. км магистральных нефтепроводов, 142 тыс. км магистральных газопроводов и 24 тыс. км магистральных продуктопроводов, из них 34% работает 20-30 лет, 35% - свыше 30 лет. Степень их износа составляет 70-75%, что т является одной из основных причин аварийности на трубопроводном транспорте. В числе других – несанкционированные, криминальные врезки, недостаточная организация безопасности околотрассовых сооружений нефтепроводов и продуктопроводов и др.82
Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что в результате совершения описанных в ст. 269 действий дезорганизуется перекачка жидкого и газового топлива, а равно других продуктов, чем причиняется крупный ущерб государству и другим собственникам, при этом нередко загрязняется окружающая природная среда, наступают иные тяжкие последствия с человеческими жертвами (пример тому - взрыв газа и гибель в огне огромного числа пассажиров поезда на территории Башкирии).
Диспозиция статьи является бланкетной. Для уяснения сущности нарушения необходимо обратиться к ведомственным нормативным актам, например, правила безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов содержатся в Правилах охраны магистральных трубопроводов (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 24 апреля 1992 г. N 9), Положении о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов (утв. Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382) и т.д.83 Нарушение этих правил должно быть связано со строительством, эксплуатацией или ремонтом магистрального трубопровода.
Строительство - это проектирование, сооружение, а равно испытание на планируемую прочность и герметичность трубопровода.
Эксплуатация - функциональное
использование самого
Ремонт - устранение неполадок и повреждений трубопровода и обеспечивающих его функционирование сооружений. Ремонт может быть текущий, капитальный либо аварийно-восстановительный.
Правила строительства, эксплуатации
или ремонта трубопровода
В последние годы в нашей стране участились случаи умышленного или неосторожного повреждения магистральных трубопроводов.
Основным объектом данного преступления является защищенность личности, общества и государства от угроз в сфере строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов. Факультативными объектами этого преступления могут быть жизнь и здоровье людей, имущественные интересы государства и иных собственников, экологическая безопасность и др.
Предметом рассматриваемого состава преступления является магистральный трубопровод. Под магистральными трубопроводами понимаются основные (главные) линии трубопроводов наземного, подземного и подводного базирования в совокупности с перекачивающими установками и средствами контроля перекачки жидкого и газового топлива, питьевой и технической воды и других продуктов. По нашему мнению, нельзя относить к магистральным трубопроводам отводные от городских трубопроводов газовые и водоводные трубопроводы к потребителям (к жилым домам и другим объектам), внутризаводские теплоцентрали и канализационные коллекторы84.
С объективной стороны данное преступление выражается в нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов.
Нарушение таких правил может выражаться в несоблюдении строителями, эксплуатационниками или ремонтниками технических норм и стандартов относительно использования строительных материалов, технологии укладки, сварки, изоляции трубопроводов в грунте, под водой или в наземном состоянии, а также в несоблюдении технологии перекачки газа, нефти и других продуктов потребителям (например, превышение давления внутри трубы при перекачке нефти или газа), в нарушении норм периодичности профилактического осмотра и ремонта трубопроводов, перекачивающих установок и узлов и т.п.
Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого преступления является причинение в результате нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте трубопровода по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. Эти последствия должны находиться в причинной связи с нарушением правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистрального трубопровода. Данное преступление относится к материальным составам и считается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.
С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия либо небрежности по отношению к последствиям. Если лицо указанные действия совершило умышленно с целью подрыва экономической безопасности или обороноспособности РФ, содеянное должно квалифицироваться как диверсия по ст. 281 УК РФ.
Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое достигшее 16-летнего возраста вменяемое лицо, которое было в установленном порядке допущено к соответствующим работам по строительству, эксплуатации или ремонту магистрального трубопровода. Это преступление при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 269 УК РФ) относится к категории деяний небольшой тяжести.
Квалифицирующим признаком этого преступления (ч. 2 ст. 269 УК РФ) является причинение по неосторожности смерти человеку. При наличии данного квалифицирующего признака содеянное расценивается как преступление средней тяжести.
В ч. 3 ст. 269 УК РФ в качестве особо квалифицирующего признака рассматриваемого преступления предусмотрено причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. При наличии этого признака содеянное расценивается как тяжкое преступление.
Итак, к иным транспортным преступлениям относится нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов. Основное назначение магистральных трубопроводов - перемещение газообразной, жидкой и сыпучей продукции на определенные расстояния. Этим и объясняется отнесение данного преступления к транспортным.
Таким образом, объект нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов - безопасный порядок строительства, ремонта и эксплуатации магистрального трубопровода.
Предмет преступления - магистральный трубопровод, т.е. ведущий трубопровод, по которому осуществляется транспортировка основного потока транспортируемых веществ и материалов (нефть, нефтепродукты, природный газ и др.), перемещаемых под высоким давлением на большие расстояния. Иные виды трубопроводов (вспомогательные трубопроводы, трубопроводы низкого давления и т.п.), представляющие собой ответвления от магистрального трубопровода и предназначенные для доставки транспортируемого материала конкретным потребителям, предметом рассматриваемого преступления не являются.
Объективная сторона состава преступления характеризуется: 1) нарушением правил безопасности при строительстве, эксплуатации и ремонте магистральных трубопроводов; 2) наступлением вредных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека либо смерти одного, двух или более лиц; 3) наличием причинной связи между нарушением правил и наступившими последствиями.
Нарушение правил эксплуатации магистрального трубопровода - отступление от установленных правил его использования по функциональному назначению и в соответствии с его техническими возможностями (превышение давления в трубопроводе, допуск к работе лиц, находящихся в состоянии опьянения либо не прошедших инструктаж и специальную подготовку, и т.д.).
Субъект преступления - лицо, ответственное за строительство, эксплуатацию или ремонт магистрального трубопровода.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется неосторожной формой вины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования транспортных преступлений позволяют сделать вывод о том, что только комплексная реализация стратегических направлений в области обеспечения безопасности дорожного движения усилиями государственных органов всех уровней, муниципальных образований, общественных институтов, средств массовой информации и граждан позволит изменить состояние безопасности на дорогах страны. Изложенное в выпускном квалификационном исследовании подтверждает актуальность темы. Проведенный анализ действующего законодательства, регулирующего исследуемую проблему, изучение специальной литературы, обобщение судебной практики, позволяет сделать ряд выводов, которые сводятся к следующему:
Информация о работе Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта