Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:02, курсовая работа
Впервые ответственность за терроризм введена Федеральным законом РФ
от 01 июля 1994 года (ст. 213.3 УК РСФСР). Это многообъектное преступление,
поскольку посягает на жизнь и здоровье граждан, на имущество, на
общественную безопасность и нормальное функционирование органов власти.
Устрашающее воздействие терроризма часто обращено к широкому и порой
неопределенному кругу людей, даже к населению целых городов и
административных районов или микрорайонов, а также к конкретным должностным
лицам и органам власти, наделенным правом принимать организационные,
управленческие, судебные или иные решения.
определения терроризма как действий, создающих опасность причинения
значительного имущественного ущерба. Нельзя социальное содержание и тяжесть
терроризма выражать в законе через опасность причинения ущерба. Ведь даже,
например, для наличия состава нарушения правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств (ч.1 ст.264 УК РФ) помимо всего прочего
требуется причинение крупного ущерба, т.е. самое меньшее в пятьсот раз
превышающего минимальный размер оплаты труда.
Законодательным огрехом выглядит и определение терроризма как
действий, создающих опасность наступления иных общественно опасных
последствий. Поскольку преступление – это «виновно совершенное общественно
опасное деяние» (ч.1 ст.14 УК РФ), при совершении подавляющего большинства
преступлений как раз и наступают иные, чем гибель людей и причинение
значительного имущественного ущерба, общественно опасные последствия.
Опасность же наступления
общественно опасных
исключения преступлениям.
Анализ нормы о терроризме приводит к выводу о том, что, во-первых,
как уже было сказано, деяния, создающие опасность причинения значительного
имущественного ущерба, и угроза совершения действий, указанных в ч.1 ст.205
УК РФ, не столь опасны, чтобы наказываться от восьми до двенадцати лет лишения
свободы, как это предусмотрено в санкции ч.1 ст. 205 УК РФ. Во-вторых, в
случаях, когда, совершая взрыв, поджег, иные террористические действия,
лицо предвидит возможность или неизбежность наступления смерти многих
граждан и желает этого (прямой умысел), но гибель людей не наступает по
независящим от этого лица обстоятельствам, максимум санкции ч.1 ст.205 УК
РФ, наоборот, представляется недостаточным.
Исключительная общественная опасность терроризма определяется тем,
что при этом деянии совершаются убийства многих людей. Тем не менее самые
распространенные и опасные формы терроризма лишь приравниваются к убийству
при отягчающих обстоятельствах (например, убийство с целью сокрыть другое
преступление влечет по закону такое же наказание, как и взрыв пассажирского
состава, повлекший гибель десятков, а то и сотен людей). Такое положение
нельзя признать справедливым. Для его устранения можно было бы установить
за совершение террористических акций, связанных с убийствами людей,
наказания до тридцати лет лишения свободы. Хотя по УК РФ такое наказание
может быть назначено лишь по совокупности приговоров (ч.4 ст.56), однако
это исключение было бы вполне оправданным в отношении террористов.1
Освещая проблему уголовно – правового регулирования борьбы с
терроризмом нельзя не остановиться на вопросах разграничения терроризма и
смежных с ним преступлений.
Наиболее сложным представляется разграничение терроризма с
убийством лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом
служебной деятельности или выполнением общественного долга или совершенным
общеопасным способом, с убийством по мотиву национальной, рассовой,
религиозной ненависти или вражды либо кровной мести (пп. «б», «е», «л» ч.2
ст. 105 УК РФ).
Представляется, что разграничение составов в случаях, когда
лишаются жизни лица, выполняющие свой служебный или общественный долг,
следует искать в субъективной стороне содеянного, а именно – в цели
совершаемых действий, создающих опасность гибели людей, в том числе путем
взрыва, поджога и иных подобных действий.
Как уже отмечалось, при терроризме действия совершаются с целью
нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания
воздействия на принятие решений органом власти. Взрыв, поджог и сопряженное
с ними убийство человека используются как средство достижения таких целей и
адресуются обществу в целом.
При убийстве, подпадающем под п. «б» ч.2 ст.105 УК РФ, цель,
отомстить за законно осуществляемую служебную или общественную деятельность
конкретного человека – жертвы или его близких, либо воспрепятствовать этой
законной деятельности. При терроризме же выбор жертвы не определен, т.е. ею
может стать любое лицо, в том числе и любое из выполнявших свой служебный
или общественный долг (случайная, «невинная» жертва).
Что касается вида вины по отношению к смерти жертвы, то по п. «е»
ч.2 ст.105 УК РФ это может быть прямой или косвенный умысел.
По ч.3 ст.205, как установлено в самой статье, к смерти возможна
лишь неосторожная вина. Указание в законе на то, что действия при
терроризме создают опасность гибели людей, на мой взгляд, относятся к
объективной опасности, а с субъективной стороны такие ситуации не исключают
и неосторожной вины к смерти конкретного человека. Более того, как
отмечалось, возможно сочетание прямого умысла в отношении одних лиц,
косвенного умысла и неосторожности в отношении других потерпевших от акта
терроризма.
Во всех приведенных ситуациях, когда в результате террористических
действий наступила умышленно причиненная смерть человека, возникает вопрос
о необходимости квалификации терроризма и умышленного убийства по
совокупности, в частности с пп. «а», «б», «е», «л» ч.2 ст.105, со ст.ст.295
или 317 УК РФ в зависимости от способа , последствий, мотивов убийства.
Особенно это характерно для ситуаций, когда виновный посягает
одновременно на два объекта: убивает конкретного человека, но общеопасным
способом или при других обстоятельствах, свидетельствующих о стремлении
устрашить других лиц.
Полагаю, что такая идеальная совокупность должна быть отражена в
квалификации с тем, чтобы была полностью охвачена юридическая совокупность
и общественная опасность содеянного.
Определенные трудности вызывает и разграничение таких очень схожих
по многим признакам преступлений, как терроризм и бандитизм.
Бандитизм – это организация вооруженных банд с целью нападения на
предприятия, организации либо отдельных лиц, а равно участие в таких бандах
или совершаемых ими нападениях. Объектом бандитизма также является
общественная безопасность.
Основными разграничивающими признаками этих преступлений выступают
элементы объективной стороны и цели совершения преступлений.
Обязательный признак объективной стороны бандитизма – создание
устойчивой, вооруженной группировки (банды) в целях нападения. При
терроризме создание террористической группировки – лишь приготовление к
квалифицированному терроризму, а террористический акт, совершенный
организованной группой – квалифицированный терроризм.
Нападение – основное общественно опасное действие бандформирований.
Терроризм не связан с насилием над конкретными людьми и представителями
государственных и общественных организаций, он, скорее, представляет собой
«рассеянную» угрозу или опасность населению, обществу.
Вооруженность – обязательный признак бандитизма, в то время как при
терроризме возможны действия, не связанные с наличием или применением
оружия. Применение же огнестрельного оружия является квалифицирующим
признаком терроризма.
Все же главное различие состоит в целях этих преступлений. Целями
бандитских нападений являются различные материальные интересы: завладение
имуществом, оружием, наркотиками; запугивание и «обложение данью»
предпринимателей и т.п.
Цель терроризма – устрашение населения, оказание воздействия на
властные органы для принятия ими решений, необходимых террористам, т.е.
скорее это идеологические (как противоположность материальным) цели.
По законодательной обрисовке действий (совершение взрыва, поджога
или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий,
сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов
жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности о
обороноспособности Российской Федерации) диверсия почти полностью совпадает
с терроризмом.
Однако, если в ст.281 УК РФ, говорящей об ответственности за
диверсию, дан исчерпывающий перечень преступных действий, то к терроризму
относятся, кроме названных непосредственно в ст. 205 УК РФ, еще самые
разнообразные иные действия. Кроме того, в диспозиции ст. 205 УК РФ
предусмотрено не только действие, но и угроза такими действиями.
Диверсия окончена в момент самого причинения вреда, главной
составляющей которого является материальный ущерб, терроризм же окончен в
момент создания опасности общественно опасных последствий.
Целью диверсии является само уничтожение или повреждение
материальных объектов, чтобы непосредственно таким путем подорвать мощь
государства, терроризм не преследует цель убить, уничтожить, повредить,
главное – запугать население, воздействовать на принятие решения органами
власти, поэтому террористу «достаточно» создания опасности, хотя, как ранее
отмечалось, террористические действия не всегда заканчиваются только
созданием опасности.
Существенным разграничивающим признаком является демонстративность,
ультимативность действий при терроризме.
Различие между рассматриваемыми преступлениями состоит и в объекте
посягательства – общественная безопасность при терроризме (спокойствие,
ощущение защищенности населения) и экономическая безопасность России – при
диверсии.1
Заключение.
Предупреждение терроризма представляет собой исключительно сложную
задачу, поскольку это явление порождается многими социальными,
политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными
причинами. Следовательно, такие причины и должны быть объектом
профилактического вмешательства, но сделать это совсем не просто, поскольку
значительная часть названных причин связана с обладанием государственной
властью и ее захватом, распределением собственности, торжеством «своей»
идеологии, изменением национальной или социальной структуры общества и т.д.
При всем этом терроризм, как отмечалось выше, неискореним, поскольку
является разновидностью извечного и неумирающего спутника человечества –
убийства. Невозможно представить себе, чтобы когда-нибудь исчезли с лица
земли неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые
пожертвовать собой и другими для всеобщего счастья или гегемонии своей
социальной или национальной группы; невозможно представить себе, чтобы
больше не рождались на земле люди, которые путем террора решают свои
корыстные задачи, причем не только материальные, а якобы ради торжества
всеобщего равенства.
Собственно, вопрос вовсе и не стоит о полном уничтожении терроризма
в мире, особенно если иметь в виду его самые разнообразные проявления.
Цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы не давать ему
распространяться и вовремя выявлять террористическую угрозу.
Предупреждение терроризма должно осуществляться одновременно в
нескольких направлениях: 1) воздействие на основные, даже глобальные
явления и процессы в обществе, обладающие террористическим эффектом. Данное
направление можно назвать стратегическим, и было бы естественно, если бы
ему предшествовало бы долгосрочное и даже сверхдолгосрочное прогнозирование
наиболее значительной террористической активности с определением их
возможных субъектов; 2) выявление и предотвращение террористических актов,
которые могли бы быть совершены в недалеком будущем или даже в ближайшее
время. Это предполагает выявление субъектов и объектов терроризма, его
причин, способов и иных обстоятельств; 3) пресечение совершающегося
терроризма и террористических актов в отношении государственных и
общественных деятелей, задержание виновных и предание их суду. Чрезвычайно
важно наказание не только рядовых исполнителей и пособников, но и
организаторов и вдохновителей террора, что, как известно, очень трудно; 4)
предупреждение, предотвращение и пресечение таких сходных с терроризмом
преступлений, как захват заложников, геноцид, диверсия, посягательство на
жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, и
т.д. Особое место в деятельности государственных и общественных организаций
по борьбе с терроризмом принадлежит международным организациям, а также
координации усилий разных стран в предупреждении и пресечении этого зла.
Информация о работе Проблема уголовно – правового регулирования борьбы с терроризмом