Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Прокурорский надзор – это специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, которая осуществляется от имени РФ и заключается в проверке правильности соблюдения Конституции и исполнения законов, которые действуют на её территории. Данная деятельность не может быть осуществлена другими органами. В системе органов государственной власти и управления она занимает особое место и не входит ни в одну из ветвей власти.

Содержание

Введение 2
1. Понятие, основные принципы, цели, предметы и пределы прокурорского надзора. 4
1.1 Понятия и основные принципы прокурорского надзора. 4
1.2 Предмет и цели прокурорского надзора. 7
1.3 Пределы прокурорского надзора. 11
2.Понятие, основные принципы и гарантии законности в РФ. 13
2.1 Понятие, основные принципы и гарантии законности. 13
2.2 Принципы и гарантии законности в РФ. 17
Заключение: 22

Вложенные файлы: 1 файл

прокуратура.docx

— 48.73 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

1. Понятие,  основные принципы, цели, предметы  и пределы прокурорского надзора. 4

1.1 Понятия  и основные принципы прокурорского  надзора. 4

1.2 Предмет  и цели прокурорского надзора. 7

1.3 Пределы  прокурорского надзора. 11

2.Понятие,  основные принципы и гарантии  законности в РФ. 13

2.1 Понятие,  основные принципы и гарантии  законности. 13

2.2 Принципы  и гарантии законности в РФ. 17

Заключение: 22

 

 

Введение

 

Проблема законности - это  одна из важнейших проблем, в общей  теории государства и права. В  настоящее время данная тема является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. Как  в современной, так и в советской  юридической науке можно отметить целый ряд работ, которые были посвящены данной категории.

 

На различных стадиях  развития общей теории права некоторые  исследователи стремились доказать, что социалистическая законность –  это только метод государственного регулирования общества, другие же  считали что это всего лишь принцип. После того как ввели  такое удачное понятия как  «режим законности» (Н.Г. Александров, затем И.С. Самощенко), начало возникать  возражения со сторон тех, кто настаивал  на монистическом подходе: или метод, способ, или принцип.

 

Законность как общественный факт - результат взаимодействия между  собой различных факторов, которые  и определяют ее природу. Отсюда следует, что теоретическая концепция  законности должна быть некоторым эмпирическим обобщением, которая не противоречит человеческому опыту. Это отмечает объективный характер явления и  исключает вероятность личного  его толкования.1

 

Во время исследования законности почти все ученые столкнулись  с проблемой: нужно ли включать в  понятие законности сам закон? По этому пути с большей или меньшей  решительностью пошло немало теоретиков права, которые пытались предложить определение, которое будет охватывать все аспекты.

Первоначальная схема  соотношения «закон - законность»  рассматривала закон как «нормативную основу», «нормативную предпосылку» законности. «Действующее советское законодательство есть основа советской социалистической законности», указывал М.С. Строгович.

 

Тем не менее, с точки зрения А.Б. Лисюткина, данное понимание законности без оснований делает эту правовую категорию уже. Во-первых, такое содержание не показывает всего многообразия явлений, которые формируют представления  о ней; во-вторых, она не позволяет  определить ее нравственную природу; в-третьих, в ней главствует политико-юридическая  сторона; в-четвертых, особо нормативистский  взгляд, связанный с предметно-функциональной характеристикой законности, в-пятых, созданное на такой основе определения  способствуют возникновению противоречий между отдельными правовыми категориями.

 

В данной курсовой работе рассматривается  прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве.

 

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия прокурорского  надзора, основных направлений и  компетенций деятельности прокуратуры  и гарантий законности в РФ обеспечиваемая прокуратурой, а также пределы  прокурорского надзора в России.

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие,  основные принципы, цели, предметы и пределы прокурорского  надзора.

1.1 Понятия и основные принципы  прокурорского надзора.

Прокурорский надзор –  это специфическая деятельность государственных органов прокуратуры,  которая осуществляется от имени  РФ и заключается в проверке правильности соблюдения Конституции и исполнения законов, которые действуют на её территории. Данная деятельность не может  быть осуществлена другими органами. В системе органов государственной  власти и управления она занимает особое место и не входит ни в  одну из ветвей власти. Имеет свой вид  государственного контроля. Данная структура  является независимой. Осуществляется от имени государства в целом.                                                                              Прокурор, делающий надзор, защищает интересы и действует от имени всех членов общества, объединенных общей системой государства.

 

Различными способами  реализует поддержание порядка  в государстве, но главным образом  при помощи государственного контроля. Направлен на создание эффективности  деятельности государственного аппарата.

Надзор — форма деятельности государственных органов по обеспечению  законности.

 

Прокурор – это физическое лицо, состоящее на постоянной или  временной службе в органах прокуратуры, которое принято на работу в соответствии с ФЗ и исполняет обязанности  в соответствии с ФЗ и распоряжениями генерального прокурора.

Под понятием прокурор, понимается: генеральный прокурор, прокурор субъекта, прокурор города, района, специализированной прокуратуры, заместители генерального прокурора, его помощники, советники, старшие помощники, по особым поручениям, прокурор-криминалист.

Также в системе этих органов  работают прокурорские работники –  работники, занимающие вспомогательные  должности, научно-педагогические работники  и другие.2

 

Прокурорский надзор как  ветвь науки – это количество сведений о формах, методах и средствах, реализации прокурорской деятельности.

Предметом прокурорского  надзора являются общественные отношения, на урегулирование и обеспечение  законности которых направлена деятельность прокуратуры.

 

Объектом прокурорского  надзора будут являться различные  организации, учреждения, предприятия, государственные органы, их должностные  лица, в которых происходят прокурорские проверки исполнения законов.

Субъект прокурорского надзора  это прокурор, который является должностным  лицом органа прокуратуры. Также  к субъектам относится и сам  орган прокуратуры.

 

Проявление и установление правонарушений, а также применение средств права для ликвидации установленных правонарушений.

Средства делятся на несколько  видов:

• Средства выявления (проводятся проверки и исследуется документация)

• Средства устранения (направляется официальное представление)

• Средства предупреждения (направление предупреждения)

Методика прокурорского  надзора – это сумма способов и приёмов, которыми используется прокурор в ходе проведения прокурорской работы. Рекомендации по проведению конкретных видов проверок. Методики фиксируются  в указаниях и приказах Генерального прокурора, методических пособиях, информационных письмах, также они должны иметь научную основу. Отличием методики от тактики прокурорского надзора является совокупность ясных приемов по проведению конкретной проверки. Тактика зависит от чёткой обстановки.

 

Во многом, от правильной организации методики и тактики  зависит результативность.

 

Главными целями является гарантия начальство закона и обеспечения  иерархии законов.  Другими целями прокурорского надзора являются:

• Залог укрепление законности и единства

• Залог защиты прав и свобод гражданина и человека

• Залог  защиты всех охраняемых законом интересов общества и государства в целом.

 

Точные виды деятельности, которая направленна на достижение целей отражаются в пункте 2 статьи 1 ФЗ «о прокуратуре». Одним из главнейших направлений деятельности является взаимосвязь работы других органов.3

 

Ясные меры, которые принимают  органы прокуратуры. Для того чтобы  достигнуть вышеуказанные цели принимаются  задачи различные по содержанию, по кругу субъектов, по средствам решения. Они определяются определёнными  ситуациями.

Задачи делятся на три  уровня:

• Общие – это наиболее важные. Определяются в конституции, в федеральном законе «О прокуратуре», в других ФЗ.

• Укрепление законности и охрана от посягательств общественного и государственного строя

• Охрана от покушений на трудовые, политические, жилищные и другие личные права граждан.

• Охрана законных интересов предприятий и организаций и их прав, независимо от форм собственности.

• Специальные – это задачи по конкретным направлениям.

•  Контролирует исполнение нормативно-правовых актов.

• Частные – отличие их зависит от направления, а также от вида применяемого правового средства прокурорского надзора. Для решение одной частной задачи может быть использована другая частная задача.

1.2 Предмет и цели прокурорского  надзора.

 

Решив, что деятельность прокуратуры это самостоятельное  направление исполнения власти государства, нужно правильно выставить ее цель.

Цель деятельности прокуратуры  состоит в создании на территории России такой системы законности, которая позволила бы установить главенство и соблюдение Конституции, выполнение законов, которые действуют  на территории РФ, а также определить точный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, которые охраняются законом.

Достигнуть данной цели возможно при помощи решения главных задач, стоящих перед Генеральным прокурором России и подчиненными ему прокурорами. Данные задачи можно объединить в  три группы.

1.  Задачи по обеспечению  единства правового пространства  в государстве:

• достигнуть единообразие и точность при реализации действующего на территории России законодательства;

• обеспечить соответствие издаваемых на территории государства нормативно-правовых актов Конституции и федеральному законодательству;

• гарантировать соблюдение на всей территории России прав и свобод человека и гражданина;

• обеспечить судебную защиту нарушенных интересов государства путем подачи исков в арбитражные и гражданские суды.

2.  Задачи по осуществлению  борьбы с преступностью:

• обеспечить реализацию принципа неотвратимости уголовной ответственности за совершенные преступления. Решение данной задачи достигается через исполнение органами прокуратуры от имени государства уголовного преследования, в том числе и поддержания государственного обвинения в суде, в соответствии с полномочиями, которые предоставляются уголовно-процессуальным законодательством России;

• достигнуть согласованное взаимодействие различных правоохранительных структур государства в противостояние с преступностью;

• обеспечить законность исполнения назначенного судом наказания или иных мер принудительного характера.

3.  Организационные задачи:

• обеспечить оперативное поступление информации об имеющих место разных нарушениях закона, организация на должном уровне работы с жалобами и заявлениями граждан;

• установить эффективное сотрудничество с правоохранительными органами иных стран для того, чтобы обеспечить эффективность уголовного преследования транснациональных преступных группировок; розыска преступников, которые скрываются за рубежом; оказания правовой помощи по гражданским и семейным делам гражданам РФ, живущим за рубежом; организации обмена положительным опытом работы между прокуратурами различных стран;

• обеспечить население правдивой информацией о состоянии законности и эффективности борьбы с правонарушениями как в отдельном регионе, так и в целом по России; подведение итогов практических материалов по ведению прокурорского надзора и организация обмена опытом работы с целью повысит эффективность деятельности;

• подготовить кадры высокой квалификации для структур органов прокуратуры  России; организовать работу по повышению их квалификации, привлекая для этого как ученых, так и опытных практических работников прокуратуры.

Определение поставленных перед  прокуратурой задач осуществляется через организацию ее деятельности по следующим основным направлениям:

1. гарантия общего наблюдения за тем, как соблюдается Конституция и исполнение законов;

2. исполнение уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством России;

3. регулирование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

4. участие в соответствии с процессуальным законодательством России в рассмотрении судами арбитражных, гражданских и административных дел, оспариванию противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;

5. анализ и решение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений граждан;

6. участие прокуратуры в правотворческой деятельности;

7. участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

8. постановка изданий специальной литературы;

9. обеспечение прямых связей в пределах предоставленной компетенции с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничества с ними, заключения соглашений по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участия в разработке международных договоров РФ;

Информация о работе Прокурорский надзор