Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 02:54, дипломная работа
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие и развивающиеся на фоне проявлений профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов.
Предметом исследования являются закономерности возникновения профессиональной деформации, её механизм, а также её виды и специфика проявлений, приёмы выявления и предупреждения.
Цель работы: выявление и исследование всех возможных профессиональных деформаций сотрудников правоохранительных органов, для того, что бы разработать эффективные психотехнологии преодоления, коррекции и профилактики профессиональных деформаций.
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ И ТЕРМИНОВ…………4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….……………………….5
1 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ …..........................................................9
1.1 Понятие, психологический механизм и сущность
профессиональной деформации ………...……………………………………….…...9
1.2 Виды профессиональной деформации………………………………………..…15
2 ПРИЧИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ…………23
2.1 Факторы, ведущие к проявлению профессиональной деформации
сотрудников внутренних дел…………………………………………………..…….23
2.2 Соотношение профессиональной деформации с категориями
«психическое выгорание», «стресс», «утомление», «депрессия»…………......….34
3 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ
СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ……….……………………….45
3.1 Профессионально-психологические требования к личности
сотрудника органов внутренних дел...........................................................................45
3.2 Специфика проявлений профессиональной деформации у
сотрудников органов внутренних дел ………………………………………………53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….73
ПРИМЕЧАНИЕ……………………………………………………………………….76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………81
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………….…………………………………………………86
Опасность как фактор может вызвать в психологическом плане следующие явления:
изменения мотивов деятельности: мотив выполнения поставленной задачи иногда может заменяться мотивом самосохранения;
замена ситуативно-целесообразных форм поведения инстинктивными (испуг, страх, ужас, боязнь, бегство, заторможенность, импульсивность действий и т. п.);
повышение
эмоциональной напряженности
Кроме того, регулярное пребывание в подобном режиме и условиях труда безусловно накладывает определенный отпечаток на психологию осознания сотрудником собственной и чужой ценности. Наступает явление привыкания к этим условиям. Все, что не связано с непосредственной угрозой здоровью и жизни, рассматривается как обычный трудовой фон деятельности.
Известно, что большой процент служебных ошибок сотрудников является виктимно обусловленным. В числе провоцирующих моментов можно назвать такие, как пассивное сопротивление нарушителей, оскорбления и нецензурная брань в адрес сотрудников, удары, повреждения форменной одежды, демонстративная апелляция к соучастникам и гражданам, угрозы, попытки применения оружия и т. п.
Эффект привыкания к подобным условиям может проявляться в снижении защитных свойств личности, уменьшении психологической способности к сочувствию самому себе, потере трезвой самооценки собственных физических и психологических возможностей, снижении чувства опасности и трезвой оценки собственных ресурсов.
В ситуации привычной опасности может наблюдаться замена обычных, уже освоенных приемов деятельности рискованными. Сотрудник, привыкнув к стрессору, занижает степень опасности, угрозы, считает ее маловероятной и полагается на «везение», на случайный благоприятный исход. Это может приводить к неоправданным потерям среди личного состава подразделений при ликвидации пожаров, задержании преступников, ликвидации чрезвычайных обстоятельств и т. п.
Как правило, все, что связано с непосредственной угрозой здоровью и жизни сотрудников, рассматривается ими как обычный и привычный трудовой фон их деятельности.
Специфика деятельности сотрудников ОВД приводит и к таким деформирующим влияниям, как заметное снижение уровня защитных свойств индивида. «Привычное переживание опасности и констатация того факта, что правовая защита сотрудников в этих условиях не всегда влечет защиту физическую, — пишет В.Е. Насиновский, — приводит к обесцениванию в их глазах системы правовых и моральных норм, регламентирующих отношения, прежде всего в сфере управления. Пренебрежительное отношение как к правовым, так и к моральным нормам нередко причиняет фактический вред не только окружающим людям, но и самому сотруднику. (...) По всей вероятности, в этом заключается причина многих чрезвычайных происшествий, влекущих ранения и гибель личного состава» [17, с.92]. Наличие в деятельности сотрудников органов правопорядка такого сильного действующего фактора, как опасность, риск, угроза жизни и здоровью, несомненно, подчеркивает необычность, экстремальность данной профессии. Видимо, есть необходимость разработки комплекса специальных мер психологической подготовки сотрудников к действиям в ситуации стресса. В этом также может помочь психологическая наука. Наличие большого числа психотравмирующих факторов деятельности, возможность подвергнуться профессиональной деформации личности, стрессовый, экстремальный характер всей деятельности сотрудников ОВД обусловливают необходимость разработки специальных психологических мер профилактики, коррекции и вообще психологического обеспечения данного вида деятельности.
В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный принцип психологии — принцип неразрывного единства сознания, личности и деятельности. Именно социальная деятельность человека есть стержневая, ведущая характеристика личности. Трудовая деятельность, профессия и формирует личность, и накладывает свой отпечаток на многие ее особенности. Развитие личности в процессе трудовой деятельности, влияние профессиональной роли на психологию личности, формирование ее мировоззрения, ценностных установок, профессионального типа характера — это достаточно актуальная проблема для современной психологии и практики работы с людьми.
Некоторые авторы, пытаясь классифицировать деятельность, выделяют особый ее тип — служебную деятельность, службу, которая получила наибольшее распространение именно в России. Этот тип профессиональной деятельности отличается некоторыми особенностями, которые можно считать специфическим фактором профессиональной деформации.
Например, П.И. Смирнов вслед за другими считает, что даже русский национальный характер формировался как служебный характер. Он утверждает, что служба формирует такие ценности, стереотипы и свойства психики, которые принципиально отличны от рыночных видов деятельности. Он пишет: «Служебная деятельность внутренне противоречива, конфликтна. Она постоянно ставит человека в ситуацию постоянного выбора между требованиями служебного долга и стремлением к самореализации. Отсюда вытекает главный порок службы — «административный соблазн»; служащий очень часто склонен использовать данную ему власть в личных целях (не только для личного обогащения, но и чтобы показать просителю его ничтожество и свою значимость). Кроме того, служебная деятельность часто иррациональна для большинства исполнителей (поскольку не они принимают решения), требует контроля за исполнением решения, консервативна (инструкции устаревают, но меняются медленно), провоцирует имитацию деятельности. (...) Служба способна (и это ее величайшее достоинство) придать смысл человеческому существованию, но далеко не каждый может усвоить для себя этот смысл».
Действительно,
деятельность многих профессионалов,
в том числе сотрудников органов внутренних
дел, может быть отнесена к разряду служебной
деятельности. Особенностью этого вида
деятельности следует, на наш взгляд, считать
то, что субъект этой деятельности является
представителем прежде всего государства,
а не общества. Это «государев человек»,
он председательствует в качестве органа
государственной власти и должен не акцентироваться
на собственных интересах, а добиваться
целей, поставленных государством. Именно
это требует от сотрудника государственно-
Другие же особенности служебной деятельности, отмеченные П.И. Смирновым, не являются таковыми. Например, необходимость (само)контроля исполнительской деятельности — это обязательный элемент всякой нормированной деятельности.
В данном контексте следует отметить еще одну особенность деятельности сотрудника органов внутренних дел, о которой часто забывают, но которая нередко бывает основной причиной проявления профессиональной деформации. Имеется в виду постоянную необходимость даже в работе рядового патрульно-постовой службы заниматься «усмотрением». Этот термин входит во многие нормативные акты (должностные инструкции, законы и т. п.).
Он означает, что субъект обязан во многих конкретных и часто уникальных ситуациях действовать по собственному усмотрению исходя из специфики ситуации. Это означает, что субъект подобной деятельности должен не только хорошо знать, понимать и принимать те нормы деятельности, которые ему задает вышестоящий управленец — цели, планы, принципы, технологии, программы деятельности, — но и самостоятельно доопределять их исходя из специфики ситуации. Он должен не только действовать как исполнитель законов и подзаконных актов, но и зачастую выходить в управленческую позицию и самостоятельно принимать решения о своих последующих действиях.
Дело в том, что те нормы деятельности, которые задаются управленцами в юридической сфере — законодателями, министром внутренних дел, начальниками всех степеней, — по необходимости носят очень обобщенный, абстрактный характер. Например, в «Законе об органах внутренних дел» сформулирована такая норма деятельности сотрудников ОВД, как «цель», в следующей обобщенной форме: борьба с преступностью, охрана и обеспечение правопорядка, охрана и защита законных прав и интересов граждан, профилактика преступлений и т. п. [18, с. 94] В должностных же инструкциях, которые должен получать рядовой сотрудник ППС перед каждым заступлением на службу, эта норма может конкретизироваться до более частных, менее обобщенных целей с учетом специфики района и маршрута, например: «Обращайте особое внимание на порядок в местах скопления людей: Площадь «Строителей», ресторан, магазины "Березка" и "Павлинка"».
Но даже и при таком инструктировании сотрудник ППС вынужденно обязан самостоятельно доопределять многие нормы своей деятельности, учитывая особенности граждан, время суток, погодные условия и пр., и пр. В некоторых случаях он может нарушить абстрактную цель, данную ему в инструкции, и обратить «особое» внимание на другие участки маршрута по своему усмотрению. В других случаях он обязан самостоятельно выбирать цель своих действий: задержать гражданина-правонарушителя или ограничиться устным выговором.
Ему также необходимо самостоятельно принимать решения по выбору средств, орудий труда в каждом деятельностном акте. Иногда это могут быть слово, жест, вполне достаточные для достижения обобщенной цели — обеспечения правопорядка. Иногда же он волен применить специальные средства — наручники, резиновую палку и даже огнестрельное табельное оружие.
Короче говоря, специфика деятельности сотрудника ОВД заключается именно в том, что ему очень часто приходится выходить из простой исполнительской позиции и заниматься нормотворчеством своей деятельности. Он как управленец обязан формулировать нормы своего деятельностного акта: определять цель, план, программу своего труда и т. д. Это требует огромной и профессиональной, и общечеловеческой культуры. Зачастую все проявления деформации в деятельности сотрудника милиции напрямую связаны с ошибками в нормотворчестве. Именно собственная низкая культура в управлении приводит к нарушению более абстрактных, более обобщенных норм деятельности. А всякое нарушение этих норм может трактоваться как должностное преступление, как халатность и т. п.
Каждый
сотрудник милиции, органов внутренних
дел обязан, таким образом, обладать хорошо
развитым профессиональным умением —
быть управленцем своих действий, уметь
предельно конкретизировать абстрактные
нормы своего труда. Он должен обладать
хорошо развитым и абстрактным, и конкретным
мышлением, уметь работать в логике систематического
уточнения абстрактных норм, в логике
восхождения от абстрактного к конкретному.
Этому необходимо специально учить в учебных
заведениях.
2.2
Соотношение профессиональной
деформации с категориями
«психическое выгорание»,
«стресс», «утомление»,
«депрессия»
Проявлением отрицательного воздействия профессии на личность является феномен психического (эмоционального) выгорания, широко известный на Западе и практически не исследованный в отечественной науке. В отличие от профессиональной деформации психическое выгорание можно в большей степени отнести к случаю полного регресса профессионального развития, поскольку оно затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая негативное влияние па эффективность трудовой деятельности. Впервые этот феномен был описан X.Фреденбергером, который наблюдал большое количество работников, испытывающих постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности. Исследователь назвал этот феномен термином burnout: (выгорание), употреблявшимся в разговорной речи для обозначения эффекта хронической зависимости от наркотиков. Одновременно с наблюдениями X.Фреденбергера социальный психолог К.Маслач, занимаясь изучением когнитивных стратегий людей, используемых для борьбы с эмоциональным возбуждением, установила, что исследуемые феномены оказывают влияние на профессиональную идентификацию и поведение работников. Она обнаружила, что юристы также называют это явление выгоранием.
На сегодняшний день различают три дополняющих друг друга подхода к созданию объяснительных моделей возникновения эмоционального выгорания:
индивидуально-
социально-психологический.
В нем причиной феномена выгорания
считается специфика самой
организационно-
Основная
причина синдрома выгорания - это
несоответствие между личностью
и работой. В практике консультирования
фирм и организаций мы наблюдали
несколько вариантов
Прежде всего, это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями, когда руководители предъявляют повышенные требования к личности. Если для работника выполнять распоряжения начальника является делом чести, но он объективно не в состоянии это сделать, то возникает стресс, происходит ухудшение качества работы, может произойти разрыв взаимоотношений с коллегами.
Часто синдром вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в своей работе, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой, нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контроля за ней. Результат такого тотального контроля - возникновение чувства бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности. Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается работником, как непризнание его труда, что тоже может привести к эмоциональной апатии, снижению эмоциональной вовлеченности в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и, соответственно, к выгоранию.
В 1981 г. Э.Moppoy (A.Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: "Запах горящей психологической проводки".