Роль и место дознания в системе досудебного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:44, дипломная работа

Краткое описание

Деятельность специализированных подразделений дознания в последнее время приобретает все большую значимость. Расследование уголовных дел в максимально сжатые сроки, предусмотренные УПК РФ, приближает нас к стандартам европейского судопроизводства. За период с 1992 по 2006 год служба успешно преодолела первоначальный этап своего становления, и в настоящее время способна во взаимодействии с другими правоохранительными органами выполнять уголовно-процессуальные функции и решать задачи охраны прав и законных интересов граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

Д Роль и место дознания в системе досудебного производства.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

В случае невозможности  избранного обвиняемым защитника явиться  для ознакомления с материалами  уголовного дела дознаватель по истечении 5 суток вправе предложить обвиняемому  избрать другого защитника или, при наличии ходатайства обвиняемого, принимает меры для явки другого защитника.

Если обвиняемый отказывается от назначенного защитника, то материалы уголовного дела предъявляются  ему для ознакомления без участия  защитника, за исключением случаев, когда участие защитника в  уголовном деле в соответствии со ст.51 УПК РФ является обязательным.

Потерпевшему  может быть предоставлено право  на ознакомление с материалами уголовного дела, но при наличии его ходатайства. Ходатайство может быть как устным, так и письменным. Письменное ходатайство  приобщается к уголовному делу, устное заносится в протокол следственного действия или судебного заседания (ст.120 УПК РФ). Ходатайство рассматривается и разрешается непосредственно после его заявления.

Такое же право  имеет представитель потерпевшего. Если представитель потерпевшего по уважительным причинам не может явиться для ознакомления с материалами уголовного дела в назначенное время, то дознаватель откладывает ознакомление на срок не более 5 суток (ст.215 ч.3 УПК РФ).

Ознакомление  этих субъектов уголовного процесса с материалами дела происходит в том же порядке, который установлен для обвиняемого и его защитника.

Об ознакомлении с материалами дела составляется протокол в соответствии со ст.166 и 167 УПК РФ.

По выполнении требований, предусмотренных ч.2 и 3 статьи 225 УПК РФ дознавателем составляется обвинительный акт.

Обвинительный акт изготавливается в двух экземплярах, поскольку копия обвинительного акта вручается обвиняемому и  его защитнику (ст.226 ч.3 УПК РФ).

Обвинительный акт представляется начальнику органа дознания.

Начальник органа дознания рассматривает данный документ, при отсутствии возражений утверждает акт и вместе с уголовным делом направляет его прокурору.

Статья 226 УПК  РФ регламентирует порядок принятия решения прокурором по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом.

Получив уголовное  дело с обвинительным актом, прокурор обязан проверить обоснованность и  законность всего производства по делу, полноту и объективность расследования, определить допустимость собранных  доказательств, соблюдение прав и свобод участников процесса, соответствие обвинительного акта требованиям, изложенным в Кодексе.

Изучив дело, прокурор принимает по нему одно из предусмотренных в ч.1 ст.226 УПК  РФ решений.

Он может утвердить  обвинительный акт, наложив на него резолюцию "Утверждаю".

При утверждении  обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить  из него отдельные пункты обвинения  либо переквалифицировать обвинение  на менее тяжкое.

Копия обвинительного акта вручается обвиняемому и  его защитнику. В деле должна быть сделана отметка о вручении копии обвинительного акта, удостоверяемая подписями указанных выше участников процесса.

Затем дело направляется в суд.

Прокурор может  принять решение о возвращении  уголовного дела для пересоставления  обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям ст.225 УПК РФ. Своими письменными указаниями он обращает внимание на допущенные недостатки и определяет меры их устранения.

При этом прокурор может продлить срок дознания, но не более чем на трое суток.

Прокурор вправе прекратить уголовное дело по основаниям, предусмотренным ст.24-28 УПК РФ, руководствуясь при этом правилами гл.29 УПК РФ.

Прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение  уголовного преследования (ст.24 ч.3 УПК  РФ).

В случаях прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п.1 и 2 ч.1 ст.24 и п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ, прокурор принимает предусмотренные УПК РФ меры по реабилитации лица и возмещению вреда, причиненного реабилитированному в результате уголовного преследования (ст.212 ч.2 УПК РФ).

Наконец, прокурор может направить  уголовное дело для производства предварительного следствия.

 

§ 2 Система органов  дознания по УПК РФ 2001 г. и виды их уголовно-процессуальной деятельности.

Прежде всего, в рамках данного  параграфа хотелось бы отметить, что тенденция слияния дознания с предварительным следствием и возрастания роли дознания в предварительном расследования, имевшая место в течение всего развития советского уголовного процесса, и некоторым образом приостановленная в первые десятилетия действия УПК РСФСР 1960 г., в ныне действующем УПК РФ 2001 г. достигла своего наивысшего развития.

Данный вывод подтверждается следующими обстоятельствами:

- дознание по УПК РФ стало  пониматься исключительно как  самостоятельная форма предварительного расследования;

- процессуальный статус дознавателя  по УПК РФ практически не  отличается от статуса следователя; 

- круг дел, подследственных дознавателям  по УПК РФ значительно превышает  количество дел, подследственных  органам дознания по последней  редакции УПК РСФСР 1960 г., действовавшей непосредственно перед вступлением в действие УПК РФ 2001 г.

Дознание в том виде, в котором  оно регулируется в УПК РФ 2001 г. на самом деле является ничем иным как следствием, производимым должностным  лицом органа дознания - дознавателем.

На основе анализа ряда положений ФЗ «Об орперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г.37 с последующими изменениями и дополнениями, ФЗ "О системе государственной службы РФ" от 27 мая 2003 г.,38 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ, признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам ОВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" от 30 июня 2003 г. на наш взгляд существует необходимость в новой редакции ч.ч. 1 и 3 ст. 40 УПК РФ.

Также, на наш взгляд нуждается в дополнении ч. 2 ст. 40 УПК РФ. В существующей редакции, данная норма, определяет два вида уголовно-процессуальной деятельности органов дознания: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном главой 32 УПК РФ и выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке установленном ст. 157 УПК РФ. На самом деле органы дознания осуществляют и иные виды уголовно-процессуальной деятельности, которые вытекают из иных положений УПК РФ. Исходя из вышеизложенного, нами предложено дополнить ч. 2 ст. 40 УПК РФ пунктом 3 следующего содержания: рассмотрение и разрешение заявлений (сообщений) о преступлениях, выполнение поручений и указаний прокурора, поручений следователя, принятие розыскных и оперативно-розыскных мер для установления лица, совершившего преступление в порядке, установленном частью четвертой статьи 157 настоящего Кодекса.

При рассмотрении проблемы определения  места дознания в системе органов досудебного производства полагаем необходимым для начала остановиться подследственности (подведомственность) органов дознания.

Под подследственностью многие ученые понимают совокупность признаков преступления и (или) уголовного дела в зависимости, от которых расследование преступления (уголовного дела) относится к компетенции того или иного органа предварительного расследования (предварительного следствия и дознания). 39

Подследственность, в соответствии с которой разграничивается компетенция различных органов предварительного расследования, имеет три уровня. На первом уровне разграничивается компетенция органов предварительного следствия и органов дознания. На втором уровне разграничивается компетенция по производству дознания между дознавателями и следователями ОВД и прокуратуры. На третьем уровне разграничивается компетенция дознавателей различных государственных органов. Подследственность органов дознания на первом уровне определена п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, подследственность по производству дознания для следователей ОВД и следователей прокуратуры определена, соответственно п.п. 1 и 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, а дознавателей различных государственных органов - в соответствующих пунктах ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

Статьи УК РФ, перечисленные в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, устанавливающие подследственность органов дознания, можно разделить на три группы: статьи УК РФ, предусматривающие ответственность только за преступления небольшой тяжести, всего 53 статьи из 92-х или 48,76%; статьи УК РФ, предусматривающие ответственность только за преступления средней тяжести, всего их 24 или 22,08%; статьи УК РФ, отдельные части которых предусматривают ответственность за преступления различной степени тяжести, всего их 15 или 13,8%, из них 14 статей в отдельных своих частях предусматривают преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а одна статья - ст. 203 УК РФ (превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб) в отдельных своих частях предусматривают преступление средней тяжести (ч. 1 ст. 203 УК РФ) и тяжкое преступление (ч. 2 ст. 203 УК РФ). Преступления небольшой тяжести, таким образом, предусмотрены всего 67-ю статьями УК РФ или составами преступлений (53 статьи УК РФ первой группы и 14 статей третьей группы). Преступления средней тяжести предусмотрены всего 39 статьями УК РФ (24 статей УК РФ второй группы и 15 статей УК РФ третьей группы). Статьи УК РФ, предусматривающие ответственность только за преступления небольшой тяжести и статьи УК РФ, предусматривающие ответственность за преступления средней тяжести, средней и небольшой тяжести, преступления средней тяжести и тяжкие преступления, представлены в подследственности органов дознания почти в равном количестве, при незначительном перевесе статей УК РФ, предусматривающих ответственность только за преступления небольшой тяжести.

В подследственность органов дознания входят преступления, предусмотренные  практически всеми разделами  Особенной части УК РФ, за исключением  последних по расположению в Особенной  части УК РФ и специфических разделов XI "Преступления против военной службы" и XII "Преступления против мира и безопасности человечества". Что касается глав Особенной части УК РФ, то в подследственность органов дознания входят преступления, предусмотренные большинством глав Особенной части УК (11 из 19).

При разграничении подследственности  между органами дознания и предварительного следствия, законодатель использует несколько  критериев: категории преступлений, характер и степень общественной опасности, сложность в расследовании преступлений. При этом к подследственности органов дознания в основном относятся преступления категорий небольшой и средней тяжести, посягающие на менее ценные объекты уголовно-правовой охраны (характер общественной опасности), составы которых не содержат отягчающих обстоятельств (степень общественной опасности), менее сложные в плане расследования. Законодателем используются различные сочетания указанных критериев, но четкого их выражения во многих случаях не наблюдается.

Есть предложение о том, что ч. 3 ст. 151 УПК РФ должна иметь следующую структуру: подследственность дознавателей (следователей) ОВД РФ (п. 1); подследственность дознавателей пограничных органов ФСБ (п. 2); подследственность дознавателей органов службы судебных приставов Министерства юстиции РФ (п.3); подследственность таможенных органов РФ (п. 4); подследственность органов ГПС (п. 5); подследственность дознавателей органов по контролю за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п.6); подследственность следователей прокуратуры (п.7).

В предметной подследственности дознавателей ОВД остается абсолютное большинство  уголовных дел указанных в  п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Из 92-х статей УК РФ, в подследственность дознавателей ОВД не входят только дела о преступлениях, предусмотренных 12-ю статьями УК РФ, т.е. остается 80 статей УК РФ или 73,6% от общего их числа.

При рассмотрении подведомственности органов дознания по производству неотложных следственных действий в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ, обращаем особое внимание на подведомственность ОВД. Этим органам подведомственны все уголовные дела, подследственные следователям ОВД, и большинство уголовных дел, подследственных следователям прокуратуры (кроме военной прокуратуры). Подведомственность ОВД по производству неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ является наиболее широкой по сравнению с подведомственностью всех остальных органов дознания, как в отдельности, так и вместе взятых. Такое же положение дел складывается в отношении подследственности дознавателей ОВД по производству дознания в порядке, предусмотренном главой 32 УПК РФ. Таким образом, ОВД, а более конкретно, милиция - является основным органом дознания в РФ.

Не менее одиозной является ч. 2 ст. 223 УПК РФ о производстве предварительного расследования в форме дознания только в отношении «установленных лиц», что в практической деятельности органов внутренних дел уже сегодня привело к существенным сбоям в их деятельности по раскрытию и расследованию преступлений

Введение в УПК Российской Федерации предварительного расследования  в форме дознания в течение 20 дней (ст. 223–226) ввиду исключения стадии предъявления обвинения значительно сокращает срок производства по уголовному делу, который может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток при безусловном обеспечении прав участников процесса. Рассмотрение основного числа дел этой категории возложено на мировых судей, судебное разбирательство которыми должно быть начато в срок от 3 до 14 дней, а не 30 дней, как при расследовании в форме дознания по УПК РСФСР. Одновременно предложенная нами форма дознания предоставляет возможность избрания меры пресечения, в том числе и в виде заключения под стражу, чего не предусматривала протокольная форма производства.

Информация о работе Роль и место дознания в системе досудебного производства