Роль коррупции в организованной преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 08:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить причины и условия возникновения и роста коррупции в России, рассмотреть коррупцию как одну из форм организованной преступности и изучить и проанализировать опыт борьбы с коррупцией за рубежом и в России, определить основные проблемы в рассматриваемой теме и наметить пути их решения.
Объектами исследования являются все виды коррупционных преступлений, сама коррупция, как социальное явление, а также и ее основные признаки, нормативно-правовая база по рассматриваемым вопросам, включая законопроекты, а также зарубежный и российский опыт борьбы с коррупцией.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5
1 Причины возникновения и роста коррупции в России………………………7
2 Коррупция как форма организованной преступности………………………17
2.1Многообразие понятий коррупции…………………………………………18
2.2 Признаки и виды коррупционной преступности…………………………..21
2.3 Правовые основы борьбы с коррупцией……………………………………32
3 Зарубежный опыт борьбы с коррупционной преступностью……………….36
3.1 Опыт борьбы с коррупцией в США и Канаде……………………………38
3.2 Европейский опыт по борьбе с коррупцией………………………………42
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемых источников…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач по коррупц.docx

— 136.91 Кб (Скачать файл)

 

3.1 Опыт борьбы  с коррупцией в США и Канаде

 

Американские исследователи проблемы коррупции определяют это явление как уклонение политических деятелей, сотрудников государственного аппарата, бизнесменов и других лиц от выполнения ими своих официальных обязанностей и государственных функций ради личных семейных или групповых интересов с целью обогащения и повышения своего статуса. Как уже отмечалось, в США за истекшие два столетия создана достаточно эффективная система, направленная на предупреждение и пресечение коррупции. Действуют комитеты сената и палаты представителей конгресса США, Комитет по этике в правительстве. Главным координирующим ведомством по борьбе с коррупцией является Министерство юстиции.44 В своих действиях должностные лица обязаны руководствоваться этическими нормами поведения, специально разработанными для каждой из трех ветвей государственной власти. Так, для служащих органов исполнительной власти это «Кодекс этики правительственной службы», нормы которого вправе устанавливать государственный секретарь США от имени президента страны.

Каждое ведомство, входящее в систему органов исполнительной власти, имеет специально назначенного сотрудника, которому надлежит координировать и контролировать соблюдение должностными лицами норм этики внутри ведомства и осуществлять деловую связь данного ведомства с Главным контрольно-финансовым управлением США и с Управлением по этике в правительстве. Чтобы государство могло держать под контролем финансовое состояние должностных лиц, необходима основанная на законе система регистрации их доходов, имущества, обязательств, причем, когда это нужно, результаты регистрации должны стать открытыми для общества. Поэтому для предупреждения и пресечения коррупции законодательство об этике в правительстве обязывает должностных лиц всех трех ветвей власти информировать соответствующие государственные органы о своем финансовом состоянии и происходящих в нем изменениях, регулярно подавая финансовые декларации. Несмотря на то что «коррупция в государственных учреждениях» предполагает преступления, совершаемые публичными должностными лицами в связи с выполнением ими служебных обязанностей, предусмотренные законом правила требуют, чтобы должностные лица предоставляли аналогичную информацию также относительно своей супруги (супруга) и других находящихся на его иждивении членов семьи с учетом некоторых предусмотренных законом исключений.

Особое место в предупреждении и пресечении коррупции в США отведено Федеральному бюро расследований помимо этого, в мероприятиях по предотвращению коррупции и наказанию преступников участвуют также прокуратура, полиция, суд. Органы правопорядка активно используют закон о «свистунах», в соответствии с которым любой сотрудник фирмы, предприятия или организации может сообщить в Министерство юстиции об известных ему фактах коррупции и получить часть суммы по возмещению ущерба или штрафа, наложенного на нарушителя.45

В борьбе с коррупцией существует строгое распределение компетенции между законодательной, исполнительной и судебной властями. Конгресс разрабатывает и принимает соответствующие законы и осуществляет надзор за их выполнением. Обе его палаты обладают сильными рычагами влияния на деятельность исполнительной власти путем выделения или ограничения бюджетных средств на государственные расходы, включая борьбу с коррупцией. Контроль за правонарушениями в системе государственной службы осуществляется конгрессом через постоянные и специальные комитеты его палат. Проблемами коррупции занимается Специальный сенатский комитет по этике и Комитет по стандартам служебного поведения должностных лиц палаты представителей.

Обращаясь к опыту Канады, необходимо отметить, что в этой стране также отработана система норм, направленных на противодействие процессу коррумпирования государственное аппарата, в том числе путем детальной регламентации способов удовлетворения государственными служащими своих частных интересов таким образом, чтобы это не противоречило служебным обязанностям и не наносило материального и, что не менее важно, морального ущербе конкретному государственному органу и государству в целом. В связи с чем в 1985 г. в Канаде был принят кодекс, содержащий правила поведения, которыми обязаны руководствоваться все государственные служащие в случае возникновения конфликта между их служебными обязанностями и личными интересами. По мысли законодателя, цель указанных правил — «повышение доверия общества к государственному аппарату и веры в честность его служащих». Кроме того, правила направлены на профилактику перечисленных выше преступлений, установление четких норм поведения всех государственных служащих в части «конфликта интересов» на государственной службе и после ее оставления, «минимизации возможности их возникновения и разрешения в случае возникновения в интересах общества».46

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что законодательство США и Канады, направленное на противодействие коррупции в государственном аппарате, включает в себя административные кодексы и этические нормы поведения, не допускающие «конфликта интересов», обеспечивающие надлежащее использование государственных ресурсов и требующие достижения самого высокого уровня профессионализма и честности среди сотрудников государственного аппарата. В числе эффективных методов предупреждения и пресечения коррупции в государственном аппарате США и Канады является:

а) наложение запретов или ограничений на участие 
должностных лиц в официальных мероприятиях, в отношении которых у этих лиц имеется существенная прямая или 
косвенная финансовая заинтересованность;

б) наложение запретов или ограничений на участие 
должностных лиц в мероприятиях, являющихся предметом 
финансовой заинтересованности со стороны физических 
или юридических лиц, с которыми эти должностные лица 
ведут переговоры о поступлении на работу;

в) наложение ограничений на деятельность бывших 
государственных служащих, если они представляют частные или личные интересы, ходатайствуя перед правительственным ведомством или министерством, в котором они 
раньше работали, такие ограничения могут включать запрет на участие таких должностных лиц в делах, которые они 
раньше лично курировали, а также запрет на защиту ими 
частных интересов, посредством неправомерного использования своего влияния на правительственное ведомство 
или министерство, в котором они раньше работали, равно 
как и на использование конфиденциальной информации 
или информации, получаемой в ходе исполнения официальных функций на предыдущей службе в органах государственной власти;

г) наложение запретов и ограничений на получение 
подарков и других благ;

д) установление ограничений на неправомерное использование государственного имущества и ресурсов в 
частных интересах и другое.

 

3.2 Европейский опыт по  борьбе с коррупцией 

 

Особое внимание в сфере предупреждения и пресечения коррупции заслуживает опыт ряда европейских государств. Исследование позволило наметить в странах Западной Европы несколько основных моделей коррупции: систематическая коррупция (Франция, Италия, Испания, Бельгия), проявляющаяся систематическая коррупция (Германия, Греция), спонтанная коррупция (Португалия, Ирландия, Австрия); случайная коррупция (Нидерланды, Финляндия, Швеция, Дания). В связи с этим рассмотрим меры, предпринимаемые противодействию коррупции в отдельных странах выделенных нами групп. Но перед этим отметим, что модели коррупции в странах западной Европы обычно связаны со следующими факторами: политическая нестабильность, низкая заработная плата государственных служащих, наличие организованной преступности и другое.

 По мнению экспертов, во Франции и Германии возникали  аналогичные проблемы, что и в Российской Федерации, были допущены определенные просчеты в государственном управлении, послужившие стимулом для злоупотреблений со стороны должностных лиц органов государственной власти.

По мнению французских исследователей, классической коррупцией называется такое явление, которое позволяет отдельным группам людей в силу их должностного или общественного положения получать скрытно неконтролируемые дополнительные доходы35. Факторами, способствующими коррупции, являются урбанизация, децентрализация власти и интернационализация экономических связей. Основными сферами распространения коррупции во Франции являются: деятельность политических партий, прибегающих к незаконным способам привлечения средств для финансирования избирательных кампаний, функционирование государственных служащих, принимающих политико-административные решения, взаимоотношения между органами власти различных уровней и предпринимателями в ходе заключения подрядных контрактов на проведение общественных работ. Своеобразным оправданием коррупции государственных служащих может служить относительно невысокий размер их зарплаты, часто несоответствующий уровню их ответственности.47 Одной из приоритетных форм противодействия коррупции, по мнению французских исследователей, должна быть профилактика, включающая в себя комплекс мер, связанных с образованием, воспитанием государственных служащих и менеджеров, формированием антикоррупционной профессиональной этики, функционированием сдерживающих и контролирующих государственных структур, кадровой политикой и ротацией руководящих кадров.

В целях предупреждения и пресечения коррупции в государственном аппарате в 60-х гг. XX в. было принято решение обязать всех избранных государственных служащих и кадры общественной службы, функции которых подвержены риску коррупции, поскольку от них зависит принятие решений, сообщать о своем имуществе и доходах в независимые инстанции. Помимо этого, созданы правовые и организационные основы, обеспечивающие широкую гласность деклараций о доходах и имуществе высокопоставленных работников государственного аппарата. Разработаны формы подачи информации широкой общественности о соглашениях, подписанных административными учреждениями или о разрешениях, выданных ими. Введены запреты на непосредственную оплату штрафа на месте за нарушение правил уличного движения. В целях повышения эффективности государственного контроля как способа предупреждения и пресечения коррупции в государственном аппарате было принято решение увеличить численность и повысить квалификацию работников префектур, занятых в службах контроля за соблюдением законности, а также предоставить службам префектур право отсрочки актов, содержание которых провоцирует риск коррупции. Правительством Франции было принято решение расширить компетенцию Счетной палаты, а также поддерживать стремление предприятий проводить внутренние аудиты и контрольные мероприятия для защиты от риска коррупции своих работников. Помимо вышеизложенного правительством Франции было принято решение создать в Министерстве юстиции Центральную службу для борьбы с коррупцией.

Коррупция в конце 90-х гг. XX в. поразила политико-административную систему Франции, оказала глубокое влияние на общественное мнение, партии и политическую жизнь в целом. Коррупция обусловила необходимость реформы способов финансирования политических партий и избирательных кампаний, а также административных процедур. В 1995 г. правительство Франции приняло решение о создании Комиссии по деонтологии государственной службы, которая призвана оценивать совместимость будущей работы государственного служащего с его функциями на государственной службе. Создание этой комиссии вызвало резкое неприятие со стороны чиновников, поскольку переход чиновников на хорошо оплачиваемые должности в частные компании и банки стал своего рода «национальной трагедией», оправдываемой тем, что «на ответственные посты нужно ставить лучших людей». Комиссия по деонтологии государственной службы играет роль своего рода фильтра, не позволяющего государственным служащим злоупотреблять своим служебным положением в интересах частных или государственных компаний. Предложения по профилактике коррупции во Франции представляют определенный интерес, в связи с чем могут быть использованы при осуществлении административной реформы, и в частности при реформировании института государственной службы в нашей стране.

Рост коррупции в сопредельных с Германией государствах и предметное разбирательство фактов коррупции внутри страны обусловили принятие в 1997 г. Закона «О борьбе с коррупцией». Согласно Закону «О борьбе с коррупцией» в Германии ограничивается возможность государственных служащих заниматься дополнительной деятельностью, ужесточены меры наказания за недекларирование получаемых доходов, подарков. Строгая регламентация поведения государственных служащих оправдывается подконтрольностью их действий. Об этом знает сам чиновник, помимо этого, ситуация понятна службам, осуществляющим контроль за государственными служащими. Опыт Германии показывает, что наиболее эффективными административно-правовыми мерами предупреждения коррупции могли бы стать: определение сфер, наиболее подверженных угрозе коррупции; создание в Центральном банке страны базы данных физических и юридических лиц, изобличенных в подкупе государственных служащих, что не позволит им под новым названием или иным прикрытием получать государственные заказы; осуществлять ротацию управленческих кадров; создать вневедомственные подразделения внутреннего контроля деятельности управленческого персонала.

Неэффективность борьбы с коррупцией в России, которая все же ведется в нашей стране, во многом обусловлена  несовершенством антикоррупционного законодательства, а фактически его отсутствия. В РФ не существует Федерального закона о борьбе с коррупцией, в котором бы давалось четкое определение коррупции и предусматривались конкретные меры по противодействию ей, способы выявления коррупционных деяний, изобличения лиц, виновных в их совершении, пресечения и предупреждения коррупционной преступности. Также, на наш взгляд, необходимо создание специального нормативного акта, содержащего правила этики для должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и служащих коммерческих организаций, который бы на ряду с нормами поведения выше указанных лиц, предусматривал бы дисциплинарную ответственность за несоблюдение данных норм. И соответственно, необходимо создание специального органа, который бы осуществлял контроль за соблюдением предписаний данного акта данными лицами и привлекал их к ответственности за нарушение норм этики. Для расследования, пресечения и предупреждения коррупционных преступлений, необходимо создание независимого ведомства, которое включало бы в себя структуру органов, которые занимались бы решением выше указанных задач. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Коррупция, или продажность власти, существовала, существует и будет всегда существовать там, где имеются государственные институты и органы власти, только в различных видах, объемах, сферах деятельности и уголовно наказуемых формах.

Информация о работе Роль коррупции в организованной преступности