Роль коррупции в организованной преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 08:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить причины и условия возникновения и роста коррупции в России, рассмотреть коррупцию как одну из форм организованной преступности и изучить и проанализировать опыт борьбы с коррупцией за рубежом и в России, определить основные проблемы в рассматриваемой теме и наметить пути их решения.
Объектами исследования являются все виды коррупционных преступлений, сама коррупция, как социальное явление, а также и ее основные признаки, нормативно-правовая база по рассматриваемым вопросам, включая законопроекты, а также зарубежный и российский опыт борьбы с коррупцией.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5
1 Причины возникновения и роста коррупции в России………………………7
2 Коррупция как форма организованной преступности………………………17
2.1Многообразие понятий коррупции…………………………………………18
2.2 Признаки и виды коррупционной преступности…………………………..21
2.3 Правовые основы борьбы с коррупцией……………………………………32
3 Зарубежный опыт борьбы с коррупционной преступностью……………….36
3.1 Опыт борьбы с коррупцией в США и Канаде……………………………38
3.2 Европейский опыт по борьбе с коррупцией………………………………42
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемых источников…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач по коррупц.docx

— 136.91 Кб (Скачать файл)

В настоящее время коррупция, как никогда прежде, «разъедает» государственный механизм, создает благоприятные условия для процветания организованной преступности, порождает неверие населения в желание и способность правителей к действительному обузданию «пятой власти».

Одним «противовесом» борьбе с коррупцией (ее проблемой)  являются депутатские и прочие иммунитеты. Известны многочисленные примеры, когда уголовники «идут во власть» и, становясь депутатами, не «сдаются» своими коллегами-депутатами и занимаются «депутатской деятельностью». Приведение иммунитетов от уголовного преследования в соответствие со здравым смыслом позволило бы существенно повысить эффективность борьбы с коррупцией.

Многие государственные должности рассматриваются гражданами, да и самими чиновниками, как «кормушки» в соответствии с предоставляемыми им правами и возможностями. В связи с этим представляется правильным предложение о лишении права в случае злоупотреблений быть избранным или назначенным на государственную должность на определенный срок или пожизненно.

По нашему мнению более эффективной превентивной мерой борьбы с коррупцией была бы конфискация части или всего нажитого преступным путем имущества. Законодатель поступил опрометчиво, исключив этот вид наказания из перечня наказаний, приведенных в УК РФ.

Все это — свидетельство того, что в борьбе с коррупцией не используются в полной мере те возможности, которые уже имеются.

Перечень возможных направлений и новых средств обеспечения настоящей борьбы с коррупцией и более эффективного использования существующих можно продолжать. Но при этом следует иметь в виду, что главными выводами из анализа вытекают следующие: первое — необходимость наличия действительной воли правителей вести борьбу с коррупцией, второе — направлять усилия в первую очередь на те участки, где отдача может быть наибольшей, иначе все будет продолжаться на уровне лозунгов.

Следующей проблемой в борьбе с коррупцией мы считаем отсутствие федерального закона, который бы давал четкое определение коррупции,  перечислял бы все виды коррупционных преступлений и предусматривал меры борьбы и профилактики коррупции. Создание такого закона считаем просто необходимым в создавшихся условиях бурного роста коррупции. Также на основе опыта США и других зарубежных стран необходимо создание Кодекса этики должностных лиц и специального независимого органа, который бы надзирал за исполнением антикоррупционного законодательства и этических норм в государственной и муниципальной службах, а также  в коммерческих структурах.

Еще одной существенной проблемой в рассматриваемой теме является несерьезное отношение граждан России к проблеме коррупции. С одной стороны люди осуждают это явление, с другой - сами его сознательно допускают, то есть сами предлагают и дают взятки должностным лицам. Необходимо изменить такой стереотип мышления. Это возможно осуществить с помощью широкого просвещения общества в данном вопросе в СМИ и так далее.

Только путем комплексного решения проблемы и объединения всего общества против  коррупции  возможно значительно уменьшить ее угрожающие последствия.

 

Список используемых источников

 

1 Нормативные  правовые акты

 

1.1Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993.- 25 декабря 

1.2 Уголовный кодекс Российской  Федерации. В редакции ФЗ РФ от 26.07.2004 г. № 162-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 1996.- № 25.- Ст.2954

1.3 Гражданский кодекс Российской  Федерации, часть первая. В редакции  от 02.02. 2005 г. № 51 – ФЗ // Российская  газета – 2005. – 30 ноября.

1.4 Проект  Федерального закона "Основы законодательства  об антикоррупционной политике" N 216592-3; Проект Федерального закона "Основы законодательства об  антикоррупционной политике" N 164749-3.

1.5 Указ Президента РФ  «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» 
/ Российская газета – 1992. – 7 апреля.

 

2 Специальная, научная и  учебная литература

 

2.1 Аристотель. Сочинения  в 4 томах. Т.4. М. Издательство «Мысль». 1984. С. 422.

2.2 Вятр Е. Социология политических отношений. М. Издательство «Прогресс». 1979. С.85.

2.3 Шевцова А. Ф. Дилеммы  посткоммунистического общества. //Полис: политические исследования. 1996.  С. 83,86.

2.4 Карельский В. М. Проблемы укрепления российской государственности. Реферативный сборник избранных работ 
по грандам в области гуманитарных наук.  
Екатеринбург. 1999. С.51.  

 

2.5 Дворецкий И. X. Латинско-русский словарь (ок. 50000 слов). 
Изд. 2-е. - М.: Русский язык, 1976. С. 266.

2.6 Основы борьбы с  организованной преступностью / Под ред. В. С. Овчинского, В. Е. Эминова, И. П. Яблокова. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 181.

2.7 Радаев В. В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, форма контроля и деловая этика. - М. 1998. С. 97.

2.8 Уложение о наказаниях  уголовных и исправительных. 1885 г. 
Издано И. С. Таганцевым. — СПб.: Типография М. Меркушева, 1913. С. 460, 497.

2.9 Радаев В. В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, форма контроля и деловая этика. — М. 1998.

2.10 Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. А. В. Наумова. М.: Юрист, 2003. С.701.

2.11 Криминология: Учебник  для юридических вузов / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. 1999. С. 68.

2.12 Долгова  А.И. Определение коррупции и законодательство  о борьбе с ней // 2.13 Коррупция  и борьба с ней. М.: Российская  криминологическая ассоциация. 2000. С. 18 - 19.

2.14 Аминов Д.И., Гладких  В.И., Соловьев К.С. Коррупция как  социально-правовой феномен и  пути его преодоления: Учебное  пособие. М.: Юрист, 2002. С. 116 - 118; 124.

2.15 Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. М.: Учебно-консультационный  центр "ЮрИнфоР", 2000. С. 15

2.16 Определение коррупции  и законодательство о борьбе  с ней // Коррупция и борьба  с ней. М.: Российская криминологическая  ассоциация, 2000. С. 3 - 26.

 

  1. Периодические издания

3.1 Демидов А.И. Ценностные  измерения власти. //Полис: политические исследования. 1996. N3. С. 125.

Звягин Ю.Т. Почему нет закона о борьбе с коррупцией? // Журнал российского права. 1998. №45. С. 196.

3.2 Шабанин В. А. Политика и преступность. //Государство и право. 1994. С. 48.

3.3 Материалы всероссийской  научной конференции «Российское государство и право на рубеже тысячелетия». 2 - 4 февраля 2000 года. Москва. //Государство и право. 2000. №7. С.5

3.4 Путин  В.В. Выбор страны, сильной и уверенной  в себе Послание Президента Федеральному Собранию. // Уральский рабочий. 18.07.2000.

3.5 Стуруа М. Владимир Путин на ярмарке тщеславия. // Московский комсомолец-Урал. 28.09. - 05.10.2000.

3.6 Панкратов В. В. Коррупция  в контексте отношений собственности / Вест. Моск. ун-та. Серия П. Право. 1993. №1. С. 35-37.

3.7 Гараев Р. Ф., Селихов Н. В. Понятие коррупции / Следователь. 2001. №2. С. 43.

3.8  Кузнецова Н. Ф. Коррупция... / Вестник Московского университета 1993. №1.С. 22.

3.9 Кузнецова Н. Ф. Коррупция в  системе уголовных наказаний / Вестник Московского университета 1993. №1. С. 22.

3.10 Комиссаров В. С. Коррупция и  уголовный закон / Вестник Московского университета 1993. N l. С. 30.

 3.11 Гальперин Г. И. Организованная преступность, коррупция, уголовный закон / Социалистическая законность. 1989. №4. С. 34.

3.12 Комисаров В. С. Обсуждение  проблем с коррупцией / Государство и право 1993. №2. С. 138.

3.13Сатаров Г. А., Левин М. И., Цирик  М. Л. Россия и коррупция: Кто кого? / Российская газета. 1998. 19 февр. С. 3-5.

3.14 Лунеев В. В. Коррупция / Открытая политика. 1997. №1. С. 41.

3.15 Лунеев В. В. Коррупция: политическая, экономическая,организационные и правовые проблемы (Тезисы доклада) /Государство и право. 2000. №4. С. 101.

3.16 Волженкин В. В. О так называемой взятке-благодарности / 
Социалистическая законность, 1991.№6. С.51.

3.17 Панкратов  В. В. Коррупция в контексте отношений  собственности / Вестник Московского университета 1993. №1. С. 35-37.

3.18 Максимов С. Коррупционная  преступность в России: правовая  оценка, источники развития, меры  борьбы // Уголовное право. 1999. N 2.

 

4 Судебная практика

 

4.1 Бюллетень  Верховного Суда РФ № 1  2002

4.2 Бюллетень Верховного  Суда РФ № 8 2002

4.3 Бюллетень Верховного  Суда РФ № 1 2003

 

 

Приложение А

(справочное)

Классификация коррупционных преступлений

 

N  
п/п

Статья УК РФ

Максимов   
С.В.

Долгова 
А.И. 

Проект  
ФЗ    
N 21659 
2-3 

Проект   
ФЗ     
N 164749-3

Статисти-  
ческие   
учеты в   
правоохра- 
нительных  
органах 

11

п. "а",        
"б" ч. 2       
ст. 141      

 

+  

+  

+    

 

22

ст. 145-1    

   

+  

+    

 

33

п. "в" ч. 2    
ст. 159      

   

+  

+    

+    

44

п. "в" ч. 2    
ст. 160      

+  

 

+  

+    

+    

55

ст. 164      

+  

 

+  

   

66

ст. 169      

         

77

ст. 170      

+  

 

+  

+    

 

88

ст. 171      

       

+   

99

п. "в" ч. 2 и  
ч. 3 ст. 174 

+  

       

110.

ч. 3 ст. 175 

+  

       

111.

ст. 176      

+  

       

112

ст. 177      

+  

       

113.

ст. 183      

 

+  

+  

+    

 

114.

ст. 184      

 

+  

+  

+    

 

115.

п. "б" ч. 3    
ст. 188      

+  

 

+  

+    

 

116.

ст. 193      

+  

       

117.

ст. 198      

       

+    

118.

ст. 199      

       

+    

119.

ст. 201      

         

220.

ст. 202      

         

221.

ст. 203      

         

222.

ст. 204      

   

+  

+    

 

 

 

 

 

23.

ст. 210 (для   
совершения     
КП <*>)      

+  

 

+  

   

24.

ст. 290 (цель- 
совершение КП)

   

+  

+    

 

25.

п. "в" ч. 2    
ст. 221      

+  

 

+  

+    

 

26.

п. "в" ч. 3    
ст. 226      

+  

 

+  

+    

 

27.

п. "в" ч. 2    
ст. 229      

+  

 

+  

+    

 

28.

ч. 3 ст. 256 

+  

       

29.

ч. 2 ст. 258 

+  

       

310.

ч. 2 ст. 272 

         

311.

ст. 285      

+  

 

+  

+    

+    

312.

ст. 286        

   

+  

+    

+    


 

 

 

 

 

Приложение Б

(справочное)

Количество выявленных случаев коррупции в России за 2002 год

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центральный ФО

1208

Северо-западный ФО

266

Южный ФО

605

Приволжский ФО

750

Уральский ФО

239

Сибирский ФО

569

Дальневосточный ФО

157


 

 

 

1 Демидов А. И. Ценностные измерения власти. //Полис: политические исследования. 1996. Ns3. С. 125.

 

2 Звягин Ю.Т. Почему нет закона о борьбе с коррупцией? // Журнал российского права. 1998. №45. С. 196.

2 Шабанин В. А. Политика и преступность. //Государство и право. 1994.С. 48.

Информация о работе Роль коррупции в организованной преступности