Смертная казнь: за и против. Правовой и нравственный аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является всестороннее изучение и комплексный анализ института смертной казни в России, правовых и нравственных аспектов ее применения.
Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
- провести исторический анализ специфики института смертной казни в России;
-рассмотреть понятие, сущность и признаки смертной казни как вида наказания;
- рассмотреть и проанализировать аспекты, связанные с ограничением применения смертной казни и ее замену другими видами наказания.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..…2
Глава 1. Институт смертной казни в истории права России
1.1. Становление и формирование института смертной казни…………......5
1.2 Смертная казнь во второй половине XX в. Тенденции к ограничению……………………………………………………………….…..10
Глава 2. Смертная казнь как вид наказания
2.1 Понятие, сущность и признаки смертной казни…………………………17
2.2. Порядок назначения смертной казни в РФ. Замена другими видами наказания……………………………………………. …………………………20
2.3. Ограничение в применении смертной казни…………………………….23
Глава 3.Смертная казнь: за и против. Правовой и нравственный аспект......29
Заключение……………………………………………………………………..32
Список литературы…………………………………………………………....33

Вложенные файлы: 1 файл

Смертная казнь.doc

— 84.96 Кб (Скачать файл)

Законом от 5 декабря 1991 года это наказание было исключено из санкций состава преступлений в виде хищения в особо крупных размерах, нарушения правил о валютных операциях, взяточничества. В 1994 году отменена смертная казнь за фальшивомонетничество.

В России число правонарушений, наказуемых смертной казнью, было уменьшено с 27 до 5 в соответствии с новым Уголовным кодексом, вступившим в силу и январе 1997 года:

статья 105, часть 2 - убийство при отягчающих обстоятельствах;

статья 277 - посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля:

статья 295 - посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование;

статья 317 - посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа:

статья 357 - геноцид.

Во всех выше названных санкциях смертная казнь содержится в альтернативе с пожизненным лишением свободы, а оба эти вида наказания, в свою очередь, и в альтернативе с лишением свободы на срок двадцать пять лет (ч. 1 ст. 57 УК). Смертная казнь не может быть применена против женщин, лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчин, достигших к моменту постановления приговора возраста шестидесяти пяти лет (ч. 2 ст. 59 УК). В порядке помилования смертная казнь может быть заменена пожизненным лишением свободы на срок двадцать пять лет. Вопросы исполнения данного вида наказания регламентированы в статьях 184 – 186 УИК, которые говорят, что смертная казнь исполняется непублично путем расстрела (ч. 1 ст. 186 УИК 1997г.)8.

В 1996 году Россия вошла в Совет Европы и должна была в течение года подписать Европейскую конвенцию о защите прав и  основных свобод человека. 16 мая того же года президентом России Борисом Ельцином был издан указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы», а   4 марта 1997 г. распоряжение «О подписании Протокола № 6 (относительно отмены смертной казни) от 26 апреля 1983 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года. МИДу России было поручено подписать от имени Российской Федерации указанный Протокол. Минюсту России совместно с заинтересованными органами государственной власти было предложено разработать комплекс мер по поэтапному решению проблем, связанных с Протоколом № 6. МИД России Протокол № 6 подписал. Однако его ратификация не состоялась. Мораторий на исполнение смертной казни на три года президентские указы и распоряжения не предусматривали.

На тот момент в 9 субъектах Российской Федерации действовали суды с участием присяжных заседателей. В связи с этим Конституционный Суд РФ в Постановлении от 2 февраля 1999 г. указал, что до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего право обвиняемого на рассмотрение его дела «судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей».9

Таким образом, Конституционный суд 2 февраля 1999 года ввел мораторий на смертную казнь, который должен действовать до введения в действие федерального законодательства, обеспечивающего на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за которое предусмотрена смертная казнь, возможность рассмотрения его дела судом присяжных. Данный запрет имел временный и исключительно технический характер, поэтому вопрос о смертной казни нельзя было назвать полностью решенным. Так как положение о смертной казни закреплено в Уголовном кодексе РФ в ст.44 и ст. 59, а порядок ее исполнения предусмотрен в главе 23 раздела VII Уголовно Исполнительного Кодекса РФ и решение о принятии Федерального закона о ратификации Протокола № 6, либо его отклонения органами законодательной власти не рассматривалась более 10 лет.

В 1999 г. Конституционный  Суд Российской Федерации  признал  неконституционным возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны. Однако, федеральное законодательство обязывало с 1 января 2010 года ввести такой институт судебной системы в Чеченской республике, последнем регионе, где его еще не было. В связи с этим еще в 2009 году  возникли опасения, что смертная казнь на территории России может быть восстановлена. Пленум Верховного Суда РФ обратился в Конституционный Суд с ходатайством вынести решение о возможности применения смертной казни с 1 января 2010 года в связи с введением института суда присяжных на всей территории России.

 По мнению Верховного Суда, Постановление КС РФ от 1999 года «указывает на временный характер института смертной казни, предполагая полную его отмену, неясно, может ли назначаться наказание в виде смертной казни после более чем десятилетнего перерыва с учетом того, что Российская Федерация подписала Протокол №6 к Европейской Конвенции и до настоящего времени не выразила ясно своего намерения отказаться от участия в этом договоре».10

 В обществе вопрос вызвал бурю эмоций. Как сообщил представитель президента РФ в Конституционном суде М. Кротов, «позиция главы государства о поэтапной отмене смертной казни в России остается неизменной. Решение будет приниматься в закрытом заседании».11

19 ноября 2009 г. Конституционным Судом РФ было издано Определение №1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от  2 февраля 1999 года №3-П», согласно которому положения Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. «в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого — с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, — происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящей временный характер («впредь до ее отмены») и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции РФ, означают, что исполнение данного постановления в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории РФ, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей».

Глава Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин, комментируя данное решение, сказал,  что «процесс, направленный на окончательную отмену смертной казни, уже необратим», а ратификация шестого Протокола к Европейской конвенции о защите прав человека является лишь вопросом времени.12

Закономерно  предположить, что вопрос о применении смертной казни в России можно считать решенным, однако это не так.

В 2012 году Зампред Комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич предложил вернуть смертную казнь для военных преступников, педофилов и крупных коррупционеров. А после трагических взрывов в Волгограде 29-30 декабря парламентарии начали бурно обсуждать ужесточение законов, направленных на борьбу с терроризмом. При этом одним из основных предложений стала отмена моратория на смертную казнь. Депутат от фракции ЛДПР Роман Худяков внес в Думу проект обращения к президенту «О необходимости отмены моратория на применение смертной казни за отдельные виды преступлений», согласно которому в России высшей мерой наказания за терроризм становится, как и раньше, смертная казнь.

Комментируя свою инициативу, парламентарии сказал, что предлагает «отменить мораторий на применение смертной казни для террористов, педофилов, серийных убийц, наркобаронов, а также тех, по вине которых произошли на транспорте большие трагедии с человеческими жертвами».

Из вышесказанного следует, что , в Российской Федерации на основе Конституции и конкретизирующих ее правовых актов смертная казнь как наказание уже длительное время не назначается и не исполняется. В результате столь продолжительного по времени действия моратория на применение смертной казни, элементом правовой основы которого является Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. N 3-П и Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г № 1344-О-Р во взаимосвязи с другими его решениями, сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер и допускаемой в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной статьей 20 Конституции РФ.

Вместе с тем, пока данный вид наказания сохраняется в Уголовном Кодексе РФ,  можно предположить, что  дискуссия на тему снятия отмены моратория на применение смертной казни будет подниматься еще не раз.

Оценка любых изменений в рамках этого процесса требует их увязки с положением дел, определяющих общую картину явления,  в регионах и  стране в целом, с привлечением ряда качественных параметров, важнейшим из которых является состояние общественного мнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Смертная казнь как вид наказания

           2.1 Понятие, сущность и признаки смертной казни

Согласно российскому уголовному законодательству смертная казнь является исключительной мерой наказания, которая может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.13

Смертная казнь как вид уголовного наказания состоит в правомерном причинении смерти лицу за совершение им особо тяжкого преступления, посягающего на жизнь другого человека. Являясь самым суровым в системе наказаний, оно носит исключительный характер, «поскольку в отличие от иных видов наказаний, во-первых, не преследует цели исправления осужденного, во-вторых, реализация принципа социальной справедливости здесь существенно оттесняет на второй план принцип гуманизма».14

Смертная казнь, являясь видом уголовного наказания, обладает всеми названными признаками, но она имеет и видовые отличия, позволяющие выделить ее среди других наказаний.

Многие исследователи различают от 4 до 14 признаков смертной казни. Остановимся на самый основных.

Первый признак смертной казни - она является наказанием. А. С. Михлин этот признак определяет как «наиболее существенный»3. Сущностью любого наказания является кара. Кара представляет собой либо лишение или уменьшение прав или интересов человека, либо введение особого порядка их осуществления, либо установление обязанностей, которые обусловлены наказанием и которые не возлагаются на других граждан. В смертной казни это признак проявляется в максимальной степени, так как осужденного отнимается самое дорогое, что есть у человека, — жизнь.15.

Вместе с тем смертная казнь лишает человека последнего шанса на исправление. В этом главное отличие смертной казни от других видов наказания. Поэтому в случае применения смертной казни надо говорить не о применении наказания, а о каре, лишении человека жизни с точки зрения существующего права.

Второй отличительный признак смертной казни заключается в том, что смертная казнь, как и всякое наказание, является принуждением и применяется, как правило, вопреки желанию осужденного. То есть необходимо отличать смертную казнь, с одной стороны, от самоубийства, когда раскаявшийся виновный сам принимает решение уйти из жизни; с другой стороны, от убийства, т. е. лишения жизни человека, пусть даже совершившего опасное преступление, без компетентного разбирательства в специальных судебных государственных органах, без вынесения смертного приговора от имени государства.

Третий признак – она применяется только от имени государства. Любой приговор, вынесенный федеральным судом, в том числе и смертный, начинается словами «Именем Российской Федерации». Это означает, что приговор выносится уполномоченный на это судом от имени государства .

Четвертый отличительный признак смертной казни - она применяется только по приговору суда. Суд является государственным учреждением. В демократическом правовом государстве, каким по действующей Конституции является РФ, применяются демократические принципы судопроизводства  - открытость, гласность, состязательность и т. д., что позволяет полно и всесторонне рассмотреть конкретное уголовное дело, тем меньше риск совершения судебной ошибки. Введение же чрезвычайных судов, что было характерно для России в годы гражданской войны и особенно в 30-е гг., чревато беззаконием, нарушением элементарных прав личности. В настоящее время в Российской Федерации создание чрезвычайных судов запрещено Конституцией.

Пятый признак - смертная казнь может быть назначена только за преступление, предусмотренное уголовным кодексом, а именно, за умышленные преступления, связанные с посягательством на жизнь человека. Недопустимо назначение данного вида наказания за деяние, прямо не предусмотренное в Особенной Части Уголовного Кодекса. Однако в Конституции оговорено условие, касающееся исключительно смертной казни. В ч.2 ст.15 указывается, что рассматриваемое наказание может устанавливаться только за особо тяжкие преступления.16

Шестой признак - смертная казнь является исключительной мерой наказания и применяется в этой связи только за узкий круг особо опасных деяний, связанных с умышленным убийством либо посягательством на жизнь. Исключительность также проявляется в том, что эта мера наказания редко приводится в исполнение.

Седьмой признак связан с целями, которые преследует данное наказание. Единственный смысл, который можно усмотреть в применении смертной казни - это кара преступника и устрашение от совершения преступлений. Однозначно можно сказать, что общепревентивная роль смертной казни больше, чем любого другого наказания. Однако эффективность превенции смертной казни во многом зависит от того, насколько правомерно вынесение высшей меры наказания за конкретное преступление. Эффективность превенции находится в непосредственной зависимости от основной цели введения смертной казни в законодательстве -

Восьмой признак смертной казни затрагивает моральный аспект. Осужденный к  смертной казни ощущает страдания в момент вынесения ему приговора и ожидания результатов рассмотрения поданных им жалоб, ходатайства о помиловании.  У  большинства  осужденных  это сочетается со страхом смерти,  нередко с пониманием безысходности своего положения, иногда с осознанием вины, угрызениями совести и т.д. Хотя, фактически, они уже не имеют принципиального значения т.к. смертная  казнь  не ставит своей задачей исправление осужденного. Приговор смертной казни также  вызывает страдание родных и близких приговоренного к смертной казни.

Информация о работе Смертная казнь: за и против. Правовой и нравственный аспект