Современная уголовно-исполнительная политика в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 04:30, контрольная работа

Краткое описание

За последние годы в России радикально изменились система политической власти, экономические отношения и духовная сфера. Проводимые в стране преобразования, коснувшиеся практически всех сторон жизни общества и государства, столкнулись со многими серьезными социальными проблемами. К одной из них относится значительный рост преступности, ее качественное изменение. Преступность становится более организованной, проникает в экономику и политику, обладает значительными финансовыми ресурсами, превращается в реальную угрозу национальной безопасности России.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………….......................................3
2.Уголовно-исполнительная политика современной России (с учетом положений концепции до 2020г.)...................................................................4
3.О влиянии уголовной и уголовно-исполнительной политики на реформирование уголовно-исполнительной системы…………………..............8
4.Заключение…………………………………………………………...…………………………....….21
5.Список литературы…………………………………………………………………………….......24

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 52.68 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                                                                                                                                                             ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Уголовно-исполнительное право на тему:                                            (Современная уголовно-исполнительная политика в РФ.)

 

 

 

 

Выполнил: слушатель 4 курса ФЗО

Набора 2010г.

Смаглюк Роман Александрович

зачетная книжка № 189

                                                                              г.Амурск пр-т Строителей 66-107

 

 

 

 

 

                                              Хабаровск 2014

 

План:

1.Введение……………………………………………………………….......................................3

2.Уголовно-исполнительная политика современной России (с учетом положений концепции до 2020г.)...................................................................4

3.О влиянии уголовной и уголовно-исполнительной  политики на реформирование уголовно-исполнительной системы…………………..............8

4.Заключение…………………………………………………………...…………………………....….21

5.Список литературы…………………………………………………………………………….......24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

За последние годы в России радикально изменились система политической власти, экономические отношения и духовная сфера. Проводимые в стране преобразования, коснувшиеся практически всех сторон жизни общества и государства, столкнулись со многими серьезными социальными проблемами. К одной из них относится значительный рост преступности, ее качественное изменение. Преступность становится более организованной, проникает в экономику и политику, обладает значительными финансовыми ресурсами, превращается в реальную угрозу национальной безопасности России. Это объективно обуславливает поиск новых подходов в организации деятельности правоохранительных органов страны. Реформирование уголовно-исполнительной системы России в настоящий период происходит в условиях целостной, сбалансированной, основанной на международно-правовых стандартах уголовной и уголовно-исполнительной политики. Согласно мировым стандартам политика государства в области борьбы с преступностью должна опираться на принципы неотвратимости и соразмерности наказания, гуманизма, защиты прав личности и уважения человеческого достоинства на всех стадиях отправления правосудия и исполнения наказания. Концепция развития УИС РФ до 2020 года содержит основные направления дальнейшего реформирования не только уголовно-исполнительной системы и уголовно-исполнительного законодательства России, но и уголовно-исполнительной политики в целом. В связи с этим примечательным будет исследование не только современных основ построения структуры уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, но и анализ исторических тенденций ее развития и формирования. В рамках данной работы будут проанализированы следующие вопросы: - описана уголовно-исполнительная политика современной России с учетом положений Концепции до 2020 года;

Рассмотрено влияние уголовно-исполнительной политики на реформирование уголовно-исполнительной системы. Использование зарубежных тенденций в  уголовно-исполнительной политике в Российской Федерации.

 

 

1.Уголовно-исполнительная  политика современной России (с  учетом положений Концепции до 2020 г.)

 

Стратегию, основные задачи и направления политики в сфере исполнения уголовных наказаний, формы и методы ее реализации определяет целый комплекс факторов. Основными из них являются: социально-политическое, экономическое и нравственное состояние общества, состояние и динамика преступности, требования международных правовых актов о правах человека и обращения с осужденными, уровень правосознания и правовой культуры граждан, развитие науки и др. Таким образом, уголовно-исполнительная политика призвана направлять законотворческую деятельность соответствующих органов государства и общественности в сфере исполнения уголовных наказаний. Она определяет основные направления, цели, задачи, принципы, формы и содержание деятельности указанных органов. Представляется, что основными задачами уголовно-исполнительной политики в настоящее время являются следующие:

 а) уточнение круга общественных  отношений, подлежащих правовому  регулированию в процессе исполнения  и отбывания наказаний;

 б) определение субъектов этих  правоотношений, форм и методов  их деятельности;

 в) совершенствование деятельности  уголовно-исполнительной системы; г) совершенствование содержания, форм  и методов исправительно-воспитательного  воздействий на осужденных и  освобожденных от отбывания наказания;

 д) определение направлений  и форм международного сотрудничества  с пенитенциарными системами  других стран;

 ж) улучшение взаимодействия  уголовно-исполнительной системы  с иными учреждениями и органами, участвующими в борьбе с преступностью, в том числе с институтами  гражданского общества.

 На основании изложенного, уголовно-исполнительную  политику можно в общем виде  определить как совокупность  концептуальных идей и направлений в области правотворчества и правоприменения на стадии исполнения и отбывания наказаний, иных мер уголовно-правового и воспитательного воздействия на осужденных и оказания им помощи в социальной адаптации (ресоциализации) после отбытия ими наказания. Являясь частью политики государства в сфере борьбы с преступностью, уголовно-исполнительная политика призвана определять стратегию, цели, задачи, принципы, основные направления, формы и методы деятельности государственных органов и институтов гражданского общества по исполнению и отбыванию наказаний, предупреждению рецидивной преступности. Для совершенствования уголовно-исполнительной политики и ее успешной реализации это означает необходимость выделения государством достаточных для нормального функционирования и развития уголовно-исполнительной системы материальных и финансовых ресурсов. Как видим, совершенствование уголовно-исполнительной (да и любой другой) политики во многом определяется или обусловлено экономическим фактором, но не только им, а целым рядом других. Представляется, что к основным, помимо экономического фактора, следует отнести: криминальную ситуацию в стране; уровень развития демократии, защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина, проявление гуманизма в отношении правонарушителей; степень развитости общей и правовой культуры в обществе; уровень развитости законодательства и наук криминального цикла: уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного. Указанные факторы в своей совокупности обусловили формирование уголовно-исполнительной политики России на рубеже веков. Они же, в основном, определили пути и направления реформирования уголовно-исполнительной системы страны. Рассмотрим их более подробно. Важнейшим фактором, определяющим формирование и изменение уголовной и уголовно-исполнительной политики России, является криминальная ситуация, сложившаяся в стране в последние годы. Трансформация любой социальной системы всегда чревата возникновением кризисных явлений во всех сферах общества. Именно такая ситуация сложилась в современной России в ходе преобразований, охвативших все стороны общественной жизни: экономику, политику, идеологию, право. Одним из наиболее тяжелых и опасных по своим социальным последствиям этого кризиса стал небывалый рост преступности. Концепция до 2010 года предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года1. Основными целями Концепции являются: повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития; сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам; гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных; изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных; осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного; изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания; модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций; повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы; обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы; внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний; совершенствование ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы, обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач; развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями. В рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики планируются следующие мероприятия: совершенствование уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, направленного на изменение структуры уголовно-исполнительной системы и создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы; поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных; дополнение системы поощрений осужденных иными стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации; дифференциация содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, криминального опыта (раздельное содержание впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, расширение оснований направления в колонию-поселение, с одной стороны, и перевода на тюремный режим, с другой стороны); закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации новых форм надзора за поведением осужденных с использованием электронного мониторинга спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих применение электронных средств контроля по месту жительства подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений в качестве альтернативы содержанию под стражей; оптимизация размещения мест отбывания наказания на территории страны, в том числе для сохранения социально полезных связей осужденных, доступности места отбывания наказания для родственников, за исключением случаев, требующих изоляции членов организованного преступного сообщества, а также обеспечения безопасности самого осужденного. Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, предполагает: изменение видов исправительных учреждений для содержания осужденных в местах лишения свободы с фактическим прекращением их коллективного содержания, постоянного пребывания осужденных в состоянии стресса, обусловленного необходимостью лавирования между требованиями администрации и основной массы осужденных; создание правовых и организационных условий для замены существующей системы исправительных учреждений на 2 основных вида учреждений – тюрьмы (общего, усиленного и особого режимов) и колонии-поселения (с обычным и усиленным наблюдением) при сохранении учреждений, созданных для выполнения специальных задач, – лечебно-исправительных и лечебно-профилактических. Преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте; разработку основанных на стандартах Европейских пенитенциарных правил (2006 год) моделей тюрьмы и колонии- поселения с учетом требований безопасности общества и персонала уголовно-исполнительной системы, а также необходимости реализации целей исправления осужденных; разработку технической документации, финансово-экономического обоснования, архитектурных проектов тюремных зданий, отвечающих требованиям европейских стандартов; раздельное содержание осужденных к лишению свободы, способных к ресоциализации с учетом тяжести и общественной опасности совершенных ими преступлений, сведений об их личности, поведения в местах лишения свободы, отношения к совершенному преступлению, с одной стороны, и осужденных, совершивших особо тяжкие преступления, прочно усвоивших и распространяющих элементы поведения криминальной среды, с другой стороны.

 

 

2. О ВЛИЯНИИ УГОЛОВНОЙ  И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕФОРМИРОВАНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

 

Определяя основные направления деятельности государства и всего общества в борьбе с преступностью, уголовная политика оказывает значительное влияние на содержание, структуру, функции и задачи уголовно-исполнительной системы.

Разрабатывая вопросы криминализации и декриминализации, пенализации и депенализации деяний, определяя характер и виды применяемых мер уголовного преследования и т.д., политика по существу обосновывает создание органов и учреждений по исполнению уголовных наказаний, направления, формы и методы их деятельности. Последние 70 лет в формировании уголовной политики России доминирующим фактором являлось ужесточение борьбы с преступными проявлениями.

В начальный период этот фактор был обусловлен прежде всего политическими целями, когда перед соответствующими органами ставились задачи по уничтожению классовых врагов, «враждебных элементов»: дворянства, духовенства, кулачества, казачества и т.д. В конце-концов эти задачи были выполнены, однако жесткость уголовной политики осталась, а позитивных результатов в борьбе с преступностью это не принесло. Зато охват населения репрессивными мерами исправительно-трудовой системы оказался огромным.

По данным, приводимым в открытой печати, к карательным мерам этой системы привлекался едва ли не каждый четвертый взрослый житель страны. За последние 40 лет в СССР (впоследствии – в России) осуждено свыше 73 миллионов человек. Кроме того, под влиянием таких тенденций уголовной политики сформировалось сложное, во многом противоречивое общественное правосознание, когда с одной стороны у населения выработался страх и недоверие к правоохранительным органам, а с другой большинство населения страны до сих пор считает, что успехов в борьбе с преступностью можно добиться в основном с помощью ужесточения наказания2.

Как уже отмечалось, уголовная политика во многом определяет основные направления и цели политики в сфере исполнения уголовных наказаний, которая непосредственно реализуется в соответствующем законодательстве и практике его применения.

Поскольку уголовная и уголовно-исполнительная политика базируются на общих принципах и положениях социальной политики, постольку на формирование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, на практику применения их норм воздействуют требования социальной политики, в соответствии с которыми осуществляется социальное управление, оказание воздействия на воспитание человека и формирование личности. Следовательно, можно сделать вывод, что уголовно-исполнительная система любого государства формируется и зависит от общей социальной политики и ее составных частей: уголовной, уголовно-процессуальной и уголовно-исполнительной политики. Изменение и реформирование их с неизбежностью влечет необходимость реформирования уголовно-исполнительной системы этого государства.

Уголовно-исполнительная система любого государства, являясь его неотъемлемой частью, складывается, развивается и реформируется под влиянием тех же социальных, экономических, политических, идеологических и иных факторов, которые протекают в обществе.

В минувшие 10 лет в России произошла полномасштабная социальная революция со всеми ее характерными чертами и последствиями. Радикально изменилась система политических институтов и экономических отношений, в обществе вскрылись глубокие разногласия по вопросам государственного и общественного устройства, вспыхнула борьба за перераспределение собственности. Проявились обычные для подобного периода слабость и неэффективность власти, политическая и финансовая нестабильность, резко ухудшилась криминальная обстановка.

Известно, что одной из основных причин революций является отсталость существующих институтов власти, необходимость их реформирования. Российская уголовно-исполнительная система в этом смысле не исключение, а скорее наоборот, ибо исправительно-трудовая система недавнего прошлого с ее главной ориентацией на масштабный принудительный труд, пренебрежением правами и свободами человека, с установкой на целительную силу политико-идеологического воздействия была одной из характерных структур и черт тоталитарного государств..

Советская политика в сфере исполнения наказания и обращения с осужденными с самого начала формировалась и развивалась как исправительно-трудовая. Поэтому исправительные учреждения именовались исправительно-трудовыми, которые создавались прежде всего в малонаселенных и труднодоступных регионах страны. Именно эти учреждения, благодаря своей дешевой рабочей силе, во многих случаях являлись основной производительной силой в выполнении пятилетних и иных планов. Не случайно, Министерство внутренних дел СССР занимало место в первой десятке промышленных министерств и ведомств страны.

Кризис экономики не замедлил сказаться на положении дел и в исправительных учреждениях. Были разрушены хозяйственные связи этих учреждений с предприятиями других министерств и ведомств, многие предприятия исправительной системы оказались на грани банкротства, а отсюда незанятость осужденных трудом, неплатежи, задержки заработной платы персоналу учреждений и многие другие отрицательные факторы в деятельности исправительно-трудовой системы.

Все это потребовало принятия мер, направленных прежде всего на экономическую выживаемость этой системы. В 1992 г была разработана и принята Концепция перехода промышленности уголовно-исполнительной системы к рыночным отношениям3. В управленческих структурах системы начали создаваться маркетинговые службы, деятельность которых была направлена на максимальное обеспечение конкурентоспособности создаваемой на предприятиях исправительных учреждений продукции. В МВД СССР была разработана специальная программа по обеспечению коммерческой информацией предприятий уголовно-исполнительной системы с целью их реального вхождения на конкретные рынки по реализации продукции.

В начале 90х – годов был принят и ряд других нормативных правовых актов, направленных на изменения в уголовно-исполнительной системе. Они в основном имели характер ситуативного реагирования на изменения в обществе и государстве, ответной реакцией на имевшую место критику системы со стороны общественности и требования международно-правовых актов по правам человека и содержанию осужденных.

Безусловно, основополагающим фактором в деле серьезного подхода к реформированию уголовно-исполнительной системы стало принятие Конституции Российской Федерации 1993 г4.

Традиционно советская исправительная система исходила из приоритета государства и общества, а интересы личности рассматривались на паритетных началах лишь в случаях совпадения интересов государства, общества и личности, а если такого не случалось, то интересы государства и общества преобладали над интересами личности.

Напротив, новая Конституция России в качестве основополагающего принципа провозгласила приоритет интересов личности: человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2).

Этот принцип лег в основу реформирования политики и законодательства, в том числе и в сфере исполнения и отбывания уголовных наказаний, обусловив в первую очередь систему мероприятий, направленных на их гуманизацию, усиление цивильного начала в деятельности уголовно-исполнительной системы.

Так, еще в ноябре 1991 г. Указом Президента Российской Федерации "Об изменениях в оплате труда осужденных и лиц, содержащихся в лечебно-трудовых профилакториях МВД РСФСР" – были отменены 50-процентные удержания из заработка осужденных в доход государства и устанавливались лишь удержания по фактической стоимости предоставленного им питания и вещевого довольствия. По существу, этот Указ закрепил право осужденного на получение в полном объеме своего заработка, что явилось не только гуманным актом, но и мощным стимулятором улучшения отношения осужденных к труду, к своему поведению в местах лишения свободы. Президентский Указ от 12 октября 1992г. "О приватизации в органах внутренних дел Российской Федерации" закрепил приватизацию учреждений, предприятий и организаций органов внутренних дел независимо от источников финансирования. 29 сентября 1995 г. Указом Президента «О преобразовании государственных предприятий учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы», эти предприятия были преобразованы в государственные унитарные предприятия.

Серьезные изменения в нормативную основу функционирования уголовно-исполнительный системы были внесены Законом Российской Федерации от 12 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР"5, который отменил многие правоограничения в отношении осужденных: на отправление корреспонденции, ношение бороды и усов, одежды гражданского образца (женщинам), лишение права на свидания, получение посылок и передач и др. Закон ввел нормы, закрепляющие право осужденных на свободу совести и вероисповедания, право на отпуск, на зачет времени работы в местах лишения свободы в общий трудовой стаж, право на личную безопасность, на телефонные разговоры и иные права.

Информация о работе Современная уголовно-исполнительная политика в РФ