Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 04:30, контрольная работа
Краткое описание
За последние годы в России радикально изменились система политической власти, экономические отношения и духовная сфера. Проводимые в стране преобразования, коснувшиеся практически всех сторон жизни общества и государства, столкнулись со многими серьезными социальными проблемами. К одной из них относится значительный рост преступности, ее качественное изменение. Преступность становится более организованной, проникает в экономику и политику, обладает значительными финансовыми ресурсами, превращается в реальную угрозу национальной безопасности России.
Содержание
1.Введение……………………………………………………………….......................................3 2.Уголовно-исполнительная политика современной России (с учетом положений концепции до 2020г.)...................................................................4 3.О влиянии уголовной и уголовно-исполнительной политики на реформирование уголовно-исполнительной системы…………………..............8 4.Заключение…………………………………………………………...…………………………....….21 5.Список литературы…………………………………………………………………………….......24
2.Уголовно-исполнительная политика современной
России (с учетом положений концепции
до 2020г.)...................................................................4
3.О влиянии уголовной и уголовно-исполнительной
политики на реформирование уголовно-исполнительной
системы…………………..............8
За последние годы в России радикально
изменились система политической власти,
экономические отношения и духовная сфера.
Проводимые в стране преобразования, коснувшиеся
практически всех сторон жизни общества
и государства, столкнулись со многими
серьезными социальными проблемами. К
одной из них относится значительный рост
преступности, ее качественное изменение.
Преступность становится более организованной,
проникает в экономику и политику, обладает
значительными финансовыми ресурсами,
превращается в реальную угрозу национальной
безопасности России. Это объективно обуславливает
поиск новых подходов в организации деятельности
правоохранительных органов страны. Реформирование
уголовно-исполнительной системы России
в настоящий период происходит в условиях
целостной, сбалансированной, основанной
на международно-правовых стандартах
уголовной и уголовно-исполнительной
политики. Согласно мировым стандартам
политика государства в области борьбы
с преступностью должна опираться на принципы
неотвратимости и соразмерности наказания,
гуманизма, защиты прав личности и уважения
человеческого достоинства на всех стадиях
отправления правосудия и исполнения
наказания. Концепция развития УИС РФ
до 2020 года содержит основные направления
дальнейшего реформирования не только
уголовно-исполнительной системы и уголовно-исполнительного
законодательства России, но и уголовно-исполнительной
политики в целом. В связи с этим примечательным
будет исследование не только современных
основ построения структуры уголовно-исполнительной
системы Российской Федерации, но и анализ
исторических тенденций ее развития и
формирования. В рамках данной работы
будут проанализированы следующие вопросы:
- описана уголовно-исполнительная политика
современной России с учетом положений
Концепции до 2020 года;
Рассмотрено
влияние уголовно-исполнительной политики на реформирование уголовно-исполнительной
системы. Использование зарубежных тенденций
в уголовно-исполнительной политике
в Российской Федерации.
1.Уголовно-исполнительная
политика современной России (с
учетом положений Концепции до
2020 г.)
Стратегию, основные задачи и направления
политики в сфере исполнения уголовных
наказаний, формы и методы ее реализации
определяет целый комплекс факторов. Основными
из них являются: социально-политическое,
экономическое и нравственное состояние
общества, состояние и динамика преступности,
требования международных правовых актов
о правах человека и обращения с осужденными,
уровень правосознания и правовой культуры
граждан, развитие науки и др. Таким образом,
уголовно-исполнительная политика призвана
направлять законотворческую деятельность
соответствующих органов государства
и общественности в сфере исполнения уголовных
наказаний. Она определяет основные направления,
цели, задачи, принципы, формы и содержание
деятельности указанных органов. Представляется,
что основными задачами уголовно-исполнительной
политики в настоящее время являются следующие:
а) уточнение круга общественных
отношений, подлежащих правовому
регулированию в процессе исполнения
и отбывания наказаний;
б) определение субъектов этих
правоотношений, форм и методов
их деятельности;
в) совершенствование деятельности
уголовно-исполнительной системы; г)
совершенствование содержания, форм
и методов исправительно-воспитательного
воздействий на осужденных и
освобожденных от отбывания наказания;
д) определение направлений
и форм международного сотрудничества
с пенитенциарными системами
других стран;
ж) улучшение взаимодействия
уголовно-исполнительной системы
с иными учреждениями и органами,
участвующими в борьбе с преступностью,
в том числе с институтами
гражданского общества.
На основании изложенного, уголовно-исполнительную
политику можно в общем виде
определить как совокупность
концептуальных идей и направлений
в области правотворчества и правоприменения
на стадии исполнения и отбывания наказаний,
иных мер уголовно-правового и воспитательного
воздействия на осужденных и оказания
им помощи в социальной адаптации (ресоциализации)
после отбытия ими наказания. Являясь
частью политики государства в сфере борьбы
с преступностью, уголовно-исполнительная
политика призвана определять стратегию,
цели, задачи, принципы, основные направления,
формы и методы деятельности государственных
органов и институтов гражданского общества
по исполнению и отбыванию наказаний,
предупреждению рецидивной преступности.
Для совершенствования уголовно-исполнительной
политики и ее успешной реализации это
означает необходимость выделения государством
достаточных для нормального функционирования
и развития уголовно-исполнительной системы
материальных и финансовых ресурсов. Как
видим, совершенствование уголовно-исполнительной
(да и любой другой) политики во многом
определяется или обусловлено экономическим
фактором, но не только им, а целым рядом
других. Представляется, что к основным,
помимо экономического фактора, следует
отнести: криминальную ситуацию в стране;
уровень развития демократии, защиты и
реализации прав и свобод человека и гражданина,
проявление гуманизма в отношении правонарушителей;
степень развитости общей и правовой культуры
в обществе; уровень развитости законодательства
и наук криминального цикла: уголовного,
уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного.
Указанные факторы в своей совокупности
обусловили формирование уголовно-исполнительной
политики России на рубеже веков. Они же,
в основном, определили пути и направления
реформирования уголовно-исполнительной
системы страны. Рассмотрим их более подробно.
Важнейшим фактором, определяющим формирование
и изменение уголовной и уголовно-исполнительной
политики России, является криминальная
ситуация, сложившаяся в стране в последние
годы. Трансформация любой социальной
системы всегда чревата возникновением
кризисных явлений во всех сферах общества.
Именно такая ситуация сложилась в современной
России в ходе преобразований, охвативших
все стороны общественной жизни: экономику,
политику, идеологию, право. Одним из наиболее
тяжелых и опасных по своим социальным
последствиям этого кризиса стал небывалый
рост преступности. Концепция до 2010 года
предусматривает основные направления,
формы и методы совершенствования и развития
уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь
с государственными органами и институтами
гражданского общества, обеспечивающую
функционирование уголовно-исполнительной
системы на период до 2020 года1. Основными
целями Концепции являются: повышение
эффективности работы учреждений и органов,
исполняющих наказания, до уровня европейских
стандартов обращения с осужденными и
потребностей общественного развития;
сокращение рецидива преступлений, совершенных
лицами, отбывшими наказание в виде лишения
свободы, за счет повышения эффективности
социальной и психологической работы
в местах лишения свободы и развития системы
постпенитенциарной помощи таким лицам;
гуманизация условий содержания лиц, заключенных
под стражу, и лиц, отбывающих наказание
в виде лишения свободы, повышение гарантий
соблюдения их прав и законных интересов.
Для достижения поставленных целей необходимо
решить следующие задачи: совершенствование
уголовно-исполнительной политики (организации
исполнения наказаний), направленной на
социализацию осужденных; изменение структуры
уголовно-исполнительной системы, создание
новых видов учреждений, осуществляющих
исполнение наказаний в виде лишения свободы,
отказ от коллективной формы содержания
осужденных; осуществление раздельного
содержания осужденных с учетом тяжести
совершенного преступления и криминологической
характеристики осужденного; изменение
идеологии применения основных средств
исправления осужденных в местах лишения
свободы с усилением психолого-педагогической
работы с личностью и подготовки ее к жизни
в обществе; разработка форм проведения
воспитательной работы, организации образовательного
процесса и трудовой занятости осужденных
в новых условиях отбывания наказания;
модернизация и оптимизация системы охраны
исправительных учреждений и следственных
изоляторов, укрепление материальной
базы следственных изоляторов, исправительных
учреждений, уголовно-исполнительных
инспекций; повышение эффективности управления
уголовно-исполнительной системой с учетом
ее новой структуры, в том числе путем
формирования современной информационной
и телекоммуникационной инфраструктуры;
расширение сферы применения наказаний
и иных мер, не связанных с лишением свободы;
обеспечение необходимого уровня социальной
защиты работников уголовно-исполнительной
системы; внедрение современных технологий
и технических средств в практику исполнения
наказаний; совершенствование ведомственного
контроля за деятельностью уголовно-исполнительной
системы, обеспечение гласности в деятельности
уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности
институтам гражданского общества, создание
условий для участия общественности в
решении стоящих перед уголовно-исполнительной
системой задач; развитие международного
сотрудничества с пенитенциарными системами
иностранных государств, международными
органами и неправительственными организациями.
В рамках совершенствования уголовно-исполнительной
политики планируются следующие мероприятия:
совершенствование уголовно-исполнительного
законодательства Российской Федерации,
направленного на изменение структуры
уголовно-исполнительной системы и создание
новых видов учреждений, осуществляющих
исполнение наказаний в виде лишения свободы;
поиск и использование новых форм и методов
исправительного воздействия на осужденных,
организационных механизмов социальной
работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном
законодательстве Российской Федерации
форм социальной, психолого-педагогической
работы с осужденными в качестве основного
средства исправления осужденных; дополнение
системы поощрений осужденных иными стимулами
к правопослушному поведению и активной
ресоциализации; дифференциация содержания
осужденных в зависимости от характера
и степени общественной опасности совершенных
ими преступлений, поведения во время
отбывания наказания, криминального опыта
(раздельное содержание впервые осужденных
к лишению свободы и ранее отбывавших
наказание в виде лишения свободы, расширение
оснований направления в колонию-поселение,
с одной стороны, и перевода на тюремный
режим, с другой стороны); закрепление
в уголовно-исполнительном законодательстве
Российской Федерации новых форм надзора
за поведением осужденных с использованием
электронного мониторинга спутниковой
навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; подготовка
предложений о внесении изменений в законодательство
Российской Федерации, предусматривающих
применение электронных средств контроля
по месту жительства подозреваемого, обвиняемого
в совершении преступлений в качестве
альтернативы содержанию под стражей;
оптимизация размещения мест отбывания
наказания на территории страны, в том
числе для сохранения социально полезных
связей осужденных, доступности места
отбывания наказания для родственников,
за исключением случаев, требующих изоляции
членов организованного преступного сообщества,
а также обеспечения безопасности самого
осужденного. Реформирование системы
учреждений, исполняющих наказания в виде
лишения свободы, предполагает: изменение
видов исправительных учреждений для
содержания осужденных в местах лишения
свободы с фактическим прекращением их
коллективного содержания, постоянного
пребывания осужденных в состоянии стресса,
обусловленного необходимостью лавирования
между требованиями администрации и основной
массы осужденных; создание правовых и
организационных условий для замены существующей
системы исправительных учреждений на
2 основных вида учреждений – тюрьмы (общего,
усиленного и особого режимов) и колонии-поселения
(с обычным и усиленным наблюдением) при
сохранении учреждений, созданных для
выполнения специальных задач, – лечебно-исправительных
и лечебно-профилактических. Преобразование
воспитательных колоний для несовершеннолетних
в воспитательные центры для лиц, совершивших
преступление в несовершеннолетнем возрасте;
разработку основанных на стандартах
Европейских пенитенциарных правил (2006
год) моделей тюрьмы и колонии- поселения
с учетом требований безопасности общества
и персонала уголовно-исполнительной
системы, а также необходимости реализации
целей исправления осужденных; разработку
технической документации, финансово-экономического
обоснования, архитектурных проектов
тюремных зданий, отвечающих требованиям
европейских стандартов; раздельное содержание
осужденных к лишению свободы, способных
к ресоциализации с учетом тяжести и общественной
опасности совершенных ими преступлений,
сведений об их личности, поведения в местах
лишения свободы, отношения к совершенному
преступлению, с одной стороны, и осужденных,
совершивших особо тяжкие преступления,
прочно усвоивших и распространяющих
элементы поведения криминальной среды,
с другой стороны.
2. О ВЛИЯНИИ УГОЛОВНОЙ
И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
НА РЕФОРМИРОВАНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ.
Определяя основные направления деятельности
государства и всего общества в борьбе
с преступностью, уголовная политика оказывает
значительное влияние на содержание, структуру,
функции и задачи уголовно-исполнительной
системы.
Разрабатывая вопросы криминализации
и декриминализации, пенализации и депенализации
деяний, определяя характер и виды применяемых
мер уголовного преследования и т.д., политика
по существу обосновывает создание органов
и учреждений по исполнению уголовных
наказаний, направления, формы и методы
их деятельности. Последние 70 лет в формировании
уголовной политики России доминирующим
фактором являлось ужесточение борьбы
с преступными проявлениями.
В начальный период этот фактор был обусловлен
прежде всего политическими целями, когда
перед соответствующими органами ставились
задачи по уничтожению классовых врагов,
«враждебных элементов»: дворянства, духовенства,
кулачества, казачества и т.д. В конце-концов
эти задачи были выполнены, однако жесткость
уголовной политики осталась, а позитивных
результатов в борьбе с преступностью
это не принесло. Зато охват населения
репрессивными мерами исправительно-трудовой
системы оказался огромным.
По данным, приводимым в открытой печати,
к карательным мерам этой системы привлекался
едва ли не каждый четвертый взрослый
житель страны. За последние 40 лет в СССР
(впоследствии – в России) осуждено свыше
73 миллионов человек. Кроме того, под влиянием
таких тенденций уголовной политики сформировалось
сложное, во многом противоречивое общественное
правосознание, когда с одной стороны
у населения выработался страх и недоверие
к правоохранительным органам, а с другой
большинство населения страны до сих пор
считает, что успехов в борьбе с преступностью
можно добиться в основном с помощью ужесточения
наказания2.
Как уже отмечалось, уголовная политика
во многом определяет основные направления
и цели политики в сфере исполнения уголовных
наказаний, которая непосредственно реализуется
в соответствующем законодательстве и
практике его применения.
Поскольку уголовная и уголовно-исполнительная
политика базируются на общих принципах
и положениях социальной политики, постольку
на формирование уголовного и уголовно-исполнительного
законодательства, на практику применения
их норм воздействуют требования социальной
политики, в соответствии с которыми осуществляется
социальное управление, оказание воздействия
на воспитание человека и формирование
личности. Следовательно, можно сделать
вывод, что уголовно-исполнительная система
любого государства формируется и зависит
от общей социальной политики и ее составных
частей: уголовной, уголовно-процессуальной
и уголовно-исполнительной политики. Изменение
и реформирование их с неизбежностью влечет
необходимость реформирования уголовно-исполнительной
системы этого государства.
Уголовно-исполнительная система любого
государства, являясь его неотъемлемой
частью, складывается, развивается и реформируется
под влиянием тех же социальных, экономических,
политических, идеологических и иных факторов,
которые протекают в обществе.
В минувшие 10 лет в России произошла полномасштабная
социальная революция со всеми ее характерными
чертами и последствиями. Радикально изменилась
система политических институтов и экономических
отношений, в обществе вскрылись глубокие
разногласия по вопросам государственного
и общественного устройства, вспыхнула
борьба за перераспределение собственности.
Проявились обычные для подобного периода
слабость и неэффективность власти, политическая
и финансовая нестабильность, резко ухудшилась
криминальная обстановка.
Известно, что одной из основных причин
революций является отсталость существующих
институтов власти, необходимость их реформирования.
Российская уголовно-исполнительная система
в этом смысле не исключение, а скорее
наоборот, ибо исправительно-трудовая
система недавнего прошлого с ее главной
ориентацией на масштабный принудительный
труд, пренебрежением правами и свободами
человека, с установкой на целительную
силу политико-идеологического воздействия
была одной из характерных структур и
черт тоталитарного государств..
Советская политика в сфере исполнения
наказания и обращения с осужденными с
самого начала формировалась и развивалась
как исправительно-трудовая. Поэтому исправительные
учреждения именовались исправительно-трудовыми,
которые создавались прежде всего в малонаселенных
и труднодоступных регионах страны. Именно
эти учреждения, благодаря своей дешевой
рабочей силе, во многих случаях являлись
основной производительной силой в выполнении
пятилетних и иных планов. Не случайно,
Министерство внутренних дел СССР занимало
место в первой десятке промышленных министерств
и ведомств страны.
Кризис экономики не замедлил сказаться
на положении дел и в исправительных учреждениях.
Были разрушены хозяйственные связи этих
учреждений с предприятиями других министерств
и ведомств, многие предприятия исправительной
системы оказались на грани банкротства,
а отсюда незанятость осужденных трудом,
неплатежи, задержки заработной платы
персоналу учреждений и многие другие
отрицательные факторы в деятельности
исправительно-трудовой системы.
Все это потребовало принятия мер, направленных
прежде всего на экономическую выживаемость
этой системы. В 1992 г была разработана
и принята Концепция перехода промышленности
уголовно-исполнительной системы к рыночным
отношениям3. В управленческих
структурах системы начали создаваться
маркетинговые службы, деятельность которых
была направлена на максимальное обеспечение
конкурентоспособности создаваемой на
предприятиях исправительных учреждений
продукции. В МВД СССР была разработана
специальная программа по обеспечению
коммерческой информацией предприятий
уголовно-исполнительной системы с целью
их реального вхождения на конкретные
рынки по реализации продукции.
В начале 90х – годов был принят и ряд
других нормативных правовых актов, направленных
на изменения в уголовно-исполнительной
системе. Они в основном имели характер
ситуативного реагирования на изменения
в обществе и государстве, ответной реакцией
на имевшую место критику системы со стороны
общественности и требования международно-правовых
актов по правам человека и содержанию
осужденных.
Безусловно, основополагающим фактором
в деле серьезного подхода к реформированию
уголовно-исполнительной системы стало
принятие Конституции Российской Федерации
1993 г4.
Традиционно советская исправительная
система исходила из приоритета государства
и общества, а интересы личности рассматривались
на паритетных началах лишь в случаях
совпадения интересов государства, общества
и личности, а если такого не случалось,
то интересы государства и общества преобладали
над интересами личности.
Напротив, новая Конституция России в
качестве основополагающего принципа
провозгласила приоритет интересов личности:
человек, его права и свободы являются
высшей ценностью (ст.2).
Этот принцип лег в основу реформирования
политики и законодательства, в том числе
и в сфере исполнения и отбывания уголовных
наказаний, обусловив в первую очередь
систему мероприятий, направленных на
их гуманизацию, усиление цивильного начала
в деятельности уголовно-исполнительной
системы.
Так, еще в ноябре 1991 г. Указом Президента
Российской Федерации "Об изменениях
в оплате труда осужденных и лиц, содержащихся
в лечебно-трудовых профилакториях МВД
РСФСР" – были отменены 50-процентные
удержания из заработка осужденных в доход
государства и устанавливались лишь удержания
по фактической стоимости предоставленного
им питания и вещевого довольствия. По
существу, этот Указ закрепил право осужденного
на получение в полном объеме своего заработка,
что явилось не только гуманным актом,
но и мощным стимулятором улучшения отношения
осужденных к труду, к своему поведению
в местах лишения свободы. Президентский
Указ от 12 октября 1992г. "О приватизации
в органах внутренних дел Российской Федерации"
закрепил приватизацию учреждений, предприятий
и организаций органов внутренних дел
независимо от источников финансирования.
29 сентября 1995 г. Указом Президента «О
преобразовании государственных предприятий
учреждений, исполняющих наказания в виде
лишения свободы», эти предприятия были
преобразованы в государственные унитарные
предприятия.
Серьезные изменения в нормативную основу
функционирования уголовно-исполнительный
системы были внесены Законом Российской
Федерации от 12 июня 1992 г. «О внесении изменений
и дополнений в Исправительно-трудовой
кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР
и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР"5, который отменил
многие правоограничения в отношении
осужденных: на отправление корреспонденции,
ношение бороды и усов, одежды гражданского
образца (женщинам), лишение права на свидания,
получение посылок и передач и др. Закон
ввел нормы, закрепляющие право осужденных
на свободу совести и вероисповедания,
право на отпуск, на зачет времени работы
в местах лишения свободы в общий трудовой
стаж, право на личную безопасность, на
телефонные разговоры и иные права.