Свидетельством тому является, например,
то обстоятельство, что в нашем законодательстве
отсутствует термин «жертва преступления»,
а имеется понятие «потерпевший», которое
охватывает лишь часть понятия «жертва
преступления».
Показателен в этом плане и тот факт,
что в сборниках по криминальной и судебной
статистике дается достаточно подробная
информация о подозреваемых, обвиняемых
и осужденных, но нет каких-либо сведений
о потерпевших (за исключением некоторых
сведений о потерпевших от пожаров и дорожно-транспортных
происшествий). Можно предположить, что
такой подход обусловлен отсутствием
в нынешнем Уголовном кодексе РФ как вида
наказания-обязанности загладить причиненный
потерпевшему вред11
Ныне действующий уголовный кодекс РФ
(п. «в» ст. 90 ч.2.) такую обязанность определяет
только в качестве одной из «принудительных
мер воспитательного воздействия» в отношении
несовершеннолетних правонарушителей12.
Ранее уже говорилось еще об одном из
направлений современной уголовной политики
зарубежных стран, позволяющем сокращать
расходы на традиционную уголовную юстицию,
создании «примирительного правосудия».
Сюда же следует отнести и стратегию сокращения
расходов в деятельности правоохранительных
и судебных органов, которая достигается
с помощью введения упрощенных форм расследования
и судебного рассмотрения уголовных дел
в отношении малоопасных и очевидных преступлений.
В этой связи следует отметить, что новый
УПК РФ отличает большая, чем прежде дифференциация
судебного производства по уголовным
делам. Раздел X кодекса ввел особый порядок
судебного разбирательства, позволяющий
упростить и сократить судебную процедуру
по делам о преступлениях, за которые может
быть назначено наказание на срок не свыше
5 лет лишения свободы.
Процесс ограничения сферы деятельности
традиционной уголовной юстиции во многих
странах привел к необходимости создания
служб, использующих в своей деятельности
в основном некарательные, нерепрессивные
формы и методы.
Главной целью подобных служб является
оказание помощи как жертве преступления,
так и правонарушителю. Восстановительная
направленность уголовной политики предполагает
не только минимизацию репрессивных мер,
но и сокращение сферы действия уголовного
правосудия за счет декриминализации
части преступлений, создания альтернативных
уголовному правосудию институтов.
Реализация названных и иных направлений
и приоритетов уголовной политика развитых
стран мира позволяет им избегать значительного
роста численности осужденных, находящихся
в местах лишения свободы в периоды криминальных
всплесков, а значит и увеличения средств
на их содержание.
Разумеется, что такие периоды не обходятся
без увеличения расходов, идущих на укрепление
правоохранительных и судебных органов,
повышение профессионализма их сотрудников,
улучшение технической оснащенности этих
и вспомогательных (например, экспертных,
научных) служб и подразделений и т.п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод
о полезности и необходимости использования
новых тенденций и направлений зарубежной
уголовной политики для совершенствования
и развития отечественной уголовной политики,
связанной с избыточностью репрессивных
направлений, а значит и ростом расходов
на ее реализацию. В этом плане, в направлении
ее гуманизации, как уже отмечалось, делаются
серьезные подвижки, которые обусловливают
необходимость и неизбежность совершенствования
деятельности (а иногда и реформирование)
правоохранительных и судебных органов,
в том числе учреждений и органов, исполняющих
уголовные наказания.
Развитие и становление уголовно-исполнительной
системы тесно связано с определением
основных направлений политики государства,
в том числе и уголовно-исполнительной
политики. На протяжении длительного времени
одним из ее аспектов являлся переход
от карательной сущности наказания к его
социализирующему и исправительному воздействию.
В последнее время деятельность уголовно-исполнительной
системы России неоднократно подвергается
критике, как со стороны гражданского
общества, так и международных организаций.
В то же время следует отметить, что Концепция
развития УИС РФ до 2020 года положила начало
реформирования уголовно-исполнительной
системы в направлении гуманизации и приоритета
прав и законных интересов осужденных,
и лиц, содержащихся под стражей. Данные
аспекты прослеживаются не только в целях
Концепции, но и в тех задачах, которые
ставятся в современный период перед учреждениями
и органами, исполняющими наказания.
Среди актуальных вопросов при реформировании
уголовно-исполнительной системы следует
отметить следующие: во-первых, это изменение
структуры исправительных учреждений
на два основных вида: тюрьмы и колонии-поселения.
Для решения данного вопроса на наш взгляд
необходима разработка более углубленной
дифференциации осужденных, а также их
дальнейшей классификации при определении
вида исправительного учреждения. Во-вторых,
это изменение идеологии исправительного
воздействия на осужденных, а также разработка
эффективных стимулов к их дальнейшей
позитивной ресоциализации. Для решения
этого вопроса, необходима разработка
эффективной системы подготовки осужденных
к освобождению, а также их дальнейшего
постпенитенциарного сопровождения. И,
в-третьих, это улучшение производственной
базы исправительных учреждений. В этом
направлении актуальным является решение
вопросов организации производственной
деятельности учреждений и органов, исполняющих
наказания, обеспечение эффективной трудозанятости
осужденных, квотирования рабочих мест
для освобождающихся из исправительных
учреждений.
Решение актуальных для реформирования
уголовно-исполнительной системы задач
также невозможно и без повышения профессиональной
грамотности и подготовленности самих
сотрудников учреждений УИС. В этом направлении,
и как подчеркивается в Концепции развития
УИС РФ до 2020 года необходимо усиление
требований к кадровому обеспечению УИС,
установление требований к поведению
сотрудников, недопущение коррупции.
Несомненным, является тот факт, что эффективность
деятельности уголовно-исполнительной
системы в первую очередь зависит от четкой
и слаженной работы всех ее составляющих,
в том числе и непосредственно самих сотрудников
учреждений и органов, исполняющих наказания.
Список литературы:
1.Уголовно-исполнительный кодекс
Российской Федерации” от 08.01.1997
№ 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) (ред.
от 27.12.2009)
2. КонсультантПлюс. – 2010. – Вып. 11. Распоряжение
Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции
развития уголовно-исполнительной системы
Российской Федерации до 2020 года»
3. Постановление Конституционного
Суда РФ от 23 июня 1995 г. N 8-П
Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10106444/#ixzz2xeRl56WJ
4. Закон Российской Федерации от 12 июня
1992 года № 2988-1
5. Уголовно-исполнительное право России
Учебник А. И. Зубкова Издательская группа
ИНФРА • М—НОРМА Москва, 1997
6.Уголовно-исполнительное право
России: учебник / под ред. В.И. Селиверстова.
– 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ,
2007.
7.Уголовно-исполнительное право: курс
лекций / отв. ред. докт. юрид. наук, профессор
А.А. Толкаченко. – СПб.: Издательство «Юридический
центр Пресс», 2004.
8.Уголовно-исполнительное право
России: теория, законодательство, международные
стандарты, отечественная практика
конца XIX – начала XXI века: учебник
для вузов / под ред. А.И. Зубкова.
– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство
НОРМА, 2002.
9. Тимофеев В. Г. Уголовно-исполнительная
система России: цифры, факты и события.
Учебное пособие. - Чебоксары, 1999.
10. Приказ МВД РФ от 23.11.92 N 421 "Об утверждении
правил внутреннего распорядка ИТУ и инструкции
о порядке предоставления осужденным
краткосрочных выездов за пределы мест
лишения свободы"
11. http://nii.fsin.su/history/index.php?ELEMENT_ID=61462 - Официальный
сайт научно-исследовательский институт
ФСИН России.
1 http://73.fsin.su/document/kontseptsiya_razvitiya_uis_do_2020_goda.php
-Официальный сайт УФСИН.
2 http://cccp-revivel.blogspot.ru/2011/06/blog-post_28.html
3
Уголовно-исполнительное
право России Учебник
А. И. Зубкова Издательская группа ИНФРА
• М—НОРМА Москва, 1997
4 http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875
–консультант плюс
5
Закон Российской Федерации от 12 июня
1992 года № 2988-1
6
Тимофеев В. Г. Уголовно-исполнительная
система России: цифры, факты и события.
Учебное пособие. - Чебоксары, 1999.
7
ПРИКАЗ МВД РФ от 23.11.92 N 421 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА ИТУ И ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫМ
КРАТКОСРОЧНЫХ ВЫЕЗДОВ ЗА ПРЕДЕЛЫ МЕСТ
ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ"
8
Постановление Конституционного Суда
РФ от 23 июня 1995 г. N 8-П
Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10106444/#ixzz2xeRl56WJ
9
Федеральный закон от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ
Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/1352320/#ixzz2xeSzCk8N
10 http://nii.fsin.su/history/index.php?ELEMENT_ID=61462
-ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ
11
УК РСФСР П.8 Ч.1. СТ.21 В редакции от 27.10. 1960г.
12
Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(п. «в» ст. 90 ч.2.)