Тактика допроса несовершеннолетних и особенности ее реализации при допросе несовершеннолетних осужденных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Процесс расследования с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля особенно сложен и требует специальных знаний в области педагогики, детской психологии. Допрос несовершеннолетних имеет специфику, связанную, прежде всего, с их возрастными особенностями. Цель курсовой работы – показать роль и значение допроса несовершеннолетнего в процессе расследования преступлений.

Содержание

Введение
Понятие и общие черты допроса несовершеннолетних
Тактические приемы допроса несовершеннолетних. Установление психологического контакта с допрашиваемым несовершеннолетним
Конфликтные ситуации при допросах несовершеннолетних
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

допрос несоверш.docx

— 71.14 Кб (Скачать файл)

Допрос несовершеннолетнего  обвиняемого начинается, по общему правилу, с выяснения его отношения  к предъявленному обвинению. Однако, в связи со спецификой возраста обвиняемого, ему должно предшествовать разъяснение  следователем совместно с защитником сущности и содержания предъявленного обвинения. При этом надо раскрыть значение юридических терминов, диспозицию и  санкцию инкриминируемых ему  статей уголовного закона. Заслуживает  внимания рекомендация профессора Л. Л. Каневского о возможности выяснения  у обвиняемого, признает ли он себя виновным, не в начале допроса, а  в конце. Действительно, такой вопрос, заданный в самом начале допроса, может вызвать у подростка  эмоциональное напряжение, которое  будет мешать дальнейшему допросу.

В соответствии со ст. 424 УПК  РФ, вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к прокурору, следователю, дознавателю, а также в суд производится через его родителей или других законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних - через администрацию  этого учреждения. Несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый, находящийся  под стражей, вызывается через администрацию  места содержания под стражей.

При допросе несовершеннолетних обвиняемых необходимо учитывать их склонность к самооговору в результате воздействия более взрослых участников преступления либо из ложно понятого чувства товарищества. Полученные показания  поэтому должны быть обязательно  проанализированы с точки зрения наличия в них внутренних противоречий, характерных умолчаний и проговорок, а также противоречий с другими доказательствами.16

Также следует немного  добавить об одной особенности допроса  несовершеннолетнего, так как она  основана на результатах современных  экспериментальных исследований психологической  науки о времени, в течение которого подростки способны удерживать внимание. Речь идет об установленной законом продолжительности проведения данного следственного действия. В настоящее время допрос несовершеннолетнего не должен продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности – не более 4 часов в день. Это требование закона не дает возможности проводить длительные многочасовые допросы несовершеннолетних, в результате которых многие из них готовы подписать любые протоколы. Вместе с тем установлено, что несовершеннолетний не способен удерживать внимание более 40-45 минут, следовательно, было бы целесообразно внести изменения в ч.1 ст.425 УПК РФ и изложить её в следующей редакции: «Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 40 минут, а в общей сложности более 4 часов в день».17

При этом неоценимую помощь следователю в определении наступления  состояния утомления, оптимальной  продолжительности допроса и  перерывов, способов переключения внимания несовершеннолетнего может оказать  такой участник допроса, как педагог (91,5% опрошенных педагогов и психологов смогли бы определить наступление состояния  утомления у подростка во время  его допроса)18.

 

Тактические  приемы допроса несовершеннолетних. Установление психологического контакта с допрашиваемым несовершеннолетним

Тактика допроса - это наиболее целесообразные приемы, а также формы  и способы взаимодействия следователя  с допрашиваемым, осуществляемые в  целях выяснения существенных для  дела обстоятельств. Практическая реализация осмысления многообразных ситуаций допроса осуществляется формированием  и использованием системы тактических  приемов допроса. Под тактическим  приемом понимается наиболее эффективный  способ следователя в целях обеспечения  успешности данного следственного  действия. То есть тактический прием  является основополагающим тактическим  началом допроса, какой-либо следственной тактики19

Выбор тактических приёмов  при проведении допроса несовершеннолетних зависит от конкретных обстоятельств  дела и личности допрашиваемого.

Важным условием эффективности  информационного взаимодействия между следователем и допрашиваемым, пониманием ими друг друга и достижения тех результатов, на которые рассчитывает следователь, является четкое знание и умелая реализация принципов допроса.

Существует несколько  принципов допроса:

1) строго индивидуальный  подход к каждому лицу, дающему показания, учет индивидуальных особенностей личности, криминалистической ситуации, а также места и роли допрашиваемого в познаваемой по делу ситуации;

2) создание до, и во время  допроса предпосылок, обеспечивающих свободу волеизъявления допрашиваемого лица, полную реализацию его прав, обязанностей и возможности дать исчерпывающие, правдивые показания;

3) целеустремленный, активный, наступательный характер допроса;

4) четкость, полнота, объективность  фиксации задаваемых вопросов и информации, полученной от допрашиваемого, на основе безусловного выполнения нормативных требований 
данного процесса;

5) обеспечение критического  анализа, тактически правильной оценки показаний допрашиваемого лица20.

В криминалистике сформулирован  ряд требований, предъявляемых к  тактическим приемам. К их числу  относятся:

- допустимость, то есть  правомерность приема с точки  зрения действующего законодательства  и морально-этических норм;

- научная обоснованность;

- целесообразность, то есть  зависимость тактического приема  от конкретно следственной ситуации, обусловленной конкретной целью;

- эффективность - это значит, что прием может рекомендоваться  и применяться только в том  случае, если есть уверенность,  что в результате его применения  будет достигнут необходимый  эффект;

- экономичность, прием  должен обеспечивать достижение  цели при минимальной затрате  сил и средств;

- простота и доступность,  осуществление данного тактического  приема должно быть доступно  рядовому сотруднику, располагающему  штатными технико-криминалистическими  средствами.

Готовясь  к допросу несовершеннолетнего  подозреваемого, следователь должен продумать, как начать допрос. Очень  важна первая фраза, с которой  он к нему обратиться. В тех случаях, когда задержание или арест несовершеннолетнего  подозреваемого произведен работниками  полиции, а следователя он видит впервые, необходимо назвать себя подозреваемому. Если подозреваемый угнетен или напуган (что вполне естественно при задержании или аресте), целесообразно еще до начала официальной части допроса сказать ему несколько ободряющих фраз. При правильной организации допроса несовершеннолетний подозреваемый должен чувствовать, что его ни в чем не обвиняют и что его объяснения могут полностью рассеять возникшие против него подозрения, если они неосновательны. При допросе целесообразно избегать таких терминов, как ''преступник'', ‘’кража’’, ‘’разбой‘’, ‘’вина‘’, ‘’виновный‘’. Не говоря уже о том, что у следователя для подобных заявлений, как правило, еще недостаточно оснований, все эти термины вызывают страх у несовершеннолетнего, активизируют его попытки избежать ответственности, в частности, путем дачи ложных показаний. К несовершеннолетнему, как и ко взрослому, следует подходить объективно, чтобы он понял, что следователь стремится выяснить истину и не намерен обвинить его во чтобы то ни стало. Спокойный, уверенный и вместе с тем дружеский тон – непременное условие установление контакта с несовершеннолетним. Даже дерзкий и плохо воспитанный подросток быстро понимает, что глупо занимать по отношению к следователям, настроенного к нему доброжелательно, враждебную позицию. Вместе с тем это должно сочетаться с необходимой настойчивостью и твердостью, чтобы допрашиваемый понял серьезность положения. Если несовершеннолетний расценит доброжелательность и сдержанность следователя, как проявление его слабости, пытается грубить, вести себя развязно, следует сразу же это пресечь.

Так, по уголовному делу № 03/171421 по обвинению Бирюкова Е.М. в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 161 ч.1, 162 ч.2 УК РФ, обвиняемый Бирюков Е.М. отказался давать показания по существу дела. При изучении личности было установлено, что Бирюков Е.М. воспитывался в неблагополучной семье, мать злоупотребляла спиртными напитками, дома постоянно царили ругань, драки и скандалы. Спокойный, доброжелательный, дружеский тон помогли наладить контакт с обвиняемым, после чего он дал правдивые показания.

Как и любое следственное действие, допрос подразделяется на ряд  стадий, в ходе которых последовательно  решаются промежуточные задачи и  достигается конечная цель допроса - получение от допрашиваемого лица достоверных, исчерпывающих фактических  данных относительно известных ему  обстоятельств, имеющих значение для  уголовного дела.

К данным стадия относятся:

1) подготовительная стадия;

2) основная стадия, которая  условно может быть разделена  на несколько подстадий: 

-  установление психологического  контакта,

- свободный рассказ, корректировка  показаний с помощью постановки  вопросов 

- предъявления доказательств; 

3) фиксация показаний.

Подготовительная стадия допроса - это совокупность элементов  организационной, конструктивной и  познавательной деятельности следователя, которые проявляются во всестороннем изучении личности несовершеннолетнего  допрашиваемого, условий в которых  он живёт и воспитывается,  выборе места, времени проведения допроса, способа вызова к следователю, определении  круга лиц, необходимых для проведения данного следственного действия, в прогнозировании вероятностного поведения подростка в ситуации допроса, в составлении гибкой, подвижной  программы, определяющей целесообразные и эффективные приемы получения  показаний, определение объёма и  формулировок основных и контрольных вопросов, а также устранение причин, мешающих подростку давать правдивые развёрнутые показания22.

Подготовка к допросу  несовершеннолетнего подозреваемого имеет свою специфику, которая состоит  в следующем: А) к началу допроса  отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о совершении преступления подростком; Б) поскольку  допрос подозреваемого является неотложным следственным действием, следователь  ограничен временем на подготовку к  его проведению.

Основное содержание изучения личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого нашло свое отражение  в специально разработанной программе, отражающей все стороны психической  деятельности и поведенческих реакций  подростка:

1) условия жизни несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого перед  совершением преступления: место  жительства; жилищные условия; состав  семьи; материальное положение  членов семьи; физическое и  психическое здоровье подростка;  физическое и психическое здоровье  членов семьи; отношения в семье;  отрицательные наклонности членов  семьи (злоупотребление алкоголем,  наркотиками, совершение противоправных  действий и т.д.);

2) образ жизни несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого перед  совершением преступления: является  учащимся; занят квалифицированным  трудом; занят неквалифицированным  трудом; имеет постоянное место  работы; часто меняет места работы; жил на заработанные деньги; жил  на нетрудовые доходы; жил на  иждивении; совершал преступления (один или в группе); вел праздный  образ жизни; бродяжничал; попрошайничал;  предпочитал проводить время  в семье; предпочитал проводить время с друзьями; проводил время со случайными знакомыми; любил развлечения (какие); отношение к алкоголю; сексуальное поведение;

3) направленность личности: отношение к учебе (работе); отношение  к семье; основные интересы (получение  знаний, спорт, развлечения, искусство  и пр.); планы на будущее; оценка  прожитой жизни (удовлетворен, во  многом ошибся и пр.);

4) интеллектуальные особенности:  уровень образования; запас знаний (общих и специальных); качества  ума (способность к анализу,  гибкость, быстрота, замедленность,  изворотливость и пр.); свойства  памяти (точность, легкость запоминания,  прочность запоминания и пр.); свойства воображения (склонность  к вымыслу, фантазированию, оторванность  от реальных условий и т.д.);

5) характер:

а) отношение к собственной  личности -самооценка; уровень притязаний; уверенность в своих силах; самолюбие; эгоцентризм; склонность к самообвинению; обидчивость;

б) отношение к людям -отношение  к жизни и здоровью других людей; уважение к человеку как к личности; доброжелательность; способность к  сопереживанию; общительность, легкость установления отношений; отношение  к тем, кто сильнее, и к тем, кто слабее (в физическом, интеллектуальном, социальном плане); застенчивость (в  каких ситуациях); грубость (по отношению  к кому); лживость; агрессивность; жестокость; умение подчинить себе; подчиняемость; внушаемость; конфликтность (причины  возникновения, легкость разрешения, способы  разрешения);

в) отношение к вещам, материальным ценностям - бережливость; расточительность; жадность; склонность к накопительству; стяжательство;

г) принятие решений - самостоятельность; смелость; продуманность (обоснованность); быстрота или склонность к колебаниям; импульсивность; легкомыслие;

6) эмоциональность: сила  эмоциональных реакций; глубина  переживаний; мстительность, злопамятность;  склонность к аффективным взрывам;  устойчивость настроения; преобладающее  настроение (бодрое, унылое, мрачное,  злобное и т.д.); способность контролировать, сдерживать проявления эмоций;

7) положение в группе (лидер,  подчиненный, отвергаемый): в семье;  на работе; в неформальных группах; 

Информация о работе Тактика допроса несовершеннолетних и особенности ее реализации при допросе несовершеннолетних осужденных