Тактика допроса несовершеннолетних и особенности ее реализации при допросе несовершеннолетних осужденных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Процесс расследования с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля особенно сложен и требует специальных знаний в области педагогики, детской психологии. Допрос несовершеннолетних имеет специфику, связанную, прежде всего, с их возрастными особенностями. Цель курсовой работы – показать роль и значение допроса несовершеннолетнего в процессе расследования преступлений.

Содержание

Введение
Понятие и общие черты допроса несовершеннолетних
Тактические приемы допроса несовершеннолетних. Установление психологического контакта с допрашиваемым несовершеннолетним
Конфликтные ситуации при допросах несовершеннолетних
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

допрос несоверш.docx

— 71.14 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Конфликтные ситуации при допросах несовершеннолетних

При допросе в так называемых конфликтных ситуациях, когда несовершеннолетний не признает себя виновным в предъявленном  обвинении, следователь, с учетом повышенной внушаемости, заранее разрабатывает  тактику допроса, проявляя особую осторожность при постановке вопросов.

Специфическими чертами  конфликтных ситуаций, возникающих  в процессе расследования преступлений несовершеннолетних, являются:

- особенности, обусловленные  возрастным периодом (психологическая  незрелость, более низкий, чем у  взрослых, интеллектуальный уровень,  отсутствие жизненного опыта  и т.д.);

- более низкий уровень  конфликтности, чем у подследственных  старшего возраста;

- наличие общей негативной  тенденции возникновения или  обострения конфликтных ситуаций  с момента дачи объяснения  несовершеннолетним преступником (до  возбуждения уголовного дела) до  момента его допроса в качестве  подозреваемого (на первоначальном  этапе расследования);

- сложность причин возникновения  конфликтных ситуаций, которые не  всегда поддаются строгому логическому  анализу и часто нагружены  трудно устранимой иррациональной  составляющей, отличающейся индивидуальностью,  препятствующей своевременному  прогнозированию и разрешению  острой конфликтной ситуации  традиционными средствами;

- наличие расширенного  круга участников уголовного  судопроизводства, которые могут  быть как инициаторами конфликтных  ситуаций, так и их активными  участниками.

При возникновении неблагоприятных  ситуаций лучше всего применять  тактические комбинации, то есть системы  тактических приемов, так как  тактическая комбинация призвана, прежде всего, изменить ситуацию к лучшему, изменить ее «препятствующий» следствию  характер. Неблагоприятная следственная ситуация складывается при оказании допрашиваемым противодействия установлению истины. Чаще всего противодействие выражается в даче ложных показаний.

В качестве разновидностей ситуации рассматриваются:

- ложь, целиком состоящая  из вымысла;

- запирательство (утверждения  типа: «я ничего не знаю»);

- частичная ложь, то есть  соединение элементов правды  с элементами лжи, формируемая,  как правило, путем: исключения  отдельных элементов события;  дополнения реального события  вымышленными элементами; перестановки  элементов события во времени  и пространстве31.

Ложь рассматривается  как информационно-коммуникативный  феномен, представляющий собой сознательную деятельность несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого, направленную на доведение до заинтересованного  в информации лица (следователя) сведений, заведомо не соответствующих действительности, осуществляемая с целью создания у последнего искаженного представления  о реальных обстоятельствах расследуемого  дела.32 Признаками лживости в показаниях несовершеннолетних  могут быть как вербальные, так и невербальные. К вербальным реакциям можно отнести: заметные изменения скорости и громкости речи; бормотание, изменение тональности голоса и качества дыхания; чрезмерное дружелюбие или подчеркнутое уважение; заявления о том, что подросток ограничен во времени; заблаговременные извинения и т. д. Наблюдая за невербальным поведением подростка, можно выявить группу признаков, указывающих на правдивость или лживость объяснений: физиологические реакции, позы, жесты, мимика, артикуляция. Однако все вербальное и невербальное поведение необходимо рассматривать только в совокупности проявлений.

Основным средством изобличения  лжи малолетних являются приемы эмоционального воздействия, ибо средства логического  убеждения могут оказаться малоэффективными как вследствие непонимания допрашиваемым  самого факта изобличения, так и  в силу «духа противоречия», свойственного  детям и приводящего к упрямому повторению явно бессмысленной лжи. Эффективным может оказаться  и повторный допрос с учетом следующих  моментов. Если на повторном допросе  ребенок (подросток) слово в слово  повторяет ранее данные показания, употребляя при этом выражения, не свойственные его возрасту, следователь вправе предположить, что такие показания  являются результатом воздействия  взрослого. Существенные отличия в  деталях указывают на фантазирование ребенка: выдуманные детали обычно плохо  удерживаются в памяти и заменяются новыми. Однако, следователь должен учитывать и внушающее воздействие  собственных вопросов, поэтому особенно важно правильно формулировать  вопросы и определять их последовательность.

Несовершеннолетнему следует  облегчить переход от ложных показаний  к правдивым. Это достигается  установлением причин лжи и разъяснением возможности и необходимости  изменить свою позицию как в интересах  следствия, так и для облегчения собственной участи.

Мотивами дачи ложных показаний  обвиняемым являются:

* неправильное понимание  подростком чувства товарищества;

* повышенная стыдливость  (в частности, в отношении половых  преступлений);

* склонность к отстаиванию  ранее данных ложных показаний,  чтобы не показаться в глазах  допрашиваемого лгуном;

* стремление прослыть  самостоятельным, “взрослым”, утвердить  себя во мнении окружающих;

* нежелание “выдать”  своего товарища, прослыть “ябедой”;

* обостренное самолюбие,  стремление любым способом сохранить  свой авторитет среди сверстников;

* повышенная эмоциональность  подростка и неуравновешенность  его эмоций;

* пониженная критичность  и самокритичность, отсутствие  жизненного опыта;

* слепая преданность подстрекателю  и сообщникам;

* стремление преувеличить  свою роль в содеянном;

* боязнь физического наказания  со стороны родителей или родственников  за совершенное правонарушение;

*утверждение, что в  преступлении участвовали и другие  лица, в надежде уменьшить степень  своей ответственности.

Сомнение в достоверности  показаний могут возникнуть у  следователя, как во время, так и  после допроса. В процессе допроса  такие сомнения порождаются противоречивостью  показаний, их изменением, явным не соответствием известным обстоятельствам  дела, имеющимся в распоряжении следователя  доказательствам, заученность  рассказа, наличие несвойственных несовершеннолетнему  формулировок и выражений.

Ложные показания несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, помимо сознательного  отказа говорить правду, могут объясняться  самовнушением, повышенным влиянием взрослых, в чем несовершеннолетние не отдают себе отчет, могут быть плодом их фантазии или следствием немотивированного  желания солгать. При фантазировании в показаниях несовершеннолетних ложь мешается с правдой или придуманными нелогичными подробностями.

Наибольшую опасность  по делам несовершеннолетних представляют групповые и многоэпизодные преступления. Следователю при расследовании  данных преступлений важно выделить организатора - «главаря» преступной группировки. Нередко несовершеннолетние по различным причинам стараются  скрыть организаторов подобных группировок  и зачастую берут вину на себя. В  большинстве случаев «главарями»  выступают ранее судимые взрослые или близкие к совершеннолетию люди, которые ранее уже привлекались к уголовной ответственности или административному воздействию и которые по сравнению с остальными более опытные и физически сильные. Бравируя указанными качествами эти «главари» подчиняют других несовершеннолетних членов своей группы, зачастую терроризируют их. Поэтому в такой ситуации следователю необходимо добыть не только доказательства, изобличающие лидера в совершении преступления, но и факты, показывающие истинное лицо «главаря», разрушающие ореол героя, а также тактически грамотно использовать их в процессе допроса33.

Допрашивая лгущего несовершеннолетнего, следователь не может избежать определенного  психологического воздействия на него с целью получения правдивых  показаний.

Психологическое воздействие  в тактике допроса определяется как осуществляемый в общественных интересах процесс передачи информации путем использования различных  способов и средств с целью  вызвать необходимую реакцию  со стороны допрашиваемого и тем  самым обусловить желаемую позицию  и поведение этого лица в нужном для следователя направлении. Чтобы  данное воздействие было допустимым и правомерным, у несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого должны оставаться свобода выбора линии  поведения в конкретной ситуации допроса. Если же поведение подростка  жестко детерминировано внешними факторами, то такая форма психологического воздействия приобретает характер психического насилия и недопустима  в деятельности следователя.

Суть психологического воздействия  в использовании приемов, обеспечивающих наиболее эффективную форму сообщения  доказательственного материала  и направленных на изменение хода психических процессов, субъективной позиции допрашиваемого, убеждение его в необходимости дать правдивые показания, помочь следствию в установлении истины.

Психологическое воздействие  осуществляется в рамках, очерченных уголовно-процессуальным законом. По общему правилу, нельзя домогаться показаний  путем насилия, угроз, шантажа и  иных незаконных действий (ст. 302 УК РФ). Недопустимы приемы, основанные на обмане, сообщении ложных сведений, использовании низменных побуждений допрашиваемого. Особое значение в  процессе допроса приобретает метод  убеждения. Его сущность в воздействии  на сознание личности через обращение  к ее собственному критическому суждению. Предварительный отбор, логическое упорядочение имеющихся фактов и  выводов, предъявление их в эффективной  эмоциональной форме и тактически обусловленной последовательности – все это, по существу, и предопределяет успешность психологического воздействия.

С целью получения  от допрашиваемого правдивых показаний  в следственной практике могут применяться  следующие методы психологического воздействия:

  1. метод изобличения,
  2. метод убеждения,
  3. метод психологического внушения,
  4. метод эмоционального воздействия,
  5. метод примера.

Рассмотрим  более подробно указанные методы.

Метод изобличения. Сущность этого метода состоит в  активном воздействии на психику  допрашиваемого, в демонстрацию несостоятельности  его утверждений, противоречии между  этими утверждениями и обстоятельствами расследуемого уголовного дела. Изобличение  достигается путем предъявления доказательств, постановкой перед  допрашиваемым вопроса. Предъявление доказательств в процессе допроса должно быть проведено тактически правильно. Главное состоит в том, чтобы с их помощью была передана допрашиваемому не ложная, а действительная информация, чтобы доказательства были тщательно проверены и не вызывали сомнений в своей достоверности. Правильно предъявленные в ходе допроса доказательства способствуют получению подробной и точной информации от лиц, дающих правдивые показания, побуждая дать правдивые показания и, наконец, помогают проверить и правильно оценить показания, Изобличение возможно и правильной, своевременной и последовательной формулировкой вопроса. Надо так построить вопросы, чтобы допрашиваемый извлек из них как можно меньше для себя информации о том, что известно следователю, какими он располагает доказательствами, чтобы вопросы не подсказывали допрашиваемому ответы. Следователю важно установить логическую связь вопроса, его структуру, уметь правильно использовать в целях контроля и направления мыслительной деятельности допрашиваемого, его изобличения.

Метод убеждения. Этот метод заключается в передаче сообщений, позволяющих склонить к  определенному мнению или поступку человека. С помощью этого метода происходит воспитание и перевоспитание личности. Метод убеждения предполагает полное овладение волевыми процессами допрашиваемого и эффективен только в том случае, если допрашиваемый  желает воспринимать доводы, заинтересован  выслушать следователя. Эффективность  убеждения зависит от силы убеждения, предварительной подготовки психических  качеств следователя и убеждаемого. Квалифицированный следователь, вооруженный  опытом, тактом педагога и психолога, уже на первоначальных стадиях расследования  закладывает основы исправления  и перевоспитания лица, совершившего преступление. Убедить может лишь тот, кто обладает большим опытом, знаниями, кто достаточно хорошо убежден  сам, имеет твердые принципы и  кто показывает личный пример.

Метод психологического внушения. Важными условиями эффективности внушения как метода воздействия является неоднократность повторения доводов, усиливающих эмоциональное состояние допрашиваемого и авторитетность следователя, которая располагает к доверию и снижает сопротивление внушающему воздействию.

Метод эмоционального воздействия. Сущность его – в  создании таких искусственных условий, при которых происходит резкое изменение  эмоционального состояния допрашиваемого, в результате чего он обнаруживает знание или незнание факта, степень  заинтересованности в расследуемых обстоятельствах. С помощью этого  метода проверяется причастность допрашиваемого к преступлению, знание им фактов, интересующих следователя, проверяется правильность тактических приемов допроса.

Метод примера. Этот метод применяется или в  форме личного примера следователя, или в форме сообщения допрашиваемому о положительных действиях других лиц. На поведение допрашиваемого большое  влияние могут оказать члены  семьи. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Если допрашиваемый дорожит мнением  родителей, соседей по квартире, старших  товарищей, девушки, с которой дружит, это может быть использовано в  целях положительно воздействия  на допрашиваемого.

В процессе допроса не рекомендуется  показания несовершеннолетнего  сразу же заносить в протокол, т.к. это отвлекает внимание допрашиваемого, да и следователю мешает сосредоточиться  на реализации тактического плана допроса. Более целесообразно в ходе допроса  делать черновые записи показаний, которые  не так заметны для допрашиваемого и не отвлекают следователя от беседы с несовершеннолетним. В протокол показания лучше заносить только по окончании допроса, сохраняя свойственные несовершеннолетнему обороты речи. Помощь в точной фиксации информации, полученной от допрашиваемого несовершеннолетнего, может оказать использование звукозаписи при его допросе. Звукозапись показаний целесообразно применять в следующих случаях:

Информация о работе Тактика допроса несовершеннолетних и особенности ее реализации при допросе несовершеннолетних осужденных