Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:13, курсовая работа
Процесс расследования с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля особенно сложен и требует специальных знаний в области педагогики, детской психологии. Допрос несовершеннолетних имеет специфику, связанную, прежде всего, с их возрастными особенностями. Цель курсовой работы – показать роль и значение допроса несовершеннолетнего в процессе расследования преступлений.
Введение
Понятие и общие черты допроса несовершеннолетних
Тактические приемы допроса несовершеннолетних. Установление психологического контакта с допрашиваемым несовершеннолетним
Конфликтные ситуации при допросах несовершеннолетних
Заключение
Список используемой литературы
При допросе в так называемых конфликтных ситуациях, когда несовершеннолетний не признает себя виновным в предъявленном обвинении, следователь, с учетом повышенной внушаемости, заранее разрабатывает тактику допроса, проявляя особую осторожность при постановке вопросов.
Специфическими чертами конфликтных ситуаций, возникающих в процессе расследования преступлений несовершеннолетних, являются:
- особенности, обусловленные возрастным периодом (психологическая незрелость, более низкий, чем у взрослых, интеллектуальный уровень, отсутствие жизненного опыта и т.д.);
- более низкий уровень
конфликтности, чем у
- наличие общей негативной
тенденции возникновения или
обострения конфликтных
- сложность причин
- наличие расширенного
круга участников уголовного
судопроизводства, которые могут
быть как инициаторами
При возникновении неблагоприятных ситуаций лучше всего применять тактические комбинации, то есть системы тактических приемов, так как тактическая комбинация призвана, прежде всего, изменить ситуацию к лучшему, изменить ее «препятствующий» следствию характер. Неблагоприятная следственная ситуация складывается при оказании допрашиваемым противодействия установлению истины. Чаще всего противодействие выражается в даче ложных показаний.
В качестве разновидностей ситуации рассматриваются:
- ложь, целиком состоящая из вымысла;
- запирательство (утверждения типа: «я ничего не знаю»);
- частичная ложь, то есть
соединение элементов правды
с элементами лжи, формируемая,
Ложь рассматривается
как информационно-
Основным средством
Несовершеннолетнему следует облегчить переход от ложных показаний к правдивым. Это достигается установлением причин лжи и разъяснением возможности и необходимости изменить свою позицию как в интересах следствия, так и для облегчения собственной участи.
Мотивами дачи ложных показаний обвиняемым являются:
* неправильное понимание
подростком чувства
* повышенная стыдливость
(в частности, в отношении
* склонность к отстаиванию
ранее данных ложных показаний,
* стремление прослыть самостоятельным, “взрослым”, утвердить себя во мнении окружающих;
* нежелание “выдать” своего товарища, прослыть “ябедой”;
* обостренное самолюбие,
стремление любым способом
* повышенная эмоциональность
подростка и
* пониженная критичность и самокритичность, отсутствие жизненного опыта;
* слепая преданность
* стремление преувеличить свою роль в содеянном;
* боязнь физического наказания
со стороны родителей или
*утверждение, что в
преступлении участвовали и
Сомнение в достоверности
показаний могут возникнуть у
следователя, как во время, так и
после допроса. В процессе допроса
такие сомнения порождаются противоречивостью
показаний, их изменением, явным не
соответствием известным
Ложные показания
Наибольшую опасность
по делам несовершеннолетних представляют
групповые и многоэпизодные преступления.
Следователю при расследовании
данных преступлений важно выделить
организатора - «главаря» преступной
группировки. Нередко несовершеннолетние
по различным причинам стараются
скрыть организаторов подобных группировок
и зачастую берут вину на себя. В
большинстве случаев «
Допрашивая лгущего
Психологическое воздействие
в тактике допроса определяется
как осуществляемый в общественных
интересах процесс передачи информации
путем использования различных
способов и средств с целью
вызвать необходимую реакцию
со стороны допрашиваемого и тем
самым обусловить желаемую позицию
и поведение этого лица в нужном
для следователя направлении. Чтобы
данное воздействие было допустимым
и правомерным, у несовершеннолетнего
подозреваемого, обвиняемого должны
оставаться свобода выбора линии
поведения в конкретной ситуации
допроса. Если же поведение подростка
жестко детерминировано внешними факторами,
то такая форма психологического
воздействия приобретает
Суть психологического воздействия в использовании приемов, обеспечивающих наиболее эффективную форму сообщения доказательственного материала и направленных на изменение хода психических процессов, субъективной позиции допрашиваемого, убеждение его в необходимости дать правдивые показания, помочь следствию в установлении истины.
Психологическое воздействие
осуществляется в рамках, очерченных
уголовно-процессуальным законом. По общему
правилу, нельзя домогаться показаний
путем насилия, угроз, шантажа и
иных незаконных действий (ст. 302 УК РФ).
Недопустимы приемы, основанные на
обмане, сообщении ложных сведений,
использовании низменных
С целью получения от допрашиваемого правдивых показаний в следственной практике могут применяться следующие методы психологического воздействия:
Рассмотрим более подробно указанные методы.
Метод изобличения.
Сущность этого метода состоит в
активном воздействии на психику
допрашиваемого, в демонстрацию несостоятельности
его утверждений, противоречии между
этими утверждениями и
Метод убеждения.
Этот метод заключается в передаче
сообщений, позволяющих склонить к
определенному мнению или поступку
человека. С помощью этого метода
происходит воспитание и перевоспитание
личности. Метод убеждения предполагает
полное овладение волевыми процессами
допрашиваемого и эффективен только
в том случае, если допрашиваемый
желает воспринимать доводы, заинтересован
выслушать следователя. Эффективность
убеждения зависит от силы убеждения,
предварительной подготовки психических
качеств следователя и
Метод психологического
внушения. Важными условиями
Метод эмоционального воздействия. Сущность его – в создании таких искусственных условий, при которых происходит резкое изменение эмоционального состояния допрашиваемого, в результате чего он обнаруживает знание или незнание факта, степень заинтересованности в расследуемых обстоятельствах. С помощью этого метода проверяется причастность допрашиваемого к преступлению, знание им фактов, интересующих следователя, проверяется правильность тактических приемов допроса.
Метод примера.
Этот метод применяется или в
форме личного примера
В процессе допроса не рекомендуется
показания несовершеннолетнего
сразу же заносить в протокол, т.к.
это отвлекает внимание допрашиваемого,
да и следователю мешает сосредоточиться
на реализации тактического плана допроса.
Более целесообразно в ходе допроса
делать черновые записи показаний, которые
не так заметны для допрашиваемого
и не отвлекают следователя от
беседы с несовершеннолетним. В протокол
показания лучше заносить только
по окончании допроса, сохраняя свойственные
несовершеннолетнему обороты