Тактика допроса несовершеннолетних и особенности ее реализации при допросе несовершеннолетних осужденных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Процесс расследования с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля особенно сложен и требует специальных знаний в области педагогики, детской психологии. Допрос несовершеннолетних имеет специфику, связанную, прежде всего, с их возрастными особенностями. Цель курсовой работы – показать роль и значение допроса несовершеннолетнего в процессе расследования преступлений.

Содержание

Введение
Понятие и общие черты допроса несовершеннолетних
Тактические приемы допроса несовершеннолетних. Установление психологического контакта с допрашиваемым несовершеннолетним
Конфликтные ситуации при допросах несовершеннолетних
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

допрос несоверш.docx

— 71.14 Кб (Скачать файл)

8) особенности в поведении. 

Предлагаемая схема не является исчерпывающей и может  быть дополнена или расширена  в зависимости от содержания уголовного дела или ситуации расследования. Ее использование поможет следователю  в определении объема и направленности изучения личности несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого с учетом расследуемого дела.23

К сожалению, в науке отсутствует  единая диагностическая программа  изучения личности, основанная на визуальном восприятии несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых. Однако может быть адаптирована и применена при допросе несовершеннолетнего  диагностическая методика Кэтелл (16 PF)24, с помощью которой следователь по внешне наблюдаемым признакам может выявить особенности темперамента, характера, интеллекта и способностей. Предложенная модель позволит следователю не только более глубоко изучить личностные особенности подростка, но, в первую очередь, будет способствовать выбору тактических приемов допроса, методов психического воздействия в целях разоблачения лжи, установлению психологического контакта.

Прогнозируя поведение несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого во время  предстоящего допроса, следователь  должен планировать и свое поведение, основываясь на способности к  рефлексивным рассуждениям подростка, которые в силу возрастных особенностей и несформированности интеллектуальной сферы не могут выходить за первый ранг рефлексивных рассуждений - «я думаю, что он думает», а в некоторых  случаях ограничиваются анализом своих  собственных чувств, эмоций, переживаний25.

Заключительный этап подготовки к допросу несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого включает составление плана – гибкой программы, определяющей наиболее эффективные  приемы получения показаний. В письменном плане допроса несовершеннолетних должны найти отражение следующие  положения: краткая характеристика социально-психологических признаков  личности, полученных в ходе изучения личности подростка; формулировка и  последовательность вопросов, которые  следует задавать после его свободного рассказа; доказательства, которыми располагает  следователь по предмету допроса  и способ их предъявления, зависящий  от вероятных реакций подростка.

Особенности тактики допроса  несовершеннолетних обусловлены своеобразием их возрастной психики и характером восприятия ими происходящих событий, особенностями формирования показаний  в целом. Для несовершеннолетних характерны недостаточный уровень  знаний, развития, ограниченный круг даже общепринятых понятий, отсутствие надлежащего опыта, профессиональных знаний, повышенное эмоциональное состояние во время восприятия и некритическое отношение к воспринимаемому, неспособность правильно оценить поступки, как свои, так и других людей, повышенная склонность к внушению, фантазированию. Начиная допрос, следователь должен сразу же расположить к себе несовершеннолетнего допрашиваемого, вызвать его на откровенный разговор. Для установления надлежащего психологического контакта полезно вести с ним беседу на отвлеченную тему, представляющую для него интерес, выяснить его отношения со сверстниками, дружеские связи, поведение в школе и семье.

Установление психологического контакта – это создание благоприятной  психологической атмосферы следственного  действия, при которой допрашиваемый  внутренне  настроен участвовать  в диалоге, слушать допрашивающего, воспринимать его доводы, аргументы  и предъявляемые доказательства даже в условиях конфликтной ситуации, когда намерен скрыть правду, дать ложные показания, помешать следователю  установить истину. Психологическому контакту благоприятствует коммуникабельность следователя, т.е. его способность  располагать к себе людей, умение с учетом индивидуальных особенностей допрашиваемого (возраста, характера, интересов, психического состояния, отношения  к делу и проч.) находить верный тон  в общении, пробуждать заинтересованность к даче правдивых показаний. При  установлении психологического контакта большое значение имеют корректность следователя, его объективность, непредвзятость, готовность внимательно выслушать  допрашиваемого, умение снять напряжение в общении. Следователю необходимо точно выражать свои мысли и чувства. Надо, чтобы речь была живой, яркой. При расследовании дел несовершеннолетних приходится учитывать и фактор быстрой  утомляемости подростков. Поэтому допросы  и иные следственные действия с их участие должны быть непродолжительными.

Необходимым условием установления психологического контакта являются безупречное  знание следователем материалов уголовного дела. При подготовке к допросу  необходимо получить сведения о положительных  качествах подростка, его интересах, которые можно удачно использовать для установления психологического контакта. Следующий шаг - создание обстановки, налаживание таких отношений, при которых сохранилось бы доброе доверие.

Несомненно, что в ходе проведения допроса всегда присутствует определенное психологическое воздействие  со стороны следователя на допрашиваемых  лиц, степень правомерности которого является дискуссионным вопросом в  криминалистической науке.

Однако следователь может  использовать лишь допустимые, с точки  зрения закона, науки и нравственности, психологические приемы воздействия  на участников допроса, которые могут  вызвать желание дать правдивые  показания, помогают вспомнить и  воспроизвести забытое, снимают  излишнее волнение его участников и  т.д. Оказываемое воздействие не должно переходить ту грань, за которой  начинается психическое насилие: у  допрашиваемого не должна подавляться  самостоятельность в принятии решения  относительно показаний.

Тактические приемы при производстве допроса можно считать допустимым, если они отвечают следующим требованиям:

1. Тактические приемы допроса  должны строго соответствовать  закону (ст.164 УПК РФ). Закон запрещает  такие «приемы» ведения расследования,  как принуждение к даче показаний  путем насилия, угроз, издевательства  над личностью и иных незаконных  действий со стороны следователя  (ст.9 УПК РФ и ст. 302 УК РФ). Тактические  приемы допроса не должны нарушать  гарантированные Конституцией РФ  права граждан.

2. Тактические приемы допроса  не должны противоречить требованиям  общечеловеческой морали. Нравственно  допустимы лишь те из них,  которые побуждают допрашиваемых  давать правдивые показания, прививают  им такие качества как добросовестность, уважение к личности. Ни в коем случае следователь не должен разжигать конфликтную ситуацию, вызывать неприязненные взаимоотношения и ненависть, лгать, проявлять невыдержанность, развязность и грубость, оскорблять честь, достоинство, религиозные и национальные чувства.

3. Тактические приемы допроса  должны основываться на новейших  достижениях специальных наук (криминалистики, психологии, логики, педагогики и  др.). Чтобы со знанием дела  применять тактические приемы  на практике, следователю самому  нужно обладать необходимыми  знаниями в области указанных  наук. Недопустимо рекомендовать  к применению тактические приемы, отвергнутые следственной практикой,  не прошедшие надлежащих экспериментальных  исследований и апробации в  практике.

4. Тактические приемы допроса  должны обладать избирательным  действием, т.е. они должны оказывать  должное воздействие только в  отношении допрашиваемых, испытывающих  затруднения в воспоминании забытых  обстоятельств расследуемого события,  или допрашиваемых, дающих ложные  показания26.

Если при допросе возникает  ситуация, когда ни следователь, ни привлеченный к участию в допросе  психолог или педагог не могут  разрушить недоверие, равнодушие и  подозрительность подростка, то можно  говорить о возникновении психологического барьера, который может быть нейтрализован  с помощью накопления согласий; демонстрации общности взглядов, оценок, интересов  по некоторым вопросам; психологического поглаживания. Для установления и  поддержания психологического контакта с несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым во время допроса следователь  может использовать следующие приемы: 1) создание исходных благоприятных  психологических условий для  решения задач допроса; 2) само презентация личности следователя, справедливое, доброжелательное отношение к подростку, отказ от демонстрации своего превосходства; 3) изучение личности подростка, его психологических особенностей и психических состояний; 4) презумпция доверия; 5) подчинение общения решению задач правового воспитания; 6) демонстрация искренности следователя; 7) поиск точек согласия в решаемой проблеме; 8) совместный поиск взаимоприемлемого решения проблемы; 9) актуализации мотивов искренности.

После установление психологического контакта следователь предлагает допрашиваемому в форме свободного рассказа описать  события или сообщить сведения, необходимые  для дальнейшего хода следствия. Свободный рассказ несовершеннолетнего  об известных ему обстоятельствах, как правило, бывает неполным, отрывочным и непоследовательным. Задача следователя  в данном случае состоит в том, чтобы помочь несовершеннолетнему  восстановить в памяти известные  ему обстоятельства, последовательно  и подробно изложить показания.

На мой взгляд, интересны  мотивы совершения преступлений у подростков. Это мотивы самоутверждения (42%), замещения (32%) и игровые мотивы (36%). Мотивы самооправдания являются ведущими в послепреступный период, когда возникает когнитивный диссонанс и осуществляется выбор позиции и поведения несовершеннолетнего в процессе расследования уголовного дела, в ходе судебного разбирательства, но не в процессе совершения противоправных действий. Мотивы самооправдания необходимо рассматривать как универсальные средства психической защиты, а не как причину совершения ими преступления. Особенность самооправдания в послепреступный период заключается в отрицании вины и, как следствие, отсутствии раскаяния за содеянное. Защитная доминанта обуславливает деление несовершеннолетних преступников на внешне активных (те, кто после совершения преступления бравирует совершенным) и внешне пассивных (т.е. тех, кто не проявляет признаков причастности к совершению преступления). Предложенная градация позволяет не только определить направления поисков виновного, но и выявить наличие взрослых подстрекателей или участников преступления27.

Что касается использовании  видеозаписи при допросе то, преимущества заключаются в возможности фиксации и последующем анализе невербального  поведения подростка. Данная форма  позволяет отслеживать визуальные, акустические, тактильно-кинестезические  и ольфакторные проявления. Использование  видеозаписи позволяет достичь  не только высокой точности и полноты  фиксации показаний, но и отражает особенности  мимики, жестикуляции в совокупности их проявлений с передачей смыслового содержания показаний, интонационных  особенностей, эмоциональной окраски. Видеозапись способствует ускорению  и улучшению хода и результатов  данного следственного действия, повышению тактических возможностей его проведения. Кроме того, видеозапись  способствует внедрению научной  организации труда в работу следователя; улучшению контроля и самоконтроля за качеством деятельности, дает возможность  более объективно оценить результаты допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых.

Не следует забывать и  о половых различиях несовершеннолетних, которые не ограничиваются половыми характеристиками и особенностями  психо-сексуального развития. Девочки  созревают гораздо раньше мальчиков, например, так, в подростковом возрасте процесс психо-сексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков28. Так, девочки-подростки чувствительны, эмоциональны, возбудимы, имеют более богатую гамму чувств. Девушки более доверчивы, легче идут на контакт со следователем, полагаясь, как правило, при этом на свою интуицию, здравый смысл, больше анализируют, сопоставляют свою вину и доказательства предъявляемые следователем.

Примером тому может служить  уголовное дел № 06/48229 по обвинению мальчиков-подростков Алферова, Важенина, Кисилева и Николаева и девочки-подростка Ламоновой по ст.158ч.2 УК РФ. Указанная группа подростков совершала кражи автомобилей из гаражных кооперативов г.Томска. Ламонова сама разрабатывала планы похищения автомобиля. Алферов, Важенин, Кисилев и Николаев, согласно ее замыслу, похищали автомобили в г.Томске, перегоняли их к ней в г.Юргу в Кемеровской области, где она, в свою очередь, предоставляла места для сокрытия похищенных автомобилей, также реализовывала краденное. В ходе расследования Ламонова пыталась запутать следствие, готовилась заранее к допросам, в процессе самих допросов она преуменьшила свою роль в совершении преступления, пыталась все вину свалить на подростков – мальчиков. Обвиняемая Ламонова склонная к анализу, планировала свои показания. При проведении следственных действий ее поведение существенно отличалось от поведения мальчиков, она гораздо ‘’острее и тоньше‘’ реагировала на доказательства, предъявляемые для ее изобличения, и, с учетом полученной информации, каждый раз выдвигала новую версию ее деяний. Уровень развития, ее интеллект были выше, чем ее подельников. При изучении ее личности выяснилось, что Ламонова увлекается Пикулем, Булгаковым и др.. В то время, как мальчики даже не слышали об этих авторах. В связи с этим тактические приемы в допросе Ламоновой носили более сложный характер, сам допрос требовал более серьезной подготовки, при допросе предъявлялись доказательства, был избран деловой тон беседы и определенная линия поведения следователя.

Избрав определенную линию поведения, девочки, как правило, не отступают от нее, независимо от того, какие сложились обстоятельства.

В качестве примера  хотелось бы привести уголовное дело № 02/212630 по обвинению несовершеннолетней Зиминой в совершении преступления, предусмотренного ст.158ч.2 УК РФ. В ходе предварительного следствия было установлено, что Зимина совершила кражу в сговоре с неустановленным следствием молодым человеком. По имеющейся оперативной информации стало известно, что кражу Зимина совершила вместе со своим близким другом. Однако, в процессе допроса данный факт Зимина отрицала, говорила, что данное преступление она совершила одна. Выбранную линию поведения она не изменила, своего подельника не выдала. Следствию не удалось добыть достаточных и объективных доказательств для привлечения ее друга к уголовной ответственности. Этот пример свидетельствует лишний раз о том, что ее личные привязанности, чувства оказались гораздо сильнее сложившихся обстоятельств и тех последствий, которые возникли по отношению к ней. Следователю не удалось убедить ее в обратном, она предпочла взять всю вину на себя, оградив своего близкого друга.

Информация о работе Тактика допроса несовершеннолетних и особенности ее реализации при допросе несовершеннолетних осужденных