Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:13, курсовая работа
Процесс расследования с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля особенно сложен и требует специальных знаний в области педагогики, детской психологии. Допрос несовершеннолетних имеет специфику, связанную, прежде всего, с их возрастными особенностями. Цель курсовой работы – показать роль и значение допроса несовершеннолетнего в процессе расследования преступлений.
Введение
Понятие и общие черты допроса несовершеннолетних
Тактические приемы допроса несовершеннолетних. Установление психологического контакта с допрашиваемым несовершеннолетним
Конфликтные ситуации при допросах несовершеннолетних
Заключение
Список используемой литературы
8) особенности в поведении.
Предлагаемая схема не
является исчерпывающей и может
быть дополнена или расширена
в зависимости от содержания уголовного
дела или ситуации расследования. Ее
использование поможет
К сожалению, в науке отсутствует
единая диагностическая программа
изучения личности, основанная на визуальном
восприятии несовершеннолетних подозреваемых,
обвиняемых. Однако может быть адаптирована
и применена при допросе
Прогнозируя поведение несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого во время предстоящего допроса, следователь должен планировать и свое поведение, основываясь на способности к рефлексивным рассуждениям подростка, которые в силу возрастных особенностей и несформированности интеллектуальной сферы не могут выходить за первый ранг рефлексивных рассуждений - «я думаю, что он думает», а в некоторых случаях ограничиваются анализом своих собственных чувств, эмоций, переживаний25.
Заключительный этап подготовки
к допросу несовершеннолетнего
подозреваемого, обвиняемого включает
составление плана – гибкой программы,
определяющей наиболее эффективные
приемы получения показаний. В письменном
плане допроса
Особенности тактики допроса несовершеннолетних обусловлены своеобразием их возрастной психики и характером восприятия ими происходящих событий, особенностями формирования показаний в целом. Для несовершеннолетних характерны недостаточный уровень знаний, развития, ограниченный круг даже общепринятых понятий, отсутствие надлежащего опыта, профессиональных знаний, повышенное эмоциональное состояние во время восприятия и некритическое отношение к воспринимаемому, неспособность правильно оценить поступки, как свои, так и других людей, повышенная склонность к внушению, фантазированию. Начиная допрос, следователь должен сразу же расположить к себе несовершеннолетнего допрашиваемого, вызвать его на откровенный разговор. Для установления надлежащего психологического контакта полезно вести с ним беседу на отвлеченную тему, представляющую для него интерес, выяснить его отношения со сверстниками, дружеские связи, поведение в школе и семье.
Установление психологического
контакта – это создание благоприятной
психологической атмосферы
Необходимым условием установления психологического контакта являются безупречное знание следователем материалов уголовного дела. При подготовке к допросу необходимо получить сведения о положительных качествах подростка, его интересах, которые можно удачно использовать для установления психологического контакта. Следующий шаг - создание обстановки, налаживание таких отношений, при которых сохранилось бы доброе доверие.
Несомненно, что в ходе проведения допроса всегда присутствует определенное психологическое воздействие со стороны следователя на допрашиваемых лиц, степень правомерности которого является дискуссионным вопросом в криминалистической науке.
Однако следователь может использовать лишь допустимые, с точки зрения закона, науки и нравственности, психологические приемы воздействия на участников допроса, которые могут вызвать желание дать правдивые показания, помогают вспомнить и воспроизвести забытое, снимают излишнее волнение его участников и т.д. Оказываемое воздействие не должно переходить ту грань, за которой начинается психическое насилие: у допрашиваемого не должна подавляться самостоятельность в принятии решения относительно показаний.
Тактические приемы при производстве
допроса можно считать
1. Тактические приемы допроса
должны строго соответствовать
закону (ст.164 УПК РФ). Закон запрещает
такие «приемы» ведения
2. Тактические приемы допроса
не должны противоречить
3. Тактические приемы допроса
должны основываться на
4. Тактические приемы допроса
должны обладать избирательным
действием, т.е. они должны
Если при допросе возникает
ситуация, когда ни следователь, ни
привлеченный к участию в допросе
психолог или педагог не могут
разрушить недоверие, равнодушие и
подозрительность подростка, то можно
говорить о возникновении
После установление психологического
контакта следователь предлагает допрашиваемому
в форме свободного рассказа описать
события или сообщить сведения, необходимые
для дальнейшего хода следствия.
Свободный рассказ
На мой взгляд, интересны мотивы совершения преступлений у подростков. Это мотивы самоутверждения (42%), замещения (32%) и игровые мотивы (36%). Мотивы самооправдания являются ведущими в послепреступный период, когда возникает когнитивный диссонанс и осуществляется выбор позиции и поведения несовершеннолетнего в процессе расследования уголовного дела, в ходе судебного разбирательства, но не в процессе совершения противоправных действий. Мотивы самооправдания необходимо рассматривать как универсальные средства психической защиты, а не как причину совершения ими преступления. Особенность самооправдания в послепреступный период заключается в отрицании вины и, как следствие, отсутствии раскаяния за содеянное. Защитная доминанта обуславливает деление несовершеннолетних преступников на внешне активных (те, кто после совершения преступления бравирует совершенным) и внешне пассивных (т.е. тех, кто не проявляет признаков причастности к совершению преступления). Предложенная градация позволяет не только определить направления поисков виновного, но и выявить наличие взрослых подстрекателей или участников преступления27.
Что касается использовании
видеозаписи при допросе то, преимущества
заключаются в возможности
Не следует забывать и
о половых различиях
Примером тому может служить уголовное дел № 06/48229 по обвинению мальчиков-подростков Алферова, Важенина, Кисилева и Николаева и девочки-подростка Ламоновой по ст.158ч.2 УК РФ. Указанная группа подростков совершала кражи автомобилей из гаражных кооперативов г.Томска. Ламонова сама разрабатывала планы похищения автомобиля. Алферов, Важенин, Кисилев и Николаев, согласно ее замыслу, похищали автомобили в г.Томске, перегоняли их к ней в г.Юргу в Кемеровской области, где она, в свою очередь, предоставляла места для сокрытия похищенных автомобилей, также реализовывала краденное. В ходе расследования Ламонова пыталась запутать следствие, готовилась заранее к допросам, в процессе самих допросов она преуменьшила свою роль в совершении преступления, пыталась все вину свалить на подростков – мальчиков. Обвиняемая Ламонова склонная к анализу, планировала свои показания. При проведении следственных действий ее поведение существенно отличалось от поведения мальчиков, она гораздо ‘’острее и тоньше‘’ реагировала на доказательства, предъявляемые для ее изобличения, и, с учетом полученной информации, каждый раз выдвигала новую версию ее деяний. Уровень развития, ее интеллект были выше, чем ее подельников. При изучении ее личности выяснилось, что Ламонова увлекается Пикулем, Булгаковым и др.. В то время, как мальчики даже не слышали об этих авторах. В связи с этим тактические приемы в допросе Ламоновой носили более сложный характер, сам допрос требовал более серьезной подготовки, при допросе предъявлялись доказательства, был избран деловой тон беседы и определенная линия поведения следователя.
Избрав определенную линию поведения, девочки, как правило, не отступают от нее, независимо от того, какие сложились обстоятельства.
В качестве примера хотелось бы привести уголовное дело № 02/212630 по обвинению несовершеннолетней Зиминой в совершении преступления, предусмотренного ст.158ч.2 УК РФ. В ходе предварительного следствия было установлено, что Зимина совершила кражу в сговоре с неустановленным следствием молодым человеком. По имеющейся оперативной информации стало известно, что кражу Зимина совершила вместе со своим близким другом. Однако, в процессе допроса данный факт Зимина отрицала, говорила, что данное преступление она совершила одна. Выбранную линию поведения она не изменила, своего подельника не выдала. Следствию не удалось добыть достаточных и объективных доказательств для привлечения ее друга к уголовной ответственности. Этот пример свидетельствует лишний раз о том, что ее личные привязанности, чувства оказались гораздо сильнее сложившихся обстоятельств и тех последствий, которые возникли по отношению к ней. Следователю не удалось убедить ее в обратном, она предпочла взять всю вину на себя, оградив своего близкого друга.