Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:57, реферат
Социальная работа в пенитенциарных упреждениях современной России активно складывается и развивается как особый вид деятельности по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных. Для осуществления именно этого вида деятельности созданы отделы социально-психологической работы и группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. Сотрудники названных подразделений исправительных учреждений, решая определенные им нормативными актами задачи, в первую
очередь руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации.
Социальная работа в пенитенциарных
упреждениях современной России активно
складывается и развивается как особый
вид деятельности по оказанию социальной
помощи и поддержки, осуществлению социальной
защиты осужденных. Для осуществления
именно этого вида деятельности созданы
отделы социально-психологической работы
и группы социальной защиты и учета трудового
стажа осужденных. Сотрудники названных
подразделений исправительных учреждений,
решая определенные им нормативными актами
задачи, в первую
очередь руководствуются в своей деятельности
Конституцией Российской Федерации. Она
провозгласила Российскую Федерацию социальным
государством, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст.7 Конституции в Российской
Федерации охраняются труд и здоровье
людей, устанавливается гарантированный
минимальный размер оплаты труда, обеспечивается
государственная поддержка семьи, материнства,
отцовства и детства, инвалидов и пожилых
граждан, развивается система социальных
служб, устанавливаются государственные
пенсии, пособия и иные гарантии социальной
защиты.
Государственно-правовые основы социальной
работы наряду с Конституцией Российской
Федерации конкретизируются в федеральных
законах, законах субъектов Федерации,
указах Президента России, постановлениях
и распоряжениях министерств и ведомств,
правовых актах органов местного самоуправления.
Так, Федеральный закон РФ «Об основах
социального обслужива ния населения
в Российской Федерации» в соответствии
с Конституцией Российской
Федерации, общепризнанными принципами
и нормами международного права устанавливает
основы правового регулирования в области
социального обслуживания населения в
Российской Федерации. Данный Закон дает
основные понятия, определяющие сущность
социального обслуживания. Она определяется
как деятельность социальных служб по
социальной поддержке, оказанию социально-бытовых,
социально-медицинских, психолого-педагогических,
социально-правовых услуг и материальной
помощи, проведению социальной адаптации
и реабилитации граждан, находящихся в
трудной жизненной ситуации. Кроме этого,
Федеральный закон закрепляет полномочия
Российской Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
в области социального обслуживания; системы
социальных служб; организацию социального
обслуживания; ресурсное обеспечение
социального обслуживания и другие положения.
Отдельные из положений имеют прямое отношение
и к организации социальной работы с осужденными
в период отбывания наказания, так и после
их освобождения.
Общеобязательное значение для организации и проведения социальной работы с осужденными и некоторые положения Федерального закона РФ «О государственной социальной помощи», такие как: цели оказания социальной помощи; источники; порядок; размер и виды оказания государственной социальной помощи и другие. Особое место среди других законодательных актов занимает Закон Российской Федерации «Об у
18+ |
Более детально вопросы социальной работы с осужденными отражены в Уголовно-исполнительном кодексе РФ. Он, наряду с регулированием порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определения средств исправления осужденных, устанавливает охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным социальной помощи в адаптации.
Так в части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации говорится о том, что одной из задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Суть социальной адаптации состоит в приспособлении человека к новым правилам и нормам человеческого общежития, к тем или иным условиям жизни в обществе. Закрепление в УИК этой задачи косвенно закрепляет и аналогичное направление социальной работы с осужденными в уголовно-исполнительной системе.
В УИК РФ отражено и закреплено и такое важное направление социальной работы, как восстановление, сохранение и поддержание социально-полезных связей осужденных с внешним миром. Так в статье 89 говорится:
«1. Осужденным к лишению свободы предоставляются
краткосрочные свидания продолжительностью
четыре часа и длительные свидания продолжительностью
трое суток на территории исправительного
учреждения. В предусмотренных настоящим
Кодексом случаях осужденным могут предо
ставляться длительные
свидания с проживанием
вне исправительного
учреждения продолжительностью пять суток.
В этом случае начальником исправительного
учреждения определяются порядок и место
проведения свидания.
2. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения; длительные свидания с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами».
Эта статья преследует цель сохранения семейных, родственных и иных социально полезных связей осужденных, тем самым, устанавливая одно из направлений социальной работы с ними.
В соответствии со статьей 91 УИК РФ, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Осуждённые также вправе получать денежные переводы и отправлять денежные переводы близким, родственникам, а с разрешения администрации исправительного учреждения иным лицам».
Переписка осужденных также является важным средством сохранения, налаживания их социально-полезных связей с семьей, родственниками, друзьями, товарищами по учебе и работе. Возможность отправления денежных переводов осужденными позволяет оказывать семье и родственникам материальную помощь, а получение денежных переводов является важным подспорьем для получения осужденными дополнительного питания. Все выше рассмотренное также закрепляет правовые основы социальной работы с осужденными.
Важный аспект социальной работы - медико-санитарное обеспечение осужденных. В соответствии со статьей 101 УИК РФ, в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения, и администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение требований, обеспечивающих их охрану здоровья. Охрана здоровья осужденных является так же одним из аспектов социальной работы в уголовно-исполнительной системе, так как одной из задач, стоящих перед ней является вернуть в общество полноценного человека, и прежде всего здорового, способного нормально жить и трудиться после освобождения.
В Уголовно-исполнительном кодексе уделяется внимание профессиональному образованию и профессиональной подготовке осужденных к лишению свободы. Так, в статье 108 говорится о том, что в исправительных учреждениях организуется начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осуждённых, не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении во время отбывания наказания и после освобождения. Получение профессии в исправительном учреждении, по которой осужденный может работать не только в ИУ, но и на свободе, является важной составляющей подготовки осуждённых к освобождению. Ведь получение осужденным профессии позволит ему эффективнее адаптироваться к условиям жизни на свободе; найти работу и вести нормальный образ жизни. Поэтому получение профессии так важно для социальной работы с осужденными, а закрепление этого в УИК РФ указывает на косвенное отражение правовых норм социальной работы с осужденными в Уголовно-исполнительном законодательстве.
В Уголовно-исполнительном кодексе можно выделить и нормы, которые являются правовой основой такого важного направления социальной работы, как подготовка осужденных к освобождению.
Освобождению от отбывания наказания предшествует большая подготовительная работа, осуществляемая администрацией учреждений УИС, территориальными органами внутренних дел в тесном контакте с органами местного самоуправления по предполагаемому месту проживания освобождаемого. Так как отбывание наказания в виде лишения свободы в большинстве случаев вызывает полный разрыв или существенное ослабление социально полезных связей осужденного с родными, близкими, трудовыми коллективами, законодатель предусмотрительно обязывает администрацию ИУ за шесть месяцев до истечения срока наказания уведомлять органы местного самоуправления по избранному месту жительства о его предстоящем освобождении, а также наличии или отсутствии у него жилой площади, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
В соответствии со статьей 181 осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные обеспечиваются одеждой за счет государства. В этой статье, как видно из ее содержания, также содержатся правовые аспекты социальной работы с осужденными. А в соответствии со статьей 182 УИК РФ осужденные, освобождаемые от лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами.
Положение о Федеральной службе исполнения наказаний (утвержденно Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. №1314) также составляет правовую основу социальной работы с осужденными, так как одной из задач ФСИН Минюста России является организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации.
В выше перечисленных Федеральных законах, в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в Уголовно-исполнительном кодексе РФ и в Положении о Федеральной службе исполнения наказаний регулируются и некоторые организационные отношения в области социальной работы с осужденными. Однако конкретизацию и развитие организационная и правовая основы этой области деятельности получают в ведомственных нормативных документах.
Уголовно исполнительная система как система управления имеет свою структуру, которая представляет собой набор определенных и определенным образом расположенных и взаимосвязанных органов и учреждений, входящих в нее. Организационную структуру можно сравнить с каркасом, несущей конструкцией, которая связывает воедино все части системы или подсистемы. Она выявляет и устанавливает взаимосвязи и иерархию взаимоотношений сотрудников внутри УИС. Приказ ГУИН МЮ РФ «Об утверждении типовых структур штатов подразделений УИС МЮ РФ» от 20 марта 2000 года №41 в соответствии со ст. 6 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года утвердил типовые структуры всех видов исправительных учреждений и следственных изоляторов, типовые перечни их подразделений и должностей начальствующего состава, рабочих и служащих ИУ и СИЗО за счет сметы УИС и примерную штатную численность должностей начальствующего состава, рабочих и служащих ИУ и СИЗО, содержащихся за счет сметы УИС. Впервые указанным нормативным актом образован отдел (группа) социально-психологической работы с осужденными как структурное подразделение ИУ. Он образован вместо отдела (группы) по воспитательной работе с осужденными. Отделы (группы) социально-психологической работы с осужденными образованы только исправительных колониях и участках ИК для содержания лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы. Непосредственное руководство отделом осуществляет заместитель начальника колонии по кадрам и воспитательной работе. В состав этого отдела входят:
- начальник отдела (группы);
- старший специалист по социальной работе;
- старший психолог;
- психолог.
Кроме того, в структуре исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, СИЗО и тюрем образована группа социальной защиты и учета трудового стажа осужденных, в которую входят старший инспектор и инспектор. Должность старшего инспектора (по бытовому и трудовому устройству) введена во всех колониях. Должность старших инспекторов и инспекторов (по учету трудового стажа осужденных) вводится в штаты колоний всех видов режима.
Информация о работе Тюремная система России периода Временного правительства