Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:57, реферат
Социальная работа в пенитенциарных упреждениях современной России активно складывается и развивается как особый вид деятельности по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных. Для осуществления именно этого вида деятельности созданы отделы социально-психологической работы и группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. Сотрудники названных подразделений исправительных учреждений, решая определенные им нормативными актами задачи, в первую
очередь руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации.
- ведение учета проделанной социальной работы, анализ ее результатов и влияния на исправление осужденных;
- обобщение и распространение положительного опыта в сфере социального обеспечения осужденных, выработка рекомендаций по совершенствованию данной деятельности.
В реализации функций социальной службы участвует и старший инспектор (инспектор) по бытовому и трудовому устройству осужденных. В этих целях он имеет право:
- запрашивать и получать от других служб исправительного учреждения, органов внутренних дел, служб занятости информацию, необходимую для своей профессиональной деятельности;
- принимать участие в работе совета воспитателей отряда, попечительского совета исправительного учреждения, иных общественных формирований учреждения;
- осуществлять в рамках должностных полномочий взаимодействие с представителями органов государственной власти, организаций, объединении, заинтересованными в бытовом и трудовом устройстве осужденных.
Согласно Положению старший инспектор (инспектор) по бытовому и трудовому устройству осужденных обязан:
- в специальном журнале вести учет осужденных, освобождающихся по окончании срока отбывания наказания;
- проводить беседы с каждым из осужденных о жизненных планах после освобождения, предполагаемом месте проживания, имеющихся возможностях обеспечения жильем и устройства на работу, прогнозировать трудности, которые могут возникнуть при решении этих вопросов;
- разъяснять положения действующего законодательства, касающиеся прав и обязанностей освобождающихся, порядка оказания осужденным содействия в бытовом и трудовом устройстве, оформления документов и получения регистрации;
- оказывать методическую помощь совету коллектива колонии, а также другим самодеятельным организациям осужденных по вопросам трудового и бытового устройства;
- принимать от освобождаемых письменные заявления об оказании им содействия в трудовом и бытовом устройстве и представлять их на рассмотрение начальнику исправительного учреждения;
- не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы (а в случаях УДО, помилования - сразу после решения суда) направлять в орган местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства письма с уведомлением о его освобождении, наличии у него жилья, степени трудоспособности и имеющихся специальностях, его намерениях и необходимости содействия в решении его социальных проблем;
- на основании письменных заявлений освобождающихся направлять в органы внутренних дел по избранному осужденным месту жительства запросы о возможности предоставления ему жилья и регистрации;
- независимо от наличия заявлений направлять указанные запросы в отношении следующих категорий освобождающихся лиц: инвалидов 1 и 2 группы; престарелых; несовершеннолетних; женщин, имеющих при себе малолетних детей; осужденных при особо опасном рецидиве; отказывающихся вернуться к прежнему месту жительства; не имевших до осуждения постоянного места жительства; судимых три и более раза за любые умышленные преступления; систематически нарушавших установленный порядок отбывания наказания, либо не отказавшихся от намерений продолжить преступную деятельность; ВИЧ-инфицированных;
- организовывать и принимать участие в проведении специальных практических занятий правовой, психологической и иной подготовке осужденных к освобождению;
- устанавливать контакты с родственниками осужденных с целью подготовки семьи к освобождению осужденного из исправительного учреждения и создания благоприятных условий для его адаптации на свободе;
- взаимодействовать с федеральной службой занятости, попечительскими советами и иными общественными объединениями, работодателями в предварительном решении вопросов трудоустройства освобождаемых;
- вести учет проделанной работы, обобщать и анализировать ее результаты, представлять руководству учреждения соответствующую информацию предложения по совершенствованию профессиональной деятельности, добиваться их реализации.
Организация группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных включает в себя оформление ее сотрудниками определенной документации. Так, старший специалист по социальной работе с осужденными ведет:
- социальный паспорт коллектива осужденных исправительного учреждения, составляемый на 1 января и 1 июля и содержащий обобщенные статистические данные об осужденных, социально-демографические характеристики, количество лиц, имеющих социальные проблемы и другие сведения;
- отчеты о работе группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных и пояснительные записи к ним, отражающие результаты проделанной за год работы;
- социальные карты осужденных, содержащие индивидуальные сведения о каждом из них (биографические данные, образование, опыт работы и квалификация, состояние здоровья, трудоспособность, иные личностные особенности, рекомендации по социальному обеспечению и др.). Социальная карта выдается каждому освобождаемому из ИУ для предоставления в органы местного самоуправления, занятости, социальной защиты населения и другие организации по месту жительства для получения необходимой помощи и содействия;
- журнал учета социальной работы, проведенной с осужденными.
Старший инспектор (инспектор) по бытовому и трудовому устройству осужденных составляет и ведет:
- журнал учета занятий в "Школе подготовки осужденных к освобождению";
- журнал учета лиц, нуждающихся в трудовом и бытовом устройстве в котором фиксируются сведения об осужденных, обратившихся за соответствующей помощью: биографические данные, специальность, избранное место жительства, содержание просьбы, а также информация о ходе и итогах работы;
- перечень учреждений, осуществляющих социальное обеспечение и оказывающих социальную помощь гражданам (органы социальной защиты населения, муниципальные центры занятости, дома престарелых и инвалидов, центры реабилитации и адаптации, приюты, социальные гостиницы, дома ночного пребывания и т.п.), предоставляемый освобождающимся из мест лишения свободы.
В Положении о группе социальной защиты осужденных изложены нормативные требования к деятельности социальной службы УИС. Успешное ее функционирование зависит от ряда объективных и субъективных факторов. В частности, от финансового обеспечения УИС, от установки руководителей и рядовых сотрудников ИУ на деятельность этой службы.
Согласно опросу 168 сотрудников УИС из 14 регионов России, из них около половины - из Вологодской области (в основном - младший и средний начальствующий состав исправительных и воспитательных колоний) большинство из них считают необходимым введение должности социального работника в ИУ, причем около одной трети считают это введение «крайне необходимым».
Что касается оптимального количества социальных работников в группе социальной защиты, то опрошенные называют в среднем 2-3 социальных работника на 100 осужденных. (Напомним, что по существовавшему и отмененному Приказу ГУИН № 59 от 5 марта 2001 года этот норматив составлял 1 специалист по социальной работе на 300- 400 осужденных). Расхождение очень большое, но опять же в пользу необходимости социальной работы.
Среди основных функций социального работника в ИУ опрошенные на первом месте называют подготовку осужденных к освобождению. На втором - организацию социально-медицинского и психологического патронажа, на третьем - социально-бытовую адаптацию, на четвертом - организацию культурно-массовых мероприятий. Наконец, на пятом - поддержание и развитие положительных связей осужденных.
Следует констатировать, что само это Положение в последние годы претерпевает определенные изменения в основном в сторону его улучшения.
Можно высказать ряд предположений, прогнозирующих его дальнейшее развитие. В частности, учитывая опыт зарубежных пенитенциарных учреждений, положение о группе социальной защиты осужденных модифицируется в положение о социальной службе УИС (по аналогии с положением о психологической службе), в которую могут войти не только группа социальной защиты осужденных но и психологическая служба и существующие отделы воспитательной работы с осужденными, которые целесообразнее было бы назвать отделами социально-педагогической работы с осужденными.
Служба социальной работы была бы намного эффективнее, если ее построить по аналогии с существующей психологической службой, то есть выстроить вертикаль оперативного и методического управления этой службой от конкретного ИУ до ФСИН России. Строить отдельную вертикаль достаточно накладно и нереально в настоящее время при дефиците ресурсов. Следовательно, необходимо осуществить структурную перестройку, чтобы дополнительные затраты были сведены к минимуму.
Таким образом, на уровне ИУ существовала бы социальная служба по работе с осужденными, в которую входили бы три подразделения: отдел социально-педагогической работы с осужденными, психологическая лаборатория и группа социальной защиты осужденных.
На уровне УФСИН (ГУФСИН) субъектов Федерации координировали бы и осуществляли методическое руководство этой службой существующие отделы воспитательной работы с осужденными, которые также следовало бы переименовать в отделы социальной работы с осужденными, а также помощники начальника УФСИН по правам человека, функции которых в значительной степени созвучны функциям специалистов по социальной работе с осужденными (контроль за соблюдением законных прав осужденных, предусмотренных уголовно-исполнительным кодексом РФ, Конституцией и другими нормативными актами).
На уровне ГУФСИН России координацией и управлением этой службой занималось бы существующее Управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными.
Вполне возможно, что в будущем социальная служба исправительных учреждений (особенно в отдаленных от крупных городов местностях) будет осуществлять в более тесной координации с территориальными органами социальной защиты населения социальную работу и с отдельными категориями сотрудников ИУ, членами их семей.
i Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ". - 19.08.1993. - N 33.
Информация о работе Тюремная система России периода Временного правительства