Угловное право РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 20:29, реферат

Краткое описание

Мир и безопасность человечества являются важнейшими социальными ценностями современной цивилизации, обязательным и непременным условием дальнейшего успешного развития общества в целом и каждого человека в отдельности.

Содержание

Введение..................................................................................................................2
1. Общая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества и их виды........................................................................................4
2. Преступления против мира.............................................................................8
2.1 Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны........................................................................................................................8
2.2 Пропаганда и публичные призывы к развязыванию агрессивной войны..15
2.3 Производство или распространение оружия массового поражения..........18
3. Преступления против человечества............................................................22
3.1 Геноцид.............................................................................................................22
3.2 Экоцид..............................................................................................................26
4. Иные преступления против мира и безопасности человечества...........29
4.1 Наемничество...................................................................................................29
4.2 Нападение на лиц и организации, пользующиеся международной защитой...................................................................................................................33
4.3 Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды.............................................................................................38
Заключение...........................................................................................................46
Список использованной литературы..............................................................51

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ УП.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

Под созданием иных жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов таких групп, понимается умышленное осуществление различных мероприятий, делающих неизбежной гибель людей в силу. тех или иных обстоятельств (например, заражение природной среды обитания соответствующей группы радиоактивными, химическими или биологическими токсинами и веществами, запрет заниматься традиционной для них деятельностью, являющейся основным источником существования такой группы людей, отказ в медицинской, продовольственной и иной подобной помощи лицам такой группы, которые пострадали в результате стихийного бедствия или военных действий, и т.п.).

Состав анализируемого преступления является формальным. Оно  признается оконченным в момент совершения действий, свидетельствующих о намерении  уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу, даже если при этом цели не были достигнуты и последствия в Биде уничтожения данной группы людей, прекращения деторождения в их среде и т.д. не наступили. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает действия, образующие геноцид, и желает совершить эти действия. В состав субъективной стороны геноцида законодатель включил в качестве обязательного признака специальную цель – полное или частичное уничтожение национальной, этнической, религиозной или расовой группы. При отсутствии такой цели объективно соответствующее составу геноцида деяние не может квалифицироваться по ст. 160 УК. Наличие цели полного или частичного уничтожения человеческой группы отличает геноцид от некоторых форм применения запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 159 УК), а также от некоторых общеуголовных преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и т.п.). Однако следует иметь в виду, что от применения запрещенных средств и методов ведения войны геноцид отличается еще и тем, что его совершение не обязательно должно быть связано с существованием военного конфликта. Это преступление может совершаться и в мирное время. Если геноцид совершается во время ведения войны, то действия виновных лиц необходимо квалифицировать по совокупности преступлений: по ст.ст. 159 и 1~0 УК, так как геноцид является запрещенным методом ведения войны. Субъект преступления – любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Лица в возрасте от 14 до 16 лет несут ответственность не за геноцид, а за конкретно совершенные преступления – умышленное убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и иные преступления, за которые установлена ответственность с 14 лет. Современной истории известны случаи осуждения за геноцид. Так, в 1979 г. в Пномпене был создан Народно-революционный трибунал для рассмотрения преступлений геноцида, совершенных кликой Пол Пота и Иенг Сари в Камбодже. Подсудимые заочно были при говорены к смертной казни с конфискацией имущества.

 

3.2 Экоцид

 

Экоцид – это преступное (враждебное) воздействие на природную среду человека, ведущее к необратимым последствиям. Для окружающей среды, для самого существования человека. В отличие от экологических преступлений только массовое неблагоприятное воздействие на природу, достигающее определенной степени общественной опасности, может рассматриваться в качестве экоцида. Общественная опасность экоцида заключается в том, что нарушение экологического равновесия в каком-либо регионе способно вызывать негативные изменения в других, нередко далеко расположенных местностях, при этом вред причиняется не только природным объектам – окружающей среде, но и через их посредство жизни, здоровью людей, вплоть до генетических изменений. Борьба с экоцидом – это борьба за здоровье настоящего и будущего поколений человечества. Вопрос об экоциде как самостоятельном виде международного преступления впервые возник во время войны во Вьетнаме, когда в ряде районов гербицидами и химическими веществами было уничтожено практически все живое. Следует согласиться с мнением большинства юристов, что экоцид, скорее всего, возможен в результате применения запрещенных международным правом средств и методов ведения войны, хотя в принципе и не должен сводиться к этому. Война действительно оказывает отрицательное влияние на природную среду. Ущерб окружающей среде причиняется в ходе вооруженной борьбы преднамеренно или случайно. Например, чтобы лишить войска противника, дислоцирующегося в лесном массиве укрытия, уничтожается лес. 18 мая 1977 г. в Женеве была подписана специальная Конвенция «О запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду'), которая, по существу, явилась Конвенцией против экоцида, хотя и не содержит самого этого понятия. Как уже отмечалось, она была принята ООН в связи с той тревогой, которую вызвало использование средств и методов ведения боевых действий, нанесших огромный ущерб окружающей среде во время вьетнамской войны. Конвенция прямо запрещает прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые могут повлечь широкие, долгосрочные или серьезные последствия. Непосредственным объектом экоцида являются общественные отношения, обеспечивающие экологическую безопасность человечества. В соответствии с Концепцией экологической безопасности РК, одобренной распоряжением Президента РК № 2967 от 30 апреля 1996 г. «экологическая безопасность как естественноисторическая основа и составная часть национальной безопасности Республики Казахстан определяется степенью защищенности личности, общества и государства от последствий чрезмерного антропогенного воздействия на окружающую среду, а также стихийных бедствий, промышленных аварий и катастроф». Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности является также существенным компонентом международной безопасности. Предметом этого преступления является растительный и животный мир, а равно атмосфера, земельные и водные ресурсы.

Объективная сторона  преступления характеризуется действиями, совершенными в одной из предусмотренных законом форм:

а) массовое уничтожение  растительного или животного  мира;

б) отравление атмосферы, земельных или водных ресурсов; в) совершение иных действий, вызвавших  или способных вызвать экологическую  катастрофу.

Под уничтожением растительного или животного мира следует понимать различную умышленную деятельность человека, направленную на прекращение функционирования видов и форм растительных сообществ или животных. Уничтожение следует расценивать в качестве массового, если оно распространяется на неограниченный круг растительных сообществ или животных. Отравление атмосферы, земельных или водных ресурсов выражается в критическом насыщении земли, водоемов и воздуха вредными для здоровья человека, животного мира или растительных сообществ веществами химического или биологического происхождения, а также радиоактивными веществами, вызывающими или способными вызвать смерть живых организмов и, прежде всего, человека. К иным действиям следует относить любую умышленную производственную, научно-исследовательскую или иную деятельность человека, которая вызвала или может вызвать экологическую катастрофу. Состав экоцида следует относить к числу формально-материальных, так как все описанные выше действия могут быть наказуемы по ст. 161 УК только при условии, что они вызвали или способны вызвать указанные в диспозиции последствия экологическую катастрофу.

 

 

4. Иные преступления против мира и безопасности человечества

 

4.1 Наемничество

 

Наемничество признается преступным деянием во многих резолюциях и решениях ООН. Прежде всего, следует отметить резолюцию Совета Безопасности от 24 ноября 1961 г. о необходимости принятия энергичных мер, включая применение силы, для «немедленного ареста, задержания и высылки всего иностранного военного и полувоенного персонала, не находящегося под командованием ООН, а также наемников». Решительное осуждение государств, разрешающих вербовку наемников на своей территории и их содержание, имеется в резолюциях 1967 и 1970 годов. В 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 2465(ХХШ) окончательно установила, что практика использования наемников является уголовно-наказуемым деянием, а сами наемники являются преступниками, находящимися вне закона. Одновременно подчеркнута необходимость принятия во всех странах нормативных актов об ответственности лиц. объявляющих набор, финансирование и обучение наемников на их территории и о запрете своим гражданам поступать на службу в качестве наемников. Запрещение наемничества содержится и в Уставе ООН: «каждое государство обязано воздержаться от организации иррегулярных сил и вооруженных банд, в том числе и наемников, для вторжения на территорию другого государства,). Конечно, наемничество как явление больше характерно периода средневековья, но значительное распространение оно получило и в последние годы, особенно в ходе так называемых «локальных,) войн. Трансформация международно-правовых норм о наемничестве в национальное законодательство явил ась важнейшим вкладом в дело борьбы с этим преступлением со стороны РК. Впервые в УК КазССР (1959) уголовно-правовая норма. предусматривающая ответственность за наемничество (ст. 62-2). была введена Законом от 15 октября 1993 года. Пробелом в указанное норме явилось то, что остались за чертой наказуемых деяний вербовка, обучение, использование и финансирование наемников, Т.е. не были учтены положения принятой Генеральной Ассамблеей ОНН в 1989 году Конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников. Диспозиция ст. 162 нового УК РК устраняет эти недостатки. Общественная опасность наемничества заключается в том что определенная часть людей в качестве источника средств к существованию избирает участие в вооруженных конфликтах или в военных действиях на стороне государства, гражданином которого лицо не является и где постоянно не проживает. Такие действия глубоко безнравственные и особо опасны, так как в человеческом обществе формируется группа людей, профессиональным занятием которых становится убийство.Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдения принципов правового регулирования вооруженных конфликтов.

Объективная сторона наемничества характеризуется совершением действия, перечисленных в диспозиции ч. 1 ст.162 УК:

а) вербовка;

б) обучение;

в) финансирование или иное материальное обеспечение наемника;

г) использование наемника в вооруженном конфликте или  в военных действиях.

Под вербовкой наемника понимается набор, привлечение людей  для участия в вооруженном  конфликте или в военных действиях  за материальное вознаграждение. Вербовка начинается с поисков кандидатов в наемники. Затем идет этап психического воздействия на их любым способом (уговором, шантажом, обещаниями и т. д.) с целью привлечения их к участию в вооруженном конфликте или в военных действий. Наконец, заключается соглашение, которое может иметь разную степень юридической оформленности. Условия найма могут быть определены как письменно (в форме договора), так и устно. Обучение наемников (имеется в виду военное) – это проведение с ними специальных занятий по вопроси наиболее эффективного применения оружия, взрывчатых веществ, устройства военной техники, такие ведения боя тех или иных условиях местности, время суток и года, а также инструктаж непосредственно в ходе боевых действий. Финансирование наемников – это обеспечение наемников, а возможно и их семей денежными средствами. Под иным материальным обеспечением наемников следует понимать их экипировку обмундированием по сезону, обеспечение их продовольствием, соответствующими видами боевого оружия и боеприпасами, а также автотехникой или иными средствами передвижения, организация баз для подготовки и обучения наемников и т. п. Под использованием наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях понимается непосредственное привлечение его к участию в боевых или акциях военного характера как в районе боевых действий, так и за его пределами. Преступление по ч. 1 ст. 169 УК считается оконченным с момента выполнения хотя бы одного из перечисленных в законе действия. Субъективная сторона наемничества характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает действия, перечисленные в ч. 1 рассматриваемой статьи, и желает этого. Субъектом является любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Состав наемничества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 СТ. 162 УК) включает два квалифицирующих признака. Первый состоит в совершении преступления с использованием виновным своего служебного положения. Как правило, это связано с военной службой вербовщика. Однако может использоваться и авторитет иного государственного служащего. В этом случае субъект преступления специальный: должностное лицо, государственный служащий, служащий органа местного самоуправления или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Вторым квалифицирующим признаком является совершение наемничества в отношении несовершеннолетнего, Т.е. вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение, а также использование в вооруженном конфликте или в военных действиях в качестве наемника лица, не достигшего 18-летнего возраста. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 162 УК, характеризуется действиями самого наемника, которые выражаются в его личном участии в вооруженном конфликте или в военных действиях. Лицо, завербованное в качестве наемника, принимает непосредственное участие в подготовке, планирования или проведении боевых действий и военных операций. Участие может выражаться в разнообразных формах: нахождение во время вооруженных конфликтов или военных действий в местах, где они происходили, оказание помощи какой-либо из конфликтующих сторон, руководство, инструктирование участников вооруженного конфликта или военных действий и т.п. Обязательным признаком объективной стороны этого преступления является особая обстановка совершаемого преступления – обстановка военных действий или вооруженного конфликта. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо сознает, что действует в качестве наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях, и желает действовать таким образом. Обязательным признаком субъективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 162 УК, является специальная цель: получение наемником материального вознаграждения, или мотив: иная личная выгода. Из этих двух признаков должен быть установлен хотя бы один. Им может быть признано физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, не являющееся гражданином стороны, участвующей в вооруженном конфликте, не проживающее постоянно в стране, на территории которой он участвует в вооруженном конфликте или в военных действиях. Наемником может быть признано лицо, не направленное другим государством для выполнения официальных обязанностей. Таким образом, здесь указаны три признака специального субъекта. Для привлечения лица к уголовной ответственности как наемника он должен соответствовать всем этим требованиям.. Закон не дает определения тяжких последствий. Какие последствия считать тяжкими – это вопрос конкретного факта, который решается с учетом всех обстоятельств дела. В частности, к тяжким последствиям следует отнести причинение тяжкого вреда здоровью человека во время военных действий или вооруженного конфликта, причинение крупного материального ущерба в виде уничтожения или повреждения зданий, сооружений, мостов, дорог и Т.П., причинение вреда окружающей среде, растительному или животному миру. Субъектом преступления, предусмотренного чч. 3 и 4 СТ. 162 УК, является наемник. С точки зрения современного международного права допустимо участие отдельных лиц в силу своих политических, патриотических убеждений, а не материальных выгод, на стороне одного из воюющих против агрессии иностранного господства. В отличие от наемников, добровольцы включаются в состав Вооруженных Сил воюющей стороны, поэтому являются комбатантами, а государство несет за них ответственность. Наемник же в списки личного состава не включается.

 

4.2 Нападение на лиц и организации, пользующиеся

международной защитой 

 

Сущность данной нормы  заключается в том, чтобы оградить лица и организации, которые в  силу своего особого международного положения и важности выполняемых ими функций пользуются международной защитой, от различного рода посягательств экстремистских групп и лиц, использующих в своих целях террор как средство для провокации войны или осложнения международных отношений. История международных отношений свидетельствует о том, что поводом для международных осложнений и даже для возникновения войны могут служить террористические акты против представителей иностранных государств. К таким историческим примерам можно отнести убийство в 1914 г. сербскими националистами наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и убийство в России немецкого дипломата графа Вильгельма Мирбаха. Источником данной уголовно-правовой нормы является Конвенция «О предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе и дипломатических агентов» от 14 декабря 1973 года. Следует отметить, что Казахстан входит в число стран, подписавших данную Конвенцию. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие охрану лиц и организаций, пользующихся международной защитой. Дополнительным объектом может выступать здоровье, неприкосновенность, честь и достоинство этих лиц. Предмет преступления и специальная категория потерпевших – обязательные признаки данного состава преступления. Предмет преступления включает служебные и жилые помещения, а также транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой. Потерпевшие – это представители иностранного государства и сотрудники международных организаций, пользующиеся международной защитой, а равно проживающие с ними члены их семей. Лицом, пользующимся международной защитой, согласно ст. 1 названной выше Конвенции, признается:

а) глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющий функции главы государства согласно Конституции соответствующего государства, или глава правительства, или министр иностранных дел, находящийся в иностранном государстве, а также сопровождающие его лица;

б) любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или иной агент межправительственной международной организации, который имеет право в соответствии с международным правом на специальную защиту от любого нападения на его личность, свободу и достоинство;

в) проживающие члены  семьи лиц, указанных в пункте (б).

Информация о работе Угловное право РК