Уголовная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Нарушение государственными служащими своих служебных обязанностей может повлечь за собой различные правовые последствия. В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, иные правовые меры воздействия.
Именно высокий статус и большая важность государственно-волевых решений, которые принимает госслужащий обуславливают тот высокий уровень ответственности, которую государство накладывает на него.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 48.25 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Правонарушения государственных служащих, особенно должностных лиц, наделенных юридически властными полномочиями, характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью. Основанием для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих служебных обязанностей.

Юридическая ответственность государственных служащих наступает на общих основаниях ответственности по российскому праву, которые включают: равенство всех перед законом, единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении, привлечение к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности и др.

Нарушение государственными служащими своих служебных обязанностей может повлечь за собой различные правовые последствия. В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, иные правовые меры воздействия.

Именно высокий статус и большая важность государственно-волевых решений, которые принимает госслужащий обуславливают тот высокий уровень ответственности, которую государство накладывает на него.

 

 

Глава I. Уголовная ответственность

 

Уголовные преступления государственных служащих - это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления. Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа.

Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего. Как граждане РФ госслужащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. При этом не имеет никакого значения наличие государственно-служебных отношений и оно не учитывается при привлечении к уголовной ответственности за преступления, не связанные с исполнением служебных обязанностей (преступления против жизни и здоровья - ст.105 - 125 УК РФ, половой неприкосновенности и половой жизни - ст.131 - 135 УК РФ и т.д.). Госслужащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым.

В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только госслужащие - как должностные, так и не должностные лица. Основные из них:

1) злоупотребление должностными  полномочиями (ст.285 УК РФ) - использование  должностным лицом своих служебных  полномочий вопреки интересам  службы, если это деяние совершено  из корыстной или личной заинтересованности  и повлекло существенное нарушение  прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

2) превышение должностных  полномочий (ст.286 УК РФ) - совершение  должностным лицом действий, явно  выходящих за пределы его полномочий  и повлекших существенное нарушение  прав и законных интересов  граждан или организаций либо  охраняемых законом интересов  общества или государства;

3) незаконное участие  в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ) - если в результате  незаконного участия в предпринимательской  деятельности организация, в которой  участвует должностное лицо, получила  льготы и преимущества либо  какое-нибудь покровительство в  другой форме;

4) получение взятки (ст.290 УК РФ) - получение должностным  лицом лично или через посредника  взятки в виде денег, ценных  бумаг, иного имущества или выгод  имущественного характера за  действия (бездействия) в пользу  взяткодателя;

5) дача взятки (ст.291 УК  РФ) - дача взятки должностному  лицу лично или через посредника;

6) халатность (ст.293 УК РФ) - неисполнение или ненадлежащее  исполнение должностным лицом  своих обязанностей вследствие  недобросовестного или небрежного  отношения к службе;

7) контрабанда (ст.188 УК РФ) - перемещение в крупном размере  через таможенную границу РФ  товаров или иных предметов, совершенное  должностным лицом с использованием  своего служебного положения  и др1.

 

 

Глава II. Административная ответственность

 

Административная  ответственность – это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания в физическим и юридическим лицам за совершение административных правонарушений.

Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности – уголовной, дисциплинарной, материальной. Это выражается в принудительном характере воздействия на правонарушителей, отрицательной оценке их поведения и наступлении неблагоприятных для них последствий, а также в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности – воспитание правонарушителей и предупреждение правонарушений. В то же время административная ответственность имеет свои специфические особенности, характерные признаки.

1.Законодательство об  административных правонарушениях  состоит из Кодекса РФ об  административных правонарушениях (КоАП). Здесь сосредоточены общие принципы, основы законодательства об административных правонарушениях, и составы конкретных правонарушений, за которое установлена ответственность на федеральном уровне, и процессуальные правила рассмотрения дел об административных правонарушениях, и их подсудность, и порядок исполнения постановлений о наложении административного наказания. Это создает для всех государственных служащих удобство пользования данным правовым актом.

2.Главное различие между административной и другими видами ответственности (уголовной, дисциплинарной, материальной) заключается в основании ответственности. Административным правонарушением, согласно КоАП, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность2.

Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, т.е совокупности специфических признаков, по которым проводится отличие правонарушения от преступления, дисциплинарного проступка и неправомерных действий, вызывающих последствия имущественного характера. Эти специфические признаки касаются объекта и объективной стороны, субъекта и субъективной стороны правонарушения. Под объектом правонарушения, в том числе непосредственным, понимаются охраняемые законодательством РФ общественные отношения, которые оно затрагивает и которым причиняется вред либо создается реальная угроза причинения вреда.3 От сходных с ними преступлений административные правонарушения отличаются лишь меньшей степенью общественной опасности. Кроме противоправности и общественной опасности, обязательными признаками административных правонарушений являются виновность и наказуемость деяния.

Административная ответственность отличается от других видов ответственности и по ее субъектам. К ним относятся не только физические, но и юридические лица.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее моменту совершения административного правонарушения 16-летнего  возраста. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Государственные служащие за совершение административных правонарушений несут ответственность на общих основаниях наравне с остальными гражданами. Однако имеются некоторые особенности, касающиеся государственных служащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине. Этот порядок распространяется на военнослужащих и призванных на военные сборы граждан (ст. 2.5 КоАП). Сотрудники органов внутренних дел,  органов уголовно-исполнительной системы, органов наркоконтроля и таможенных органон несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах1.

В отличие от дисциплинарной ответственности, при которой между органом или руководителем, применяющим меры дисциплинарного взыскания, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения подчиненности, при административной ответственности таких отношений нет. Административные наказания применяются судьями, органами, должностными лицами, специально уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях (разд. III КоАП).

Имеются также особенности наложения и действия административных наказаний. К таким особенностям относятся: порядок привлечения к ответственности юридических лиц при их слиянии, присоединении, разделении и преобразовании; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность физических и юридических лиц; давность привлечения к административной ответственности и др. Административное наказание, налагаемое на физическое или юридическое лицо, — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица, По своей правовой природе административные правонарушения не наносят такого вреда, как преступные деяния, поэтому и наказания за них установлены менее суровые. Статья 3.2 КоАП предусматривает следующие виды административных наказаний: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.

Как видим, система («лестница») административных наказаний включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответствующим судьям, органам, должностным липам избрать вид наказания с учетом конкретных обстоятельств дела. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Различаются основные и дополнительные административные наказания. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных наказаний. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания. Лишение специального права конфискация и возмездное изъятие орудий и предметов, оказавшихся непосредственными объектами правонарушения, дисквалификация административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности могут назначаться только судьей.

Государственные служащие могут назначаться в качестве представителей государств; которые осуществляют свою деятельность в органах управления акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности4. Следовательно, и к этим служащим может применяться та кой вид административного наказания, как дисквалификация, предусмотренный ст. 3.11 КоАП.

Кодекс содержит ряд правил, касающихся условии и порядка назначения административных наказаний. Прежде всего, следует учитывать, что не является правонарушением причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный (ст. 2.7).Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8). При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные разрешить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9).

Информация о работе Уголовная ответственность