Что касается полной материальной
ответственности, то военно-служащие несут
ее в случаях, когда ущерб причинен: 1) военнослужащим,
которому имущество было передано под
отчет для хранения, перевозки, выдачи,
пользования и других целей; 2) действиями
(бездействием) военнослужащего, содержащими
признаки состава преступления, предусмотренного
уголовным законодательством Российской
Федерации; 3) в результате хищения, умышленных
уничтожения, повреждения. 4)военнослужащим,
добровольно приведшим себя в состояние
наркотического, токсического или алкогольного
опьянения.
Законом установлен порядок
определения размера причиненного ущерба.
Для установления причин ущерба, его размера
и виновных лиц командир воинской части
обязан, назначит административное расследование1. Оно должно быть закончено
в месячный срок со дня обнаружения ущерба.
Оно может не проводиться, если причины
ущерба, его размер и виновные лица установлены
судом либо в результате ревизии, проверки.
За ущерб, причиненный государственному
органу, в котором служит сотрудник правоохранительной
службы, он несет материальную ответственность
в соответствии с трудовым законодательством
РФ.
Что касается уголовной и гражданско-правовой
ответственности гражданских служащих,
военнослужащих, сотрудников правоохранительной
службы, то они несут ее в соответствии
с уголовным и гражданским законодательством
РФ.
Глава IV. Гражданско-правовая
ответственность
Гражданско-правовая ответственность
госслужащего наступает за вред, причиненный
имуществу государственного органа или
третьего лица вследствие неисполнения
или ненадлежащего исполнения должностных
обязанностей. Госслужащий, причинивший
имущественный вред, обязан возместить
его, также он не освобождается от обязанности
возместить имущественный вред и после
прекращения государственной службы.
Наличие материального ущерба является
мерой гражданско-правовой ответственности
госслужащего. Она возникает в результате
виновного противоправного деяния госслужащего
и установления причинной связи между
противоправным поведением и причиненным
материальным ущербом. Обязанность госслужащего
возместить причиненный материальный
ущерб существует только в отношении государственного
органа. Если вред причинен имуществу
гражданина или юридического лица по вине
госслужащего при исполнении им должностных
обязанностей и иск о возмещении предъявлен,
то в соответствии со ГК РФ государственный
орган обязан вмешаться и взять на себя
ответственность за допущенные госслужащим
неправомерные действия или бездействие.
Госслужащие, действиями которых причинен
материальный ущерб, непосредственной
ответственности перед пострадавшим гражданином
или юридическим лицом не несут.9 В отношении пострадавших государственный
орган несет ответственность непосредственно
своими бюджетными средствами, при недостаточности
таких средств субсидиарную ответственность
несут РФ или субъект РФ как собственник,
финансирующий соответствующий государственный
орган. Ответственность государства является
объективной ответственностью, которая
не определяется виной сотрудников или
должностных лиц10.
Вред, причиненный имуществу
физического или юридического лица, подлежит
возмещению в полном объеме, при этом сюда
входят не только реальный ущерб, но и
упущенная выгода.
ГК РФ (ст.1099) признает необходимым
возмещать наряду с имущественным также
и моральный вред. Гражданско-правовая
ответственность за причиненный моральный
вред не находится в прямой зависимости
от наличия имущественного вреда и может
возлагаться как наряду с имущественной
ответственностью, так и самостоятельно.
Моральный вред подлежит денежной компенсации
в тех случаях, когда он явился результатом
действий (бездействия) госслужащих, нарушивших
личные неимущественные права либо посягавших
на принадлежащие гражданину другие нематериальные
блага. Размер компенсации морального
вреда определяется судом.
Хотя гражданско-правовая ответственность
госслужащих и наступает в связи с должностным
проступком, тем не менее, ее нельзя рассматривать
как дисциплинарную санкцию. Гражданско-правовая
ответственность представляет собой самостоятельный
вид юридической ответственности, и она
может применяться одновременно и наряду
с мерами дисциплинарных взысканий. Поэтому
привлечение госслужащих к этому виду
ответственности не освобождает его от
обязанности возместить государству причиненный
имущественный вред. Более того, привлечение
к административной или уголовной ответственности
является необходимым условием привлечения
и к материальной ответственности11.
Отдельные категории госслужащих,
виновные в причинении имущественного
вреда государству при исполнении ими
должностных обязанностей, несут материальную
ответственность на основе специальных
нормативных актов. Госслужащие, виновные
в причинении материального ущерба не
при исполнении должностных обязанностей,
несут материальную ответственность в
общегражданском порядке. Причинение
государственному органу вреда при исполнении
должностных обязанностей не должно ставить
госслужащего в затруднительное материальное
положение, лишать его самого и его семью
необходимых средств к существованию.
Поэтому госслужащие в большинстве случаев
несут ограниченную материальную ответственность,
т.е. возмещение материального ущерба
в заранее установленных пределах. Таким
пределом следует считать определенную
часть месячного содержания госслужащего.
Размер возмещаемого ущерба, причиненного
по вине нескольких госслужащих, определяется
для каждого из них с учетом степени вины,
вида и предела материальной ответственности.
Руководитель государственного органа
при обнаружении ущерба обязан назначить
административное расследование для установления
причин ущерба, его размера и виновных
лиц. Административное расследование
может, не проводится, если причина ущерба,
его размер и виновные лица установлены
судом либо в результате ревизии, проверки,
дознания или следствия. Госслужащий вправе
обжаловать применение к нему мер материальной
ответственности в соответствующий орган
или в суд в течение двух недель со дня
объявления взыскания12.
Заключение
Таким образом, по результатам
проведенного исследования ответственности
государственных служащих можно сделать
следующие выводы:
Институт юридической ответственности
играет важную роль в системе организации
государственной власти и государственной
службы. Именно ответственность государственных
служащих позволяет контролировать их
деятельность с целью недопущения прав
и законных интересов как отдельных граждан,
так и всего государства, являясь, таким
образом, своеобразной обратной связью
в отношениях между государственно-управленческими
системами и социумом.
Дисциплинарная ответственность
является одной из наиболее применяемых
видов государственного принуждения,
а вопросы ее применения постоянно находятся
в поле зрения ведущих ученых-административистов.
Наиболее важной проблемой в данной сфере
является отсутствие в российском законодательстве
систем контроля за соответствием наложенного
дисциплинарного взыскания тяжести совершенного
поступка. Необходимо также установить
исчерпывающий перечень дисциплинарных
взысканий, которым может быть подвергнут
государственный служащий любых органов
власти. Эти вопросы могли бы быть урегулированы
Законом РФ "О дисциплинарной ответственности"
или даже Дисциплинарным кодексом, на
необходимость принятия которого указывают
многие ученые.
Административная ответственность
государственных служащих является на
данный момент наиболее разработанным
видом ответственности. Основные проблемы
ее наложения и применения связаны в настоящее
время с двумя вопросами: отсутствием
в административном законодательстве
единого определения должностного лица
и "расплывания" норм об административной
ответственности из КоАПа в другие нормативные
акты. Решением в данном случае представляется
принятие нового Кодекса об административных
правонарушениях, в котором бы четко устанавливались
общие принципы применения административной
ответственности на территории РФ.
Институт материальной ответственности
государственных служащих в наибольшей
степени разработан в рамках трудового
права. Между тем практически отсутствуют
в нашем законодательстве нормы, предусматривающие
ответственность государственных служащих
за вред, причиненный гражданам их противоправными
действиями, характерные для большинства
западных правовых систем. Представляется,
что разработка норм, связанных с ответственностью
именно государственных служащих государственной
службы за вред, причиненный гражданам,
была бы перспективна для российского
законодательства.
Список использованной
литературы
Нормативные
материалы
1. Кодекс РФ об административных
правонарушениях от 30декабря 2001 г. № 195-ФЗ
// Российская газета. 31 декабря 2001. № 256.
2. О государственной гражданской
службе Российской Федерации: Федеральный
закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Российская
газета. 31 июля 2004 г. № 162.
3. О системе государственной
службы РФ: Федеральный закон от 27 мая
2003 г. № 58-ФЗ // Российская газета. 31 мая
2003 г. № 104.
4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня
1996 г. № 63-ФЗ // Российская газета. 1996. №
113, 114, 115, 118.
Учебники и учебные
пособия
1. Алехин, А. П. Административное
право Российской Федерации / А. П. Алехин.
М.: Зерцало, 1997.
2. Бахрах, Д. Н. Административное
право России / Д. Н. Бахрах. М.: НОРМА, 2000.
3. Конин, Н. М. Административное
право / Н. М. Конин. М.: Из-во Проспект, 2006.
4. Макарейко, Н. В. Административное
право: Пособие для сдачи экзамов / Н. В.
Макарейко. М.: Юрайт-Издат, 2006.
5. Назаренко, Н. Ю. Государственная
служба Российской Федерации / Н. Ю. Назаренко.
М: Из-во Экзамен, 2007.
6. Ноздрачев, А. Ф. Государственная
служба / А. Ф. Ноздрачев. Учебник. М.: Статут.
1999.
7. Овсянко, Д. М. Государственная
служба РФ / Д. М. Овсянко. М.: Юристъ, 2007.
Попова, Л. Л. Административное право
/ Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2004.
1 Уголовный
кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Российская
газета. 1996. № 113, 114, 115, 118.
2 Попова,
Л. Л. Административное право / Л. Л. Попова.
М.: Юристъ, 2004.
3 Кодекс
РФ об административных правонарушениях
от 30декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская
газета. 31 декабря 2001. № 256.
1 Конин, Н. М. Административное
право / Н. М. Конин. М.: Из-во Проспект, 2006.
4 Назаренко,
Н. Ю. Государственная служба Российской
Федерации / Н. Ю. Назаренко. М: Из-во Экзамен,
2007.
1 Алехин, А. П. Административное
право Российской Федерации / А. П. Алехин.
М.: Зерцало, 1997.
5 Назаренко,
Н. Ю. Государственная служба Российской
Федерации / Н. Ю. Назаренко. М: Из-во Экзамен,
2007.
1 Овсянко,
Д. М. Государственная служба РФ / Д. М. Овсянко.
М.: Юристъ, 2007.
6 Макарейко,
Н. В. Административное право: Пособие
для сдачи экзамов / Н. В. Макарейко. М.:
Юрайт-Издат, 2006.
1 Алехин, А. П. Административное
право Российской Федерации / А. П. Алехин.
М.: Зерцало, 1997.
7 Овсянко,
Д. М. Государственная служба РФ / Д. М. Овсянко.
М.: Юристъ, 2007.
8 Конин, Н. М. Административное
право / Н. М. Конин. М.: Из-во Проспект, 2006.
1 Макарейко, Н. В. Административное
право: Пособие для сдачи экзамов / Н. В.
Макарейко. М.: Юрайт-Издат, 2006.
1 Бахрах, Д. Н. Административное
право России / Д. Н. Бахрах. М.: НОРМА, 2000.
9 О государственной
гражданской службе Российской Федерации:
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
// Российская газета. 31 июля 2004 г. № 162
10 О системе
государственной службы РФ: Федеральный
закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Российская
газета. 31 мая 2003 г. № 104.
11 Ноздрачев,
А. Ф. Государственная служба / А. Ф. Ноздрачев.
Учебник. М.: Статут. 1999.
12 Кодекс РФ об административных
правонарушениях от 30декабря 2001 г. № 195-ФЗ
// Российская газета. 31 декабря 2001. № 256.