Уголовная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Нарушение государственными служащими своих служебных обязанностей может повлечь за собой различные правовые последствия. В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, иные правовые меры воздействия.
Именно высокий статус и большая важность государственно-волевых решений, которые принимает госслужащий обуславливают тот высокий уровень ответственности, которую государство накладывает на него.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 48.25 Кб (Скачать файл)

Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за совершенное административное правонарушение. Назначение наказания не освобождает от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено. Никто не может нести ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение (ст. 4.1). Лицо, которому назначено наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Статьей 4.7 определен порядок возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением. Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Споры о возмещении имущественного ущерба, а также о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства1.

Таким образом, дисциплина на государственной службе – обязательное для государственных служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа, должностного регламента, уставов о дисциплине и иных актов. Чтобы государственные служащие могли соблюдать требования служебной (воинской) дисциплины нужно хорошо знать и строго соблюдать на практике установленный порядок ответственности государственных служащих.

 

 

Глава III. Дисциплинарная ответственность

 

Дисциплинарная ответственность – это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке5.

Привлечение к дисциплинарной ответственности существенно затрагивает права государственных служащих и влечет неблагоприятные для них правовое последствия. Поэтому оно строго регламентируется нормативными правовыми актами.

Законом о государственной гражданской службе Российской Федерации предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарное взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение  от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным названным Законом.

Наиболее серьезными должностными проступками являются те из них, которые приводят к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента и решений судов. Чаще  всего они выражаются в нарушении государственными служащими федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации порядка реализации и сроков исполнения поручений, установлении не предусмотренных федеральными законами и указами Президента процедур реализации прав граждан, в выполнении норм и поручений не в полном объеме либо их искажении1.

Законом определен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. До применения  дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен потребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка для установления всех обстоятельств проступка, что   является важным условием принятия объективного решения представителем нанимателя и в тоже время гарантией защиты прав гражданского служащего. Полностью, объективно и всесторонне должны быть установлены: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) его вина; 3) причины и условия, способствовавшие совершению им дисциплинарного проступка, мотивы его совершения; 4) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданским служащим о проведении служебной проверки в случае, когда она проводилась в связи с таким заявлением и т.п.

Дисциплинарное взыскание налагается представителем нанимателя, т.е. должностным лицом, имеющим право назначить гражданского служащего на соответствующую должность. Это правило обусловлено характером взысканий: в частности, право предупреждать о неполном должностном соответствии и решать вопрос об освобождении от замещаемой должности гражданской службы принадлежит тем органам и руководителям, которые принадлежит право назначения на должность.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства при которых совершен дисциплинарный проступок.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени служебной проверки. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам  проверки финансово- хозяйственной деятельности – позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка6. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию по служебным спорам государственного органа или в суд.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих регулируется Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ. Устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности  военнослужащих по ее соблюдению, виды дисциплинарных взысканий, права командиров на их применение, так же порядок подачи и рассмотрения  предложений, жалоб. Налагать дисциплинарное взыскание на военнослужащих могут только прямые начальники.  Вопросы дисциплинарной ответственности сотрудников правоохранительной службы изложены в Положении о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и других нормативных правовых актах. Дисциплинарные взыскания налагаются на сотрудников их прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав.

Материальная ответственность государственного служащего наступает за неправомерные действия (бездействия), в результате которых причинен материальный ущерб государству. Ответственность выражается в возмещении государственным служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба производится независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб нанимателю.

Материальная ответственность наступает при наличии прямого действительного ущерба; непосредственной причиной связи между противоправными действиями и наступившими вредными последствиями (ущерб); вины правонарушителя в причинении ущерба; если противоправные действия (бездействие) допущены им при исполнении должностных (служебных) обязанностей.1 Этот вид юридической ответственности наступает либо в административном порядке, либо по суду.

Порядок и условия привлечения государственных служащих к материальной ответственности различаются по видам государственной службы.

Специального нормативного правового акта о материальной ответственности государственных гражданских служащих нет. В настоящее время они несут эту ответственность в таком же порядке, как и лица, не относящиеся к государственным гражданским служащим (кроме военнослужащих), в соответствии с Трудовым кодексом РФ (гл. 39).Согласно Трудовому кодексу, под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества нанимателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя (нанимателя) произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества. Недополученные доходы (упущенная выгода) взысканию с правонарушителя не подлежат.

Материальная ответственность не возникает в случаях причинения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения нанимателем обязанности создать надлежащие условия для хранения имущества, вверенного государственному служащему Трудовым кодексом РФ установлено, что правонарушители несут материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, в полном размере причиненного ущерба в случаях и порядке, предусмотренных Трудовым кодексом, либо в пределах, предусмотренных письменным договором о коллективной (бригадной) материальной ответственности. Трудовым кодексом урегулирован порядок определения размера причиненного ущерба, а также его изыскания с виновных лиц. Взыскание суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению представителя нанимателя,  но не позднее одного месяца со дня окончательного установления представителем нанимателя причиненного ущерба. Если месячный срок истек или государственный служащий не согласен добровольно возместить ущерб, а сумма ущерба, подлежащего взысканию с виновного лица, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке. Законодательство о труде не распространяется на военнослужащих. Они несут материальную ответственность в соответствии с Федеральным законом7. Закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении служебных обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. Действие Закона распространяется на военнослужащих, проходящих службу в Вооруженных Силах РФ по призыву и по контракту, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба.

Материальная ответственность военнослужащего наступает только при условии, если ущерб, причиненный им имуществу воинской части, является реальным. Имуществом воинской части считаются все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью. А реальный ущерб — это утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные вешнею частью8.

Материальная ответственность военнослужащего наступает при условии, что ущерб является результатом виновных, т.е. неправомерных, его действий (бездействия), независимо от того, содержат ли о признаки дисциплинарного проступка или состава преступления. Возмещение этого ущерба не рассматривается в качестве дисциплинарного взыскания, административного или уголовного наказания и может применяться наряду с ними.

Кроме вины правонарушителя в причинении ущерба, реальности ущерба, условием материальной ответственности является причинение ущерба при исполнении обязанностей службы. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей службы, несут материальную ответственность не в административном порядке, а в соответствии с гражданским законодательством.

Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы. Условием привлечения военнослужащего к материальной ответственности является также не истечение трехлетнего срока со дня обнаружения ущерба.

Рассматриваемый Закон регулирует два вида материальной ответственности военнослужащих — ограниченную и полную. Различие в размерах материальной ответственности установлено в зависимости от служебно-правового положения военнослужащих, формы вины, размера ущерба и других факторов. Различаются следующие четыре варианта ограниченной материальной ответственности военнослужащих:11) за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие-контрактники и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; 2) военнослужащие – контрактники, виновные в причинении ущерба, вызванного уплатой воинской частью штрафов за простой контейнеров, вагонов, судов, несут материальную ответственность  в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания; 3) командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества, что повлекло причинение ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания; 4)командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего с военной службы, незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, несут материальную ответственность за ущерб, произведенными в результате незаконного увольнения, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания.

Информация о работе Уголовная ответственность