Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:08, дипломная работа
Целью работы является, исследование вопросов уголовной ответственности за превышение власти и должностных полномочий, направленных на совершенствование законодательства и практики его применения.
Поставленной целью определялись следующие задачи исследования:
1) исследование истории развития законодательства об ответственности за превышение власти или должностных полномочий;
2) анализ понятия коррупционного и иного преступления против интересов государственной службы и государственного управления и выработка его определения;
3) исследование юридической природы, видов состава превышения власти или должностных полномочий;
2.2. Уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные деяния
Вопрос об уголовной
ответственности юридических
Ключевые слова: имплементация норм, конфискация доходов, коррупционные правонарушение, уголовная, административная ответственность.
В связи с изданием
Указа Президента РФ от 19 мая
2008 г. № 815 «О мерах по противодействию
коррупции» тема коррупции и
способов борьбы с ней вновь
стала пользоваться повышенным
вниманием в российском
Коррупция традиционно рассматривается как серьезная угроза поступательному социально-экономическому развитию, оказывающая в разной степени негативное влияние практически на все сферы общественной жизни.
Для России данная
тема особенно актуальна,
Коррупция в органах государственной власти России достигла таких размахов, что вышла на уровень общенациональной угрозы, борьба с которой должна являться консолидированной. Причины коррупционных проявлений в органах государственной власти и местного самоуправления обусловлены рядом негативных социальных факторов экономического, идеологического и духовно-нравственного характера, а также недостатками в деятельности органов государственной власти, осуществляющих противодействие коррупции. Условия для коррупции создаются неполнотой и бессистемностью правовой базы противодействия коррупции, а также дефектами правовых норм, оставляющими простор для коррупционных проявлений. Иными словами, проблема коррупции является системной.
В России уже
предпринимались попытки «
Следующей попыткой
является федеральный закон «О
борьбе с коррупцией»,
Основной причиной
отклонения Президентом РФ уже
принятых парламентом страны
законов – противоречие их
Конституции РФ, Гражданскому кодексу
РФ, иным федеральным законам.
И как пишут некоторые
Мероприятия, которые
реализованы в России с
Об этом говорит тот факт, что Федеральным законом от 08.03.06 № 40-ФЗ Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции от 31.10.03, подписанную от имени РФ в г. Мерида (Мексика) 9 декабря 2003 года (с определенными заявлениями), и, кроме того, Федеральным законом от 25.07.06 № 125-ФЗ была ратифицирована Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, которая была подписана от имени РФ в Страсбурге 27 января 1999 года.
25 декабря 2008 года во исполнение взятых на себя РФ обязательств был принят Федеральный закон № 237-ФЗ «О противодействии коррупции».
Данный закон среди прочих содержит статью под названием: «Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения». Уже после прочтения названия возникает ряд вопросов, в том числе: О какой ответственности юридических лиц идет речь? Что подразумевается под понятием «коррупционные правонарушения»?
Вновь принятый
федеральный закон использует
понятие «коррупционные
Понятие коррупционного
правонарушения, как «отдельного
проявления коррупции,
Теоретики под коррупционными правонарушениями понимают «содержащие признаки коррупции проступки, запрещенные нормами права под угрозой юридической ответственности». Административные коррупционные проступки, пишет Тихомиров Ю.А., представляют собой административное правонарушение (ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ), совершенное с использованием служебного положения с целью получения незаконных преимуществ. Коррупционные уголовные правонарушения – это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении государственным, муниципальным или иным публичным служащим либо служащим коммерческой или иной организации (в том числе международной) каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.
Представляется, что
в данных определениях
В самих Конвенциях
ООН и СЕ против коррупции,
несмотря на наличие в тексте
документа отдельной статьи, посвященной
терминологии, также не содержится
понятия коррупционного
Так, например, из
перечня, закрепленного в
1) подкуп национальных публичных должностных лиц (ст. 15);
2) подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций (п. 1 ст. 16);
3) хищение, неправомерное
присвоение или иное нецелевое
использование имущества
4) злоупотребление влиянием в корыстных целях (ст. 18);
5) злоупотребление служебным положением (ст. 19);
6) подкуп в частном секторе (ст. 21);
7) хищение имущества в частном секторе (ст. 22);
8) отмывание доходов от преступлений (ст. 23);
9) сокрытие (умышленное после совершения любого из преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, без участия в совершении таких преступлений, сокрытие или непрерывное удержание имущества, если соответствующему лицу известно, что такое имущество получено в результате любого из преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией) (ст. 24);
10) воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 25).
Ответственность за
практически все деяния, в отношении
которых РФ в связи с
Необходимо отметить, что, если УК РФ на сегодняшний день содержит ряд составов, подпадающих под понятие «коррупционных деяний», то вот КоАП РФ подобных составов закрепляет крайне мало. Так, например, в КоАП РФ не указаны правонарушения, аналогичные получению взятки, отмыванию доходов от преступлений (правонарушений), злоупотребления положением и т.д. Таким образом, в случае освобождения по каким-либо основаниям от уголовной ответственности, к административной ответственности привлечь нельзя, поскольку в КоАП РФ нет соответствующих составов.
В соответствии
с Конвенцией СЕ № 173 и Конвенцией
ООН против коррупции, каждое
ратифицировавшее ее
Во исполнение вышеуказанного требования 25.12.2008 принят Федеральный Закон № 280-ФЗ. Данный закон, в том числе, вносит изменения в УК РФ (в частности дополняет примечание 1 к ст. 201 УК; примечание к ст. 285 УК РФ пунктом 5, тем самым в круг субъектов уголовной ответственности по статьям главы 30 УК РФ (в определенных случаях) включены иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации) и в КоАП РФ.
Так, в КоАП РФ
включены две статьи коррупцион
В примечании к вышеуказанной статье указано, что под должностным лицом в настоящей статье понимаются лица, указанные в примечаниях 1–3, 5 к ст. 285 УК РФ.
Непонятно, с какой целью в КоАП РФ в понятии должностного лица делается ссылка на УК РФ, если в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ содержится понятие должностного лица. Если его необходимо было откорректировать, можно было внести изменения и дополнения в имеющееся понятие.
Вторая вновь введенная статья – 19.29 устанавливает ответственность за привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего), с нарушением требований, предусмотренных ФЗ «О противодействии коррупции».
Таким образом, дополняя КоАП РФ составами коррупционных правонарушений, а также закрепляя ответственность за них юридических лиц, законодатель начал реализовывать меры по законодательному обеспечению противодействию коррупции, обозначенные в подп. «а» п. 2 раздела 1 Национального плана противодействия коррупции.
Анализ состояния
коррупционной преступности в
России свидетельствует, что
Группа государств
против коррупции (ГРЕКО), осознавая
опасность таких
Информация о работе Уголовная ответственность за коррупционные преступления