Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:08, дипломная работа
Целью работы является, исследование вопросов уголовной ответственности за превышение власти и должностных полномочий, направленных на совершенствование законодательства и практики его применения.
Поставленной целью определялись следующие задачи исследования:
1) исследование истории развития законодательства об ответственности за превышение власти или должностных полномочий;
2) анализ понятия коррупционного и иного преступления против интересов государственной службы и государственного управления и выработка его определения;
3) исследование юридической природы, видов состава превышения власти или должностных полномочий;
Также этот Указ обязал председателя президиума Совета разработать и представить проект Национального плана противодействия коррупции.
Следующим важным этапом
развития противодействия коррупции
было утверждение Президентом
- меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции;
- меры по совершенствованию
государственного управления в
целях предупреждения
- меры по повышению
профессионального уровня
Так, основной мерой законодательного обеспечения противодействия коррупции является подготовка и внесение в Государственную Думу проекта закона «О противодействии коррупции», предусматривающего в частности:57
а) определение понятий «коррупция», «коррупционное правонарушение», «противодействие коррупции»;
б) меры по профилактике коррупции, включающие в себя:
- специальные требования
к лицам, претендующим на
- развитие института
общественного и
- совершенствование механизма
антикоррупционной экспертизы
- возложение на государственных
служащих обязанности
в) определение основных
направлений государственной
- совершенствование системы
и структуры государственных
органов, оптимизацию и
- разработку системы
мер, направленных на
- сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-розыскных мероприятий;
- введение антикоррупционных
стандартов направленных на
- обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах;
- развитие процедур
досудебного и внесудебного
Национальный план, в
законодательном обеспечении
Мерами по совершенствованию
государственного управления предусматривается
осуществление комплекса мер, направленных
на совершенствование функциониров
а) передачу части федеральных
полномочий регионам при одновременном
внедрении системы оценки их работы
и передачу части функций государственных
органов в негосударственный
сектор, а также изъятие у государствен
б) реализацию прав граждан
на получение достоверной
в) создание системы контроля деятельности государственных служащих со стороны гражданского общества;
г) сокращение излишней численности государственных служащих с одновременным привлечением на государственную службу квалифицированных специалистов и созданием адекватных материальных стимулов в зависимости от объемов и результатов выполняемой работы;
д) повышение ответственности
федеральных органов
е) разработку и внедрение стандартов государственных услуг и регламентов исполнения государственных функций, а также оптимизацию и конкретизацию полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть закреплены в административных регламентах;
ж) выработку оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающими возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих.
Среди мер по совершенствованию
государственного управления предлагается
рассмотреть вопрос о целесообразности
создания в составе кадровых служб
федеральных государственных
а) обеспечение соблюдения государственными служащими общих принципов служебного поведения, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885;58
б) обеспечение деятельности комиссий по разрешению конфликта интересов;
в) принятие мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы;
г) оказание консультативной помощи по вопросам связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих;
д) обеспечение реализации
обязанности государственных
е) проведение служебных
расследований коррупционных
ж) взаимодействие с правоохранительными органами.
Для повышения профессионального уровня юридических кадров требуется:59
а) повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, в том числе увеличение практической подготовки обучающихся;
б) совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров федеральных государственных образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программу в области юриспруденции;
в) воспитание у правоприменителей
уважительного отношения к
г) усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования;
д) усиление государственного контроля за качеством работы образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров;
е) разработка и внедрение в практику механизма получения общественной аккредитации федеральных государственных образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программы в области юриспруденции, в общественных образовательных, научных и промышленных структурах;
ж) законодательное закрепление правила, в соответствии с которым судья федерального суда, впервые назначенный на должность, обязан проходить профессиональную подготовку.
Не маловажную роль играет правовое просвещёние общества. Для повышения качества просвещёния общества необходимо:60
а) поддержка со стороны государства широкого участия Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», других общественных и религиозных организаций, направленной на формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции;
б) формирование в обществе
и государственном аппарате уважительного
и бережного отношения к
в) повышение правовой культуры общества в целом;
г) обеспечение условий
для широкого доступа населения
к специализированному правовом
Борьба с коррупционной преступностью предполагает привлечение к ответственности и тех, кто осуществляет подкуп служащих, а также устранение последствий коррупционных правонарушений: взыскание незаконно полученного имущества или стоимости предоставленных услуг, аннулирование актов и действий, совершённых в результате правонарушений, связанных с коррупцией, восстановление нарушенных прав и законных интересов.
Рост раскрываемости коррупционных правонарушений невозможен без существенного улучшения работы оперативно-розыскных органов МВД, налоговой полиции, повышения профессионального мастерства работников следственного аппарата. Необходимо также разработать и широко применять стимулирующие нормы, освобождающие от ответственности второстепенных участников коррупционных правонарушений, которые активно способствовали разоблачению коррупционеров. Сказанное выше о направлениях борьбы с коррупционными правонарушениями не является характерным только для России. Так, например содержание программы по обузданию коррупции интернациональный коллектив авторов пособия «Системы общегосударственной этики поведения»61: «Серьёзные и согласованные реформы должны включать в себя следующие элементы:
1) ясно выраженное
стремление политических лидеро
2) упор на предотвращение,
профилактику коррупции и
3) принятие всеобъемлющего антикоррупционного законодательства и воплощение его в жизнь …;
4) определение сфер
деятельности правительства,
5) обеспечение соответствия должностных окладов государственных служащих и политических деятелей той мере ответственности, которую они несут в силу занимаемой должности, а также приведение в соответствие их заработной платы уровню зарплат в частном секторе, насколько возможно;
6) разработка законодательных
норм, а также уголовных и
7) установление партнёрских
отношений между
8) превращение коррупции в «сферу повышенного риска и низкой рентабельности».
2.2. Уголовная ответственность за коррупционные преступления
Ни для кого не требуются дополнительные аргументы, обосновывающие, необходимость ведения борьбы с коррупцией. Но для многих менее очевидно утверждение о невозможности победы над этим негативным социальным явлением. Еще в конце 19 века Дюркгейм заметил, что самоубийство и преступность это обязательные признаки человечества. Поэтому, пока будет человечество, будет и преступность. Но это не значит, что мы неспособны каким-либо образом влиять на данное социальное явление, как в сторону его увеличения, так в сторону его уменьшения или изменения структуры преступности.
Преступность включает в себя совокупность всех преступлений, совершаемых на определенной территории за определенной промежуток времени. Далеко не все из преступлений войдут в преступность как признак человечества. П. Сорокин и Н. Тимофеев классифицировали все преступления на 7 групп: абсолютные, тяготеющие к абсолютным, распространенные, близкие к ним, появившиеся только в 19 веке, которые перестали признаваться преступлениями в настоящее время и время от времени признаваемые преступлениями.
Абсолютные во все времена и во всех государствах считались таковыми. Распространенные – те, что в большинстве государств и чаще всего считались таковыми. К числу распространенных преступлений относится и взяточничество. Оно же составляет и ядро коррупции. Нам представляется, что первые и вторые преступления можно назвать вечными преступлениями.
Вечность взяточничества может быть доказана не только тем, что с первых письменных законодательных актов ответственность за получение взятки предусматривалась во всех государствах, но и изучением литературных источников всех времен и всех народов.
Большинство авторов и государственных деятелей во все времена порицали взяточничество. Но не все представители доктрины и обыватели считают, что взятка есть абсолютное зло, усматривает в ней и положительные стороны. Ведь еще Шекспир устами ведьм в трагедии «Макбет» говорил: «Добро есть зло, зло есть добро».
Информация о работе Уголовная ответственность за коррупционные преступления