Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:43, дипломная работа
В условиях формирования в России правового государства соблюдение принципа приоритета защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовно-правовых отношений обусловливает достижение двух разных по содержанию целей: применение более строгих наказаний к лицам, виновным в совершении тяжких и особо тяжких преступлений и гуманизацию назначения и исполнения наказаний в отношении лиц, не представляющих большой общественной опасности.
Следует обратить внимание также и на нормы Конвенции относительно рабства от 25 сентября 1926 г., «рабство есть состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них» (п. 1 ст. 1).10 Считаем, что выполнение обязательных работ не будет противоречить нормам названной Конвенции, поскольку в этом случае можно говорить лишь о распоряжении трудом осужденного, а не самим осужденным.
Трудовой кодекс РФ не просто воспринял положения отмеченных международных документов, касающиеся исключений из общего правила о запрете принудительного труда, но и откорректировал их так, что позволил устранить все неясности, порожденные последними. Согласно ч. 4 ст. 4 Трудового кодекса РФ «принудительный труд не включает в себя... работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров».11
Неоднозначным является вопрос о допустимости и принудительного труда осужденного к наказанию, не связанному с лишением свободы, без его согласия.
Считаем, что не следует идти по пути «испрашивания согласия», внося подобную оговорку в действующее законодательство, поскольку это вряд ли будет являться решением проблемы. Во-первых, «элементы торга» в принципе несвойственны российскому уголовному праву, и это будет противоречить сущности наказания как меры государственного принуждения. Во-вторых, согласие осужденного в любом случае будет вынужденным (поскольку в случае отказа он может быть лишен свободы), т.е. его согласие не является подлинно добровольным. В результате введение такого условия нецелесообразно, поскольку оно будет не более чем очевидной для всех юридической фикцией. Обязанность по назначению данной меры лишь с согласия осужденного отсутствует и в международных актах, рекомендующих ее использование. Не возникло такой необходимости пока и на практике, о чем свидетельствует первоначальный опыт применения обязательных работ в ряде регионов РФ.12
Обязательные работы заключаются в выполнении осужденными бесплатных общественно полезных работ. Таким образом, осужденные к данному наказанию не получают заработную плату (вознаграждение) за выполненную ими работу. Но в п. 3 ст. 37 Конституции РФ устанавлено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Можно сделать вывод, что нормы УК РФ и УИК РФ, устанавливающие бесплатность обязательных работ, вступают в противоречие с положениями отмеченных норм Конституции РФ. Для правильного ответа на вопрос о том, допустимо ли ограничение осужденных к обязательным работам в праве на вознаграждение за труд или нет, проанализируем и нормы международных актов, касающихся этого права.
Положения ст. 4 и 7 Пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г., ст. 1 и п. 1 ст. 2 Конвенции МОТ № 95 «Относительно защиты заработной платы» 1949 г., ч. 3, 4 ст. 23 и ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. позволяют утверждать, что отмеченное ограничение осужденных к обязательным работам в праве на вознаграждение за труд допустимо.
Положения действующего законодательства РФ о наказании в виде обязательных работ не вступают в противоречие с нормами общепризнанных международных актов ни в части запрета на использование принудительного труда, ни в части ограничения осужденных в праве на вознаграждение за труд.13
Таким образом, следует отметить следующее. Во-первых, международные стандарты в сфере применения обязательных работ и других наказаний, альтернативных лишению свободы, — это единые требования, предъявляемые в международном масштабе к нормативным основам и правоприменительной практике в сфере наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества Большая часть данных стандартов сконцентрирована в двух международных нормативных актах — Стандартных минимальных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийских правилах), 1990 г. и Европейских правилах применения общественных (альтернативных) санкций и мер 1992 г.
Во-вторых, данные нормативные акты упоминают обязательные в качестве одного из рекомендуемых альтернативных наказаний, кроме того, они содержат гарантии правового статуса осужденных в период их исполнения, требования к режиму их отбывания и надзору за их исполнением, вопросы участия общественности в исполнении наказаний данных видов, а также требования к персоналу учреждений, занимающихся их исполнением.
В-третьих, положения действующего законодательство РФ о наказании в виде обязательных работ, не противоречат общепризнанным международным правовым актам в сфере охраны труда как по вопросу запрета но использование принудительного труда, так и по вопросу ограничения осужденных в праве на вознаграждение за труд. Отсутствие в действующем законодательстве согласия осужденного как обязательного условия назначения ему наказания в виде обязательных работ, не противоречит нормам международного права и вносит соответствующие изменения в российское законодательство является нецелесообразным.
Обязательные работы являются основным видом наказания, который впервые за много лет появился в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г.14
В разные периоды времени и в различных документах обязательные работы назывались по-разному: «общественные работы», «принудительные работы», «общественно необходимые работы», «принудительные общественные работы», «обязательные общественные работы», «принудительные работы без помещения в места лишения свободы».
В истории уголовного законодательства России подобное или чрезвычайно близкое к обязательным работам наказание встречалось неоднократно.
Первое упоминание о
наказании сопряженным с
Свод законов предусматривал в виде наказания работы, разделявшиеся на каторжные, крепостные, в портах или казенных заведениях и фабриках, в арестантских ротах гражданского ведомства, в смирительном доме, в рабочем доме или у частных лиц, и городовые вместо рабочего дома. Работы по срокам были вечные и срочные.15
Справедливо отмечает С. В. Бородин, что «обязательные работы предусмотрены в ст. 49 УК РФ как основной вид наказания (ст. 45 УК РФ). Это новый вид наказаний, неизвестный ранее советскому уголовному законодательству. Однако он был известен Своду законов уголовных 1832 г. Так, в ст. 34 и 55 Свода предусматривались городские работы и работы у частных лиц как самостоятельный вид наказания. Указывалось, что осужденные из нижних сословий отдаются на городские работы и частным лицам для заработка».16
В ст. 89 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. закреплялось положение о том, что «взамен кратковременного ареста люди, не изъятые от наказаний телесных, могут также быть присуждаемы к употреблению в общественные или другие, правительством установленные работы, на то же время, какое определено для заключения».17
Ст. 19 Правил о помещениях для подвергаемых аресту указывала, что содержащиеся под арестом мещане и крестьяне могут, по своему желанию и с разрешения попечителя, назначаться на местные общественные работы. В таком случае день работы засчитывался за два дня ареста.
Согласно ст. 90 Уложения 1845 г. если осужденные, не подлежащие уголовному наказанию, не в состоянии заплатить всего или части наложенного на них денежного взыскания, то они приговариваются к временному, соразмерному с суммой взыскания, заключению в тюрьме. «Если, однако же, сии несостоятельные к платежу наложенного на них денежного взыскания могут, по званию своему и другим обстоятельствам, быть употребляемы в общественные работы, то суд приговаривает их к сему, вместо заключения в тюрьме, и все заработанные ими деньги обращаются на уплату следующего с них взыскания».
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. также как и Уложение 1845 г. содержало аналог обязательных работ. Ст. 85 указывала, что несостоятельные к уплате денежных взысканий крестьяне и мещане могут быть отдаваемы в общественные работы, или же в заработки: крестьяне - на основании правил, изложенных в статье 188 Общего Положения о крестьянах, мещане - на основании особых правил. Несостоятельные лица других сословий отдаются в общественные работы или в заработки лишь в случае собственной их о том просьбе.18
Уголовное Уложение 1903 г.
не содержало указания о замене денежной
пени при несостоятельности
В дореволюционный период развития общественные работы характеризовались следующими признаками:
- относились к исключительно
или специально заменяющим
- устанавливались на определенный срок, т.е. были срочными;
отбывались несостоятельными к уплате денежных взысканий крестьянами и мещанами в установленном порядке, а несостоятельными лицами других сословий - лишь в случае собственной их о том просьбе;
- состояли в метении и чищении улиц, площадей, колодцев, пристаней, копании рвов, постройке мостов и т.д.;
- отбывались как по месту жительства осужденного, так и в иных местах;
- лица, подвергнутые по
несостоятельности взамен
Определенное место в разработке наказания, сопряженного с принудительным трудом, отводили организаторы и руководители Советской власти. Они не только определили данный вид наказания, но и сформулировали его основные черты, они считали, что работы, выполняемые в порядке наказания, должны быть общественными, тяжелыми и неприятными для осужденного, при этом классовость и сословность наказания ставились ими во главу угла.
Руководители Советского тоталитарного государства считали «принудительные общественные работы» наиболее эффективными по сравнению с краткосрочным лишением свободы.
Справедливо отмечает А. В. Корнеева, что «в законодательстве этого периода принудительные работы предусматривались не только в качестве основного, как в Декрете о суде №3, но и в качестве дополнительного наказания».20
Первая попытка законодательно
систематизировать наказания
Нормативные акты первых лет Советской власти не определяли срок принудительных работ. В судебной практике принудительные работы назначались на различные сроки. Отбывая наказание, осужденный должен был проживать дома. В феврале 1919 г. в Конспекте о разделе о наказаниях пункта Программы о суде В.И. Ленин указывал на замену «лишения свободы принудительным трудом с проживанием на дому».22
12 декабря 1919 г. своим Постановлением Наркомат юстиции издал «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР». В шестом разделе в ст. 25 «Руководящих начал» указывался примерный перечень видов наказаний, где были «принудительные работы без помещения в места лишения свободы». «Руководящие начала» не указывали срок, на который назначались работы, и не устанавливали порядок их отбытия. Данные вопросы по-прежнему регулировал суд по своему усмотрению.
С 1917 до 1921 г. были сформированы основные принципы назначения и исполнения принудительных работ, которые по своему содержанию более близки к ныне существующим обязательным работам: назначались на определенный срок, т.е. были срочными; являлись как основным, так и дополнительным видом наказания; подразделялись на два вида: общественные работы и работы по специальности; должны быть тяжелыми и неприятными для осужденного; исполнялись по месту работы осужденного или же в местах по указанию инспекций; отбывались осужденным без изоляции от общества, на виду у населения; в случае отказа и недобросовестного отбывания принудительных работ осужденному применялось более суровое наказание.
Содержание принудительных работ в этот период не предусматривает материальных правоограничении, с осужденным не предусматривалось проведение воспитательной работы.
С началом НЭПа в РСФСР начинаются грандиозные кодификационные работы, в основе которых лежали, в том числе обширный нормативный материал и правоприменительная практика первых лет советской власти. При этом новые политические условия диктовали законодателю необходимость исключения в ряде случаев преемственности права и закона. Так произошло и в случае с обязательными работами.
Информация о работе Уголовное наказание в виде обязательных работ