Уголовное наказание в виде обязательных работ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:43, дипломная работа

Краткое описание

В условиях формирования в России правового государства соблюдение принципа приоритета защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовно-правовых отношений обусловливает достижение двух разных по содержанию целей: применение более строгих наказаний к лицам, виновным в совершении тяжких и особо тяжких преступлений и гуманизацию назначения и исполнения наказаний в отношении лиц, не представляющих большой общественной опасности.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛ об раб (2).doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

Уголовно-исполнительная инспекция при получении из суда копии приговора вызывает осужденного, ставит его на учет, разъясняет порядок отбывания наказания и не позднее 15 дней с момента получения из суда копии приговора направляет на работу. Инспекция обязана также контролировать через администрацию предприятия, где осужденный выполняет обязательные работы, его поведение и отношение к труду, вести суммарный учет числа проработанных часов.

Обязанностью инспекций является согласование с органами местного самоуправления перечня объектов, на которых могут отбывать наказание осужденные к обязательным работам. Это должны быть работы, не требующие особой квалификации, которые могут выполняться любым трудоспособным человеком, например, ремонт дорог, уход за зелеными насаждениями, уборка улиц или помещений, погрузка и разгрузка вагонов и т.п.

Препятствием для исполнения федерального закона по реализации норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в субъектах РФ, касающихся обязательных работ как видов наказания, являлся отказ органов местного самоуправления, со ссылкой на отсутствие прямого упоминания в вопросах местного значения, находящихся в ведении муниципальных образований, от участия в исполнении наказаний.

Другой причиной являлось отсутствие у органов местного самоуправления подведомственных предприятий, на которых  было бы возможно исполнение обязательных работ по решению суда50.

Например, постановлением администрации от 01.06.2010 № 62 «Об определении предприятий, организаций для отбывания осужденными наказания» определены организации и индивидуальные предприниматели, в которых осужденные должны отбывать наказание в виде обязательных и исправительных работ.

По результатам плановой проверки на предмет соблюдения администрацией антимонопольного законодательства антимонопольным  органом возбуждено дело № 8 по признакам  нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решением от 18.03.2011 антимонопольный  орган признал администрацию  нарушившей ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с принятием постановления  от 01.06.2010 № 62 «Об определении предприятий, организаций для отбывания осужденными наказания», которое приводит или может привести к ограничению конкуренции.

На основании указанного решения  антимонопольного органа администрации  выдано предписание от 18.03.2011 о прекращении  нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем внесения изменений в постановление от 01.06.2010 № 62 «Об определении предприятий, организаций для отбывания осужденными наказания», исключив из списка объектов для отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ перечисленные хозяйствующие субъекты.

Судами сделан вывод о недоказанности нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Суды указали  на отсутствие в действующем законодательстве регламентации какого-либо иного порядка по определению объектов и мест для отбывания осужденными наказания в виде обязательных и исправительных работ, кроме как указанными нормами. Суды также отметили, что действующим законодательством не предусмотрены критерии, в соответствии с которым орган местного самоуправления должен определять объекты и места, на которых отбываются обязательные и исправительные работы.

Нарушений требований процессуального  законодательства, влекущих безусловную  отмену судебных актов, не усматривается51.

Было высказано предложение о том, что определение конкретных объектов для отбывания обязательных работ целесообразно возложить на Центры занятости населения, поскольку именно на эти отделы администраций органов местного самоуправления возложена обязанность трудоустройства безработных граждан, и именно они владеют информацией о наличии свободных рабочих мест. С указанным утверждением вполне можно согласиться, тем более что Центры занятости владеют самой обширной информацией о свободных рабочих местах.

Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим  направлениям:

- строительство автомобильных  дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых  канализационных и других коммуникаций;

- проведение сельскохозяйственных  мелиоративных (ирригационных) работ,  работ в лесном хозяйстве;

- заготовка, переработка  и хранение сельскохозяйственной  продукции;

- строительство жилья,  реконструкция жилого фонда, объектов  социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;

- обслуживание пассажирского  транспорта, работа организаций  связи;

эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;

- озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

- уход за престарелыми, инвалидами и больными;

- обеспечение оздоровления  и отдыха детей в период  каникул, обслуживание санаторно-курортных  зон;

- организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;

- проведение мероприятий  общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные  соревнования, фестивали и т.д.);

- другие доступные  виды трудовой деятельности52.

Для трудоустройства осужденных через органы службы занятости может быть создан самостоятельный отдел при Департаменте федеральной государственной службы занятости по субъекту и (или) отдел в центрах занятости населения (в районах, селах, деревня, поселках). Этот отдел будет необходимым при большой территории населенного пункта либо при большом количестве осужденных к обязательным работам, которых необходимо трудоустроить. Если же территория населенного пункта небольшая, либо число осужденных к обязательным работам мало, то выполнение функций по трудоустройству осужденных может быть возложено на специально назначаемое для выполнения отмеченных задач должностное лицо.

Положение ч. 1 ст. 25 УИК  РФ о том, что обязательные работы исполняются на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, отчасти не соответствует требованию ч. 1 ст. 49 УК РФ о том, что объекты, на которых отбываются обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

В УК РФ в отличие от УИК РФ не ограничивается возможность  выбора предприятий, на которых будут  отбываться обязательные работы. «В целях приведения указанных норм в соответствие друг с другом в ч. 1 ст. 49 УК РФ следует закрепить положение о том, что объекты, на которых отбываются обязательные работы, определяются органами местного самоуправления среди подведомственных им предприятий по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями»53.

Законодатель называет единственное учреждение, исполняющее обязательные работы - уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного. Однако анализ содержания ч. 1 ст. 49 УК РФ, ч. 1 ст. 26 и ст. 28 УИК РФ позволяет утверждать, что обязательные работы также исполняет администрация организации, в которой осужденный отбывает обязательные работы.

Исполнение обязательных работ для администрации организации, в которой осужденный отбывает обязательные работы, является дополнительной функцией, стало быть, данную организацию следует рассматривать не как учреждение, исполняющее уголовное наказание, а как орган, исполняющий уголовное наказание. Часть 4 ст. 16 УИК РФ следовало бы изложить в следующей редакции: «Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией и администрацией организации, в которой осужденный отбывает обязательные работы».

В целях сохранения единства городского хозяйства в субъектах Российской Федерации предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований определяются законами субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в ч. 1, 3 ст. 79 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»54, вступившего в действие с 01.01.2006.  В соответствии с указанным законом в субъектах Российской Федерации, в соответствии с уставами субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормативными актами перечень вопросов местного значения должен определяться законами субъектов Российской Федерации. Однако в большинстве субъектов Российской Федерации указанные вопросы в уставах не разрешаются, что значительно осложняет практику назначения указанного вида наказания к осужденным.

Органы местного самоуправления, как и органы государственной власти, решая часть публичных дел могут осуществлять эту деятельность посредством правотворчества55. С целью устранения указанного выше пробела при разработке нормативных актов субъектов Российской Федерации целесообразно предусматривать и нормативно закреплять для отдельных муниципальных образований обязанность по определению видов обязательных работ и объектов, на которых они отбываются.

Положительным примером является практика организации обязательных работ в г. Пскове. Как сообщили ЦДИ в пресс-службе администрации города, мэр Пскова подписал постановление № 420 от 2 марта 2009 года «Об организации исправительных и обязательных работ в городе Пскове в 2009 году». Документ принят для обеспечения занятости осужденных, их исправления и предупреждения совершения новых преступлений, решения задач социально-экономического развития и благоустройства города. Утверждён прилагаемый перечень организаций, где могут быть трудоустроены осужденные к обязательным и исправительным работам по городу Пскову на 2009 года. Осужденные, способные работать дворником, рабочим по обслуживанию зданий, разнорабочим для отбывания обязательных работ можно направлять в детские сады, а также в учреждение УФСИН России по Псковской области. Руководители организаций должны контролировать выполнение лицами, направленными для отбывания наказания, определенных для них работ и их поведение, уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию о количестве отработанных часов, правильно и своевременно производить удержания из заработной платы осужденного к исправительным работам и перечислять удержанные суммы в установленном порядке. Таким образом, предпринятыми мерами удалось разрешить противоречия, возникшие в федеральном законодательстве и запустить в механизм по исполнению уголовных наказаний в виде обязательных и исправительных работ56.

Содержание наказания возлагает на осужденного ряд обязанностей. Так, например, осужденный обязан выполнять порученные ему работы, добросовестно относиться к труду, соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего распорядка предприятия, на котором он работает. Он не вправе отказываться от предложенной ему работы. Уголовно-исполнительная инспекция не обязана согласовывать с ним место его работы и ее характер.

Также к их числу относится явка в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызовам и информирование ее об изменении места жительства. Выполнение обязательных работ не прерывается и в случае отпуска осужденного.

В случае тяжелой болезни  осужденного, препятствующей отбыванию  наказания, уголовно-исполнительная инспекция  по ходатайству осужденного направляет его на медицинскую комиссию. В  том случае, если медицинская комиссия признает наличие у него тяжкого  заболевания, предусмотренного Перечнем заболеваний, препятствующих отбыванию наказания57, осужденный, в соответствии со ст. 81 УК РФ, досрочно освобождается судом от отбывания наказания. Инвалиды I группы вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении их от дальнейшего отбывания наказания. При установлении беременности у осужденной к обязательным работам она вправе обратиться в суд с ходатайством о предоставлении ей отсрочки отбывания наказания. Названные ходатайства подаются через уголовно-исполнительную инспекцию, которая направляет в суд необходимые материалы для решения вопроса о досрочном освобождении или о предоставлении такой отсрочки.

Достижение же пенсионного  возраста само по себе не является основанием освобождения от отбывания обязательных работ.

Срок наказания в виде обязательных работ исчисляется в часах. В этот срок засчитываются часы, в течение которых осужденный работал в местах, определенных уголовно-исполнительной инспекцией. Если осужденный не работал даже по уважительным причинам, например в случае болезни, выполнения каких-либо общественных обязанностей (вызывался в суд в качестве свидетеля по гражданскому или уголовному делу), не отработанные им часы не включаются в срок отбывания наказания. Общее число часов, отработанных в течение недели, не может быть менее 12, но может быть и большим58.

Уголовно-исполнительные инспекции контролируют поведение осужденных. Законодатель не указывает на формы и методы контроля за поведением осужденных, отбывающих обязательные работы. Кроме того, не устанавливаются временные пределы осуществления данного контроля. Выполнение таких обязанностей связано с вторжением в сферу личных свобод и прав осужденного и его семьи: неприкосновенность жилища, право использования свободного времени по своему усмотрению и т.д. Здесь необходимы продуманные меры.

Информация о работе Уголовное наказание в виде обязательных работ