Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:00, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы определить, что понимается под институтом уголовно-правовых средств борьбы с незаконным оборотом оружия.
Для достижения указанной цели необходимо будет в данной работе решить следующие задачи:
- исследовать оружие как объект правового регулирования;
- рассмотреть правовые средства борьбы с незаконным оборотом оружия
Введение………………………………………………..…………..………………..………..…3
Глава 1. Оружие как объект правового регулирования......................................................4
§ 1 Новое в Законе "Об оружии"…………………………………………….……….…4
§ 2. Законные способы приобретения оружия…………….…………………..……….6
§ 3. Коллекционирование оружия: правовое регулирование и
организация контроля ………………………………………………………………….16
Глава 2. Правовые средства борьбы с незаконным оборотом оружия...........................24
§ 1. Ответственность за незаконный оборот оружия, боеприпасов,
взрывчатых веществ и взрывных устройств по новому УК РФ…………..…..…….24
§ 2. Квалификация незаконного оборота гладкоствольного охотничьего
оружия …………………….…………………………………………………………....34
§ 3. Преступления с использованием нетрадиционных видов оружия.
Криминологическая и уголовно-правовая характеристика………………………...39
Заключение…………………………………………..……………………………………….46
Список литературы……………………..……………………...............................................45
К данному разделу относится так называемое "памятное" огнестрельное оружие: пистолеты, винтовки и дробовики, подлежащие всем видам контроля в соответствии с Законом о контроле над оружием 1968 г.;
3. Огнестрельное оружие, исключенное
из Национального закона об
огнестрельном оружии и
В эту категорию входит огнестрельное оружие, изготовленное не позднее 1889 г. и не отнесенное к категории редкостей или реликтов. Данное оружие не может быть на законном основании передано или получено, если оно не зарегистрировано в Национальном реестре регистрации или передачи огнестрельного оружия Главного управления BAFT. Его продажа или передача коллекционерам внутри страны может осуществляться после уплаты соответствующего налога BAFT и заполнении заявки о передаче предмета антиквариата. При этом к заявке прилагаются отпечатки пальцев и фотография получателя по форме 4 BAFT, а также акт, составленный чиновником правоприменяющего органа;
4. Огнестрельное оружие, включенное
в Национальный закон об
В Своде федеральных
Для признания огнестрельного оружия антиквариатом или реликвией оно должно быть отнесено к одной из следующих категорий:
1. Огнестрельное оружие, изготовленное минимум за 50 лет до текущей даты, исключая его точные копии;
2. Огнестрельное оружие, удостоверенное хранителем городского музея штата или федерального музея, имеющего в своей коллекции огнестрельное оружие, в качестве антиквариата или реликта, представляющего музейный интерес;
3. Любое другое огнестрельное оружие, которое сохранило существенную часть своей денежной стоимости по причине того, что оно редкое и отличается оригинальной формой или связано с определенными периодами или событиями истории.
Окончательное заключение о том, является ли данный предмет коллекционирования (конкретный образец огнестрельного оружия) антиквариатом или реликтом, дает отделение технологии производства огнестрельного оружия BAFT.
При этом в США существует ряд жестких ограничений на импорт антикварного огнестрельного оружия и реликтов, он возможен только с согласия отделения импорта оружия и взрывчатых веществ BAFT.
Коллекционирование холодного оружия в США не контролируется государством, хотя на торговлю им требуется лицензия.
Итак, в США с 1968 г. действует жесткая система законодательного контроля над коллекционированием огнестрельного оружия, целью которой является как предупреждение его нелегального оборота, так и пресечение его вывоза за пределы страны (отдельного штата).
Законодательство об оружии Великобритании10 до недавнего времени вообще не распространялось на хранение, транспортировку и приобретение старинного огнестрельного оружия, служащего в качестве украшения или являющегося предметом коллекции. Однако принятые в феврале 1997 г. парламентом Великобритании изменения к Закону об огнестрельном оружии 1968 г.11 затронули и вопросы коллекционирования оружия. Теперь все владельцы ручного огнестрельного оружия, имеющего историческое значение, обязаны получить в полиции сертификат на его коллекционирование и хранение сроком на 2 года. При этом образцы исторического огнестрельного оружия, созданного до 1919 г., если из него по техническим причинам невозможно произвести выстрел, разрешено хранить дома открыто. Иные образцы действующего огнестрельного оружия, представляющие исторический либо технический интерес, или те его экземпляры, которые произведены после 1919 г., должны храниться его владельцем в специально оборудованном помещении. Коллекционерам антикварного и исторического оружия запрещено иметь боеприпасы к нему12. В 1997 г. в Великобритании был получен 115 701 сертификат на коллекционирование оружия.
Весьма подробно регламентированы вопросы коллекционирования огнестрельного оружия в законе "Об оружии" Франции в его последней редакции от 6 мая 1995 г. Примечательно, что в нем даются четкие определения старинного оружия, нейтрализованного оружия, а также макета старинного оружия.
Старинным оружием во Франции считается огнестрельное оружие, произведенное до 1 января 1870 г. Однако по закону временные границы разрешается менять. К нейтрализованному отнесено такое огнестрельное оружие (какова бы ни была его модель и дата изготовления), которое является непригодным к стрельбе любыми боеприпасами в результате технических переделок, произведенных по соответствующим правилам. На модифицированный таким образом образец ставится соответствующее клеймо и выдается аттестат, после чего оружие может быть отнесено к коллекционному. Макетом признается копия старинного оружия, имеющая строго определенные законом технические характеристики.
Заметим, что во Франции общие контрольные функции за обращением оружия возложены на Генеральную инспекцию министерства обороты страны, а порядок регистрации оружия по категориям и выдача соответствующих разрешений - на местные префектуры, комиссариаты полиции и бригады жандармерии. Отменен существовавший несколько десятилетий заявительный порядок приобретения оружия (декларирования), вместо которого теперь введены жесткие разрешительные нормы.
Интересное определение понятия "коллекционирование оружия" содержится в гл.1 Закона Литовской республики "О контроле за оружием и боевыми припасами" от 2 июля 1996 г. Под ним понимается собирание "огнестрельного и метательного оружия, изготовленного до 1870 г." В ст.3 названного Закона дано следующее определение понятия "коллекция оружия, боевых припасов, гильз и пуль": "используемое для экспозиции или исследовательских работ собрание оружия, боевых припасов, гильз или пуль, имеющих историко-культурное, криминалистическое или иное познавательное значение". В соответствии со ст.35 этого Закона "коллекционным оружием признается оружие, имеющее историко-культурную, криминалистическую или иную познавательную ценность".
Порядок осуществления
экспертной оценки стоимости коллекционного
оружия и его регистрации
В Законе Республики Молдова от 18 мая 1994 г. "О контроле над индивидуальным оружием" вопросам коллекционирования оружия уделено меньше внимания, чем в Законе Литовской республики "О контроле за оружием и боевыми припасами". Но, тем не менее, в ст.4 коллекционное оружие выделяется по целевому назначению. Физические лица, достигшие 18-летнего возраста, не имеющие медицинских противопоказаний к обращению с оружием, не подпадающие под соответствующие ограничения и постоянно проживающие на территории страны, имеют право частной собственности на коллекционное оружие. Регистрацию и контроль в данной сфере осуществляют территориальные органы полиции по месту жительства владельца коллекционного оружия.
Следует заметить, что в ряде стран частным лицам не разрешается иметь коллекции оружия. Так, Законом о контроле за огнестрельным и холодным (клинковым) оружием Японии частное коллекционирование оружия запрещено.
Краткий обзор зарубежного оружейного законодательства показывает, что в большинстве стран вопросы музейного и частного коллекционирования оружия регламентированы законом. При этом владельцам частных коллекций огнестрельного оружия выдается специальное удостоверение, а его действующие образцы должны находиться в специально отведенном помещении, соответствующем требованию безопасности его хранения. В законодательных актах об оружии дается определение исторического и антикварного огнестрельного оружия, порядок частного коллекционирования которого отличен от порядка коллекционирования современных действующих образцов.
Разработка проекта Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему показала, что некоторые положения Закона об оружии уже нуждаются в уточнении и даже изменении. В частности, необходимо внести в проект определения антикварного и исторического оружия. Кроме того, в ст.1 Закона об оружии не раскрыты достаточно подробно понятия коллекционирования и экспонирования оружия, в то время как в само понятие оборота оружия они законодателем включены. Указанный пробел следует устранить, добавив в ст.1 Закона об оружии определения антикварного огнестрельного оружия и антикварного холодного оружия.
Аналогичные выводы содержатся в резолюции, принятой на парламентских слушаниях на тему "Федеральный закон "Об оружии": первые выводы и перспективы", проведенных комитетом Государственной Думы по безопасности 17 февраля 1997 г.
В то же время конституционное верховенство Закона об оружии над иными нормативными правовыми актами, в том числе и постановлениями Правительства России, неоспоримо. Поэтому необходимо дополнить ст.1 Закона об оружии положением о том, что "действие настоящего Закона не распространяется на огнестрельное антикварное оружие, изготовленное до 1892 г." (эта дата была предложена специалистами Министерства культуры России). Такое дополнение к ст.1 Закона полностью соответствовало бы практике решения подобных вопросов в оружейном законодательстве большинства зарубежных государств.
§ 1. Ответственность за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств по новому УК РФ
Наступивший 1997 г. в определенном смысле является знаменательной вехой, поскольку были получены ощутимые результаты усилий государства в отношении законодательного упорядочения легального оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Отличительными признаками названных предметов является их специальное предназначение для поражения цели и разрушения различных объектов. Именно в силу потенциально опасных свойств указанных предметов государство путем принятия законов, других нормативных актов устанавливает особый порядок их приобретения, изготовления, ношения, хранения, сбыта, передачи, перевозки и использования, который именуется регистрационно-разрешительной системой.
13 ноября 1996 г.
Государственная Дума
Федеральный закон
"Об оружии" регулирует правоотношения,
возникающие при обороте
Сфера действия Уголовного кодекса по сравнению с Законом от 13 ноября 1996 г. уже как по кругу предметов, так и по видам оборота. Согласно ст.222-226 УК предметами этих преступлений являются огнестрельное оружие и комплектующие детали к нему, холодное, метательное и газовое оружие, а также боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства. Следует также отметить, что в отличие от Федерального закона от 13 ноября, уголовная ответственность может наступать за незаконный оборот не только боевого ручного стрелкового оружия, но и за оборот огнестрельного оружия любых видов. Кроме того, по ч.2 ст.225 УК (ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия) и ч.2 ст.226 (хищение либо вымогательство) предметом преступлений являются ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения или оборудование, которое может быть использовано при создании оружия массового поражения13.
В УК РФ предусматривается ответственность за следующие виды незаконного оборота: приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.222), изготовление оружия (ст.223), небрежное хранение огнестрельного оружия (ст.224), ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.225), хищение или вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.226). Кроме того, предусмотрена ответственность по ст.188 УК (контрабанда) за незаконное перемещение через таможенную границу (ввоз и вывоз) огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения.
Информация о работе Уголовно-правовые средства борьбы с незаконным оборотом оружия