Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право Украины"
1. Понятие и
содержание конституционного
Конституционный строй - это
юридическая организация
Общепризнанными составляющими
конституционного строя есть основы государственного
и общественного строя, конституционный
статус человека и гражданина, формы прямого
народовластия, организация государственной
власти и местного самоуправления и статус
их органов, территориальное устройство
и другие институты государства и общества.
Некоторые авторы довольно широко трактуют
содержание конституционного строя, понимая
его как: 1) совокупность правоотношений,
возникающих в связи с применением норм
конституции и других источников отрасли
конституционного права, 2) совокупность
основополагающих правоотношений, закрепленных
и нередко специально выделенных конституцией,
3) систему конституционных положений,
в основном сущностного характера, которые
иногда наделены высоким уровнем юридической
жесткости (более защищены от отмены, чем
содержание). Во-первых, в этом определении
отсутствуют составляющие конституционного
строя, которые отмечают почти все ученые
(принципы, государственный строй, гражданское
общество и др.). Во-вторых, нельзя согласиться
с тем, что правоотношения, которые присущи
конституционному строю, возникают лишь
при условии применения соответствующих
норм и источников конституционного права.
В-третьих, термин "основополагающие
правоотношения" является достаточно
общим и конкретно не определяет, какие
именно из них относятся к нормам, которые
в своей совокупности составляют содержание
конституционного строя в Украине.
2. Принципы конституционного строя.
Одним из важнейших
В соответствии с этим принципом деятельность
государства, связанная с принятием законов,
их исполнением и правосудием, распределяется
между тремя ветвями власти — законодательной,
исполнительной и судебной.
Это необходимо для того, чтобы каждая ветвь власти сдерживала другую, не допуская возможности превышения власти и злоупотребления ею. Ни одна из них не должна вмешиваться в деятельность другой. Осуществление этого принципа на практике направлено против захвата власти какой-либо группой или отдельным лицом. Особую опасность представляет вмешательство в деятельность органов правосудия, которые должны подчиняться только закону.
Система государственной власти Республики
Узбекистан основывается на принципе
разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную.
К числу важнейших конституционных принципов
относятся также:
3. Гуманистические, экономические и политические основы конституционного строя Украины.
Принятие конституции
само по себе означает
Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.
Установление конституционного
строя начинается с определения
принципов организации
4. Проблема конституционного и правового государства. Современные идеи о правовом государстве, их отражение в конституционном законодательстве и реализация в практике государственного строительства.
Правовое государство — как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека — является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его общечеловеческая ценность определяет и современные установки, устремления и усилия по формированию и развитию начал правовой государственности в посттоталитарной России, в других бывших социалистических странах.
Становление теории и практики правового государства имеет долгую и поучительную историю.
Сам термин "правовое государство" сформировался и утвердился довольно поздно — в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. (в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.)'. В дальнейшем этот термин получил широкое распространение, в том числе и в дореволюционной России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, БА. Кистяковский, П.И. Новгородцев, И.А. Покровский, В.М. Гес-сен, Н.И. Палиенко и др. В англоязычной литературе данный термин не используется — его эквивалентом в известной мере является термин "правление права" (rule of Law). Но суть дела, конечно, не в терминах и не во времени их появления.
В содержательном смысле ряд
идей правовой государственности появился
уже в античном мире, а теоретически
развитые концепции и доктрины правового
государства были сформулированы в
условиях перехода от феодализма к
капитализму и возникновения
нового социально-политического строя.
Исторически это происходило
в общем русле возникновения
прогрессивных направлений
5. Конституционная
характеристика Украины как
16 июня 1990 г., в период распада СССР, Верховный Совет УССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины, провозгласив государственный суверенитет Украины как верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти Республики в границах ее территории, независимость и равноправие во внешних сношениях. С принятием этого политико-правового документа украинская нация осуществила свое неотъемлемое право на самоопределение: образовано национальное государство, и какие-либо насильственные действия против него со стороны отдельных личностей или их объединений преследуются по закону. В Декларации отмечалось, что народ Украины является единственным источником государственной власти в Республике. Таким образом, указывалось, что источником государственного суверенитета является народный суверенитет. Об этом же говорится и в действующей Конституции Украины (ст. 5).
Принцип народного суверенитета, принцип выборности органов государственной власти, принцип разделения властей лежат в основе организации механизма демократического государства, под которым понимается государство, организация которого дает гражданам и их объединениям возможность влиять на принятие государственных решений, связана с их равноправным участием в формировании и последующем контроле органов государства. Принцип народного суверенитета, принцип выборности органов государственной власти , принцип разделения властей закреплены действующей Конституцией Украины (ст. 5,6).
Действующая Конституция
Украины провозглашает
Начало процесса формирования
украинского правового
6. Конституционная
характеристика Украины как
Начало процесса формирования
украинского правового
Социальное государство,
в отличие, например, от государства
классового, олигархического, корпоративно-бюрократического
т. п., охраняющего и обеспечивающего
узкогрупповые интересы, интересы меньшинства
населения, служит всему обществу в
целом, стремится к исключению или
уменьшению неоправданных социальных
различий, обеспечивает социальную защищенность
личности. Формирование так называемого
"среднего класса" (гаранта стабильности
общества) - одно из основных декларируемых
направлений социальной политики Украинского
государства. Эта политика, в частности,
проявляется в расходовании определенной
доли бюджетных средств на разного
рода социальные выплаты. Например, выдаются
субсидии нуждающимся для оплаты
коммунальных услуг; проводятся и финансируются
крупномасштабные социальные программы
(Национальная программа "Украина",
Программа занятости населения;
создаются соответствующие
7. Гражданское
общество в концепции
Конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.
Известно, что всякое государство, включая и тоталитарное, в той или иной мере подчинено праву, являясь одновременно и субъектом права, и фактором правообразования. Но для того, чтобы государство в полной мере подчинялось праву, нужны соответствующие гарантии. В своей совокупности они обеспечивают такую форму, такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.
Следовательно, конституционный
строй – это форма (или способ)
организации государства, которая
обеспечивает подчинение его праву
и характеризует его как
Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.
Гражданское общество представляет
собой систему самостоятельных
и независимых от государства
общественных институтов и отношений,
которые обеспечивают условия для
реализации частных интересов и
потребностей индивидов и коллективов,
для жизнедеятельности
Гражданское общество охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений, включая собственность, труд, предпринимательство, организацию и деятельность общественных объединений, воспитание, образование, науку и культуру, семью как первичную основу общежития, систему средств массовой информации, неписаные нормы этики, многие конкретные стороны политического режима.
Гражданское общество отождествляется в целом со сферой частных интересов и потребностей. Именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод человека. Однако гражданское общество нельзя представлять себе как мир изолированных индивидов. Оно не арифметическая сумма составляющих его субъектов, а их совокупность, образующая его сущностное единство. Это единство состоит в том, что в гражданском обществе действуют разнородные социальные силы, институты, организации и т.д., объединенные общими стремлениями к совместной жизни.
Понятие «гражданское общество» возникло еще в Древней Греции и вплоть до XVIII века использовалось как синоним понятия «государство». Переход от средневековья к новому времени привел к формированию гражданского общества и осознанию того, что, кроме различий между ним и сугубо государственными институтами, существуют различия, порожденные идеями о свободе человека как гражданина общества, независимого от государства.
Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву Украины"