Шпаргалка по "Конституционному праву Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право Украины"

Вложенные файлы: 1 файл

кпу.docx

— 322.92 Кб (Скачать файл)

1. Понятие и  содержание конституционного строя.

Конституционный строй - это  юридическая организация общественного  и государственного строя, политико-правовой фундамент формирования гражданского общества и правового государства, средства обеспечения приоритета прав и свобод человека и гражданина в  отношении любых других коллективно-субъективных прав. 
Общепризнанными составляющими конституционного строя есть основы государственного и общественного строя, конституционный статус человека и гражданина, формы прямого народовластия, организация государственной власти и местного самоуправления и статус их органов, территориальное устройство и другие институты государства и общества. Некоторые авторы довольно широко трактуют содержание конституционного строя, понимая его как: 1) совокупность правоотношений, возникающих в связи с применением норм конституции и других источников отрасли конституционного права, 2) совокупность основополагающих правоотношений, закрепленных и нередко специально выделенных конституцией, 3) систему конституционных положений, в основном сущностного характера, которые иногда наделены высоким уровнем юридической жесткости (более защищены от отмены, чем содержание). Во-первых, в этом определении отсутствуют составляющие конституционного строя, которые отмечают почти все ученые (принципы, государственный строй, гражданское общество и др.). Во-вторых, нельзя согласиться с тем, что правоотношения, которые присущи конституционному строю, возникают лишь при условии применения соответствующих норм и источников конституционного права. В-третьих, термин "основополагающие правоотношения" является достаточно общим и конкретно не определяет, какие именно из них относятся к нормам, которые в своей совокупности составляют содержание конституционного строя в Украине.

 

2. Принципы  конституционного  строя.

 Одним из важнейших конституционных  принципов демократического государства  является принцип разделения  властей (ст. 11). 
В соответствии с этим принципом деятельность государства, связанная с принятием законов, их исполнением и правосудием, распределяется между тремя ветвями власти — законодательной, исполнительной и судебной.

Это необходимо для того, чтобы каждая ветвь власти сдерживала другую, не допуская возможности превышения власти и злоупотребления ею. Ни одна из них не должна вмешиваться в деятельность другой. Осуществление этого принципа на практике направлено против захвата власти какой-либо группой или отдельным лицом. Особую опасность представляет вмешательство в деятельность органов правосудия, которые должны подчиняться только закону.

Система государственной власти Республики Узбекистан основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. 
К числу важнейших конституционных принципов относятся также:

  • ответственность государственных органов и должностных лиц перед обществом и гражданами;
  • признание человека, его жизни, свободы, чести, достоинства и других неотъемлемых прев высшей ценностью;
  • равенство всех без исключения граждан перед законом;
  • неприкосновенность и неделимость государственных границ и территории Узбекистана;
  • развитие общественной жизни на основе многообразия идеологий и мнений;
  • верховенство Конституции и закона;
  • социальная справедливость в интересах благосостояния человека и общества.

 

3. Гуманистические,  экономические и политические  основы конституционного строя  Украины.

 Принятие конституции  само по себе означает установление  обязанности государства следовать  конституционным порядкам – иначе  существование основного закона  лишается смысла. Однако в понятие  "конституционный строй" включается  нечто большее, чем формальное  соблюдение конституции. Это понятие  применимо только к такому  государству, в котором конституция  надежно охраняет права и свободы  человека и гражданина, а все  право соответствует этой конституции,  но главное государство действует  в соответствии с конституцией  и во всем подчиняется праву.  Конституционный строй, таким  образом, не сводится к факту  существования конституции, а  становится реальностью только  при двух условиях, если конституция  соблюдается и если она демократическая.

Порядок, при котором соблюдаются  права и свободы человека и  гражданина, а государство действует  в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Это понятие  вбирает в себя не только юридическое  содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием  политической культуры и этики. Право  и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

Установление конституционного строя начинается с определения  принципов организации государства  в его соотношении с личностью  и гражданским обществом. Эти  принципы как раз и составляют содержание гл. 1 Конституции Российской Федерации "Основы конституционного строя" Общество свободных людей (гражданское общество) как бы указывает  государству на его обязанность  служить человеку и предъявляет  определенные требования в отношении  организации и пределов государственной  власти.

 

   4. Проблема  конституционного и правового  государства. Современные идеи  о правовом государстве, их  отражение в конституционном  законодательстве  и реализация  в практике государственного  строительства. 

Правовое государство  — как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации политической власти и  обеспечения прав и свобод человека — является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его общечеловеческая ценность определяет и современные установки, устремления  и усилия по формированию и развитию начал правовой государственности  в посттоталитарной России, в других бывших социалистических странах.

Становление теории и практики правового государства имеет  долгую и поучительную историю.

Сам термин "правовое государство" сформировался и утвердился довольно поздно — в немецкой юридической  литературе в первой трети XIX в. (в  работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.)'. В дальнейшем этот термин получил широкое распространение, в том числе и в дореволюционной России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, БА. Кистяковский, П.И. Новгородцев, И.А. Покровский, В.М. Гес-сен, Н.И. Палиенко и др. В англоязычной литературе данный термин не используется — его эквивалентом в известной мере является термин "правление права" (rule of Law). Но суть дела, конечно, не в терминах и не во времени их появления.

В содержательном смысле ряд  идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового  государства были сформулированы в  условиях перехода от феодализма к  капитализму и возникновения  нового социально-политического строя. Исторически это происходило  в общем русле возникновения  прогрессивных направлений буржуазной политической и правовой мысли, становления  и развития нового (антифеодального, светского, антитеологического и антиклерикального) юридического мировоззрения, критики феодального произвола и беззаконий, абсолютистских и полицейских режимов, утверждения идей гуманизма, принципов свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав человека, поисков различных государственно-правовых средств, конструкций и форм (разделение государственных властей, конституционализм, верховенство закона и т. д.), направленных против узурпации публичной политической власти и ее безответственности перед обществом и т. д.

 

5. Конституционная  характеристика Украины как демократического, правового государства.

16 июня 1990 г., в период распада СССР, Верховный Совет УССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины, провозгласив государственный суверенитет Украины как верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти Республики в границах ее территории, независимость и равноправие во внешних сношениях. С принятием этого политико-правового документа украинская нация осуществила свое неотъемлемое право на самоопределение: образовано национальное государство, и какие-либо насильственные действия против него со стороны отдельных личностей или их объединений преследуются по закону. В Декларации отмечалось, что народ Украины является единственным источником государственной власти в Республике. Таким образом, указывалось, что источником государственного суверенитета является народный суверенитет. Об этом же говорится и в действующей Конституции Украины (ст. 5).

Принцип народного суверенитета, принцип выборности органов государственной  власти, принцип разделения властей  лежат в основе организации механизма  демократического государства, под  которым понимается государство, организация  которого дает гражданам и их объединениям возможность влиять на принятие государственных  решений, связана с их равноправным участием в формировании и последующем  контроле органов государства. Принцип  народного суверенитета, принцип  выборности органов государственной  власти , принцип разделения властей  закреплены действующей Конституцией Украины (ст. 5,6).

Действующая Конституция  Украины провозглашает Украинское государство как правовое. Практика правовой жизнедеятельности украинского  общества и государства во многом доказывает декларативность этого  конституционного положения, однако нельзя и отрицать наличие предпосылок  и начала процесса формирования Украинского  государства как государства  правового, под которым понимается государство, власть органов, должностных  лиц которого ограничена правом. Иными  словами, это государство, в котором  организация и деятельность государственной  власти в ее взаимоотношениях с гражданами и их объединениями основана на праве  и ему соответствует. При этом конституции современных правовых государств, говоря о связанности  государственной власти правом и  законом, не отождествляют эти понятия. На это указывает и ст. 8 Конституции  Украины, закрепляющая действие в Украине  принципа верховенства права.

Начало процесса формирования украинского правового государства, в частности, связано с учреждением  Конституционного Суда Украины, постепенным  приведением украинского законодательства в соответствие с нормами международного права, закрепляющими стандарты  в области прав человека, провозглашением  нерушимости прав человека и установлением  основ юридического механизма, гарантирующего их реализацию, защиту.

 

6. Конституционная  характеристика Украины как социального  государства.

Начало процесса формирования украинского правового государства, в частности, связано с учреждением  Конституционного Суда Украины, постепенным  приведением украинского законодательства в соответствие с нормами международного права, закрепляющими стандарты  в области прав человека, провозглашением  нерушимости прав человека и установлением  основ юридического механизма, гарантирующего их реализацию, защиту.

Социальное государство, в отличие, например, от государства  классового, олигархического, корпоративно-бюрократического т. п., охраняющего и обеспечивающего  узкогрупповые интересы, интересы меньшинства  населения, служит всему обществу в  целом, стремится к исключению или  уменьшению неоправданных социальных различий, обеспечивает социальную защищенность личности. Формирование так называемого "среднего класса" (гаранта стабильности общества) - одно из основных декларируемых  направлений социальной политики Украинского  государства. Эта политика, в частности, проявляется в расходовании определенной доли бюджетных средств на разного  рода социальные выплаты. Например, выдаются субсидии нуждающимся для оплаты коммунальных услуг; проводятся и финансируются  крупномасштабные социальные программы (Национальная программа "Украина", Программа занятости населения; создаются соответствующие фонды  например, Государственный фонд содействия занятости населения, Национальный фонд социальной защиты матерей и  детей «Украина - детям».

 

 

7. Гражданское  общество в концепции конституционного  строя.

Конституционное государство  характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.

Известно, что всякое государство, включая и тоталитарное, в той  или иной мере подчинено праву, являясь  одновременно и субъектом права, и фактором правообразования. Но для того, чтобы государство в полной мере подчинялось праву, нужны соответствующие гарантии. В своей совокупности они обеспечивают такую форму, такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.

Следовательно, конституционный  строй – это форма (или способ) организации государства, которая  обеспечивает подчинение его праву  и характеризует его как конституционное  государство.

Ограничение государственной  власти правом имеет одной из целей  создание оптимальных условий для  функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом  конституционного государства.

Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных  и независимых от государства  общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для  реализации частных интересов и  потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

Гражданское общество охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений, включая собственность, труд, предпринимательство, организацию  и деятельность общественных объединений, воспитание, образование, науку и  культуру, семью как первичную  основу общежития, систему средств  массовой информации, неписаные нормы  этики, многие конкретные стороны политического  режима.

Гражданское общество отождествляется  в целом со сферой частных интересов  и потребностей. Именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод человека. Однако гражданское  общество нельзя представлять себе как  мир изолированных индивидов. Оно  не арифметическая сумма составляющих его субъектов, а их совокупность, образующая его сущностное единство. Это единство состоит в том, что  в гражданском обществе действуют  разнородные социальные силы, институты, организации и т.д., объединенные общими стремлениями к совместной жизни.  

Понятие  «гражданское общество» возникло еще в Древней Греции и вплоть до XVIII века использовалось как синоним понятия «государство». Переход от средневековья к новому времени привел к формированию гражданского общества и осознанию того, что, кроме различий между ним и сугубо государственными институтами, существуют различия, порожденные идеями о свободе человека как гражданина общества, независимого от государства.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву Украины"