Шпаргалка по "Конституционному праву Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право Украины"

Вложенные файлы: 1 файл

кпу.docx

— 322.92 Кб (Скачать файл)

Постепенно различия между  гражданским обществом и государством становятся важным аргументом в борьбе за социальное равенство, гражданские  свободы и конституционное государство, получившие развернутое освещение  в программном документе Великой  французской революции – Декларации прав человека и гражданина.

Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит  Гегелю, который пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству  в длительном и сложном процессе исторической трансформации от средневековья  к новому времени. Социальная жизнь, характерная для гражданского общества, радикально отличается от этического мира семьи и от публичной жизни  государства, образуя необходимый  момент рационально структурированного политического общества. Социальная жизнь, по Гегелю, включает рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты, в задачу которых входят обеспечение  жизнедеятельности общества и реализация гражданского права. Гражданское общество, подчеркивал Гегель, – это комплекс частных лиц, классов, групп и  институтов, взаимодействие которых  регулируется гражданским правом и  которые прямо не зависят от  самого политического государства.

 

 

8. Понятие и  сущность народовластия. Конституционные  основы народовластия.

Народовластие является основополагающим принципом конституционного строя  Украины. Согласно ст. 5 Конституции, носителем  суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ, который осуществляет власть непосредственно  и через органы государственной  власти и местного самоуправления. Непосредственное народовластие (в  ст. 69 Конституции Украины употребляется  термин «непосредственная демократия») включает участие граждан в реализации различных форм власти, их непосредственную властную деятельность, направленную на решение соответствующих государственных  или общественных вопросов, принятие решений и их воплощения в жизнь.

Третий раздел Конституции  Украины называется «Выборы. Референдум». В нем закреплены такие основополагающие формы прямого народовластия, как  выборы и референдум. Причем законодатель этот раздел в структуре Основного  Закона поставил по разделам «Общие положения» и «Права, свободы и обязанности  человека и гражданина», что подчеркивает особую роль форм непосредственной демократии. Кроме того, третий раздел Конституции, согласно ч. 3 ст. 156 Конституцией Украины, изменяется в осложненном порядке. Так, законопроект о внесении изменений  в этот раздел подается в Верховную  Раду Президентом Украины или  не менее чем двумя третями  от конституционного состава парламента и, при условии его принятия не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной  Рады, утверждается всеукраинским референдумом, назначаемый Президентом Украины. Повторное представление законопроекта  в этот раздел по одному и тому же вопросу возможно только в парламент  Украины следующего созыва.

Непосредственная демократия возникла еще в условиях первобытнообщинного  строя и является исторически  первой формой осуществления власти народа. В Украине накоплены вековые  демократические традиции, которые  были присущи нашему народу с древнейших времен. В конце X - начале XI в. в Киевской Руси закрепилась особая разновидность  поздней военной демократии - так  называемая вечевая демократия, которую  М. С.Грушевский называл органом общественного контроля над князем и его управлением. Вечевая демократия была прогрессивней, чем тогдашняя демократия германцев и франков, поскольку правом участия в народном собрании - вече Киевской Руси были наделены не только дружинники, но и главы семейств и хозяева дворов. Проявления элементов непосредственной демократии и представительной демократии были присущи Украине на всех этапах ее исторического развития. Н.Григорьев-Наш писал, что древние веча, общины «татарских людей», коповища Литвинских времен, казацкие рады до Хмельницкого, при Хмельницком, во времена Колиивщины и Палиивщины, свободные общины, Центральная Рада базировались на традициях украинского народовластия. Но богатый положительный опыт непосредственного народовластия в Украине в течение длительного времени не имел развития.

 

9. Украинский народ  – носитель суверенитета и  источник власти в Украине.

Согласно ст. 5 Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ,

ущность полновластия народа Украины оказывается в определяющих основах (основах) народовластие, а именно в:

а) организационно-политических основах общественного 

жизнь; концентрированным  выражением народовластия здесь  есть политический плюрализм - многопартийность, разнообразие форм волеизъявления и  т.п.;

б) экономических предпосылках разнообразия общественных

отношений. Экономический  плюрализм является основой развития

материального достатка общества и предусматривает свободу 

предпринимательства, разнообразие форм собственности;

в) социальных основах: их характер и содержание определяют

сия экономическими условиями  существования общества и находят  предметное воплощение в его стратификации, под 

которой, конечно, понимают низменность общества на классы,

социальные группы согласно месту, которое они занимают.

Человеческая организация  общества - это дело самых людей, причем грунтується она на установленных принципах, определяющим из которых есть приоритет общечеловеческих ценностей;

г) идеологических основах - совокупности таких представлений,

мировоззренческих мыслей, идей, которые определяются условиями 

жизнедеятельности общества и которые представляют духовные ценности народа. Идеи народовластия, их примат над разнообразными общественными  взглядами воплощаются в законодательстве и прежде всего в Конституции (Основном Законе) Украины. Это, естественно, исключает господство идеологии  одной какой-нибудь партии, социальной группы, как было в период командно-административной системы. Эта система, как известно, исключала, как правило, возможность  идеологического, политического и  экономического плюрализма и предусматривала  нивелирование разнообразия идеологических представлений;

д) морально-этических основах: общественная власть имеет духовное, волевое, интеллектуальное наполнение. Она не может быть аморальной, иначе  превратится на свою противоположность  и станет антинародной, антигуманной;

є) социально-психологических  основах народовластия: они обусловлены  характером психики и сознания человека. Власть - материальная категория. Она  материализуется в поступках  и поведении людей, формируя определенные (соответствующие) психологические  стереотипы поведения отдельных  лиц, их объединений. Социальные ценности "проходят" сквозь сознание каждого  из нас, формируют наше отношение  к окружающей действительности.

 

10. Суверенитет  народа: гносеологические истоки  и современное понимание.

Суверенитет народа - это  естественное право народа быть верховным  и полновластным на своей территории. Суверенитет бывает потенциальным  и реальным. Потенциальным суверенитетом  владеет практически любой этнос, независимо от того, имеет он свою государственность  или нет, оформился он в такую  историческую общность, как народ, признанный он другими государствами и нациями  или нет.

Реальный суверенитет - это  воплощение у жизнь суверенных прав народа, его воли идти таким путем, какой он считает наилучшим. Суверенная воля народа Украины, свободно сформированная и воплощенная в соответствующих  документах (прежде всего в Конституции  Украины), и является единым источником государственной власти. Государство, ее органы и должностные лица в  своей деятельности руководствуются  исключительно волей и интересами народа Украины и служат их практической реализации. Любое ограничение полноты  народовластия на уровне всего государства  или отдельных ее территорий не допускается. Эти идеи нашли воплощение в важнейших  источниках конституционного права - Конституции  Украины, Декларации о государственном  суверенитете Украины, Акте провозглашения независимости Украины, конституционных  законах и в других правовых актах. В свое время высказывалась мысль  о том, что для полноты правового  регулирования, укрепление суверенитета во всех формах его проявления необходимо принять Закон Украины "О суверенитете народа Украины" (О полновластии народа), который согласно Закону "О  всеукраинском и местном референдумах" с целью утверждения независимости  и самоуправление народа Украины, провозглашенных  Декларацией о государственном  суверенитете Украины, устанавливал бы конституционные гарантии полновластия народа, которые составляют основное содержание Конституции Украины.

 

 

11. Теоретические  и конституционно-правовые основы  демократии.

Согласно ст. 5 Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ,

 Демократия является  формой правления, при которой  все граждане участвуют в управлении  государством и принимают на  себя ответственность перед обществом  либо непосредственно, либо через  своих свободно избираемых представителей.

Демократия представляет собой совокупность принципов и  практических мер, защищающих свободу  человека. Демократия - это институционализация (введение в законные рамки) свободы.

Демократия основана на принципах  волеизъявления большинства в сочетании  с правами личности и меньшинств. Все государства с демократической  формой правления, уважая волю большинства, ревностно защищают основные права  отдельных людей и групп, составляющих меньшинство.

Демократические государства  оберегают членов общества от всевластия центральных правительств и осуществляют процесс децентрализации государственной  власти, делегируя часть полномочий на региональный и местный уровень. При этом государства с демократической  формой правления отдают себе отчет  в том, что местные органы власти должны в максимально возможной  степени быть доступными народу и  откликаться на его нужды и  чаяния.

Демократические государства  понимают, что одной из их основных функций является защита таких основных прав человека, как свобода слова  и вероисповедания; право на равную защиту со стороны закона и право  на создание организаций и полномасштабного участия в политической, экономической  и культурной жизни общества.

Государства с демократической  формой правления регулярно проводят свободные и справедливые выборы, право участия в которых предоставляется  всем гражданам. Выборы в демократическом  обществе не могут быть лишь ширмой, за которой скрываются диктаторы  или одна единственная партия, а  представляют собой подлинные соперничества  за завоевание поддержки народа.

Демократия требует от государственных органов выполнения законов и обеспечивает такое  положение, при котором все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона и все их права защищаются правовой системой.

Демократические государства  отличаются разнообразием, отражая  уникальную политическую, общественную и культурную жизнь каждой страны.

Государства с демократической  формой правления основываются на основополагающих принципах, а не на единообразной  практике. В условиях демократии граждане не только имеют права, но и берут  на себя обязательство участия в  политической системе, которая в  свою очередь защищает права и  свободы этих граждан.

Демократические общества привержены таким принципам как проявление терпимости, налаживание сотрудничества и достижение компромисса. Демократические  государства признают, что достижение консенсуса требует компромисса, а  также что он не всегда может быть достигнут. Говоря словами Махатмы  Ганди, "нетерпимость сама по себе является одной из форм насилия и препятствием на пути роста истинного демократического духа".

 

12. Непосредственная  демократия: понятие, конституционная  природа, формы.

Народовластие является основополагающим принципом конституционного строя  Украины. Согласно ст. 5 Конституции, носителем  суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ, который осуществляет власть непосредственно  и через органы государственной  власти и местного самоуправления. Непосредственное народовластие (в  ст. 69 Конституции Украины употребляется  термин «непосредственная демократия») включает участие граждан в реализации различных форм власти, их непосредственную властную деятельность, направленную на решение соответствующих государственных  или общественных вопросов, принятие решений и их воплощения в жизнь.

Третий раздел Конституции  Украины называется «Выборы. Референдум». В нем закреплены такие основополагающие формы прямого народовластия, как  выборы и референдум. Причем законодатель этот раздел в структуре Основного  Закона поставил по разделам «Общие положения» и «Права, свободы и обязанности  человека и гражданина», что подчеркивает особую роль форм непосредственной демократии. Кроме того, третий раздел Конституции, согласно ч. 3 ст. 156 Конституцией Украины, изменяется в осложненном порядке. Так, законопроект о внесении изменений  в этот раздел подается в Верховную  Раду Президентом Украины или  не менее чем двумя третями  от конституционного состава парламента и, при условии его принятия не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной  Рады, утверждается всеукраинским референдумом, назначаемый Президентом Украины. Повторное представление законопроекта  в этот раздел по одному и тому же вопросу возможно только в парламент  Украины следующего созыва.

Непосредственная демократия возникла еще в условиях первобытнообщинного  строя и является исторически  первой формой осуществления власти народа. В Украине накоплены вековые  демократические традиции, которые  были присущи нашему народу с древнейших времен. В конце X - начале XI в. в Киевской Руси закрепилась особая разновидность  поздней военной демократии - так  называемая вечевая демократия, которую  М. С.Грушевский называл органом общественного контроля над князем и его управлением. Вечевая демократия была прогрессивней, чем тогдашняя демократия германцев и франков, поскольку правом участия в народном собрании - вече Киевской Руси были наделены не только дружинники, но и главы семейств и хозяева дворов. Проявления элементов непосредственной демократии и представительной демократии были присущи Украине на всех этапах ее исторического развития. Н.Григорьев-Наш писал, что древние веча, общины «татарских людей», коповища Литвинских времен, казацкие рады до Хмельницкого, при Хмельницком, во времена Колиивщины и Палиивщины, свободные общины, Центральная Рада базировались на традициях украинского народовластия. Но богатый положительный опыт непосредственного народовластия в Украине в течение длительного времени не имел развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву Украины"