Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право Украины"
Постепенно различия между
гражданским обществом и
Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит Гегелю, который пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в длительном и сложном процессе исторической трансформации от средневековья к новому времени. Социальная жизнь, характерная для гражданского общества, радикально отличается от этического мира семьи и от публичной жизни государства, образуя необходимый момент рационально структурированного политического общества. Социальная жизнь, по Гегелю, включает рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты, в задачу которых входят обеспечение жизнедеятельности общества и реализация гражданского права. Гражданское общество, подчеркивал Гегель, – это комплекс частных лиц, классов, групп и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые прямо не зависят от самого политического государства.
8. Понятие и
сущность народовластия.
Народовластие является основополагающим
принципом конституционного строя
Украины. Согласно ст. 5 Конституции, носителем
суверенитета и единственным источником
власти в Украине является народ,
который осуществляет власть непосредственно
и через органы государственной
власти и местного самоуправления.
Непосредственное народовластие (в
ст. 69 Конституции Украины
Третий раздел Конституции
Украины называется «Выборы. Референдум».
В нем закреплены такие основополагающие
формы прямого народовластия, как
выборы и референдум. Причем законодатель
этот раздел в структуре Основного
Закона поставил по разделам «Общие положения»
и «Права, свободы и обязанности
человека и гражданина», что подчеркивает
особую роль форм непосредственной демократии.
Кроме того, третий раздел Конституции,
согласно ч. 3 ст. 156 Конституцией Украины,
изменяется в осложненном порядке.
Так, законопроект о внесении изменений
в этот раздел подается в Верховную
Раду Президентом Украины или
не менее чем двумя третями
от конституционного состава парламента
и, при условии его принятия не
менее чем двумя третями от
конституционного состава Верховной
Рады, утверждается всеукраинским референдумом,
назначаемый Президентом
Непосредственная демократия возникла еще в условиях первобытнообщинного строя и является исторически первой формой осуществления власти народа. В Украине накоплены вековые демократические традиции, которые были присущи нашему народу с древнейших времен. В конце X - начале XI в. в Киевской Руси закрепилась особая разновидность поздней военной демократии - так называемая вечевая демократия, которую М. С.Грушевский называл органом общественного контроля над князем и его управлением. Вечевая демократия была прогрессивней, чем тогдашняя демократия германцев и франков, поскольку правом участия в народном собрании - вече Киевской Руси были наделены не только дружинники, но и главы семейств и хозяева дворов. Проявления элементов непосредственной демократии и представительной демократии были присущи Украине на всех этапах ее исторического развития. Н.Григорьев-Наш писал, что древние веча, общины «татарских людей», коповища Литвинских времен, казацкие рады до Хмельницкого, при Хмельницком, во времена Колиивщины и Палиивщины, свободные общины, Центральная Рада базировались на традициях украинского народовластия. Но богатый положительный опыт непосредственного народовластия в Украине в течение длительного времени не имел развития.
9. Украинский народ – носитель суверенитета и источник власти в Украине.
Согласно ст. 5 Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ,
ущность полновластия народа Украины оказывается в определяющих основах (основах) народовластие, а именно в:
а) организационно-политических основах общественного
жизнь; концентрированным выражением народовластия здесь есть политический плюрализм - многопартийность, разнообразие форм волеизъявления и т.п.;
б) экономических предпосылках разнообразия общественных
отношений. Экономический плюрализм является основой развития
материального достатка общества и предусматривает свободу
предпринимательства, разнообразие форм собственности;
в) социальных основах: их характер и содержание определяют
сия экономическими условиями существования общества и находят предметное воплощение в его стратификации, под
которой, конечно, понимают низменность общества на классы,
социальные группы согласно месту, которое они занимают.
Человеческая организация общества - это дело самых людей, причем грунтується она на установленных принципах, определяющим из которых есть приоритет общечеловеческих ценностей;
г) идеологических основах - совокупности таких представлений,
мировоззренческих мыслей, идей, которые определяются условиями
жизнедеятельности общества
и которые представляют духовные
ценности народа. Идеи народовластия,
их примат над разнообразными общественными
взглядами воплощаются в
д) морально-этических основах: общественная власть имеет духовное, волевое, интеллектуальное наполнение. Она не может быть аморальной, иначе превратится на свою противоположность и станет антинародной, антигуманной;
є) социально-психологических основах народовластия: они обусловлены характером психики и сознания человека. Власть - материальная категория. Она материализуется в поступках и поведении людей, формируя определенные (соответствующие) психологические стереотипы поведения отдельных лиц, их объединений. Социальные ценности "проходят" сквозь сознание каждого из нас, формируют наше отношение к окружающей действительности.
10. Суверенитет народа: гносеологические истоки и современное понимание.
Суверенитет народа - это
естественное право народа быть верховным
и полновластным на своей территории.
Суверенитет бывает потенциальным
и реальным. Потенциальным суверенитетом
владеет практически любой
Реальный суверенитет - это
воплощение у жизнь суверенных прав
народа, его воли идти таким путем,
какой он считает наилучшим. Суверенная
воля народа Украины, свободно сформированная
и воплощенная в
11. Теоретические
и конституционно-правовые
Согласно ст. 5 Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ,
Демократия является
формой правления, при которой
все граждане участвуют в
Демократия представляет собой совокупность принципов и практических мер, защищающих свободу человека. Демократия - это институционализация (введение в законные рамки) свободы.
Демократия основана на принципах
волеизъявления большинства в сочетании
с правами личности и меньшинств.
Все государства с
Демократические государства
оберегают членов общества от всевластия
центральных правительств и осуществляют
процесс децентрализации
Демократические государства понимают, что одной из их основных функций является защита таких основных прав человека, как свобода слова и вероисповедания; право на равную защиту со стороны закона и право на создание организаций и полномасштабного участия в политической, экономической и культурной жизни общества.
Государства с демократической
формой правления регулярно проводят
свободные и справедливые выборы,
право участия в которых
Демократия требует от
государственных органов
Демократические государства отличаются разнообразием, отражая уникальную политическую, общественную и культурную жизнь каждой страны.
Государства с демократической формой правления основываются на основополагающих принципах, а не на единообразной практике. В условиях демократии граждане не только имеют права, но и берут на себя обязательство участия в политической системе, которая в свою очередь защищает права и свободы этих граждан.
Демократические общества привержены
таким принципам как проявление
терпимости, налаживание сотрудничества
и достижение компромисса. Демократические
государства признают, что достижение
консенсуса требует компромисса, а
также что он не всегда может быть
достигнут. Говоря словами Махатмы
Ганди, "нетерпимость сама по себе является
одной из форм насилия и препятствием
на пути роста истинного
12. Непосредственная демократия: понятие, конституционная природа, формы.
Народовластие является основополагающим
принципом конституционного строя
Украины. Согласно ст. 5 Конституции, носителем
суверенитета и единственным источником
власти в Украине является народ,
который осуществляет власть непосредственно
и через органы государственной
власти и местного самоуправления.
Непосредственное народовластие (в
ст. 69 Конституции Украины
Третий раздел Конституции
Украины называется «Выборы. Референдум».
В нем закреплены такие основополагающие
формы прямого народовластия, как
выборы и референдум. Причем законодатель
этот раздел в структуре Основного
Закона поставил по разделам «Общие положения»
и «Права, свободы и обязанности
человека и гражданина», что подчеркивает
особую роль форм непосредственной демократии.
Кроме того, третий раздел Конституции,
согласно ч. 3 ст. 156 Конституцией Украины,
изменяется в осложненном порядке.
Так, законопроект о внесении изменений
в этот раздел подается в Верховную
Раду Президентом Украины или
не менее чем двумя третями
от конституционного состава парламента
и, при условии его принятия не
менее чем двумя третями от
конституционного состава Верховной
Рады, утверждается всеукраинским референдумом,
назначаемый Президентом
Непосредственная демократия возникла еще в условиях первобытнообщинного строя и является исторически первой формой осуществления власти народа. В Украине накоплены вековые демократические традиции, которые были присущи нашему народу с древнейших времен. В конце X - начале XI в. в Киевской Руси закрепилась особая разновидность поздней военной демократии - так называемая вечевая демократия, которую М. С.Грушевский называл органом общественного контроля над князем и его управлением. Вечевая демократия была прогрессивней, чем тогдашняя демократия германцев и франков, поскольку правом участия в народном собрании - вече Киевской Руси были наделены не только дружинники, но и главы семейств и хозяева дворов. Проявления элементов непосредственной демократии и представительной демократии были присущи Украине на всех этапах ее исторического развития. Н.Григорьев-Наш писал, что древние веча, общины «татарских людей», коповища Литвинских времен, казацкие рады до Хмельницкого, при Хмельницком, во времена Колиивщины и Палиивщины, свободные общины, Центральная Рада базировались на традициях украинского народовластия. Но богатый положительный опыт непосредственного народовластия в Украине в течение длительного времени не имел развития.
Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву Украины"