Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право Украины"
Общественные организации есть также формой самоорганизации граждан, но, в отличие от политических партий, участие в политической жизни не является содержанием их деятельности. Согласно Закону Украины «Об объединении граждан», они призваны удовлетворять и защищать законные социальные, экономические, творческие, национально-культурные и другие интересы своих членов и не имеют основной целью получения прибылей. Статус религиозных, профсоюзных, молодежных и детских организаций регулируется отдельными законами.
Возникновение и развитие
многопартийности, основание участия
политических партий в формировании
органов государственной власти
есть, во-первых, препятствием узурпации
власти государством; во-вторых, одной
из гарантий реализации конституционного
права граждан Украины
Конституция определила Украину
как демократическое
Правовое регулирование
статуса политических и общественных
организаций началось Законом Украины
«Об объединении граждан» от 16 июня
1992 года. Политические партии в то время
находились на стадии становления, и
потому законодатель не регулировал
их статус отдельным законом. Но беспрерывный
процесс развития многопартийности
обусловил необходимость
Это обусловило то, что политические партии, во-первых, стали полноценными субъектами избирательного процесса, а во-вторых, оказывали содействие структуризации Верховной Рады Украины. Была сделана попытка создать парламентское большинство. В-третьих, они, таким образом, активизировали работу парламентских фракций, в-четвертых, увеличили влияние на формирование органов исполнительной власти. Так была начата практика консультаций Президента Украины с лидерами парламентских фракций перед внесением им на рассмотрение Верховной Рады кандидатуры Премьер-министра и др. В-пятых, были созданные такие условия, при которых уменьшилось влияние внепартийных депутатов на деятельность парламента, вследствие чего их численность резко уменьшилась. Если во время парламентских выборов 1998 г., которые проводились по смешанной избирательной системе, с 218 депутатов, избранных в одномандатных округах, 111 были внепартийными1, то через полтора года количество народных избранников, которые не входили ни в одну из фракций Верховной Рады, составило 19 чел., т.е. 4,2 % от конституционного состава парламента Украины. Такая же тенденция, только в ускоренном темпе, происходила и после парламентских выборов 2002 г., что засвидетельствовало необходимость формирования органов государственной власти на основе пропорциональной избирательной системы. В ФРГ, где утверждена смешанная избирательная система, численность независимых депутатов, как правило, не превышает 2–2,2 % депутатов Бундестага. А после выборов 1983 г. их не было совсем.
Таким образом, Закон Украины
«Об объединении граждан» начал
противоречить реалиям
Через десять лет после появления первых политических партий, 5 апреля 2001 г., был принят Закон Украины «О политических партиях в Украине». Принятие в Украине этого Закона после сравнительно короткого периода партийной историиможно объяснить тем, что: во-первых, после обретения Украиной независимости и провозглашения пути к демократии начался быстрый рост количества политических партий, увеличение их влияния на общественное отношение; во-вторых, развитие политических партий, повышение их роли в политической системе страны значительно опередил формирование демократических традиций. Закон становился их определенным компенсатором; в-третьих, в последнем десятилетии ХХ и в начале ХХІ века политико-партийная и политико-правовая стороны общественной жизни в Украине развивались более интенсивно, чем в предыдущие года, не говоря уже о ХІХ веке; в-четвертых, за более чем сто лет партийной истории странами Западной Европы и других регионов мира был накоплен немалый опыт цивилизованного участия политических партий как в борьбе за государственную власть и ее реализацию, так и в конституционно-правовом регулировании их статуса. Все больше он становится достоянием украинских политиков и ученых; в-пятых, одним из основных направлений внешней политики Украины является интеграция в Западную Европу, в том числе в политическом аспекте.
Двадцать пятого марта 2004 г. украинский парламент постановил Закон «О выборах народных депутатов Украины», согласно которому выборы народных депутатов осуществляются на принципах пропорциональной избирательной системы с избранием депутатов в многомандатном общегосударственном избирательном округе по избирательным спискам кандидатов в депутаты от политических партий и избирательных блоков политических партий. С внесением 8 декабря 2004 г. изменений в Конституцию Украины существенно повысилась роль политических партий в формировании органов государственной власти и местного самоуправления. Так, на конституционном уровне по результатам выборов и на основе согласования политических позиций в Верховной Раде Украины должна формироваться коалиция депутатских фракций, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины. Она вносит предложения Президенту Украины относительно кандидатуры Премьер-министра, а Премьер-министру — относительно большинства состава Кабинета Министров Украины (кроме Министра обороны Украины и Министра иностранных дел Украины).
Закон Украины «О политических партиях» оказывает содействие дальнейшему развитию политических партий, повышению их роли в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, демократизации политической системы, росту уровня политико-правовой культуры граждан. Сущность политических партий вытекает из современных тенденций общественного развития и конституционно-правового закрепления их места и роли в политической системе Украины. Политическая партия — это зарегистрированное, согласно закону, добровольное объединение граждан — приверженцев определенной общенациональной программы общественного развития, которые имеют целью оказывать содействие формированию и выражению политической воли граждан, принимают участие в выборах и других политических мероприятиях. Из этого определения вытекает, что, во-первых, граждане объединяются в политические партии добровольно. Т.е. никто не может быть принужден к вступлению в любую из политических партий или ограничен в праве добровольного выхода из политической партии, испытывать притеснения в связи с принадлежностью к какой-то из них. Принадлежность или непринадлежность к политической партии не может быть основанием для ограничения прав и свобод или для предоставления государством любых льгот или преимуществ. Во-вторых, в политические партии граждане объединяются на основании благосклонности к определенной общенациональной программе общественного развития. Согласно своей идеологической основе (коммунистической, социалистической и социал-демократической, либеральной и неолиберальной, консервативной и неоконсервативной, национально-демократической и др.), каждая из них содержит систему тактических и стратегических задач и методов их достижения. Речь идет об определенных путях решения наиболее жгучих политических, экономических, экологических, духовных и др. проблем, которые возникли на современном этапе развития Украины. Партийная программа является своеобразным ориентиром для участия граждан в политической жизни, через нее активный гражданин находит ответы на вопросы, которые ставит жизнь, относительно привлекательности или непривлекательности той или другой политической партии.
Украинский законодатель
предусмотрел обязательство политической
партии иметь свою программу и
закрепил основные ее элементы: цели и
задачи партии и пути их достижения.
В таком концентрированном виде
приведенная норма имеет важное
значение как для развития политических
партий, так и для повышения
их роли в политической системе Украины.
Во-первых, политические партии должны
теперь более ответственно относиться
к подготовке своих программ, определение
целей и задач партии и, особенно,
путей их достижения учитывая интересы
социальных слоев, прослоек, групп. Во-вторых,
социальные слои, прослойки, группы, связывая
реализацию своих интересов с
определенной политической партией, имеют
законные основания для того, чтобы
поставить вопросы о ее политической
ответственности в виде недоверия
на выборах или в других формах
в случае невыполнения ею программных
целей и задач. В-третьих, определение
сущности политических партий закрепляет
их место в политической системе
Украины как демократического государства.
С одной стороны, они выражают
политическую волю граждан. Те политические
партии, которые победили на выборах,
принимают участие в
Итак, политические партии, должны быть частью общества, порождаться им, от его имени, в его интересах и под его контролем вести соревнование за право формировать органы государственной власти.
56. Порядок создания политических партий. Принципы деятельности политических партий.
На учредительном съезде (конференции, собрании) политической партии
утверждаются устав и программа политической партии, избираются ее
руководящие и контрольно-ревизионные органы.
Деятельность политической партии может осуществляться лишь после ее
регистрации. Не допускается деятельность незарегистрированных политических
партий.
Регистрацию политических партий
осуществляет Министерство юстиции
Украина.
Для регистрации политической
партии в Министерство юстиции
Украина вместе с заявлением
представляются:
1) устав и программа политической
партии;
2) протокол учредительного
съезда (конференции, собрания)
политической партии с указанием
даты и места его проведения,
количества участников, которые
проголосовали за создание политической
партии;
4) сведения о составе руководящих
органов политической партии;
платежный документ, удостоверяющий
внесение регистрационного
сбора;
6) название и адрес банковского
учреждения, в котором политическая
партия будет открывать счета.
Министерство юстиции Украины
осуществляет регистрацию политической
партии после проверки представленных
материалов.
После регистрации политическая
партия приобретает статус юридического
лица.
Регистрация областных, городских
и районных организаций или других
структурных образований, предусмотренных
уставом партии, осуществляется
соответствующими органами
юстиции Министерства юстиции Украины,
если
иной порядок не предусмотрен
законом, только после регистрации
политической партии Министерством
юстиции Украины. После регистрации
областных, городских и районных
организаций политических партий они
могут приобретать статус юридического
лица, если это предусмотрено
уставом партии.
Первичные ячейки политической
партии, которым уставом
политической партии не предоставляется
право юридического лица, легализуют
свою деятельность путем письменного
сообщения о создании в
соответствующий орган юстиции
Министерства юстиции Украины в
10-дневный срок со времени их
образования. О своем образовании первичные
ячейки политической партии
должны в указанный срок уведомить
также соответствующие местные
органы исполнительной власти и органы
местного самоуправления.
Органы, осуществляющие регистрацию
политических партий и их
областных, городских, районных
организаций или других структурных
образований, предусмотренных
уставом партии, ведут соответствующие
реестры.
Форму реестров утверждает
Министерство юстиции Украины.
Министерство юстиции Украины,
его соответствующие органы после
регистрации выдают политической
партии, областной, городской, районной
организации партии или иным
структурным образованием, предусмотренным
уставом партии, регистрационное
свидетельство установленного Кабинетом
Министров Украины образца.
Политическая партия ежегодно
информирует Министерство юстиции
Украина о областные, городские,
районные организации партии или другие
структурные образования, предусмотренные
уставом партии. Политическая
партия также информирует Министерство
юстиции Украины об изменениях
названия, программы, устава,
руководящих органов партии, их адреса
и
местонахождения в недельный
срок после принятия решений по этим
вопросов.
Министерство юстиции Украины
обнародовала ежегодно список
зарегистрированных политических
партий, их юридические адреса.
В течение 30 дней с момента поступления
документов, указанных
в пунктах 1-6 настоящей статьи,
Министерство юстиции Украины принимает
решение о регистрации или отказе
в регистрации политической партии.
Этот срок может быть продлен
Министерством юстиции Украины в
случае необходимости, но не
более чем на 15 дней.
В регистрации политической
партии может быть отказано, если
документы, представленные
для регистрации политической партии,
не
соответствуют Конституции,
этому и другим законам Украины.
Регистрирующие органы, указанные
в части пятой этой статьи,
принимает решение о регистрации
областных, городских, районных
организаций или других структурных
образований политической партии,
предусмотренных уставом партии,
в течение 10 дней со дня поступления
письменного заявления от них,
заверенной руководящим органом политической
партии.
К заявлению прилагаются:
Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву Украины"