Шпаргалка по "Конституционному праву Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право Украины"

Вложенные файлы: 1 файл

кпу.docx

— 322.92 Кб (Скачать файл)

копия устава политической партии; 
протокол учредительного собрания или конференции, на которых было 
образовано областную, городскую, районную организацию или иное структурное 
образования политической партии. 
В случае отказа в регистрации Министерство юстиции Украины 
и его органы юстиции должны предоставить заявителю свое письменное 
мотивированное решение. 
Решение Министерства юстиции Украины или его органа юстиции 
относительно регистрации или непринятие любого решения по этому вопросу 
может быть обжаловано в суд. 
Отказ в регистрации не является препятствием в повторном обращении 
о регистрации.

Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности, гласности.

 

57. Прекращение  деятельности политических партий.

Прекращение деятельности политической партии 
Политические партии прекращают свою деятельность путем 
реорганизации или ликвидации (самороспуска) или в случае запрета ее 
деятельности или аннулирования регистрационного свидетельства в порядке, 
установленном настоящим и другими законами Украины. 
Решение о реорганизации или самороспуске принимается съездом 
(конференцией) политической партии в соответствии с уставом политической 
партии. Одновременно с принятием такого решения съезд (конференция) 
политической партии принимает решение об использовании имущества и средств 
политической партии на уставные или благотворительные цели.

 

58. Конституционные  основы партийной системы Украины.  Конституционные принципы и средства  участия политических партий  в институционализации органов  публичной власти.

тановление многопартийной системы в Украине началось в начале ХХв и было связано, в основном, с двумя факторами: развитием рабочего движения и формированием национального самосознания. Политический спектр первых политических партий был разнообразным, но преобладали два направления: национально-демократическое (Украинская народная партия (УНР) - одна из первых партий в Украине, провозгласившая в 1900г своей целью возрождение нации) и социалистическое (Украинская социал-демократическая партия, Украинская партия социалистов-революционеров – эсеры, Украинская партия социалистов-федералистов и др.). Процесс формирования многопартийности в Украине был прерван с установлением тоталитарного режима в СССР и однопартийной системы во главе с КПСС. Последняя партия, которая отстаивала независимость Украины (Украинская коммунистическая партия) прекратила свое существование в 1925г. Возрождение многопартийной системы относится ко второй половине 80-х годов XX в. в условиях начавшихся демократических преобразований в период «горбачевской перестройки» и ликвидации монополии КПСС в 1989 г.. Ускорили этот процесс в конце XXв. три события: принятие в 1990г закона «О политических объединениях», провозглашение независимости в 1991 г и принятие в 1996 г Конституции Украины. В настоящее время в Украине существует более ста партий, что свидетельствует о незавершенности этого процесса. (В цивилизованных демократиях функционируют до десятка партий, а преобладающее влияние имеют две-три партии или блока партий). Правовой статус партий регулируется Законом «Про політичні партії України», которым определяется политическая партия как «зарегистрированное согласно закону добровольное объединение граждан-сторонников определенной, общенациональной программы общественного развития, имеющее своей целью содействие формированию и выражению политической воли граждан, беретучастие в выборах и других политических мероприятиях». Согласно закону, все партии являются равными перед законом, а их деятельность может быть запрещена лишь по решению Верховного суда Украины в четко определенных случаях: если их программные цели и деятельность направлены на ликвидацию независимости Украины, смену конституционного строя насильственным путем, подрыв безопасности государства, пропаганду насилия, войны, разжигание межэтнической, расовой или религиозной вражды, посягание на права и свободы граждан и др.

Типологизация партий в Украине затруднена в связи с незавершенностью складывания партийной системы. Опираясь на имеющиеся исследования по этой проблеме» в разнообразии идеологического спектра можно выделить три главные направления: социалистическое (левые партии), социально-либеральное (левоцентристские и центристские партии) и право-центристские (неоконсервативные партии). Левые партии: КПУ (В.Симоненко), СПУ (А.Мороз), ПСПУ (Н.Витренко) и др. Левые силы неоднородны в идеологическом аспекте, имеют разные ориентиры во внутренней и внешней политике и в настоящее время они переживают глубокий кризис, утратив доминующее влияние как в стране, так и в Верховной Раде, превратившись из большинства в меньшинство. Если КПСС и ПСПУ придерживаются, в основном, традиционных марксистских взглядов, то СПУ все более ориентируется на социал-демократические ценности и отстаивает идею национальной государственности. Социально-либеральное направление (центристские партии): СДПУ, СДПУ(о), ЛПУ, «Батьківщина», НДПУ, Партия регионов, «Партия промышленников и предпринимателей» (ППУ), «Наша Украина» и др.). Это направление еще более пестрое как по идеологической ориентации, так и по направленности внешней и внутренней политики. Объединяя социал-демократические и либеральные ценности, это направление в конкретной своей деятельности отстает как от современной европейской социал-демократии, так и либерализма. Отличительная черта большинства партий этого спектра то, что они по своему происхождению являются партиями правящей бюрократии и олигархов и их главная цель - укрепление власти для реализации интересов финансово-промышленных групп, которые они, в основном, и представляют.

Неоконсервативное направление (правые партии). Сюда относятся, в основном, национально-демократические и христианско-демократические партии: УНП (Ю.Костенко), НРУ (Б.Тарасюк), УРП (Л.Лукьяненко), ХДПУ и др. В отличие от партий социально-либерального направления, партии национально-демократической направленности, как и подобные им в Польше, Чехословакии, Латвии, Эстонии, Литве, Молдове, Белоруссии и др., возникли на основе массового движения против тоталитарной системы, за независимость своей страны и демократические преобразования. Первоосновой этих партий в Украине стал Народный Рух Украины (НРУ), учредительный съезд которого состоялся в 1989 г. Наряду с требованием восстановления украинской государственности, демократизм НРУ выявился в том, что верность национальной идее органично соединялась с провозглашением равенства всех национальных меньшинств и этнических групп на территории Украины. На рубеже ХХ-ХХI ст. национальная демократия переживает кризис, что приводит к расколу НРУ и образованию ряда самостоятельных партий: Украинская республиканская партия (УРП), Народний рух Украины (НРУ), Украинский народный рух, преобразованный в 2003 г. в Украинскую народную партию (УНП) и др. Причины этого явления - разные, объективные и субъективные. Главная из них заключается в том, что основная задача национальной демократии - достижение независимости - была реализована, а трансформация национально-демократической идеологии в либерально-рефористскую или неоконсервативную не состоялась. Процесс поиска путей демократических преобразований в условиях независимости и привел к расколу НРУ (массовой организации, объединявшей в своих рядах самые разнообразные социальные слои населения, но прежде всего - интеллигенцию) и необходимости создания новых партий, отражающих интересы социальных групп и слоев, формирующихся в процессе преобразования тоталитарной системы в демократическую. Некоторые из них избрали либеральную ориентацию (партия «Реформы и порядок» (ПРП)), но большинство вновь образовавшихся партий видят пути преобразований на основе неоконсервативной идеологии. Их консерватизм заключается в стремлении решать проблемы современного развития на базе синтеза национально-культурных традиций и достижений современной цивилизации, и прежде всего в последовательной ориентации на интеграцию с европейскими структурами.

В политическом спектре Украины  имеются и партии националистической направленности (праворадикальные), но они не имеют широкой социальной базы и значительного влияния: Организация украинских националистов (ОУН), Конгресс украинских националистов (КУН), всеукраинское объединение «Свобода» (О. Тягныбок).

В целом большинство украинских партий имеют ряд общих черт:

-ни одна политическая сила  не имеет достаточного влияния  во всех областях страны:

прослеживается регионализация по схеме: Западная Украина – Донецко – Криворожский регион - Центральная Украина – Крым – Юг Украины;

-внутри блоков и партий происходят  расколы;

-наблюдается утрата интереса  граждан ко всем партиям, падает  их авторитет и влияние;

-происходит сращивание партийного  аппарата с бизнесом, часто теневым;

- отсутствует сотрудничество партий  в главном - решении основных  социально-экономических и политических  проблем;

-большинство партий не имеют  прочной социальной базы, а значит  и своего электората.

Важнейшая задача на пути к демократической  многопартийности - выработка базовых ценностей и целей, которые получили бы поддержку основных социальных слоев общества. Без такого понимания нормальное функционирование многопартийности невозможно.

Партийную систему в Украине  можно отнести в атомизированной, характеризующейся множеством политических партий, большинство их которых маловлиятельны. Учитывая политические реалии в Украине, можно констатировать, что процесс формирования многопартийности и становления партийно-политической системы еще не завершился, что связано с незавершенностью социально-экономических и политических преобразований и замедленностью образования социальной базы - среднего класса. Но есть уже основания сделать вывод, что началась складываться двоблоковая политическая система, для которой характерно функционирование нескольких влиятельных партий, разделяющихся на два блока, находящихся в постоянном соперничестве.

 

 

 

59. Конституционное  право на свободу мировоззрения  и вероисповедания. Конституционно-правовой  статус и виды религиозных  организаций.

Согласно Статье35. Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность.

В Украине правовой статус религиозных  организаций регламентируется Конституцией Украины и Законом Украины  «О свободе совести и религиозные  организации», с принятием которого 23 апреля 1991 г. Украина радикально изменила свое отношение к проблемам свободы совести и вероисповеданию, закрепила правовой статус религиозных организаций, предусмотревши гарантии этой свободы. В статье 35 Конституции Украины закреплено, что каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедание. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и обряды, вести религиозную деятельность.

Осуществление этого права может  быть ограниченно законом лишь в  интересах охраны общественного  порядка, здоровья и моральности  населения или защиты прав и свобод других людей.

Церковь и религиозные организации  в Украине отделены от государства, а школа — от церкви. Никакая  религия не может быть признана государством как обязательная. Вместе с тем  никто не может быть освобожден от своих обязанностей перед государством или отказаться от выполнения законов  по мотивам религиозных убеждений.

В случае если выполнения военной  обязанности противоречит религиозным  убеждениям гражданина, его выполнение должно быть заменено альтернативной (невоенной) службой. Положения этой статьи отвечает содержанию ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 9 Європейской конвенции о защите прав и основных свобод человека. Закон Украины «О свободе совести и религиозные организации» есть в целом концептуальным документом, который отображает качественные изменения в отношении к правам человека, свободы совести, религиозным организациям как в социальный институт. В нем, в частности, закрепленные основательные правовые основы для участия религиозных организаций в общественной жизни; уточнено понятие религиозных организаций; их правовой статус, в том числе имущественные права; раскрыто содержание и сущность режима отделения церкви (религиозных организаций) от государства и школы от церкви (религиозных организаций), внедрено для религиозных организаций льготный режим налогообложения; служители культа приравнены к другим гражданам в праве на участие в политической жизни; урегулированы трудовые отношения в религиозных организациях и на них предприятиях; изменен правовой статус государственного органа по делам религий и т.п.

Важность обеспечения осуществления  свободы, исповедовать религию или  убеждение подчеркивается тем, что  законодатель предусмотрел уголовную  ответственность за незаконное содержание, осквернение или уничтожение  религиозных святынь (ст. 179 Уголовного кодекса Украины), за препятствование  осуществлению религиозного обряда (ст. 180). Религиозными организациями  в Украине считаются религиозные  общины, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские  общества (миссии), духовные учебные  заведения, а также объединения, которые состоят из религиозных  организаций. Религиозные объединения  представлены своими центрами (управлениями). Религиозные организации в Украине  создаются для удовлетворения религиозных  нужд граждан исповедовать и распространять веру и действуют согласно своей иерархической структуры, избирают, назначают и меняют персонал согласно своим уставам (положениями).

Согласно ст. 14 Закона, религиозная  организация может быть создана  гражданами: в количестве не менее  десяти человек; совершеннолетними (которые  достигли восемнадцатилетнего возраста); которые имеют устав (положение), зарегистрированный согласно этому  Закону.

 

60. Конституционные  основы организации и деятельности  профессиональных союзов в Украине.

Этот Закон определяет особенности правового регулирования, принципы создания, права и гарантии деятельности профессиональных союзов.

Согласно ЗУ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профессиональный союз определяется как  добровольная, неприбыльная общественная организация, которая объединяет граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной (трудовой) деятельности (обучения) (ст. 1). Целью деятельности профсоюзов является представительство, осуществление и защита трудовых, социально-экономических прав и  интересов членов профсоюзов (ст. 2). Запрещается любое ограничение  прав или установление преимуществ  при составлении, изменении или  прекращении трудового договора в связи с принадлежностью  или непринадлежностью к профсоюзам или определенному профсоюзу, вступлением  в него или выходом из него. Профсоюзы  в своей деятельности независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления, работодателей, других гражданских  организаций, политических партий, им не подотчетны и не подконтрольны. Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не вызывает каких-либо ограничений  трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, гарантированных  Конституцией Украины и другими  нормативно-правовыми актами Украины.

Профсоюзы действуют согласно законодательству и своим уставам, которые принимаются съездами, конференциями, учредительными или общими сборами  членов профсоюза соответствующего уровня и не должны противоречить  законодательству Украины. Заслуживает  быть выделенным принципиальное положение  о том, что в вопросах коллективных интересов работников профсоюзы  осуществляют представительство и  защиту интересов работников независимо от их членства в профсоюзах. Основной задачей профсоюзов является представительство  и защита интересов работников перед  владельцем. Исходя из этих задач, основными  функциями деятельности профсоюзов выступают защитная и представительская, которые дополняются контрольными полномочиями по соблюдению законодательства о труде.

 

61. Конституционно-правовое  регулирование организации и  функционирования молодежных и  детских общественных организаций  в Украине. Статус молодежных  и детских общественных  организаций.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву Украины"