Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу «Прокурорский надзор в РФ».
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
по курсу «Прокурорский надзор в РФ»
1. Учреждение прокуратуры в России.
Институт прокуратуры в России возник после указа Петра I от 12 января 1722 года «О должности Генерал-прокурора». Петр I замыслил прокуратуру как особый институт контроля за деятельностью чиновников всех мастей, отнюдь не чуждых казнокрадства, и ведомств, пресечения безнаказанного своевольства столичных и местных правителей. Известный российский историк В.О. Ключевский писал, что Петр I немало размышлял над будущим прокурорской власти. Ему хотелось создать такой надзорный орган, который не спасовал бы перед вельможными чинами и "сиятельствами", в том числе и перед Сенатом, являвшимся высшим органом управления и контроля в России. Понадобились три его указа, чтобы российская надзорная власть обрела сравнительно завершенные очертания. Генерал-прокурор в плане надзора становился над Сенатом и напрямую выходил на императора. В его обязанности входило "сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах... истинно, ревностно и порядочно без потеряния времени по регламентам и указам отправлял, а также смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал".
Российские прокуроры, в отличие от своих западноевропейских коллег того времени, главные функции которых сводились к уголовному преследованию и поддержанию обвинения, были изначально блюстителями законов, обладая контрольно-надзорными полномочиями общегосударственного значения.
В последующий период российской государственности прокуратура переживала далеко не лучшие времена. В 1726 году Екатериной I была фактически упразднена должность генерал-прокурора и лишь в декабре 1741 года вновь восстановлена императрицей Елизаветой Петровной.
И все же, несмотря на все
перипетии истории и некоторые
изменения в статусе
2. Этапы развития прокуратуры России.
1772 – 1864 гг. – дореформенная (петровская) прокуратура.
1864 – 191 7 гг. – пореформенная прокуратура.
1922 – 1991 гг. – советская прокуратура.
С 1991 г. – новая российская прокуратура.
Указом от 12 января 1772 г.: «Быть при Сенате генерал-прокурору» была учреждена должность генерал-прокурора для надзора за деятельностью и решениями Сената, а в дальнейшем и система надзора за другими центральными и местными учреждениями. Таким образом, созданная прокуратура была смешанного типа, осуществлявшая тотальный надзор за исполнением законов органами власти, учреждениями и подданными, а также уголовное преследование в суде.
Судебная реформа 1864 г., проведенная Александром II, привела к выполнению одной основной функции – обеспечению уголовного преследования на следствии и в суде. К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных еле-дователей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания об их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции – обеспечения уголовного преследования на следствии и в суде («обличения обвиняемого перед судом»).
Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 г. В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственныхучреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов ГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
Закон РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ» внес новые походы в прокурорскую практику. Прокурорский надзор за судом был заменен участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, изменился характер общенадзорной деятельности: исключался надзор за гражданами, сами проверки могли иметь место только в случаях поступления информации о нарушении закона и ряд других нововведений. Правовой статус дореформенной прокуратуры в конечном итоге устанавливал ее прямое подчинение главе государства – императору. Пореформенная прокуратура входила в систему исполнительных органов государства и возглавлялась руководителем одного из центральных органов исполнительной власти – министром юстиции. Советская прокуратура формально была подчинена высшему законодательному органу – Верховному Совету страны и его Президиуму, ими контролировалась и выполняла их решения.
В российских условиях прокуратура, не входя ни в одну из систем власти, выполняет функцию одного из элементов системы сдержек и противовесов и путем применения мер к устранению нарушений закона обеспечивает деятельность каждой ветви власти в рамках своего конституционного поля.
3. Функции
пореформенной прокуратуры (
Большое значение для утверждения
новых демократических
Серьезным изменениям статус
прокуратуры подвергся в период
судебной реформы 1864 года. После судебной
реформы прокуратура
Должности прокурора судебной
палаты и его товарищей учреждались
в соответствии с судебными уставами.
Организация прокуратуры
Первое поколение работников прокуратуры немногим уступало своим коллегам-противникам - адвокатам и в соблюдении норм судебной этики, и в стремлении установить в деле истину, а не доказывать вину подсудимого, во что бы то ни стало.
4. Характеристика Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" 1992 г. в ред. 2005 г.
В соответствии с ч. 5 т. 129 К РФ полномочия, организация и порядок деят-ти П РФ определяются ФЗ. ФЗ о П принят Гос. Думой 18 октября 95 г. (подписан Президентом РФ 17.11.95 г.), опубликован и введен в действие 25 ноября 1995 г. ФЗ, принятым Гос.Думой 23 декабря 1998 г. в Закон П РФ внесены изменения и дополнения'.ФЗ содержит основные положения статуса прок.системы в целом. В нем определяется понятие П как единой фед. центр-ной системы органов, осуще-щих от имени ФЗ надзор за соблюдением К РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Закон определяет принципы организации и деят-ти П (ст. 4), функции П (ст. 1, 8, 9, 31). В нем содер жится совокупность норм, харак-щих П РФ как систему; определяются составляющие ее звенья: Ген.П (ст. 14), П субъектов Федерации и приравненные к ним П (ст. 15), П городов и районов, приравненные к ним П (ст. 16); определяются полномочия пр. различных уровней прок.системы по ру ководству подчиненными органами П (ст. 17, 18, 19). В самостоятельных разделах закона содержатся нормы, харак-щие отдельные виды (отрасли или подфункции) ПН,например, гл. 1 разд, 111 Закона «Надзор за исполнением законов. Значительное место в Законе о П РФ (в ред. Закона от 23 декабря 1998 г.) уделено регламентации прохождения службы в органах и учреждениях П. Этот раздел «Служба в органах и учреждениях П. Кадры органов и учреждений П» существенно изменен и дополнен. Существенно развиты в Законе о П РФ (в ред. Закона от 23 декабря 1998 г.) меры поощрения и дисциплинарной ответ-ти работников (ст. 41', 47). Законом определено,что в системе Ген.П РФ образуется Главная военная П (ГВП), возглавляемая заместителем Ген.пр. РФ – Главным военным пр.Военные пр и следователи поощряются и несут ответ-сть в соответствии с Законом о П РФ и Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил РФ.
5. Конституционные
нормы о прокуратуре:
Организация и деят-ть П
как фед.органа гос-ва, осущ-щего надзор
за исполнением законов, должна быть
точно и полно урегулирована
нормами фед.законод-ва. Основные компоненты
правовых основ деят-ти П определены
в ст. 3 ФЗ о П. В ней установлено,
что организация и порядок
деят-ти П РФ и полномочия пр. определяются
К РФ, З о П и др. фз, междун.
дог-ми РФ. Согласно К РФ деят-ть органов
П в субъектах Федерации
В частности ст. 1 29 Конституции РФ закрепляет:
1) прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ;
2) Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ;
3) прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами;
4) иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ;
5) полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.
6. Функции и
направления деятельности
Функции прокуратуры – конкретное направление деятельности, обусловленное назначением прокуратуры, выраженное в её целях и задачах.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:
Другие направления