Шпаргалка по «Прокурорский надзор в РФ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу «Прокурорский надзор в РФ».

Вложенные файлы: 1 файл

прокурорский надзор.docx

— 169.01 Кб (Скачать файл)

 

20. Принцип независимости  прокурорского надзора.

 

Принцип независимости заключается в том, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов независимо от федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов и общественных объединений и руководствуются законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ.

Реализация принципа независимости  органов прокуратуры осуществляется их организационным построением; установленным  порядком назначения прокуроров; определенной законом системой подчиненности  и подотчетности прокуроров; порядком материально-технического обеспечения  прокурорских органов (финансирование всех органов прокуратуры осуществляется за счет средств федерального бюджета  независимо от бюджета местных органов); материальным и социальным обеспечением работников органов прокуратуры

 

21. Внутриорганизационные  принципы деятельности прокуратуры

 

Зональный (территориальный) принцип предусматривает организацию деятельности прокуратуры посредством распределения работы структурных подразделений между работниками по определенным территориям (территориальным зонам) Напр.: в Генпрокуратуре в зависимости от объема работы в состав территориальной зоны включаются прокуратуры одного ил нескольких S-в Федерации.

В процессе осуществления  своей деятельности зональный прокурор оформляет соответствующее производство, в котором содержаться документы, находящиеся на исполнении. Отражаются недочеты и ошибки, а также отмечаются сведения о положительном опыте  работы.

Предметный принцип связан с предметом деятельности прокурора и характеризуется распределением обязанностей между прокурорами по различным направлениям правового регулирования (в соответствии с этим принципом за прокурором закрепляется определенное конкретное направление деятельности, относящееся к предмету ведения).

В органах прокуратуры  для организации работы используется предметно-зональный принцип, означающий закрепление за зональными прокурорами  еще и определенных сфер правового  регулирования (предметом ведения).

Вопрос о распределении  обязанностей в  органах прокуратуры  в соответствии с зональным и  предметными принципами организуется прокурором-руководителем или начальником  управления (отдела) и оформляется  письменным распоряжением или приказом. Организация работы по предметно-зональному принципу обязывает прокурора обобщать относящиеся к предмету ведения  статистические и другие данные прокуратуры  об исполнении законов, анализировать  соответствующие материалы (доклады, решения коллегий, обзоры и др. материалы).

 

22. Понятие и  виды методики прокурорского  надзора.

 

Методика прокурорского  надзора. Разработаны значительного  глубже чем тактика.

- это совокупность организационных,  тактических и технических приемов  и средств, применяемых для  наибольшей эффективности осуществления  прокурорского надзора. 

- это научно обоснованные  рекомендации по наиболее эффективному  применению различных приемов  средств в рамках осуществления  прокурорского надзора.

  Любая методика состоит  из 2-х элементов: методов и  приемов.

Метод – способы и средства решения определенных задач.

Прием – это конкретное действие служащие определенной цели.

Все приемы делятся на организационные, тактические и технические.

Организационные направлены на обеспечение современного поступления  и обработки информации в органах  прокуратуры, оптимизацию работы прокурора, облегчение планирование.

Тактические приемы основаны на рекомендациях обобщенного опыта  прокурорского надзора, сведений из логики, психологии и других наук и  направленные на решение вопросов обоснованности, целесообразности и последовательности применения различных средств в  рамках осуществления прокурорского  надзора.

Технические приемы направлены на рациональное и активное использование  различных технических средств  в целях совершенствования организации  работы по надзору.

Свойства приемов.

  1. базируются на требованиях закона.
  2. свойство избирательности (выбор из арсенала приемов каждый раз)
  3. рекомендательный характер приемов.

Виды методик.

Все методики делятся на общие, отраслевые и частные.

Общие – это совокупность общетеоретических положений прокурорского  надзора в целом.

Отраслевая – совокупность теоретических положений осуществления  прокурорского надзора по отдельным  отраслям и направлениям. (Например, различные письма Ген.прокурора.)

Частная – это совокупность научного обоснованных методов и  приемов, применяемых прокурором для  выявления, устранения и предупреждения нарушений конкретного закона или  группы законов, регулирующих однородные общественные отношения, на конкретном объекте или в конкретном органе.

 

23. Наука прокурорского  надзора.

 

ПН – это система  знаний об основных, закономерностях  развития и функционирования прокуратуры  и ПН в России.

Начала формироваться  в начале 20в. Первая работа 1948 г. –  «Социалистическая законность в  Сов.гос. управлении». До этого деятельность прокурора изучалась в рамках уголовного и гражданского процесса. До революции ПН изучался Муравьев («ПН в его устройстве и деятельности») Первый учебник – Тадевосян.

Серьезный подъем – после  создания института чего-то там в 70-е. (Березовская С.Г., Даев, Маршунов, Колаев, Ламовский В.Д., Мелкумов).

Концепция судебной реформы (закон). ПН – пережиток. Прокуратуре  предлагалось оставить только поддержку  гос.обвинения.

1994 г. – Концепция развития  прокуратуры на переходный период (не закон) разработана Институтом

Современное состояние.

Предмет:

Состоит из 3 частей:

  1. Организация деятельности прокуратуры.

Изучаются наиболее общие  вопросы.

  1. Характеристика основных направлений деятельности прокуратуры

Все чем занимается прокуратуры, кроме ПН

  1. Надзор как основная функция прокуратуры
    1. Сущность и задачи прокурорского надзора
    2. Объект, предмет и пределы надзора
    3. Поводы и основания возникновения, изменения и прекращения прокурорского надзора.
    4. Процедура осуществления надзора.
    5. Доказывание и доказательства в ПН.
    6. Тактика и методика.
    7. Акты прокурорского надзора.

Методы:

Сочетание общенаучных (синтез, анализ, метод историзма и т.д.) и частнонаучных (диалектический метод, сравнительно-правовой метод) методов.

 

24. Прокурорский  надзор как учебная дисциплина. Система курса.

 

Преподается с 1954 г. Предмет = предмету науки.

Система УД:

  1. Общая часть

Сущность и задачи прокуратуры, история развития прокуратуры, законодательство о прокуратуре, принципы организации  деятельности, доказывание и доказательство, тактика, методика и техника ПН.

  1. Особенная часть
    1. ПН. 4 его основные отрасли: за исполнением законов (общий надзор), за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за исполнением закона органами осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, за исполнением законов администрациями органов и учреждений исполняюших….. (см. по закону – в общем Уголовно-исполнительная система(условно)). Некоторые исследователи считают, что существует 5 отрасль – за исполнением законов судебными приставами
    2. Участие прокурора в рассмотрении дел судами: в УП, ГП или АП.
    3. Иные направления деятельности прокуратуры: расследование преступлений, координация деятельности правоохранительных органов, участие в правотворческой деятельности, международное сотрудничество.
  2. Специальная часть (некоторые авторы): прокуратура в зарубежных государствах.

 

25. Связь науки  прокурорского надзора с другими  юридическими науками.

 

Связь с другими науками:

  1. ТГП. Разрабатывает категориальный аппарат, ПН эти понятия расширяет и наполняет их новым содержанием
  2. ГП. Вопросы статуса Ген.прокурора. Вопросы взаимодействия прокуратуры с другими гос. органами.
  3. С УПП, ГПП, АПП. В области статуса прокурора в этих процессах.
  4. АП. Вопросы ответственности за неисполнение законных требований прокурора, вопросы участия прокурора в административным производстве.

 

26. Прокурорская  власть и формы и ее реализации.

 

 Прокурорскую (надзорную)  власть как вид государственной  власти характеризует наличие  конституционно установленных оснований  ее организации и деятельности, определенного объема реализуемых  ею государственно-властных полномочий, а также обособленной системы  государственных органов и государственных  служащих, обладающих особым статусом, реализующих данные государственно-властные  полномочия.

Особый статус государственных  служащих прокуратуры характеризуют  законодательно установленные особые образовательные, профессиональные, морально-этические  требования работникам прокуратуры, наличие  высшего юридического образования, особый порядок привлечения к  административной и уголовной ответственности.

Внешним проявлением реализации государственно-властных полномочий характеризующим  прокурорскую (надзорную) власть, как  вид государственной власти, является характер ее актов, их обязательный характер. Прокуратура имеет единые средства и меры реагирования, установленные  законом, апробированные практикой. Прокуроры  освобождают своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному  задержанию на основании решений  несудебных органов; опротестовывают  противоречащие закону правовые акты, обращаются в суд или арбитражный  суд с требованием о признании  таких актов недействительными; вносят представления и предостережения  об устранении нарушений закона.

Прокуратура, являясь органом  государственной власти, призвана быть не только важным инструментом в системе  сдержек и противовесов, в уравновешивании  и ограничении других ветвей власти, но и являться элементом, направленным на согласованность и скоординированность  действий властей, их баланса, дабы ни одна из ветвей власти не могла возвыситься  над другой, либо подавлять другие. Различие в способах осуществления  государственной власти теми или  иными органами государства, предполагает в конечном счете единство власти. Прокуратура через сущность прокурорско-надзорной  деятельности, с ее задачами, функциями  и полномочиями, призвана обеспечивать это единство.

Органы прокуратуры осуществляют также надзор за законностью решений, принимаемых органами местного самоуправления, которые, не являясь органами исполнительной власти, по существу выполняют управленческие функции.

 

27. Актуальные вопросы  теории прокурорского надзора.

 

За последнее время  коррупция получила широкое распространение,она  тесно переплетается с организованной преступностью исвидетельствует об активном проникновении криминальных структур вразличные эшелоны исполнительной власти, государственные органы.Многие предприниматели наталкиваются  на искусственные препятствия в  решении производственных вопросов на всех уровнях власти, для преодоления  которых они прибегают к подкупу. Наиболее часто используется подкуп при получении кредитов, субсидий, помещений в аренду, лицензировании, регистрационных мероприятиях. Серьезную  опасность представляют сращивание государственных и коммерческихструктур, факты корыстных злоупотреблений  в правоохранительных и контролирующих органах власти и управления. Укоренилась  незаконная практика вхождения руководящих  работников органов власти в число  учредителей коммерческих структур.

Информация о работе Шпаргалка по «Прокурорский надзор в РФ»