Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу «Прокурорский надзор в РФ».
Прокуроры также участвуют
в рассмотрении дел судами, опротестовывают
противоречащие закону судебные решения,
принимают участие в
7. Прокурорский надзор в системе надзора и контроля
Контрольно-надзорная
Социальный контроль – это совокупность процессов в социальной системе, по средствам которой обеспечивается следование определенным образцам поведения, а также соблюдение ограничений, нарушение которых отрицательно скажется на функционировании системы.
Или это система наблюдений и проверки процессов функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров.
Или это вся система социальных регуляторов.
Система социального контроля. Социальный контроль складывается из государственного и общественного контроля (контроль общественности, контроль общественных организаций, контроль со стороны гражданина – все это проявления принципа гласности).
Разновидности государственного контроля:
Контроль тесно связан с подконтрольной деятельности и предполагает вмешательство в нее. Надзор же отстранен и осуществляется из вне. Контроль систематичен, надзор по общему правилу осуществляется при наличии информации о нарушении закона. Контроль направлен на всю деятельность проверяемой организации. Надзор же всегда связан с определенным параметром этой деятельности. Контроль предполагает самостоятельное устранение нарушений, надзор же по общему нарушений нет.
8. Прокурорский надзор в системе права и законодательства.
Точки зрения на место
Алексеев. ПН – это комплексная
отрасль права. Противники: любая
комплексная отрасль имеет
Тадевосян, Шебанов. ПН – это подотрасль государственного права.
Ламовский. ПН как наука выделился из науки ГП, но в качестве отрасли самостоятельного статуса не получил.
Строгович. Выделение ПН в качестве самостоятельной отрасль права не имеет смысла. Деятельность прокурора подробно регулируется УПП, ГПП. Противники – деятельность прокурора не только и не столько в УП и ГП. Основная деятельность – надзор.
Березовская. ПН – самостоятельная отрасль права. Деятельность П существенно отличается от всех иных деятельности государства. Основная функция – контроль и надзор. 4 ветвь. Предметом регулирования являются общественные отношения которые:
9. Предмет и
метод прокурорско-надзорного
Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.
Методы прокурорского надзора – совокупность научно обоснованных и апробированных практикой приемов и способов применения, реализации правовых средств прокурорского надзора.
Метод:
10. Структура прокурорско-
Прокурорско-надзорное право
– это система правовых норм,
регулирующих общественное отношения,
которые возникают в связи
с осуществлением генеральным прокурором
и подчиненными ему прокурорами
надзора за исполнением законов
всеми поднадзорными органами и
должностными лицами путем выявления,
пресечения, предупреждения правонарушений,
восстановления нарушенной законности
и привлечения к
Структура:
Состоит из норм, институтов и подотраслей:
Норма – базовое звено. Особенности нормы из ПН: санкция обычно находится в нормах других отраслей.
Классификации:
по юр. силе:
по методу:
по содержанию:
Институты – совокупность правовых норм, регулирующих сходные общественные отношения. Существуют институты выраженные в законодательстве и невыраженные. Выраженные – институт принципов, институт проверки, невыраженные – институт сроков, институт доказывания.
Подотрасли – совокупности правовых институтов, обладающих высокой степенью специализации входящих в них правовых образований. Например, ПН.
11. Понятие и
особенности прокурорско-
Состав правового отношения
образуют его субъекты и содержание.
Субъекты прокурорско-надзорных
Термин «прокурор» используется
здесь в широком смысле, т. е. имеются
в виду не только руководители определенных
органов прокуратуры, но и их заместители,
старшие помощники и помощники,
прокуроры отделов и
Особого внимания заслуживает проблема многосторонних прокурорско-надзорных правоотношений. В литературе в качестве примера таковых приводится отношение, возникающее при даче прокурором санкции на выселение в административном порядке. На самом же деле здесь возникает не одно, а два правоотношения (или группы отношений). В рамках административного отношения решается вопрос о необходимости и возможности выселения определенного лица. Оно устанавливается между указанным лицом и соответствующим органом, организацией, требующим освободить помещение. Надзорное отношение возникает между прокурором и тем органом, который ставит вопрос о выселении. Единственное его назначение — оценка законности выселения. Следовательно, налицо два различных правовых отношения между различными субъектами, с различным содержанием и объектами. Кроме того, прокурор не вправе вторгаться в конкретную деятельность поднадзорных органов и тем самым в те правоотношения, в рамках которых она осуществляется, т. е. не может стать дополнительным их участником. Таким образом, прокурорско-надзорные правоотношения всегда двусторонние.
Содержание правового отношения составляют взаимосвязанные субъективные права и обязанности его субъектов. В общем виде содержание прокурорско-надзорного правоотношения можно определить как связь права прокурора (одновременно это и его обязанность в силу публичного характера прокурорского надзора) на предупреждение правонарушений, их выявление и пресечение, выяснение обстоятельств правонарушения, принятие мер к устранению как самого правонарушения, так и его последствий, привлечение соответствующих лиц к ответственности, с одной стороны, я обязанность определенных органов, организаций, лиц выполнить законные требования прокурора — с другой. Вместе с тем государственные и общественные органы, организации, их должностные лица, а также граждане вправе (а в ряде случаев и обязаны) обратиться к прокурору с заявлением, сообщением, жалобой о совершенном или готовящемся правонарушении, которое прокурор обязан рассмотреть, принять необходимые меры и сообщить заявителю о принятом решении.
На основании изложенного
можно предложить следующее определение
прокурорско-надзорных
12. Классификация
прокурорско-надзорных
Прокурорско-надзорные
13. Объект, предмет, пределы прокурорского надзора.
Объект.
1 точка зрения: деятельность поднадзорных органов.
2 точка зрения: законность
деятельности поднадзорных
3 точка зрения: сами органы
Предмет:
1 точка зрения: отождествляют термины объект и предмет
2 точка зрения: не используют термин предмет.
3 точка зрения: предмет
используется для
Даев и Маршунов: читай словарь! Объект есть внешние явления на которые направлены внимание, деятельность. Предмет – это то, на что направлено какое лицо действие. Объектом не может выступать вся деятельность, т.к. произойдет подмена надзора контролем. Объектом надзора не могут выступать сами органы, т.к. как таковые они прокурора не интересуют. Предметом же выступают конкретные акты и действия.
Пределы – это категория, позволяющая определить компетенцию прокурора по надзору в определенной сфере.
Определяются по 3 направлениям.
Внешние и внутренние пределы.
К числу неподнадзорных субъектов относятся: Президент, Правительство (как таковое), ФС РФ, Суды, ФЛ.
14. Правовые формы (средства) прокурорского надзора.
Средства прокурорского надзора – совокупность правовых приемов, способов действия прокурора для достижения
целей и осуществления задач прокуратуры, состоящая из юридических норм, прав и обязанностей, актов правоприменения, предусмотренных исключительно законом.
Для осуществления надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными полномочиями. Эти полномочия реализуются в результате конкретных действий и, актов, которые именуются средствами прокурорского надзора.