Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Следователь
как участник уголовного процесса
§ 1. Понятие и процессуальное
положение следователя
§ 2. Полномочия следователя
ГЛАВА 2. Взаимодействие
следователя с иными участниками
уголовного процесса
§ 1. Ведомственный контроль
и
§ 2. Прокурорский надзор
за деятельностью следователя
§ 3. Судебный контроль
за деятельностью следователя
§ 4. Взаимодействие
следователя с органами дознания
при расследовании уголовных
дел
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие в стране
экономические и социальные изменения
привели к резкому увеличению
количества преступлений, техническому
вооружению преступников, изощренным
способам совершения преступлений.
Современное состояние преступности,
ее постоянный рост и изменение
качественных характеристик, прежде
всего, повышение организованности
– требуют кардинальных изменений
в работе правоохранительных
органов, в первую очередь,
в деятельности следователей. Успех
борьбы с преступностью в существенной
мере определяется тем, насколько
быстро и полно будет раскрыто
каждое преступление, изобличены
и преданы суду все лица, виновные
в его совершении. Правильное
решение следователем вопросов,
входящих в предмет доказывания
по каждому уголовному делу, во
многом предопределяет законность
и справедливость судебного приговора.
Какой бы процессуальной самостоятельностью
и независимостью суд ни обладал,
он выносит свою оценку, исходя из материалов
уголовного дела, направляемого прокурором
на его рассмотрение. Именно следователь
в первую очередь определяет наличие состава
и события преступления, доказывает виновность
лица, привлечённого к уголовной ответственности,
определяет юридическую оценку преступления,
сумму причинённого материального ущерба
и т.д..
Выше перечисленные
задачи решаются в ходе предварительного
следствия. Следует подчеркнуть,
что именно следователь является
органом государства, осуществляющим
государственноправовую функцию
расследования преступлений. Следователи
учреждены специально для осуществления
данной функции.
Раскрытие и расследование
преступлений, изобличение виновных,
восстановление доброго имени
человека, составляют сущность работы
следователя. От его умения
и энергии, настойчивости и
оперативности, инициативы и самоотверженности
во многом зависит исход дела.
Отдельные стороны
проблемы процессуального статуса
следователя неоднократно рассматривались
в правовой науке. В работе,
в частности, используются работы
таких ученых в сфере уголовнопроцессуального
и других отраслей права, как
, и ряда других авторов, комментарии
уголовнопроцессуального законодательства,
учебники уголовнопроцессуального
права.
Целью представленной
работы выступает комплексный
анализ проблем процессуального
статуса следователя, проведенный
по следующим направления:
всесторонний анализ
правовых актов, действующих в
Российской Федерации как источников
процессуального статуса следователя;
рассмотрение проблем
применения правовых норм, регулирующих
процессуальный статус следователя.
В рамках данных
направлений предполагается решить
следующие задачи:
выявить тенденции
развития норм, регулирующих процессуальный
статус следователя;
рассмотрение проблем
процессуального статуса следователя,
таких как процессуальная самостоятельность
следователя.
Объектом научного
анализа настоящей работы являются
проблемы
процессуального статуса
следователя как теоретическая
категория и как правовое явление
социальной действительности.
Методологической основой
исследования является диалектический
метод. В ходе исследования
использовались обще– и частнонаучные,
а также специальные методы
познания.
Работа состоит из
следующих основных частей: введения,
главы 1 «Следователь, как участник
уголовного процесса», в кторой
будут рассмотрены вопросы о
процессуальном положении и полномочиях
следователя. Главы II, в которой
будут раскрыты основные аспекты
взаимодействия следователя с
иными участниками уголовного
процесса, заключения и списка
использованных источников.
В Работе использованы
работы таких ученых – процессуалистов,
как И.В.Александров, Е.Д. Болташев,
В.П. Божьев, Т.В. Моисеевой, А.М.
Ларина, Н.Ф.Фатальниковой, А.В. Гриненко
и др.
Нормативную основу
составили: Конституция РФ, федеральное
законодательство, затрагивающее вопросы
регулирования правового статуса
следователя в уголовном процессе.
Судебная практика представлена
решениями федеральных судов.
ГЛАВА 1. СЛЕДОВАТЕЛЬ КАК
УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
§ 1. Понятие и процессуальное
положение следователя
Следователь – должностное
лицо, уполномоченное осуществлять
предварительное расследование
уголовных дел в форме предварительного
следствия. Этот участник уголовного
судопроизводства отнесен к числу
участников со стороны обвинения.
Но это не означает, что он
во что бы то ни стало
должен изобличать лиц, привлекаемых
к уголовной ответственности.
Закон требует от него, чтобы
он, осуществляя доказывание, устанавливал
также обстоятельства, смягчающие
ответственность обвиняемого, исключающие
преступность и наказуемость
его деяния, а также влекущие
за собой освобождение от уголовной
ответственности и наказания,
т.е. способствовал всестороннему,
полному и объективному разрешению
уголовного дела.
В наши дни следователями
могут быть должностные лица,
состоящие на государственной
службе в Следственном комитете
при Прокуратуре РФ, органах Министерства
внутренних дел, Федеральной службы
безопасности и Федеральной службы
по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ.
К их ведению отнесено расследование
большинства уголовных дел о
преступлениях, отличающихся, как
правило, повышенной сложностью
и опасностью. При определенных
в УПК РФ условиях они вправе
осуществлять предварительное расследование
и в форме дознания (п.7 ч. 3 ст. 151
УПК РФ).
Все следователи пользуются
при расследовании преступлений
равными процессуальными правами
и несут одинаковые процессуальные
обязанности независимо от их
ведомственной принадлежности. Уже
давно у нас в стране обсуждается
вопрос о создании единого
следственного аппарата, который
объединил бы «под одной крышей»
всех следователей независимо
от их ведомственной принадлежности,
однако, первые шаги к этому
уже сделаны Федеральным законом
от 5 июня 2007 года № 87ФЗ «О внесении
изменений в УПК РФ и ФЗ
«О прокуратуре РФ» в рамках
прокуратуры РФ был создан
Следственный комитет, который,
согласно пункту 4 статьи 11 ФЗ «О
прокуратуре РФ», состоит из
Главного следственного управления
Следственного комитета при прокуратуре
РФ, следственных управлений Следственного
комитета по субъектам Федерации
и приравненных к ним специализированных
следственных управлений, в том
числе военных следственных управлений
Следственного комитета, а также
следственных отделов по районам,
городам и приравненных к ним
специализированных следственных
отделов, в том числе военных
следственных отделов Следственного
комитета.
Для решения задач,
которые должны решаться в
ходе предварительного расследования
дел, следователям предоставлены
сравнительно широкие процессуальные
полномочия :
– возбуждать уголовные
дела;
– принимать их к
своему производству или передавать
прокурору для направления по
подследственности;
– самостоятельно направлять
ход расследования, принимать
решения о производстве следственных
и иных процессуальных действий
(кроме случаев, когда необходимо
получение судебного решения
– давать органам
дознания обязательные для исполнения
письменные поручения о производстве
отдельных следственных действий,
оперативнорозыскных мероприятий,
об исполнении постановлений
и производстве иных процессуальных
действий;
– осуществлять иные
полномочия, предусмотренные законом.
При производстве предварительного
следствия следователь процессуально
самостоятелен. Это проявляется
не только в том, что он
может сам направлять ход расследования,
но и в том, что ему дано
право при определенных в законе
обстоятельствах не подчиняться
указаниям прокурора. Он вправе
сделать это, если не согласен
с указанием или решением прокурора:
а) о привлечении лица в качестве
обвиняемого; б) о квалификации
преступления; в) об объеме обвинения;
г) о передаче уголовного дела
другому следователю.
Для решения возложенных
на него задач (раскрыть преступление,
изобличить виновного, не допустить
привлечения в качестве обвиняемого
невиновного и др.) следователь
наделен значительными властными
полномочиями:
– по собиранию доказательств
(вызов и допрос свидетелей, потерпевших
и других лиц, назначение экспертизы,
производство обысков, выемок, осмотров,
совершение других предусмотренных
законом действий);
– по принятию решений,
например, о привлечении в качестве
обвиняемого, о признании потерпевшим,
об окончании предварительного
следствия (как правило, следователь
составляет обвинительное заключение
или прекращает уголовное дело).
Процессуальная самостоятельность
следователя – положение уголовнопроцессуального
законодательства, согласно которому
следователь самостоятельно принимает
все решения о направлении
следствия и производстве следственных
действий (за исключением случаев,
когда законом предусмотрено
получение судебного разрешения)
и несет полную ответственность
за их законное и своевременное
проведение. Правом вмешательства
в процессуальную деятельность
следователя с 2007 года обладает
руководитель следственного органа
путем дачи ему письменных
указаний о производстве следствия.
В то же время следователю
предоставлено право отстаивать
свое мнение об основных решениях,
принимаемых по делу, и при
этом высказывать свои возражения.
Следователь осуществляет
государственноправовую функцию
расследования преступлений. Для
ее понимания, осуществления и
совершенствования важно исследование
сущности принципа процессуальной
самостоятельности следователя
как субъекта расследования. Следователь
является основным субъектом
расследования потому, что он
самостоятельно производит основное
количество следственных и иных
процессуальных действий.
Уголовнопроцессуальное
законодательство устанавливает
необходимые гарантии законности
и обоснованности принимаемых
следователем процессуальных решений.
К таким гарантиям относятся
закрепленные в действующих нормах
принципы уголовного процесса: законности,
всестороннего, полного и объективного
исследования обстоятельств дела,
презумпция невиновности, обеспечения
подозреваемому и обвиняемому
права на защиту, язык, на котором
ведется предварительное расследование
и другие.
В юридической литературе
высказаны суждения об отнесении
к основополагающим руководящим
началам, имеющий нормативноправовой
характер в уголовном судопроизводстве
принцип процессуальной самостоятельности
следователя. Тем самым подчеркивается
определенная значимость данного
принципа для дальнейшего укрепления
законности и улучшения всей
следственной работы.
Принципы уголовного
процесса – это вытекающие
из природы Российского государства,
теоретически обоснованные и
законодательно закрепленные основные
правовые положения, которые выражают
демократическую и гуманистическую
сущность уголовного процесса, определяют
построение всех его процессуальных
форм, стадий и институтов и
направляют уголовнопроцессуальную
деятельность на достижение задач
и целей, поставленных государством
перед уголовным судопроизводством
в целом и стадии предварительного
расследования в частности.
Все они составляют
единую систему, ибо в своем
осуществлении взаимосвязаны и
взаимообусловлены. Эта взаимосвязь
проявляется в любом действии,
при вынесении любого процессуального
решения следователя. Каждый принцип
есть вместе с тем условие
обеспечения эффективности других
принципов и всего процесса
в целом.
Принцип процессуальной
самостоятельности следователя
представляет реальную гарантию
законности и обоснованности
процессуальных решений следователя,
поскольку дает ему возможность
в пределах установленной законодательством
компетенции вполне самостоятельно
формулировать выводы и суждения
на основе проверенных достоверных
доказательств. Презюмируется при этом,
что никто лучше следователя, в чьем производстве
находится дело и кто лично непосредственно
вникает в сущность исследуемых обстоятельств,
не может оценить доказательства в их
совокупности и принять наиболее оптимальные
и верные и рациональные решения по каждому
возникающему правовому вопросу.